ДОСТУПНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ В РОССИИ

Электромобили в России

Автор: Владимир Егоров

32940 2

Электрический транспорт в нашей стране имеет широкое распространение. Почти каждый день мы видим трамваи, троллейбусы, электропоезда. Многие вспомнят о электропогрузчиках в гипермаркетах или электрокарах (электрических тележках) на заводах и вокзалах. А как же обстоит дело с электрическими автомобилями в России? Неужели их нет?

За последнее время электромобиль проделал огромный путь от салонных концептов до потребителя. В мире производятся и продаются сотни тысяч электрических машин (например, в 2013 году было изготовлено 242 тыс. шт.), также наблюдается быстрый рост производства – 44 % (в сравнении с 2012 годом).

Наша страна пока отстаёт в этом процессе. Ещё совсем недавно электромобили в России на дорогах официально не существовали: только 30 марта 2007 года был впервые зарегистрирован в ГИБДД и допущен к участию в дорожном движении электромобиль, переделанный Игорем Корховым из автомобиля с бензиновым двигателем. Конечно, до этого были экспериментальные и самодельные электромобили, но подобного разрешения на движение по дорогам общего пользования они не имели.

Сейчас в России насчитывается пара сотен электромобилей (точных данных нет), часть из которых была ввезена владельцами из-за границы самостоятельно. Основной причиной отставания от развитых стран можно назвать отсутствие реальной поддержки электромобилизации российским правительством. Такая поддержка в других странах выражается в освобождении владельца электромобиля от части налогов, выгодных программах кредитования или лизинга. Иногда возможен возврат части средств, потраченных на покупку электрического автомобиля.

Но прогресс не мог не затронуть и нашу страну. С 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года отменены таможенные пошлины на ввоз электромобилей. В случае если правительство увидит развитие «электрического» сегмента авторынка, то действие данной меры будет продлено. Также важную роль мог бы сыграть отказ от взимания транспортного налога с электрических автомобилей, но пока данное предложение находится в стадии рассмотрения. Отметим, что в качестве эксперимента транспортный налог для электромобилей отменен в Калужской области.

Преимущества электромобиля в России по сравнению с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания (ДВС):

  • уменьшение вредных выбросов в месте эксплуатации, путем перевода их на более высокий уровень (сами электромобили не выделяют вредных веществ, но большая часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях, КПД которых выше, чем КПД ДВС);
  • низкий уровень шума (электродвигатель работает очень тихо, в основном шум идет от колес движущегося автомобиля и потоков воздуха, обтекающих его);
  • электромобиль многократно дешевле в эксплуатации (к тому же электромобиль можно заряжать по ночному тарифу).

Однако эти плюсы уравновешены следующими недостатками:

  • ограниченный запас хода (100 – 150 км для обычных электромобилей, 200 – 300 км для класса «люкс»; при использовании отопительных приборов он существенно сокращается);
  • длительное время для подзарядки аккумуляторов (7 – 8 часов при зарядке от бытовой сети, около получаса – на станции экспресс зарядки);
  • высокая стоимость приобретения, основной составляющей которой является цена аккумуляторов.

Какие электромобили продаются в России

Автомобильный рынок России является вторым по размеру в Европе (после Германии).

Электромобили в России: удел энтузиастов?

Понятно, что такой «кусок автомобильного пирога» не мог долго оставаться вдалеке от электрических тенденции.

«Mitsubishi i-MiEV»

Рынок электротранспорта в России сейчас находится в стадии формирования. Первая и пока единственная компания, официально продающая серийные электромобили в России, – это «Mitsubishi», которая привезла электрический компакт «I-MiEV» в 2011 году. Данный городской электрокар не пользовался большой популярностью из-за высокой цены (хотя есть и другая оценка), которая достигала 1,8 млн. рублей.

Габаритные размеры Длина, мм 3475
Ширина, мм 1475
Высота 1610
Двигатель Тип Синхронный с постоянным магнитом
Максимальная мощность, кВт (л. с.) 49 (67)
Крутящий момент, Н∙м 180
Аккумуляторная батарея Тип Литий-ионная
Номинальное напряжение, В 330
Номинальная ёмкость, кВт∙ч 16
Максимальная скорость, км/ч 130
Пробег на одной зарядке, км 150

После отмены ввозных пошлин цены на электромобили, продаваемые в России, должны снизиться и уже снизились. Так «Mitsubishi I-MiEV» подешевел до 999 тыс. рублей. Это делает его вполне конкурентоспособным. О росте продаж мы сможем судить только в начале 2015 года.

Какие ещё серийные модели электромобилей могут в скором времени появиться на российском рынке:

  • «Nissan Leaf»;
  • «Chevrolet Spark EV»;
  • «Mitsubishi Outlander PHEV»;
  • «BMW i3».

Производство электромобилей в России

В 2011 году на выставке «РоснанотехЭкспо» был представлен электромобиль «ВАЗ Ellada», созданный на основе автомобиля «Lada Kalina».

Габаритные размеры Длина, мм 4040
Ширина, мм 1700
Высота 1500
Максимальная мощность двигателя, кВт 60
Номинальная ёмкость аккумуляторной батареи, кВт∙ч 13
Максимальная скорость, км/ч 140
Пробег на одной зарядке, км 140

Данный электромобиль прошел испытания и готовился под мелкосерийное производство в качестве такси для Ставропольского края. В результате было выпущено 100 автомобилей, однако руководство Ставропольского края выкупило только 5 автомобилей. Оставшиеся «Ellada» были направлены дилерам по себестоимости производства (1 млн. рублей), хотя изначально была заявлена цена 1,2 млн. рублей. После отмеченного выше снижения ввозных пошлин судьба проекта неясна, так как он становится неконкурентоспособным по цене. Возможно, переход к более крупной серии позволил бы снизить цену, а привлечение технологий от «Nissan», лидера рынка электрокаров, и «Renault» позволило бы повысить качество российского электромобиля.

Электробус «Тролза 52501»

В России также предлагается для покупки электробус (электрический автобус) «Тролза 52501», разработанный производителем троллейбусов из г. Энгельс (Саратовская область). Он создан на базе низкопольного троллейбуса «Тролза 5265», что упрощает его эксплуатацию в парках общественного транспорта. Целью создания электробуса стала задача модернизации транспортной городской сети за счет исключения недостатков как автобусов (вредные выбросы), так и троллейбусов (контактная сеть).

«Тролза 52501» – это современное электрическое транспортное средство. Потребление электробусом электричества снижено на 35 – 40 % по сравнению с обычными троллейбусами, благодаря микропроцессорной системе управления тяговым приводом и рекуперативному торможению. Разработчики утверждаю, что их электробус почти в 2 раза экономичнее троллейбуса, а автобуса – в 6 раз.

Отметим, что «Тролза 52501» использует отечественные аккумуляторные батареи производства ООО «Лиотех», которые обеспечивают его работу в течение смены без подзарядки (заряд батарей позволяет преодолевать до 250 км пути). При этом время подзарядки используемых литий-ионных накопителей не превышает 3 часов (от высоковольтной сети).

Габаритные размеры Длина, мм 11680
Ширина, мм 2520
Высота 3370
Масса Конструкционная, кг 12000
Максимально допустимая (полная), кг 18000
Двигатель Тип Асинхронный с воздушным охлаждением
Максимальная мощность, кВт (л. с.) 120
Номинальная ёмкость аккумуляторной батареи, кВт∙ч 144
Максимальный преодолеваемый подъём, % 22
Максимальная скорость, км/час 75
Пробег на одной зарядке, км до 250
Пассажировместимость, чел. 82(21)+1

Также стоит упомянуть, что в Россию завозятся небольшие партии китайских электромобилей «E-Car GD04A (GD04B)», которые дорабатываются уже на месте для увеличения характеристик. Можно ли считать их российским проектом, остается под вопросом.

Габаритные размеры Длина, мм 3350
Ширина, мм 1450
Высота 1500
Аккумуляторная батарея Тип гелевая свинцово-кислотная
Номинальная ёмкость, кВт∙ч 12
Максимальная мощность двигателя, кВт 4
Максимальный преодолеваемый подъём, % 20
Максимальная скорость, км/ч 50
Пробег на одной зарядке В теплое время года, км до 150
зимой с включенной системой отопления, км не менее 30

Зарядная инфраструктура для электромобилей («заправки»)

Зарядная станция «Ensto EVC 100» фирмы «Revolta»

Важную роль в «продвижении» электромобилей в России играет внедрение соответствующей зарядной инфраструктуры – зарядных станций (в обиходе их часто называют «электрическими заправками»).

Несмотря на то, что зарядить электромобиль можно от обычной розетки, как правило, за 7 – 8 часов, – это время часто является неприемлемым. На станции экспресс-зарядки электромобиль можно подзарядить за полчаса – час, что существенно быстрее. Создание подобной сети зарядных станций делает электромобиль столь же удобным, как автомобиль с ДВС.

Развитием зарядной инфраструктуры в России занимается фирма «Revolta». Ею была заявлена цель – создать 2000 зарядных станций. Они должны появиться в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге.

Зарядная сеть «Revolta» (на 15.04.2014)

Перспективы – подведём итог

Не стоит ожидать у нас быстрого роста количества электромобилей только из-за временной отмены ввозных пошлин, поэтому что стоимость электромобилей останется высокой в сравнении с автомобилями того же класса с ДВС, а также почти отсутствует зарядная инфраструктура. Заметные изменения могут произойти не ранее чем через 3 – 5 лет, но только при условии, что обязательно будет отменен транспортный налог и оставлена нулевая ввозная пошлина для электромобилей.

Электромобили в России могут найти применение в городах (в первую очередь крупных) в тех отраслях, где небольшие дневные пробеги. Они могут заниматься, например, развозом товаров. Предпочтительным является именно коммерческое использование, так как при недостаточной в настоящий момент зарядной инфраструктуре на территории предприятия можно создать станцию экспресс зарядки и организовать надлежащее обслуживание электромобиля. С этой точки зрения перспективным является и замена части троллейбусов и автобусов на электробусы, описанные выше.

Когда пробег на одной зарядке увеличится до 300 км, электромобиль станет полноценной альтернативой бензиновому/дизельному автомобилю и для обычных людей (помимо коммерческого использования). Сейчас же его можно рассматривать только как второй автомобиль для поездок по маршруту дом – работа и обратно, особенно с учетом уменьшения реального пробега без подзарядки в зимний период, когда необходим обогрев салона.

Вряд ли в ближайшее время будет налажено массовое производство электромобилей в России, но интерес к этой теме в нашей стране, безусловно, есть. Для создания конкурентоспособных легковых моделей необходимо привлечение заграничного опыта. На этом фоне очень достойно выглядит электробус от «Trolza» (учитывая, что Россия имеет огромный опыт эксплуатации и производства троллейбусов ), серийный выпуск которого наладить вполне реально – это будет зависеть от желания городских властей внедрять экологически чистый общественный транспорт.

Опубликовано 15.04.2014

Наверх

Читайте также

  • Вариатор или автомат – что лучше?

    Многие задаются вопросом: что лучше – вариатор или автомат? Статья отвечает на этот вопрос, рассматривая устройство как вариатора, так и автомата, что позволяет взвесить их преимущества и недостатки.

Сноски

  1. ↺ 85 городских троллейбусных систем (сетей) – больше, чем в любой другой стране мира.

Комментарии

Электрический автомобиль, хотим мы этого или нет, является безусловным и неотвратимым будущим автомобилестроения, при этом будущим ближайшим. Многие производители по всему миру вкладывают значительные средства в разработку электромобилей, чему способствует неуклонный рост цен на нефтепродукты, необходимость снижения вредных выбросов от автомобиля, а также разработки устройств хранения энергии, технологий энергопотребления.

В настоящее время крупнейшими рынками электрических автомобилей являются США, Япония, Китай и ряд европейских стран (Франция, Нидерланды, Норвегия, Германия, Великобритания). Из производителей электрокаров выделяются компании Nissan (Leaf), Mitsubishi (I MiEV), Toyota (RAV4EV), Honda (FitEV), Ford (Focus Electric), Tesla (Roadster и Model S), Renault (Fluence Z.E. и ZOE), BMW (Active C), Volvo (C30 Electric). Наша страна пока находится в стороне и от производства и от потребления электромобилей, за исключением разработок отдельных энтузиастов (известная Lada Ellada не в счет, она построена на импортных комплектующих).

Под термином «электрический автомобиль» или «электромобиль» понимается транспортное средство, которое приводится в движение одним или несколькими электрическими двигателями. При этом питание электромотора может осуществляться от аккумуляторной батареи, солнечной батареи или топливных элементов. Наибольшее распространение получила конструкция электромобиля с питанием от аккумуляторной батареи.

Аккумуляторная батарея требует регулярной зарядки, которая может осуществляться от внешних источников тока, путем рекуперации энергии торможения, а также от генератора на борту электромобиля. Генератор приводится от двигателя внутреннего сгорания, но такая схема, по сути, электромобилем уже не является, а относится к одной из разновидностей гибридного автомобиля.

Работа по созданию электрических автомобилей ведется в двух направлениях — разработка новых моделей и адаптация серийных автомобилей. Последнее направление более предпочтительное, т.к. менее затратное.

Электромобили в России

Выпускаемые электромобили в зависимости от предназначения можно разделить на три группы:

  • городские электромобили (максимальная скорость до 100 км/ч);
  • шоссейные электромобили (максимальная скорость свыше 100 км/ч);
  • спортивные электромобили (максимальная скорость свыше 200 км/ч).

Устройство электрического автомобиля

В отличие от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания электромобиль имеет более простую конструкцию, включающую минимальное количество движущихся частей, а значит более надежную.

Основными конструктивными элементами электрического автомобиля являются: аккумуляторная батарея, электродвигатель, трансмиссия, бортовое зарядное устройство, инвертор, преобразователь постоянного тока, электронная система управления.

Схема электрического автомобиля

Тяговая аккумуляторная батарея обеспечивает питание электродвигателя. На электромобиле, в основном, используются литий-ионная аккумуляторная батарея, которая состоит из ряда соединенных последовательно модулей. На выходе аккумуляторной батареи снимается напряжение постоянного тока порядка 300В. Емкость батареи должна соответствовать мощности электродвигателя.

Одним из основных элементов электромобиля является электродвигатель, который служит для создания необходимого для движения крутящего момента. В качестве тягового электродвигателя используют трехфазные синхронные (асинхронные) электрические машины переменного тока мощностью от 15 до 200 и более кВт. В сравнении с ДВС электродвигатель имеет высокую эффективность и меньшие потери энергии. КПД электродвигателя составляет 90% против 25% у ДВС.

Основными преимуществами электродвигателя являются:

  • реализация максимального крутящего момента во всем диапазоне скоростей;
  • возможность работы в двух направлениях без дополнительных устройств;
  • простота конструкции, воздушное охлаждение;
  • возможность работы в режиме генератора.

В ряде конструкций электромобилей используется несколько электродвигателей, которые приводят отдельные колеса, что значительно повышают тяговую мощность транспортного средства. Электродвигатель может быть помещен непосредственно в колесо автомобиля, сокращая до минимума трансмиссию. Но такая схема электромобиля увеличивает неподрессоренные массы и ухудшает управляемость.

Трансмиссия электромобиля достаточно проста и на большинстве моделей представлена одноступенчатым зубчатым редуктором. Бортовое зарядное устройство позволяет заряжать аккумуляторную батарею от бытовой электрической сети. Инвертор преобразует высокое напряжение постоянного тока аккумуляторной батареи в трехфазное напряжение переменного тока, необходимое для питания электродвигателя.

Преобразователь постоянного тока обеспечивает зарядку дополнительной двенадцативольтовой аккумуляторной батареи, которая используется для питания различных потребителей электроэнергии (электроусилитель рулевого управления, электрический отопитель салона, кондиционер, система освещения, стеклоочистители, аудиосистема и др.)

Электронная система управления выполняет в электрическом автомобиле несколько функций, направленных на обеспечение безопасности, энергосбережение и комфорт пассажиров:

  • управление высоким напряжением;
  • регулирование тяги;
  • обеспечение оптимального режима движения;
  • управление плавным ускорением;
  • оценка заряда аккумуляторной батареи;
  • управление рекуперативным торможением;
  • контроль использования энергии.

Конструктивно система объединяет ряд входных датчиков, блок управления и исполнительные устройства различных систем электромобиля. Входные датчики оценивают положение педали газа, педали тормоза, селектора переключения передач, давление в тормозной системе, степень заряда аккумуляторной батареи. На основании сигналов датчиков блок управления обеспечивает оптимальное для конкретных условий движение электромобиля. Основные параметры работы электромобиля (потребление энергии, восстановление энергии, остаточный заряд аккумуляторной батареи) визуально отображаются на панели приборов.

Эксплуатация электромобиля

Несмотря на внешнее сходство и аналогичные органы управления, эксплуатация электромобиля существенным образом отличается от эксплуатации автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Именно эксплуатационные проблемы сдерживают массовое использование электромобиля, среди которых:

  • высокая стоимость;
  • ограниченная автономность;
  • значительное время заряда аккумуляторов.

Высокую стоимость автомобиля во многом определяет цена аккумуляторной батареи. Несмотря на отличные эксплуатационные характеристики, литий-ионная аккумуляторная батарея очень дорогая в производстве и помимо этого имеет ограниченный ресурс (5-7 лет). Это заставляет разрабатывать новые источники тока (топливные элементы), способы хранения энергии (суперконденсаторы, маховики), совершенствовать конструкцию тяговых аккумуляторных батарей (литий-полимерные аккумуляторы).

Текущие расходы на содержание электрического автомобиля значительно ниже (в 3-4 раза) расходов на содержание автомобиля с ДВС и зависят, в основном, от стоимости электроэнергии. Эксплуатация электромобиля экономически выгодна в странах, где производство электроэнергии в меньшей степени зависит от ископаемого топлива.

Одна из самых серьезных проблем эксплуатации электромобиля его невысокая степень автономности. Величина пробега электромобиля без подзарядки зависит от многих факторов: емкости аккумуляторной батареи, характера и условий движения, стиля вождения, степени использования вспомогательных систем. В настоящее время средняя дальность использования электромобиля составляет порядка 150 км при скорости движения 70 км/ч. При движении с большей скоростью, пробег резко уменьшается, например, при скорости 130 км/ч (нормальная шоссейная скорость) он составляет уже 70 км. Именно поэтому электромобиль в большинстве своем позиционируется как транспортное средство для городских поездок.

Современные технологии позволяют увеличить степень автономности электромобиля до 300 и более км, среди которых следует отметить систему рекуперативного торможения (возвращает до 30% затрачиваемой энергии), аккумуляторы повышенной емкости, электронная оптимизация процессов движения.

Неотъемлемым атрибутом эксплуатации электромобиля является необходимость периодической зарядки аккумуляторной батареи, которая занимает много времени. Решение данной проблемы реализуется по нескольким направлениям:

  • нормальная зарядка аккумуляторной батареи (осуществляется от бытовой электрической сети мощностью 3-3,5 кВт, предполагает установку на электромобиле специального зарядного устройства, продолжительность до полной зарядки батареи составляет 8 часов);
  • ускоренная зарядка аккумуляторной батареи (производится на специальных станциях мощностью до 50 кВт, продолжительность зарядки до 80% емкости батареи составляет 30 минут);
  • замена разряженной аккумуляторной батареи на заряженную батарею (выполняется автоматически на специальных обменных станциях).

Реализация указанных направлений требует развития инфраструктуры (зарядных и обменных станций, мест парковки), стандартизации технических решений, разработки правил для поставщиков услуг.

12 электромобилей, которые можно купить прямо сейчас

Модель: LJ-EV02
EEC NO.: e11×2002/24×1237×00

Городской электромобиль является оптимальным по соотношению цена-производительность. Городской электромобиль помогает нашим клиентам значительно сократить расходы на техническое обслуживание, замену масла, и другие расходы, связанные с газовыми двигателями. Стоимость эксплуатации составляет не более 8 фен (1 фен = 0,1 юаня) за километр. Кроме того, в нашем продукте используется аккумулятор на 100% основанный на экологических технологиях, который не является источником генерирования какого-либо газа, не требует наличия выхлопной трубы и не производит вредных выбросов в окружающую среду. Дальность пробега на одном заряде достигает 140 км, максимальная скорость составляет 80 км / ч, а ускорение от 0 до 50 км/ч достигается за 8 секунд.

Основные параметры

Корпус Метал
Размеры (Д x Ш x В) 2920 x 1550 x 1500 мм
Колесная база 1886 мм
Ширина шины (передняя/задняя) 1300/1322 мм
Минимальный дорожный просвет 150 мм (при полной загрузке)
Вес нетто 400 кг без батареи
Ходовая часть (передняя/задняя) Передняя: Независимая ходовая часть Macpherson. Rear: Двойное сопротивление от вертикальной обдувки независимой ходовой части
Тормозная система (передняя/задняя) Гидравлический диск для 4 колес
Парковочный тормоз Ручной тормоз
Колесный тип (передняя/задняя) 155/65R13
Тип привода Ведущее переднее колесо
Номинальное число пассажиров 2 человека

Характеристики

LJ-EV02-10kW LJ-EV02-4kW
Система подачи питания
Двигатель/Контроллер 96В10 кВт-AC 72В4 кВт-DC
Аккумулятор 12 В100A.ч×8-GEL 12 В120A.ч×6-GEL
Зарядка 2 кВт 2 кВт
Особенности
Максимальная скорость 80 км/ч 50 км/ч
Дальность пробега на одном заряде аккумулятора 140 км 120 км
Максимальное преодоление подъема 28% 28%
Время подзарядки 8~10 ч 8~10 ч
Передача Автоматическая Автоматическая

Продукт сертифицирован на соответствие EEC. Основная конфигурация городского электромобиля включает антиблокировочную систему тормозовов, подушки безопасности, регенеративную систему торможения, брелок автосингализации, электрические стеклоподъемники, гидроусилитель руля, ободы колес из алюминиевого сплава, запасной радар, GPS и другие качественно новые конфигурации системы безопасности. Кроме того, в качестве основного материала используется высокопрочная сталь.

Электромобили в России: цены, налоги, заправки

Шины и ремни безопасности прошли сертификацию на соответствие международным стандартам. Благодаря наличию обогревателя и кондиционера, в нашем автомобиле поддерживаются очень комфортные условия вождения.

Как китайский производитель и поставщик городских электромобилей, Baoya предлагает широкий ассортимент продукции, включая пятиместные электромобили, электровелосипед, электро-грузовики, электро-скутеры, и многое другое.

Обратная связь

Другие продукты

  • Мини-электромобильМини-электромобиль характеризуется комфортными условиями вождения, гибкостью операций, высоким энергосбережением и не приносит вреда окружающей среде.

    Кроме того, этот продукт предлагает более высокий уровень безопасности по сравнению со скутером …

  • Интеллектуальный электромобильИнтеллектуальный электромобиль сертифицирован на соответствие стандартам EEC, и крайне удобен для городской езды. Он подходит для двух пассажиров, имеет большое багажное отделение, три двери, электрические стеклоподъемники, необслуживаемые …

СОВРЕМЕННЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Поливанов А.А.Галущак В.С.Зенина О.А.Тихонин С.Н.

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня электромобили стремительно набирают популярность, причем с каждым годом все больше и больше. Это происходит в первую очередь, по причине постоянного развития новых технологий, что делают производство и эксплуатацию электротранспорта с каждым годом дешевле, а также с постоянным ростом цен на органическое топливо для обычных (бензиновых и дизельных) автомобилей и ухудшением экологической обстановки, вызванной массовыми выбросами вредных веществ двигателями автомобилей .

При этом в настоящее время существует большое количество мнений по поводу электромобилей, причем зачастую диаметрально противоположных . Одни утверждают, что автомобили, использующие электрическую тягу в скором времени полностью заменят транспорт с двигателями внутреннего сгорания, а другие утверждают, что этого не будет и электромобиль никогда не сможет заменить автомобиль. Но многие эксперты предполагают, что в скором времени электромобили станут основным видом внутригородского транспорта . Так как в городе основные недостатки такого вида транспорта как малый запас хода и аккумуляторные батареи с ядовитыми веществами, которые отправляются после конца срока службы на вторичную переработку, безопасную для окружающей среды, становятся менее существенны, по сравнению с магистральными показателями. К настоящему моменту многими экспертами было объективно доказано, что электро- и гибридные виды транспорта более эффективно используют исходные источники энергию по сравнению с ДВС. Экологическая и полная эффективность значительно выше у электро- и гибридных машин, чем у двигателей внутреннего сгорания. Поэтому они отлично подходят для перевозок в городских условиях, где перевозки осуществляются с небольшой скоростью и на относительно небольшие расстояния. Так, современный электромобиль для передвижения по городу должен иметь относительно небольшую максимальную скорость движения 70-100 км/час, небольшой вес (не более 400-500 кг с полезной нагрузкой до 200 кг), электродвигатель, имеющий мощность номинальную порядка 4-6 кВт с пиковой мощностью достигающей 20 кВт. Ключевыми показателями для конкурентоспособности электромобиля являются запас хода (минимум 300-400 км) и время перезарядки на электрозаправках (менее 1 часа), поскольку именно достижение указанных показателей позволит в будущем перевести на электротягу всю (или практически всю) грузовую и пассажирскую автомобильную логистику .

Следует отметить, что к настоящему моменту созданы и производятся серийно модели автомобилей с электротягой, которые способны конкурировать с авто с двигателем внутреннего сгорания, как по мощности, так и по максимальной скорости движения и дальности хода на одной заправке. Так, компания Tesla выпустила полноценный автомобиль на электротяге Tesla Model S с разгоном до 100 км/ч всего за 6 секунд и максимальной скоростью более 200 км/ч, но его цена в России составляет на данный момент от 5000000 рублей, что является роскошью для большинства людей . Однако, как установили эксперты, эксплуатация такого электромобиля оказывается экономически эффективнее автомобиля с дизельным (а тем более с бензиновым) ДВС, даже в условиях такой страны, как Германия, где цены на электроэнергию одни из самых высоких в Европе .

Вместе с тем, ряд экспертов утверждает, что фактическая энергетическая эффективность «классических» электромобилей существенно завышена . Причины таких оценок в первую очередь заключаются в следующем. Действительно, электромобиль работает исключительно на электричестве и его двигатель не производит вредных выбросов в атмосферу (за исключением испарений электролита в аккумуляторах, которые совершенного ничтожны и неспособны нанести какой – либо ощутимый вред экологии). Но электроэнергия производится на электростанциях, большая часть из которых (в частности, в России) – тепловые, работающие на органическом топливе, сжигание которого как раз и загрязняет окружающую среду. Атомные электростанции хотя и не загрязняют атмосферу вредными выбросами, но в процессе их эксплуатации образуются радиоактивные отходы, которые требуется где – то хранить и утилизировать. Экологическая безопасность гидроэлектростанций тоже под большим вопросом, в связи с необходимостью строительства больших водохранилищ и затопления значительных территорий, что крайне негативно сказывается на всей экосистеме района такого строительства. Фактический КПД современных электростанций также редко превышает 50%. При производстве электроэнергии и доставке ее конечному потребителю (в данном случае это аккумуляторная батарея электромобиля) неизбежны потери, в ряде случаев превышающие 10-15 %. В итоге, непосредственно до электромобиля доходит не более 10% энергии, которая была затрачена на ее производство на электростанции. Если же отследить всю цепочку работы электромашин, а это – электростанция — зарядное устройство – аккумулятор – преобразователь — электропривод – то суммарный (фактический) КПД такой системы будет, по мнению экспертов, ниже по сравнению с классическим ДВС, работающим на бензине или дизельном топливе. Таким образом, можно сделать вывод, что выброс загрязняющих веществ, в данном случае, будет переносится от электромашин к электростанциям. Это как убрать у себя грязь, и выкинуть к соседу. А если учесть, что экологические требования к современным автомобилям чрезвычайно жесткие, что достигается применением эффективных систем впрыска топлива, каталитических нейтрализаторов отработавших газов, многоуровневых систем коррекции топливоподачи, поглотителей паров топлива, фильтров и т.д., то объем вредных выбросов в новых ДВС постоянно снижается. Альтернативные же источники энергии по своей эффективности, надежности и стоимости конечной энергии пока не способны составить существенную конкуренцию «классическим».

Другая, не менее существенная причина ограниченности использования электромобиля – невозможность постоянных и многокилометровых ежедневных поездок по делам и для отдыха, поскольку специализированных зарядных станций для таких автомобилей пока еще недостаточно. Запуск сети зарядных станций в регионах будет целесообразен, когда электромобили будут доступны массовому потребителю.

Не менее актуальной является проблема обеспечения комфорта водителя и пассажиров, в первую очередь – обеспечение приемлемого микроклимата.

Российские электромобили

В бензиновом или дизельном автомобиле для обогрева салона используется тепло, вырабатываемое самим двигателем, которое в любом случае нужно отводить. Для охлаждения воздуха в салоне в основном используется кондиционер, компрессор которого приводится в действие с помощью ДВС. В электромобиле для этих целей нужно делать отдельный обогреватель и охладитель, для работы которого затрачивается драгоценная энергия. Если прибавить сюда затраты энергии на работу навигационного оборудования, мультимедийной системы, освещения и т.д., то они окажутся настолько существенными, что даже могут превысить затраты энергии на работу тягового двигателя, что совершенно неприемлемо. Поэтому проблема обеспечения комфорта водителя и пассажиров в электромобиле пока еще остается открытой и в ближайшем будущем вряд ли будет решена.

Таким образом, даже не смотря на большой прогресс в развитии электромобилей, особенно в последнее десятилетие, в наше время этот вид транспорта пока еще уступает по своим характеристикам автомобилям с классическим ДВС в целом.

Для того, чтобы повысить преимущества электромобиля перед классическими транспортными средствами, следует обеспечить возможность более длительной работы двигателя, и, как следствие – дальности пробега. Одним из наиболее доступных способов позволяющих реализовать такую возможность, на наш взгляд, является возможность использования возобновляемых источников энергии на самом электромобиле. В первую очередь, речь идет об использовании солнечной энергии для питания энергетической установки электромобиля, то есть о солнцемобиле, который авторы называют «СОЛНЦЕКАР» .

Сонцекар — это электромобиль, снабженный фотоэлектрическими преобразователями (солнечными батареями) высокой мощности, в которых энергия света преобразуется в электрический ток. Установив солнечные батареи на крыше транспортного средства, становится возможным производить подзарядку аккумуляторных батарей, как в процессе движения, так и на стоянках. Конечно, мощность такой системы окажется несравнимо меньше профессиональной зарядной станции, но зато электромобиль не будет привязан к энергетической инфраструктуре, благодаря чему становится возможным эксплуатация электротранспорта на территориях, где зарядные станции отсутствуют (по крайней мере, такое решение позволит хотя бы частично покрыть энергетические потребности электромобиля).

Это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение для государств, имеющих большие территории с неразвитой или слабо развитой дорожной и энергетической инфраструктурами. В их чисте такие страны, как Россия, Казахстан, Узбекистан, Китай, Индия, Австарлийскй Союз, Бразилия, США, Канада и т.д. Суммарная площадь таких территорий в перечисленных, а также ряде других стран, по многим экспертным оценкам значительно больше половины площади земной суши. Одновременно необходимо сохранить возможность заряда аккумуляторов как на специализированных зарядных станциях, так и от бытовой электросети.

Следует отметить, что подобные практические решения для построения солнцекаров далеко не новые. Впервые их начали применять еще в 70-е годы 20-го века. Однако в основном это были опытные образцы, разработанные специально для специальных спортивных соревнований. Неофициальной родиной таких соревнований стал Австралийский Союз. Подобные спортивные мероприятия проводятся там уже более 25 лет. Для изготовления таких спортивных электрокаров всегда применялись и применяются самые передовые инновационные достижения. Так, именно у солнцемобилей достигнут минимальный для наземных экипажей коэффициент аэродинамического сопротивления, равный 0,1. Специально для солнцемобилей были сконструированы легкие бесколлекторные двигатели постоянного тока с магнитами из редкоземельных металлов и КПД до 98%, а также эффективные микропроцессорные системы управления.

Тем не менее, создание полноценного серийного солнцемобиля пока еще невозможно, в первую очередь, из-за отсутствия мощных и высокопроизводительных солнечных батарей. Специалисты полагают, что солнечный транспорт станет всерьез конкурировать с автомобильным, когда эффективность доступных по цене фотоэлектрических преобразователей составит 40-50%. Пока же их КПД в большинстве случаев не превышает 20%.

Тем не менее, развитие этого вида транспорта в общем и активное внедрение фотоэлектрических преобразователей в частности, безусловно, является чрезвычайно важной и актуальной задачей.

Список литературы

    Антоненков В.О., Цыганков Д.В., Лукашов Н.И. Рост интереса к электромобилям в мире // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 5-2. С. 119-121

    Жиганшин М.Р., Карпухин К.Е. Применение солнечных батарей на электромобилях и автомобилях с комбинированной энергоустановкой // В сборнике: Интеллектуальные транспортные системы повышения энергоэффективности и безопасности движения 2016. С. 327-336.

    Кокорин А. Три главные причины, по которым мы все будем ездить на электромобилях // АвтоГазоЗаправочный комплекс + Альтернативное топливо. 2015. № 4. С. 46-48.

    Ларин В. TESLA-электромобиль // Энергия: экономика, техника, экология. 2016. № 1. С. 69-72.

    Неведин Н.А., Дубинина О.И. Что такое электромобили и почему все машины еще не электромобили? // В сборнике: Сборник статей студенческих научно-практических конференций факультета агротехники и энергообеспечения кафедры инженерной графики и механики 2014-2015 г 2015. С. 34-38.

    Смил В. Миф: будущее принадлежит электромобилям // Главный механик. 2011. № 3. С. 30-32.

    Трескова Ю.В. Электромобили и экология. Перспективы использования электромобилей // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 563-565.

    Эйдинов А.А.Электромобиль сегодня и завтра // Труды НАМИ. 2011. № 248. С. 21-28.

Просмотров работы: 109

Еще несколько лет назад автомобиль с электродвигателем считался настоящей диковинкой, а стоимость такого транспортного средства составляла несколько десятков и даже сотен тысяч долларов, поэтому позволить его себе могли далеко не все. Сегодня же автомобили с электродвигателями не воспринимаются, как нечто новое и недоступное. Некоторые модели можно приобрести даже дешевле, чем авто с бензиновыми моторами. Как же сегодня выглядит самый дешевый электромобиль и что он может дать своему владельцу?

Наиболее доступный электрический автомобиль на отечественном рынке

Совершенно недавно в России был анонсирован выход нового электромобиля E-Car GD04B стоимостью в полмиллиона рублей, что в два раза дешевле первого подобного транспортного средства El Lada. Чем же вызвано столь существенное падение цен? Конечно, секрет таится в самом производителе – новый E-Car выпускается компанией из «Поднебесной республики». Основной специализацией данного предприятия до недавнего времени было изготовление сельхозтехники и различных компакт-каров. 

Чем же может похвастаться новое детище китайского автопрома? Первое, что стоит отметить – компания-производитель полностью отказалась от двигателя и коробки передач. Вместо этого на E-Car установлен небольшой аккумулятор с мощностью в 4 кВт или 5.5 л.с., который практически напрямую подключен к оси. Максимальный показатель скорости данной модели составляет 50 км/час. Именно такой предел был установлен компанией, ведь на колесах стоят барабанные тормоза, а с такими лучше не гонять.

E-Car при полной зарядке аккумулятора способен проехать около 150 км, но этот показатель существенно падает на крутых подъемах и при низких температурах. Поэтому жителям России придется помучаться в суровые снежные зимы.

Mahindra e-20: лидер доступности

Как ни странно, первое место в рейтинге самого  дешевого электромобиля занимает не чудо китайского автопрома, а транспортное средство индийского производства: Mahindra e-20.  На данный момент серийное производство уже запущено, но только в пределах самой страны, поэтому автолюбители в России не смогут порадовать себя электрическим авто стоимостью в 2,7. Тыс. долларов.
Стоимость этого «дорожного монстра» по истине удивляет. За такие деньги в настоящее время очень сложно найти что-то стоящее, а особенно в данном рыночном сегменте. 

Mahindra e-20 имеет следующие характеристики:

•    Максимальная скорость – 80 км в час.
•    Продолжительность езды на полной батарее – 100 км.
•    Мощность двигателя – 19 kW.
•    Крутящий момент – 52 Нм.
•    Габариты (длина*ширина*высота) – 3280*1514*1560мм.
•    Вес – 830 кг.

Удивительно, не правда ли? Но и это еще не все! Производитель предоставляет владельцам возможность установить дополнительные солнечные батареи, которые смогут продлить работу электродвигателя на 20-30%.

Владелец Mahindra обещает, что в скором времени они планируют расширить географию производства данных автомобилей, но в этом вопросе есть некоторые неувязки. Поэтому любителям недорогих эко-автомобилей в России остается только надеяться, что все проблемы будут решены и e-20 выйдет на отечественный рынок.

Заслуживающие внимания

Выбирая наиболее доступное электроавто, невозможно ограничиться всего 1-2 моделями, ведь разнообразие транспортных средств просто невероятно. Кузова, предназначение, скорость и т.д. – все эти характеристики относятся и к авто с электродвигателями, поэтому мы рассмотрим и другие модели по определенным критериям.
•    Грузовики. Даже в этой категории имеются свои представители среди электромобилей. «Тяжеловес» по самой низкой цене на электромоторе выпускается компанией Alvarez Electric Motors под название EcoTruck.

10 электромобилей, которые можно купить в России

Он имеет довольно высокую грузоподъемность и может легко потягаться с топливными аналогами. Стоимость такого грузовика составляет около 17 тысяч долларов. К сожалению, компания-производитель не желает выпускать свой продукт за пределы США, поэтому в России такой электромобиль не встретить. 
•    Скутеры. Не смотря на то, что компания Renault  позиционирует свою модель Twizy, как авто, по всем характеристикам и особенностям он очень похож на скутер.

Разработчики настолько минимизировали его, что в конструкции даже не предусмотрены двери, зато стоимость этого мини-авто составляет 7,5 тыс. евро, что позволяет ему прочно занять позиции в ТОПе самых дешевых. 
•    Отечественные.  Любителей отечественного автопрома точно порадует та новость, что в России также имеются свои электромобили.

Lada Ellada и BravoEgo – обе эти модели можно уверенно причислить к самым дешевым и, наверное, единственным авто с электрическими моторами в РФ. 

Сегодня уже перестал быть роскошью – на рынке можно найти модели, которые будут по карману даже людям со средним достатком и вышеперечисленный список является тому подтверждением. В Америке, Индии, Франции и даже России можно легко обзавестись полноценным железным конем, который не только быстро доставит вас к пункту назначения, но и поспособствует сохранению окружающей среды. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *