ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 40

Двадцать лет без войны

Как создавался полноприводный грузовик ГАЗ-63

Его старт на конвейере совпал с началом холодной войны, грозившей перерасти в горячую. А закончил он свой производственный путь ровно через 20 лет — в год, когда советские танки вошли в Прагу. Но мировая война ни в эти два десятилетия, ни позже, к счастью, не началась. Наверное, в том числе и поэтому ГАЗ-63 даже сегодня можно встретить «живьем»…

Никогда не было секретом, что полноприводные автомобили в СССР создавались в первую очередь для армии. А уж в конце сороковых, когда вчерашние союзники стали потенциальными противниками, стране срочно понадобились новые военные машины, ведь основной парк полноприводных автомобилей Советской армии в годы Великой Отечественной составляли как раз американские модели. Впрочем, конструкторский задел у наших заводов был.

Отзывы об автомобиле ГАЗ 63

На Горьковском, в частности, полноприводный грузовик проектировали еще перед войной.

Машину во второй половине тридцатых годов прошлого века создавали унифицированной с ГАЗ-11-51, который должен был сменить в производстве устаревшую полуторку ГАЗ-ММ. Модель, как и иные новинки советских заводов, планировали поставить на конвейер в 1942-м. На основе ГАЗ11-51 и проектировали полноприводный ГАЗ-63 и его версию с укороченной базой ГАЗ-62. Прототип появился еще в 1939–1940 годах. Разрабатывали также трехосные модели с индексами 33 и 34. Ведущим конструктором проектов был автор многих моделей со всеми ведущими осями П.А. Грачев.

Работы над грузовиками, которые должны были встать на конвейер после войны, продолжились, едва немцев отогнали от Москвы. При доводке ГАЗ63 горьковские инженеры, очевидно, внимательно изучили ленд-лизовский Chevrolet G-7107. Такие машины, близкие к 63-му по компоновке, во время войны собирали на ГАЗе. Впрочем, американский вариант имел меньшую грузоподъемность и двухскатные колеса сзади.

В 1943-м появился образец ГАЗ-63 с немного измененной кабиной американского Studebaker. К этому времени ведущим конструктором 63-го стал П.И. Музюкин — в будущем, кстати, главный конструктор УАЗа. Окончательный вариант кабины ГАЗ-51 и ГАЗ-63 создали не без влияния все того же Studebaker, но советская кабина со скругленными крыльями и встроенными в них большими фарами была заметно современнее. Разработки по трехосному ГАЗ-33 передали в Москву, где их использовали при создании ЗИС151. У горьковчан для такого автомобиля попросту не было достаточно мощного мотора.

Ну а ГАЗ-63 уже 1945-м среди других автомобилей, как водится, показали в Кремле. Правда, с производством чуть подзадержались. ГАЗ-51 встал на конвейер в 1946-м. А крупносерийный выпуск полноприводного грузовика начали 31 сентября 1948 года. В советских справочниках долго указывали 1946-й. Но в это время речь могла идти лишь о так называемой нулевой серии, машины которой попадали на подконтрольную эксплуатацию. Конструкторы получили за 63-й Сталинскую премию. Кстати, в те годы премии инженерам, в том числе автомобильным, раздавали довольно часто. И было за что…

Народ и армия

По современной терминологии ГАЗ-63 можно считать даже грузопассажирским. В кузове с высокими бортами по бокам стояли откидные лавки. Надо было обладать солдатской стойкостью или испытывать самую острую необходимость куда-то ехать, чтобы долго усидеть в кузове этой жесткой (с рессорными подвесками) прыгучей машины. Но все лучше, чем пешком форсировать хляби советского бездорожья!

По паспорту грузоподъемность ГАЗ63 на асфальте составляла 2000 кг, на грунте — 1500 кг. Но кто их, эти килограммы, считал где-нибудь в дальнем колхозе или забытом обкомовским начальством леспромхозе? А еще машина могла тащить прицеп массой до 2000 кг — читай: легкую пушку.

Проходимость грузовика была отменной! Со всеми односкатными колесами он имел и почти одинаковые переднюю и заднюю колеи плюс дорожный просвет, в зависимости от шин составлявший 270–280 мм, а углы въезда и съезда — 48° и 32° соответственно. Кроме того, имелась раздаточная коробка с понижающей передачей (1,96). Поскольку передаточное число первой ступени КП равнялось 6,40, на полноприводном «газоне» можно было при желании даже пахать (естественно, догрузив в кузов балласт). А еще имелся вариант ГАЗ-63А — с лебедкой. В общем, в умелых руках 63-й мог проехать там, куда порой было страшно заходить.

Хватило бы только тяги мотора! На ГАЗ-63 стоял агрегат ГАЗ-51 — отпрыск довоенного ГАЗ-11, скопированного с Dodge D5. К слову, этот двигатель выпускали до конца 80-х! На 63-м он развивал всего 70 л.с. при 2800 об/мин и 205 Нм при 1500–1700 об/мин. Автомобиль был способен лишь на максимальную скорость — 65 км/ч (детскую по нынешним временам). Впрочем, этот показатель для такой машины, конечно, не главный. Куда важнее для советских реалий, что благодаря дополнительному (относительно ГАЗ-51) бензобаку запас бензина А-66 (да-да, был такой!) составлял 195 л. Грузовик, в среднем расходуя 25–29 л на 100 км, мог пройти без дозаправки примерно 650 км.

Но и водитель должен был соответствовать автомобилю. Места между рулем и простеньким диваном совсем мало. Стеклоочистители с вакуумным приводом работали тем медленнее, чем быстрее ехал автомобиль. Сначала кабина не имела даже отопителя, он появился лишь в 1952-м. Говорить об отсутствии усилителя руля и тормозов по отношению к этой по-солдатски аскетичной машине даже как-то неудобно.

Но самой главной болезнью высокого с узкой колеей автомобиля была плохая устойчивость. Склонность к опрокидыванию на больших скоростях можно простить — не его режимы. Но и на бездорожье, особенно на косогорах, шофер должен был быть начеку. Впрочем, на то он и шофер, а не просто пользователь. От человека, которому доверили столь серьезный автомобиль (и которого к тому же научили латать камеру, «перетряхивать» карбюратор, а то и замять поршневую), логично ждать и навыков преодоления бездорожья.

Конечно, о недостаточной устойчивости на заводе знали. Поэтому спроектировали и построили прототипы с расширенной колеей и иной кабиной. Но в серию модернизированный автомобиль не пустили. Все силы и средства направили на принципиально новую модель — ГАЗ-66. Тем временем 63-й дал жизнь нескольким, в том числе очень интересным, модификациям.

Шестьдесят три с плюсом

Еще во время войны П.А.Грачев проектировал унифицированный по шасси с 63-м ГАЗ-68 (он же СУ 63) — колесное самоходное орудие. Но и эта модель в производство не пошла. В отличие, кстати, от бронетранспортера БТР-40, многие узлы и агрегаты которого тоже были общими с применяемыми на ГАЗ-63.

А еще существовали другие, практически гражданские, модификации: седельный тягач ГАЗ-63П, рассчитанный на полуприцеп массой до 6000 кг, и его вариант 63Д — с коробкой отбора мощности для самосвального полуприцепа. Обе машины имели двухскатные задние колеса. На шасси ГАЗ-63 строили несколько вариантов пожарных машин, цистерны для перевозки топлива, масла и молока, ставили санитарные фургоны.

Курганский автобусный завод построил небольшое количество КАвЗ-663 — полноприводных автобусов на шасси ГАЗ-63, с кузовом, аналогичным горьковскому ГЗА-651 и похожим машинам, выпускаемым множеством больших и малых заводов СССР. Среди опытных образцов на основе ГАЗ-63 были версии с мягкой крышей для десантных войск, полугусеничный прототип.

До 1968-го, когда 63-й уступил на конвейере место 66-му, выпустили 474 464 автомобиля. Они еще долго встречались на дорогах, а иногда и на городских улицах. Конечно, несмотря на прочность и простоту конструкции, с годами высоких машин с «зубастыми» шинами становилось все меньше. Зато потом, уже в 80-х, 63-и стали «всплывать» с армейских складов — ухоженные, в хорошем состоянии. Как правило, именно эти «демобилизованные» экземпляры принадлежат сегодня поклонникам советского ретро. Нижнеклапанные «шестерки» совсем не молодых, но по-прежнему готовых отправиться туда, куда без специальной подготовки не сунуться, «газонов» урчат все так же — по-боевому. Почти как в годы их молодости, когда 63-и вместе со всей страной готовились к большой войне. Которая, к счастью, так и не началась.

Азиатский след

ГАЗ-63 экспортировали в социалистические и, как тогда писали, развивающиеся страны. По советской лицензии их производили в Северной Корее и Китае. В КНДР машина звалась «Сынри-61» (от Sungri — «победа»). В Китайской Народной Республике 63-и делали под именем «Юэцзинь230» (Yuejin NJ230).

Технические характеристики
Масса снаряженная/полная, кг 3200/5350
Длина, мм 5525
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2245
Колесная база, мм 3300
Колея спереди/сзади, мм 1588/1600
Дорожный просвет, мм 270
Грузоподъемность, кг 2000 (по грунту – 1500)
Размерность шин, дюймы 9,75–18 (с середины 1950-х – 10,00–18)
Двигатель
Тип и количество цилиндров Бензиновый, Р6
Рабочий объем, см3 3485
Мощность, л.с./кВт 70/51,5
При об/мин 2800
Крутящий момент, Нм 205
При об/мин 1500–1700
Коробка передач Механическая 4-ступенчатая, раздаточная 2-ступенчатая
Тип полного привода Подключаемый
Максимальная скорость, км/ч 65
Расход топлива, л/100 км (при 40 км/ч) 25

текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото: из архива автора

Двигатель ЗМЗ-511/513 ГАЗ-53, 3307, ГАЗ-66

Краткое описание

Двигатель ЗМЗ-511 и его модификации, применяется для установки на грузовые автомобили средней грузоподъемности, такие как — ГАЗ–53, ГАЗ-66, ГАЗ–3307. ЗМЗ-511 – это модернизированный ЗМЗ-53а, 53-11.
На ЗМЗ-511 применён ненастроенный одноярусный впускной коллектор, приводящий к пульсациям потока, негативно сказывающиеся на смесеобразовании. Применены головки цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами. Данные гловки обеспечивают степень сжатия 7,6:1, против 6,7:1 у старых двигателей.
Двигатель ЗМЗ-513 является модификацией 511-го предназначенной для более сложных условий эксплуатации (для военной техники, для перевозки грузов в сельской местности и в других тяжелых условиях). Двигатель имеет ряд отличий в конструкции, такие как поддон специальной формы под ведущий мост, экранированное исполнение элементов электрооборудования и др. Мощностные и моментные характеристики одинаковые. Двигатель ЗМЗ-513 отличается большим весом – 275 кг.

Характеристики двигателя ЗМЗ-511/513 ГАЗ-53, 3307, ГАЗ-66

Параметр Значение
Конфигурация V
Число цилиндров 8
Объем, л 4,254
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 80
Степень сжатия 7,6
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 92 кВт — (125 л.с.) / 3400 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 294 Н•м / 2000-2500 об/мин
Система питания Карбюратор К135
Рекомендованное минимальное октановое число бензина 76 — 80
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 262

Конструкция

Четырехтактный бензиновый двигатель, с карбюраторной системой питания, с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением клапанов и одним расположенным внизу распределительным валом.

За рулем раритетного ГАЗ-63

Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Блок цилиндров

Блок цилиндров ЗМЗ-511 отливается из алюминиевого сплава. На двигатели устанавливаются гильзы с нижней фиксацией, сверху прижимаются головкой, а снизу гильзы уплотняются медными кольцами. Для улучшения жесткости блока его нижняя часть расположена ниже оси коленвала на 75 мм.

Параметр Значение
Материал Алюминиевый сплав АЛ-4
Диаметр цилиндра, мм 92,00
Межцилиндровое расстояние (расстояние между осями соседних цилиндров блока), мм 123,00
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм 67,0
Вес, кг 44

Материал гильз — специальный легированный чугун. Высота гильз – 153 мм. Посадочный диаметр – 100 мм.

Коленчатый вал

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна ВЧ-50 с закаленными шеями (до середины 90х) или без закалки их (после середины 90х).

Параметр Значение
Диаметр коренных шеек, мм 70,00 — 69,987
Диаметр шатунных шеек, мм 60,00 — 59,987

Шатун

Шатуны ЗМЗ-511(513) кованные для снижения веса.

Параметр Значение
Длина, мм 156,00
Диаметр отверстия верхней головки, мм 25,00
Вес, г 860

Поршень

Параметр Значение
Диаметр, мм 92,00-91,988
Компрессионная высота, мм 51,0
Вес, г 565

Поршневой палец имеет наружный диаметр 25 мм, внутренний — 16мм.

Бронетранспортер БТР-40 (объект 141)

Легкий колесный бронетранспортер, созданный не без влияния американского Scout Car МЗА1. Разрабатывался с 1947 года в ОКБ ГАЗа с использованием узлов и агрегатов полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-бЗ. Принят на вооружение Советской Армии в 1950 году под обозначением БТР-40. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с конца 1950 по 1960 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

БТР-40 — базовая версия. Сварной открытый сверху несущий корпус. Все колеса ведущие. Вооружение (пулемет СГМ или СГМБ) может устанавливаться в четырех точках: на передней поперечной штанге, поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) — соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре бортовых лючка. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществлялись через две бортовых двери и одну кормовую, двухстворчатую.

БТР-40А (1951 г.) — зенитная установка ЗТПУ-2 смонтирована на постаменте в десантном отделении и состоит из двух пулеметов КПВ калибра 14,5 мм. Максимальный угол возвышения пулеметов +90°, склонения -5°. Для стрельбы по наземным целям имеется телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным — коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект 1200 патронов. Боевая масса 5,6 т. Экипаж 4 человека.

БТР-40Б (1958 г.) — сварной корпус с бронированной крышей с двумя большими люками, закрываемыми двухстворчатыми крышками. Высота корпуса увеличена на 130 мм. Демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемета. Введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Число мест для десанта сокращено до шести. Боевая масса 5,3 т.

БТР-40жд/БТР-40Ажд (1969 г.) -железнодорожный вариант. Оснащался стальными катками с внутренними ребордами, которые крепились к откидывающимся рычагам с пружинными амортизаторами. Движение по рельсам обеспечивалось основными колесами, а боковая устойчивость — катками. Время, необходимое для перехода на движение по рельсам, — 3 — 5 мин. Масса комплекта оборудования — 520 кг.

БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.

«Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году.

Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и ряда других государств. По состоянию на 1995 год боевые машины этого типа эксплуатируются в Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже, Китае, Кубе, КНДР, Лаосе, Мали, Монголии, Танзании и Уганде. В армиях этих и других стран БТР-40 использовались в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке.

В некоторых странах видоизменялось вооружение бронетранспортера. В частности, на нем иногда устанавливали крупнокалиберный пулемет ДШКМ. В Национальной Народной армии ГДР на части машин смонтировали ПУ 9П110 с ПТУР «Малютка». В Египте в 60-е годы был разработан бронетранспортер «Валид», внешне очень напоминавший БТР-40. Правда, при его создании использовалось шасси западногерманского грузовика «Магирус».

В Российской Армии БТР-40 давно не эксплуатируется. Лишь несколько машин, переоборудованных в железнодорожный вариант, еще в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.

БТР-40 А

БТР-40Б

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-40

БОЕВАЯ МАССА, т: 5,3. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ДЕСАНТ, чел.: 8.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 5000, ширина -1900, высота без тента- 1750, с тентом — 1830, высота по пулемету — 1945, база — 2700, колея передних/задних колес -1588/1600, дорожный просвет-275…400. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ обр.1949 г.

Газ 63 черепашка

калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса -11…15, борт — 8…9, корма — 7, днище- 4.

ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-40, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 78 — 80 л.с. при 3400 об/мин, рабочий объем 3480 см3 .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач с отбором мощности на лебедку, двухступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи переднего и заднего мостов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4×4, размер шин 9.75-18", подвеска на четырех продольных полуэллиптических рессорах, гидравлические поршневые амортизаторы по четыре на каждом мосту.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 80.

ЗАПАС ХОДА, км: 285.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; глубина брода, м — 0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10 РТ-12.

БТР-60

В середине 50-х годов резко повысились требования, предъявляемые к колесным боевым машинам. По проходимости они теперь не должны были уступать танкам. В качестве обязательного условия заказчиком выдвигались требования преодоления окопов и рвов шириной до двух метров, а также водных преград, характерных для европейского ТВД

На Горьковском автозаводе под руководством В.А. Дедкова зимой 1956 года начались работы по созданию четырехосного шасси для перспективного колесного бронетранспортера. Это шасси легло в основу конструкции опытного БТР ГАЗ-49- Машина имела открытый сверху корпус, сваренный из стальных катаных бронелистов, установленных под различными конструктивными углами. На марше десантное отделение могло закрываться брезентовым тентом, защищающим бойцов от непогоды.

БТР-60ПБ (фото А. Малышева)

Силовая установка включала два автомобильных шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью по 90 л. с. (аналогичные моторы устанавливались и на БРДМ). Они размещались параллельно друг другу в корме машины, работая на синхронные четырехскоростные коробки передач. Каждый из двигателей через свою раздаточную коробку приводил два ведущих моста (например, правый работал на первый и третий). Передние пары колес могли отключаться. Особенностью компоновки являлось размещение агрегатов силовой передачи между полом десантного отделения и днищем машины. Для движения на плаву имелся водомет.-

БТР-60А

БТР-60ПБ

Установка на новом БТР двух двигателей позволяла не только применять уже освоенные промышленностью и войсками моторы (обеспечивая при этом высокую суммарную мощность), но и повышала живучесть машины. Даже с одним работающим мотором бронетранспортер ГАЗ-49 мог развивать скорость до 60 км/ч. При низких температурах двигатель, запущенный первым, помогал запуститься второму двигателю, что повышало боеготовность БТР.

Командно-штабная машина на базе БТР-60ПБ

Все колеса БТР оснастили независимой торсионной подвеской на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами. Давление в шинах поддерживалось автоматически.

Рулевое управление с гидроусилителем связывалось системой тяг и рычагов с первыми четырьмя колесами. Важное тактическое преимущество нового бронетранспортера заключалось в том, что он мог перемещаться на поле боя, даже потеряв два любых колеса.

13 ноября 1959 г. вышло правительственное постановление о принятии машины на вооружение под обозначением БТР-60П. Армия получила высокоманевренную боевую машину, обладающую отличными ходовыми качествами. В то же время к недостаткам БТР-60П следует отнести сложную силовую передачу и отсутствие бронекрыши.

БТР-бОП имел открытое сверху десантное отделение. Для ведения огня из автоматов и карабинов в бортах машины имелось шесть амбразур. Пулемет СГМБ (7,62 мм) был установлен на станке, закрепляемом на кронштейнах: в походном положении — на лобовом листе, в боевом — в бортовых или лобовом листах. Внугри машины были предусмотрены места для укладки автомата АК, гранатомета РПГ-7, сигнального пистолета, десяти гранат Ф-1. Штатный боекомплект — 1250 патронов к пулемету, 300 автоматных патронов (не считая боекомплекта десанта), пять выстрелов к гранатомету, шесть сигнальных патронов.

БТР-60.

Супер проходимость ГАЗ-63

Вид сзади (фото А. Малышева)

В лобовом листе перед командиром и водителем имеются смотровые люки. Над ними расположены гнезда для установки смотровых приборов. Для наблюдения при закрытых люках на уровне глаз водителя в броневых крышках, а также наклонных листах корпуса слева и справа имеются легкосъемные блоки. При движении в ночное время могут применяться приборы ночного видения ТВН- 2 для водителя и ТКН-1 для командира, причем последний прибор связан тягой с осветителем ОУ-3. Позже для улучшения обзора командира в дневное время на БТР-60П повился перископический прибор ТПКУ-2Б.

Машина управления на базе БТР-60

Десант (14 человек) и экипаж (два человека) БТР-60П обогреваются теплым воздухом, поступающим из системы охлаждения двигателя.

Внешняя связь БТР-60П обеспечивается приемо-передающей радиостанцией Р-113.

Для буксировки прицепов на суше имеется складной буксирный прибор. В передней части бронетранспортера установлена однобарабанная лебедка с карданным приводом от правой раздаточной коробки. Предельное тяговое усилие лебедки 4500 кГс, длина троса — 50 м.

В короткое время новые бронетранспортеры, выпущенные промышленностью в большом количестве в 1960-1963 гг., стали основными машинами мотострелковых подразделений, вытесняя БТР-152 из дивизий «первого эшелона». Несколько позже они появились и в морской пехоте.

В 1963 году был создан модернизированный вариант бронетранспортера — БТР-60ПА (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус был выполнен полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер имелось четыре верхних люка с бронекрышками.

БТР-60 на Даманском п-ве

Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек, зато существенно возросла степень его защищенности, особенно в условиях применения оружия массового поражения (что в начале 1960-х годов считалось делом весьма вероятным). Изменилось и вооружение машины — вместо пулемета СГМБ на бронетранспортере установили новый танковый пулемет ПКТ Серийный выпуск БТР-60ПА осуществлялся в 1963-1966 гг.

В 1965 г. был создан бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Масса машины возросла до 10,3 т. Вместо радиостанции Р-113 на машине установили более современную Р-123. Бронетранспортер находился в серийном производстве в 1965-1966 гг.

На базе БТР-60ПА в 1966 году был создан БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б). На бронетранспортере установили закрытую башню со спаренной пулеметной установкой — 14,5-мм КПВТ и ПКТ (7,62 мм) с оптическим прицелом ПП-61А.

Компоновка БТР-60ПБ

Вертикальный угол обстрела составил +30°/-5°. Внутри бронетранспортера укладывался автомат АК (АКМ), гранатомет РПГ-7 и запасной ствол для крупнокалиберного пулемета. Боекомплект машины — 500 патронов для КПВТ, 2000 патронов для ПКТ, 10 ручных гранат для Ф-1, пять выстрелов к гранатомету и 12 патронов к сигнальному пистолету. Усиление вооружения привело к снижению численности перевозимого десанта до восьми человек.

Было несколько усилено лобовое бронирование машины, которое теперь защищало от 7,62-мм бронебойной пули Б-32 на всех дистанциях и под всеми углами. Бортовая броня защищала от обычной пули того же калибра на дистанции более 100 м. Значительно усилили и противоатомную защиту бронетранспортера, получившего фильтровентиляционную установку, а также рентгенометр.

В походном положении водитель и командир машины вели наблюдение через два несъемных ветровых стекла, оснащенных стеклоочистителями и обогревательными устройствами. В боевом положении стекла закрывались глухими броневыми крышками, а командир вел наблюдение через четыре призменных прибора ТПН-А и один командирский прибор ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением и встроенной прицельной шкалой. Водитель в боевом положении пользовался приборами ТНП-А, расположенными спереди (три) и слева (два). Для десанта на бронетранспортере имелся перископический прибор МК-4 и призменный прибор ТНП-А. Кроме дневных была предусмотрена установка ночных приборов ТКН-1 (у командира) и ТВН-2Б (у водителя).

Силовая установка модернизированного бронетранспортера включала два двигателя ГАЗ-49Б (2 х 90 л. е.). На БТР-60ПБ применили новые шины с регулированием давления.

Отделение управления БТР-60ПБ


Модификации БТР-60

Опытный БТР-153 участвовал в конкурсе с БТР-60

БТР-60ПБ находился в серийном производстве с 1966 по 1976 г., став основной боевой машиной советской мотопехоты. На базе БТР-60ПБ создавались и многочисленные типы специальных машин, в частности, командирский БТР, машины управления БТР-60ПУ и БТР-60ПУ12, мобильная радиостанция Р-145 и другие.

В 70-х годах в артиллерийские подразделения стала поступать машина командира батареи 1В18 «Клен-1», разработанная на базе БТР-60ПБ. Она предназначалась для управления огнем полевой артиллерии и оснащалась специальным оборудованием, часть которого размещалась в поворотной башне, лишенной вооружения. Позже был создан модернизированный вариант машины управления — 1В18-1.

Для командира артиллерийского дивизиона, также на базе БТР-60ПБ, была разработана машина управления 1В19 «Клен-2», поступившая на вооружение в середине 70-х годов.

На базе БТР-60 выпускались также различные варианты командирских машин и машин управления действиями авиации.

В Румынии строился БТР ТАВ-71, представлявший собой модификацию БТР-60. На румынской модели установлены более мощные 140-сильные двигатели, угол возвышения башенных пулеметов увеличен, что позволяет их использовать для обстрела воздушных целей. На вооружении имелись следующие варианты боевой машины:

ТАВ-71 АР — самоходный 81 -мм миномет.

БРЭМ ТЕРА-71, ТЕРА-71L.

Командно-штабные машины ТАВ-71АР1450/451/452.

Кроме вооруженных сил Румынии БТР ТАВ-71 поставлялись армии Югославии.

До настоящего времени БТР-60 является одним из самых распространенных бронетранспортеров в мире. В различных вариантах он состоит на вооружении Азербайджана, Алжира, Анголы, Армении, Афганистана, Бахрейна, Беларусь, Ботсваны, Болгарии, Гвинеи-Биссау Замбии, Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, Камбоджи, Конго, Кубы, Ливии, Литвы, Мали, Мозамбика, Никарагуа, России, Сирии, Финляндии, Эстонии, Эфиопии.


БТР-70 Вид сверху

……………………………………………………………………..

Для бронетанковой техники нет преград —

ездим везде и всегда !!!

cкачать прайс-лист на тюнинговые работы

Этот лозунг полностью реализуется после проведения тюнинговых работ.

У Вас нет техники, но Вы хотите ее приобрести?

ГАЗ-63: ретро тест-драйв

Вам не нужно думать о том, где и как купить машину. Наша компания может предложить Вам уже готовую машину после согласования проекта тюнинга.

Наиболее популярен тюнинг БРДМ-2, эксплуатация этих машин на дорогах общего пользования разрешена после регистрации их органами Гостехнадзора. Наша компания не только выполнит комплекс тюнинговых работ, но и может взять на себя хлопоты с оформлением регистрационных документов.

Тюнинг бронетанковой техники включает в себя следующие работы:

  • замена карбюраторного двигателя на дизельный двигатель производства IVECO, ММЗ, ISUZU;
  • установка автоматической коробки передач;
  • изготовление и установка бронированных окон;
  • изготовление салона — срезка брони сверху под салон, изготовление и установка каркаса салона, утепление и обшивка, изготовление полов, декоративная отделка салона, изготовление и установка сидений, изготовление торпеды;
  • установка съемной стеклопластиковой рубки;
  • покраска корпуса по согласованным эскизам;
  • установка кондиционера;
  • установка электрической лебедки;
  • установка парктроника, аудио и видеосистемы, GPS навигатора, приборов ночного видения.

Аналогичный комплекс тюнинга можем предложить и любителям БТР.

Работы по тюнингу выполняются после утверждения заказчиком эскизного проекта тюнинга, согласования стоимости и сроков выполнения работ.

БРДМ на нашей стоянке.

Просмотрев расположенную ниже фотогалерею и видео, вы можете ознакомиться с образцами тюнинга БРДМ-2 .

Вариант тюнинга БРДМ-2 для туризма и активного отдыха.

Предлагаемый вариант тюнинга предназначен для экскурсионно-прогулочного использования машины в местах активного отдыха. Открытый верх  и высокая посадка пассажиров в салоне позволяет им беспрепятственно рассматривать окружающие окрестности, так как верхний уровень крыши будет находиться на уровне груди пассажира. Съемный тент защитит пассажиров от дождя и солнечных лучей. Дополнительные колеса демонтируются, двигатель и водометный движитель остаются без изменений. Машина сохраняет способность передвижения по водоемам.

  • замена карбюраторного двигателя на дизельный двигатель производства IVECO (Италия), ММЗ (Беларусь), ISUZU (Китай);
  • изготовление и установка бронированных окон;
  • изготовление салона — срезка брони сверху под салон, изготовление и установка каркаса салона, утепление и обшивка, изготовление полов, декоративная отделка салона, изготовление и установка сидений, изготовление торпеды;
  • покраска корпуса по согласованным эскизам;
  • установка кондиционера;
  • установка электрической лебедки;
  • установка парктроника, аудио и видеосистемы, GPS навигатора, приборов ночного видения.

Предлагаемый вариант модернизации машины может широко использоваться любителями охоты и рыбалки.
Вход в салон с двух сторон через герметичные входные двери размером 60х115 см. Возможен вариант установки дверей в верхней части корпуса, в этом случае подъем к двери по ступенькам в корпусе.
Предполагается установка 3-х рядов сидений: 1 ряд – водитель и 1 пассажир; 2 ряд – 3 пассажира; 3 ряд – 3 пассажира.Итого общее количество посадочных мест – 8 (включая место водителя).Размеры сидений и расстояний между сиденьями выбраны с учетом эргономических требований. Обзорность для водителя и пассажира на 1-м ряду увеличена за счет установки дополнительных окон.
Компоновка сидений и размещение окон указаны на рисунке.

Вариант тюнинга БРДМ-2 для охоты и рыбалки.

В данном варианте дополнительно устанавливается:

  • надстройка размером в основании 1400х1500 мм;
  • багажник;
  • лестница;
  • в салоне — диван на троих человек.

Наличие надстройки с встроенными окнами , а также дополнительных боковых окон в верхней части корпуса позволяет пассажирам сидя на диване рассматривать окружающие окрестности. При открытом верхнем люке башни можно вести стрельбу из ружей стоя.
Дополнительные колеса не демонтируются, таким образом сохраняется способность машины преодолевать траншеи шириной до 1,5 метра. Возможность плавания по водоемам также сохранена.
В машине отсутствуют боковые двери, вход в салон через верхний люк надстройки и штатные люки. Общее количество посадочных мест – 5 (включая место водителя).Размеры сидений и расстояний между сиденьями выбраны с учетом эргономических требований. В салоне много свободного места для размещения багажа.Могут быть оборудованы стеллажи и ящики. Кроме того, на наружном багажнике с площадкой размером 1,3х1,5м можно разместить и увязать практически любой груз (лодку, охотничью добычу и т.д). Машина имеет удобный подход к багажнику и надстройке с задней лестницы.
Предлагаемый вариант модернизации машины может широко использоваться в служебных целях для патрулирования земельных, лесных и водных угодий, а также благодаря своей универсальности — в других случаях и ситуациях по желанию владельца.
Компоновка данного варианта указана на рисунке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *