Дорожные знаки Европы

Как-то застрял я на описании апрельской поездки. Уже много чего произошло с тех пор, а я все с Германией и Голландией разделаться не могу. А все потому, что как-то времени на посты все не находится. Надо как-то настроить себя уже закончить с этим вояжем и перейти к следующим нашим приключениям.
Просто взять и бросить описывать то путешествие рука не поднимается. Потому что осталось еще немало интересного. Например, этот пост посвящен знакам и указателям.

Начну с Германии. Дорожные знаки, как и вся организация дорожного движения, в Германии, пожалуй, лучшие из всего ранее увиденного.

На хайвеях-аутобанах все съезды и развязки заранее обозначены, так что даже без навигатора можно разобраться. На фото ниже — знак, обозначающий съезд в населенный пункт под названием Бухло:

Кроме привычных белых стрелок на синего цвета знаках, иногда встречаются вот такие чудного вида:

Полос движения на автобанах, как правило, всегда достаточно. Даже съезды с развязок бывают двухполосные (первый раз в жизни встретил развязки, где официально можно ехать со скоростью 80 или даже 100 км/ч)

Кстати, про скорость. До поездки в Германию слышал, что на автобанах скорость не ограничена — типа езжай как хочешь быстро. Справедливости ради стоит отметить, что так бывает, но не всегда, и достаточно часто ограничения скорости все-таки встречаются:

В случае каких-то дорожных работ появляются знаки мобильного вида, прикрепленные к задней части специальных автомобилей или вообще установленные на маленьких прицепчиках:

Ну а наконец о, наверное, самом удивительном: перед мостами и мостиками в Германии, по крайней мере в южной ее части, в настоящее время установлены специальные знаки для танков:

На знаках номерных, автомобильных, обязателен герб той федеральной земли (что-то вроде области по-нашему), где зарегистрирован автомобиль
А на задних номерах — еще и отметка о прохождении техосмотра.
А в Голландии номерные знаки на машинах желтого цвета, и кроме того, буквы и цифры на многих из них — выпуклые и какие-то резиновые:
Плавно перешел к Нидерландам. Там со знаками тоже все хорошо, но там с языком плохо, потому что он еще более непонятный, чем немецкий:
Также, как и в Германии, в Голландии о радарах заранее предупреждают:
От знаков шоссейных — к городским. Пешеходов, кроме привычного для европейцев слова «педестрианы», голландцы называют еще и как-то по своему (понятия не имею, как это произносится):
Велосипеды на нидерландских знаках как-то еще и классифицируются:
Ну и теперь о городских знаках немецкого происхождения. С парковкой все более-менее понятно:
Более сложный для понимания знак «остановка запрещена» из-за добавления стрелочки и какой-то пояснительной подписи. Расценив «frei» как «бесплатно», мы решили — надо парковаться!
Типично немецкий знак с названием улицы и номера дома (жаль, что шрифт такой встречается не везде в Германии):
Ну и напоследок — ТОП3 самых забавных немецких знаков. 3-е место — непонятный знак про старых дяденек с удочкой в одной руке и непонятно чем в другой (бойтесь таких дяденек???)))
2-е место — птицы атакуют:
Ну и лидер хит-парада — «нихьт какен» с собакой, которой что-то вставили в челюсть:
Фотографии сделаны 16-23 апреля 2012 года.
Еще наши посты про это путешествие:

Мюнхен: Исторический центр Хофбройхауз Завершаем прогулку по Мюнхену
Романтическая дорога Германии: Нойшванштайн
и Хоэншвангау
Роттенбух, Шонгау, Ландсберг-на-Лехе Фридберг, Вемдинг, Аугсбург, Донаувёрт Харбург, Нёрдлинген, Валлерштайн
Динкельсбюль и Вюрцбург Рёттинген Таубербишофсхайм, Бад-Мергентхайм, Вайкерсхайм, Ротенбург-на-Таубере, Шиллингсфюрст, Фойхтванген
Прочая Германия: Штутгарт и Кёльн Вольфсбург и Фольксваген Бремен
Голландия: Гаага Мадуродам Кёкенхоф
Амстердам Архитектура Амстердама Голландия провинциальная
Голландская
эротика:
Орхидеи Красные тюльпаны Желтые тюльпаны
Розово-фиолетовые тюльпаны Прочие тюльпаны и нарциссы
Прочее: Транспорт Дороги Пивной пост

Автомобильные коды стран (или IVR коды) — основной (и единственный) на сегодняшний день способ быстрой идентификации государства, где было зарегистрировано транспортное средство, без проверки документов.

В начале 1900-х годов количество транспортных средств и их разнообразие достигло таких значений, при которых вопрос безопасности пешеходов (да и самих водителей) становился вопросом первостепенной важности. Одной из самых значимых попыток привести все автомобили к единому стандарту безопасности, является «Конвенция о международном передвижении автомобилей» (Annexe C. Convention internationale relative à la Circulation des Automobiles pdf), принятая в Париже 11 октября 1909 года, и вступившая в силу после подписания всеми странами-ратификантами 1 мая 1910 года.

Среди основных требований, предъявляемых к транспортному средству, можно отметить: обязательный его осмотр компетентным органом, пожаро- и взрывобезопасность, наличие двух независимых тормозов, фар, осветителей номерного знака, не пугать шумом животных, не отравлять окружающих выхлопными газами и т.д. Разрешение на вождение предоставлялось лицам не моложе 18 лет.

Для обеспечения возможности пересекать границы других стран, на автомобиль, в дополнение к номерному знаку выданного в родной стране, должен был устанавливаться отличительный знак. Этот знак должен крепиться в видимом месте на задней части авто и удовлетворять следующим требованиям:

Отличительный знак страны происхождения (авто) состоит из овальной таблички шириной 30 сантиметров и высотой 18 сантиметров, на которой одна или две буквы окрашены в черный цвет на белом фоне. Знаки должны состоять из заглавных букв латинского алфавита и иметь высоту не менее 10 сантиметров, ширина каждой строки — 15 миллиметров.

Надзор за соблюдением конвенции возлагался на правительство страны-подписанта, в которой было зарегистрировано транспортное средство.

Поскольку материал для отличительных знаков ничем не регламентировался, изготавливали их не только из стали (включая выштамповку литер и ободок как на регистрационных номерах), но и из бумаги, в виде переводных картинок или самоклеящихся стикеров. По поводу сторонних надписей или изображений на таких знаках, бывало, руководствовались принципом «что не запрещено, то разрешено», размещая возле кода флаг или герб страны.

Знак DDRЦветной знак DDRСтикер DDR

С самого начала введения международных номерных знаков, за основу попытались взять мнемонический принцип формирования кода. В целом, способ неплохо работает, хотя есть и тонкости. Так, некоторые республики считают обязательным указывать форму государственного правления на автомобильных кодах: RA — республика Аргентина, RCH — республика Чили, RKS — республика Косово, ROK — Республика Корея (в данном случае код и вовсе содержит предлог «of» — Republic of Korea) и т.д.

Интересные метаморфозы произошли и с автомобильным кодом России. Изначально (в 1910) её код был однобуквенным «R», после образования СССР код преобразовали в «SU», в это время (с 1959 по 1962) «RU» (код, на который мы могли бы претендовать) становится официальным кодом Руанды-Урунди, с 1960 (после провозглашения независимости от Бельгии) код «RU» переходит республике Бурунди, после развала СССР Россия вновь получает код для авто, но уже трехбуквенник «RUS». При этом, первоначальный однобуквенник «R» до сих пор не закреплен ни за одной из стран учасниц конвенций.

Еще одна нынешняя тонкость мнемоники — зависимость её от стандарта ISO 3166. Названия стран в этот стандарт поступают из ООН (бюллетень названий стран ООН), где республика Беларусь одно время звучала как «Byelorussia». Так и передали. Несмотря на то, что страна уже давно носит название на английском исключительно как «Belarus», автомобильный код «BY» никто не собирается менять.

Согласно стандарту ISO 3166-1 (публикуется с 1974 года), автомобильные коды формируются на основе только двухбуквенных кодов стран (ISO 3166-1 alpha-2) или трехбуквенных (ISO 3166-1 alpha-3). Несмотря на это, в современном перечне IVR кодов присутствует и четырехбуквенник «SMOM» — неофициальный код Мальтийского Ордена (Sovereign Military Order of Malta).

Таблица действующих автомобильных кодов стран

Звёздочкой (*) отмечены неофициальные коды (непризнанное государство или страна не является участником Конвенций ООН о дорожном движении). Международные номерные знаки отсортированы в алфавитном порядке.

Дата последнего редактирования данных: 26.10.2019

Код Государство
(территория)
С
года
Предыдущие
коды
ISO 3166-1
Alpha-2 Alpha-3 Цифровой
A
A Австрия 1910 AT AUT 040
AG Антигуа и Барбуда AG ATG 028
AFG* Афганистан AF AFG 004
AL Албания 1934 AL ALB 008
AM Армения SU AM ARM 051
ANG Ангола 1975 PAN, P AO AGO 024
AND Андорра 1957 AD AND 020
ARK* Антарктида AQ ATA 010
ARU* Аруба AW ABW 533
AUS Австралия 1954 AU AUS 036
AX* Аландские острова 2002 SF AX ALA 248
AXA* Ангилья AI AIA 660
AZ Азербайджан SU AZ AZE 031
B
B Бельгия 1910 BE BEL 056
BD Бангладеш 1978 PAK BD BGD 050
BDS Барбадос 1955 BB BRB 052
BF Буркина-Фасо 1984 HV, RHV BF BFA 854
BG Болгария 1910 BG BGR 100
BH Белиз BZ BLZ 084
BHT* Бутан BT BTN 064
BIH Босния и Герцеговина 1992 YU BA BIH 070
BOL Боливия 1967 BO BOL 068
BR Бразилия 1930 BR BRA 076
BRN Бахрейн 1954 BH BHR 048
BRU Бруней 1954 BN BRN 096
BS Багамские острова 1950 BS BHS 044
BUR Мьянма 1956 BA MM MMR 104
BW Ботсвана 1967 BW BWA 072
BY Белоруссия 1992 SU BY BLR 112
C
C Куба 1930 CU CUB 192
CAM Камерун 1952 TC, F, WAN CM CMR 120
CGO Демократическая
Республика Конго
1997 CB, RCL, CGO, ZR, ZRE CD COD 180
CDN Канада 1956 CA CAN 124
CH Швейцария 1910 CH CHE 756
CI Кот-д’Ивуар 1961 F CI CIV 384
CL Шри-Ланка 1961 LK LKA 144
CN* Китайская Народная Республика CN CHN 156
CO Колумбия 1952 CO COL 170
COM Коморы F KM COM 174
CR Коста-Рика 1956 CR CRI 188
CV Кабо-Верде 1975 P CV CPV 132
CY Кипр 1932 CY CYP 196
CYM ** Уэльс
CZ Чехия 1993 CS CZ CZE 203
D
D Германия 1910 DE DEU 276
DJI* Джибути F DJ DJI 262
DK Дания 1914 DK DNK 208
DOM Доминиканская Республика 1952 DO DOM 214
DY Бенин 1910 AOF BJ BEN 204
DZ Алжир 1962 F DZ DZA 012
E
E Испания 1910 ES ESP 724
EAK Кения 1938 KE KEN 404
EAT Танзания 1938 EAZ TZ TZA 834
EAU Уганда 1938 UG UGA 800
EC Эквадор 1962 EQ EC ECU 218
ER Эритрея 1993 AOI ER ERI 232
ES Сальвадор 1978 SV SLV 222
EST Эстония 1994 EW, SU EE EST 233
ET Египет 1927 EG EGY 818
ETH Эфиопия 1964 AOI ET ETH 231
F
F Франция 1910 FR FRA 250
FIN Финляндия 1993 SF FI FIN 246
FJI Фиджи 1971 FJ FJI 242
FL Лихтенштейн 1923 LI LIE 438
FO Фарерские острова 1996 FR FO FRO 234
FSM Федеративные
Штаты Микронезии
FM FSM 583
G
G Габон 1974 AEF GA GAB 266
GB Великобритания 1910 GB GBR 826
GBG Гернси 1924 GG GGY 831
GBJ Джерси 1924 JE JEY 832
GBM Остров Мэн 1932 IM IMN 833
GBZ Гибралтар 1924 GI GIB 292
GCA Гватемала 1956 G GT GTM 320
GE Грузия 1992 SU GE GEO 268
GH Гана 1959 WAC GH GHA 288
GQ* Экваториальная
Гвинея
GN GIN 324
GR Греция 1910 GR GRC 300
GUB Гвинея-Бисау 1974 GW GNB 624
GUY Гайана 1972 BRG GY GUY 328
H
H Венгрия 1910 HU HUN 348
HK Гонконг 1932 HK HKG 344
HN Гондурас HN HND 340
HR Хорватия 1992 SHS, Y, YU HR HRV 191
I
I Италия 1910 IT ITA 380
IL Израиль 1952 IL ISR 376
IND Индия 1947 BI IN IND 356
IR Иран 1936 PR IR IRN 364
IRL Ирландия 1962 GB, SE, EIR IE IRL 372
IRQ Ирак 1930 IQ IRQ 368
IS Исландия 1936 IS ISL 352
J
J Япония 1910 JP JPN 392
JA Ямайка 1932 JM JAM 388
JOR Иордания HKJ JO JOR 400
K
K Камбоджа 1956 KH KHM 116
KAN* Сент-Китс и Невис KN KNA 659
KG Киргизия 2016 SU, KS KG KGZ 417
KN* Гренландия GRO GL GRL 304
KIR* Кирибати KI KIR 296
KP* КНДР KP PRK 408
KWT Кувейт 1954 KW KWT 414
KZ Казахстан 1992 SU KZ KAZ 398
L
L Люксембург 1911 LU LUX 442
LAO Лаос 1959 LA LAO 418
LAR* Ливия 1972 LY LBY 434
LB* Либерия 1967 LR LBR 430
LS Лесото 1967 BL LS LSO 426
LT Литва 1992 SU LT LTU 440
LV Латвия 1992 LR, SU LV LVA 428
M
M Мальта 1966 GBY MT MLT 470
MA Марокко 1924 MA MAR 504
MAL Малайзия 1967 FM, PTM MY MYS 458
MC Монако 1910 MC MCO 492
MD Молдавия 1992 SU MD MDA 498
MNE Черногория 2006 MN, SHS, Y, YU, SCG ME MNE 499
MEX Мексика 1952 MX MEX 484
MGL Монголия MN MNG 496
MH Маршалловы
острова
MH MHL 584
MK Северная Македония 1992 MK MKD 807
MOC Мозамбик 1975 MOC, P MZ MOZ 508
MS Маврикий 1938 MU MUS 480
MV* Мальдивы MV MDV 462
MW Малави 1965 EA, NP, RNY MW MWI 454
MYA Мьянма 1989 BUR MM MMR 104
N
N Норвегия 1922 NO NOR 578
NA Нидерландские
Антильские острова
1957
NAM Намибия 1990 SWA NA NAM 516
NAU Науру 1968 NR NRU 520
NC* Новая Каледония NC NCL 540
NEP* Непал 1970 NP NPL 524
NIC Никарагуа 1952 NI NIC 558
NIR Северная Ирландия
NL Нидерланды 1910 NL NLD 528
NZ Новая Зеландия 1958 NZ NZL 554
O
OM Оман OM OMN 512
P
P Португалия 1910 PT PRT 620
PA Панама 1952 PA PAN 591
PAK Пакистан 1947 PK PAK 586
PAL Палау PW PLW 585
PE Перу 1937 PE PER 604
PL Польша 1921 PL POL 616
PMR* Приднестровье 1990 SU
PNG* Папуа — Новая Гвинея 1978 PG PNG 598
PS* Палестина PS PSE 275
PY Парагвай 1952 PY PRY 600
PR* Пуэрто-Рико PR PRI 630
Q
Q Катар 1972 QA QAT 634
R
RA Аргентина 1927 AR ARG 032
RC Китайская Республика
(Тайвань)
1930 TW TWN 158
RCA Центрально-Африканская
Республика (ЦАР)
1962 CF CAF 140
RCB Республика Конго 1962 CG COG 178
RCH Чили 1930 CL CHL 152
RG Гвинея 1952
RI Индонезия 1955 ID IDN 360
RIM Мавритания 1964 MR MRT 478
RKS Косово 2010 KS
RL Ливан 1952 LB LBN 422
RM Мадагаскар 1962 MG MDG 450
RMM Мали 1962 AOF ML MLI 466
RN Нигер 1977 AOF NE NER 562
RO Румыния 1981 RM, R RO ROU 642
ROK Республика Корея 1971 KR KOR 410
ROU Уругвай 1979 U UY URY 858
RP Филиппины 1975 PH PHL 608
RSM Сан-Марино 1932 SM SMR 674
RT Того TT, TG TG TGO 768
RU* Бурунди 1962 BI BDI 108
RUS Россия 1992 R, SU RU RUS 643
RWA Руанда 1964 RU RW RWA 646
S
S Швеция 1910 SE SWE 752
SA Саудовская Аравия 1973 KSA SA SAU 682
SCO* Шотландия
SD Свазиленд 1935
SGP Сингапур 1952 SG SGP 702
SK Словакия 1993 CS SK SVK 703
SLE* Сьерра-Леоне 2002 SL SLE 694
SLO Словения 1992 SHS, Y, YU SI SVN 705
SME Суринам 1936 SR SUR 740
SMOM* Мальтийский Орден
SN Сенегал 1962 SN SEN 686
SO Сомали 1974 SO SOM 706
SOL* Соломоновы Острова SB SLB 090
SRB Сербия 2006 SB, SHS, Y, YU, SCG RS SRB 688
STP Сан-Томе и
Принсипи
1975 P ST STP 678
SUD* Судан 1963 SD SDN 729
SY Сейшельские Острова 1938 SC SYC 690
SYR Сирия 1952 SY SYR 760
T
T Таиланд 1955 SM TH THA 764
TCH* Чад 1973 AEF TD TCD 148
TJ Таджикистан 1992 SU TJ TJK 762
TL Восточный Тимор P, RI TL TLS 626
TM Туркмения 1992 SU, TMN TM TKM 795
TN Тунис 1957 F TN TUN 788
TO* Тонга TO TON 776
TR Турция 1935 TR TUR 792
TT Тринидад и Тобаго 1964 TD TT TTO 780
TUV* Тувалу TV TUV 798
U
UA Украина 1992 SU UA UKR 804
UAE Объединённые
Арабские Эмираты
AE ARE 784
USA США 1952 US US USA 840
UZ Узбекистан 1992 SU UZ UZB 860
V
V Ватикан 1931 VA VAT 336
VN Вьетнам 1953 VN VNM 704
VU* Вануату VU VUT 548
W
WAG Гамбия 1932 GM GMB 270
WAL Сьерра-Леоне 1937 SL SLE 694
WAN Нигерия 1937 NG NGA 566
WD Доминика 1954 DM DMA 212
WG Гренада 1932 GD GRD 308
WL Сент-Люсия 1932 LC LCA 662
WS Самоа 1962 WS WSM 882
WSA* Западная Сахара 1932
WV Сент-Винсент и
Гренадины
1932 VC VCT 670
Y
YEM Йемен YAR YE YEM 887
YV Венесуэла 1962 VE VEN 862
Z
Z Замбия 1966 ZM ZMB 894
ZA ЮАР 1936 ZA ZAF 710
ZW Зимбабве 1977 ZW ZWE 716

** CYM является неофициальным кодом общего пользования для Уэльса (Wales), поскольку не включен в список кодов стран ООН (M49), также не имеет своего кода в ISO 3166-1.

В настоящее время, планомерное введение странами Евросоюза регистрационных номерных знаков единого образца, на которых указывается автомобильный код страны регистрации, делает нанесение овальных наклеек с кодами необязательным условием пересечения границ. Таким образом, эпоха овальных знаков и стикеров на бамперах и капотах автомобилей, постепенно уходит в прошлое. Ниже представлены все индексы автомобильных номеров мира стран, которые прекратили своё существование.

Практически вся продукция завода ЛАЗ, выезжавшая за границу, в своё время также снабжалась стикерами с кодом «SU». Так, из относительно ранних моделей можно вспомнить автобусы, созданные конструкторами ГСКБ: комфортабельный междугородник повышенной вместимости — «Украина-67» 1966 года и последний из семейства 699-х — ЛАЗ-699А «Люкс» 1967 г. Обе модели принимали участие в 18-й Международной автобусной неделе (18e Semaine Internationale du Car).

Автомобильные коды бывших стран

Код Государство
(территория)
Период Заменен
на
Примечания
BI Британская Индия 1930
DA Вольный
город Данциг
1930—1939
DDR Германская
Демократическая
Республика
1974–1990 D
CS Чехословакия 1930—1993 CZ, SK
EQ Эквадор 1930—1962 EC
EW Первая
Эстонская Республика
1930—1940 SU
EW Эстония 1992—1993 EST
F Французский Алжир 1930 DZ
F Французская Индия 1930
F Французское Марокко 1930
F Французский
протекторат Тунис
1930 TN
FM Малайская Федерация 1955
G Гватемала 1930—1956 GCA
GBY Мальта 1930 M
KS Киргизия 1992—2016 KG
LR Латвия 1930—1940 SU
LSA Французский мандат
в Сирии и Ливане
1930
MN Черногория 1910—1918 SHS
NGN Нидерландская
Новая Гвинея
1955—1962 RI
NI Голландская
Ост-Индия
1930 NGN, RI
PR Персия 1930 IR
R Российская империя 1910—1917 SU
R Королевство Румыния 1930 RO
RNR Северная Родезия 1959
RNY Ньясаленд 1959—1965 MW
RSR Южная Родезия 1959
SA Саар
(Лига Наций)
1930—1935
SE Ирландское
Свободное государство
1930—1937
SF Финляндия 1930 FIN
SHS Королевство сербов,
хорватов и словенцев
Y
SM Сиам 1930—1939
SU СССР 1930—1991 AM, AZ, BY,
EW, GE, KS,
KZ, LT, LV,
MD, RUS, TJ,
TMN, UA, UZ
U Уругвай 1930 ROU
Y Королевство Югославия 1953 YU
YU Югославия BIH, HR, MK,
MNE, RKS, SRB,
SLO

Заметили неточность в индексах автомобильных номеров или желаете дополнить данные отсутствующим международным автомобильным кодом? Добро пожаловать в комменты.

Несмотря на то, что автомобильная Европа живет по единым канонам Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года, на дорогах Старого света можно увидеть незнакомые нам знаки. Как не попасть впросак во время поездки по Европе?

Прежде всего отметим, что даже те знаки, которые каким-то образом выбились из стройных рядов Венской конвенции, подчиняются той же самой логике, и лишь в исключительных случаях могут потребовать особого объяснения. Поэтому в большинстве случаев, встретив незнакомый знак, нужно проявить смекалку и попытаться понять значение изображенного символа.

Читайте также: Дорожные знаки для детей: как приучить с детства

Вряд ли стоит говорить о том, что многие страны используют собственный шрифт для начертания букв и цифр, как и собственные символы-пиктограммы, изображающие те или иные понятия или объекты на знаках – сути измененная форма не меняет. Но мы рассмотрим наиболее типичные случаи смысловых отличий.

Цвет. Одно из часто встречающихся отличий – желтый (янтарный) цвет фона вместо белого у некоторых привычных знаков: предупреждающих, «Уступи дорогу», обозначающих ремонтные работы. Такая картина имеет место примерно в половине европейских стран, в то время как в Украине, напомним, желтым фоном отмечаются только временные знаки. Также примерно в половине стране знаки, относящиеся к автомагистралям, исполняются не на зеленом (как у нас), а на синем фоне – с теми же белыми буквами и символами.

Графика. Нередко встречаются как будто привычные знаки, но с необычным рисунком, несколько отличающимся от привычного. Например, применяющийся во многих странах знак «Движение механических транспортных средств запрещено» с изображением автомобиля и мотоцикла, а то и мопеда впридачу – вместо нашего 3.2 с одним только автомобильчиком. В некоторых странах наш знак 4.13 «Дорожка для пешеходов» несет изображение не одного человечка, а сразу небольшой семьи, по сути ничем не отличаясь.

Некоторые запрещающие знаки в Европе «усилены» косой линией, перечеркивающей то, что знак запрещает – фигурку мотоциклиста, велосипед, трактор и т.п.

По-разному изображают европейцы на знаках круговое движение. Вместо двух наших знаков 1.19 «Перекресток с круговым движением» и 4.10 «Круговое движение» в большинстве стран один (или тот, или другой). А суровая Ирландия вообще придумала на этот случай свой знак – желтый ромб с круговыми стрелками: ничего удивительного, Венскую конвенцию эта страна не подписывала. Собственно, поэтому и многие другие знаки в этой интересной стране совсем не похожи на наши.

Читайте также: Как правильно ехать по ямам: 10 советов от Авто24

Значение. Есть знаки, непривычные нашему человеку по причине своей неуместности в нашей стране. Например, один из самых распространенных знаков в Германии – большая табличка Ausfahrt, что означает «съезд с автобана».

В Испании, к примеру, это выглядит как Cambio. В Латвии можно встретить знак, который мог бы быть популярен и у нас: «Изменение покрытия», означающий конец участка дороги с твердым покрытием.
Важное отличие нашей таблички 7.19 «Ограничение продолжительности стоянки» в том, что в некоторых странах водитель должен оставить под лобовым стеклом информацию о времени постановки машины на парковку (записку или специальный пластиковый диск с циферблатом).

Комбинации. Вполне типичный для европейских городов знак – обширное табло, несущее на себе текст и небольшое изображение дорожного знака. Часто это важная информация – запрет на заезд в часть города на автомобилях определенного типа, без специального разрешения или оплаты.

Например, в Германии это может выглядеть как Umweltzone (зона с пониженным лимитом вредных выборосов), в Италии – как Zona Traffico Limitato (зона с ограниченным трафиком).

Рекомендация Авто24

Дорожные знаки «с сюрпризом» в странах Европы могут ожидать вас прежде всего в глубинке – автобаны обычно оборудованы по общепринятым стандартам. А если вы собираетесь поездить по европейской провинции, хорошенько поройтесь в интернете и изучите особенности ПДД именно данной страны (это могут быть сайты посольств, турагенств, форумы путешественников). Если же непонятный знак все-таки встретится, не рискуйте и решайте все сомнения в пользу безопасности: считайте, что вы не имеете приоритета, остановитесь, сверните в другую улицу, копируйте действия местных водителей в конце концов.

Читайте также:Дорожные знаки Украины: вспоминаем самое главное

Часто задаваемые вопросы

Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы Дорожный знак) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы Дорожный знак) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.

Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри

Правила дорожного движения в России и Европе почти не различаются. Красный сигнал светофора — стой, зеленый — иди или езжай, пешехода нужно пропустить, а ремень безопасности — пристегнуть. В большинстве европейских стран знаки имеют привычный вид, на дорогах нанесена разметка, установлен скоростной режим, а за нарушения положен штраф. Существуют и различия. Многие понятны интуитивно, но есть и такие, на которые стоит обратить внимание.

Поворот не туда

Самое ощутимое отличие, с которым можно столкнуться, — левостороннее движение. Оно действует, к примеру, в Японии, Австралии, Индии и Таиланде. В Европе в основном ездят справа, по левой стороне принято передвигаться в Великобритании, Ирландии, на Мальте и Кипре.

Правило простое — держаться справа при правостороннем движении и слева — при левостороннем. Важно помнить об этом при поворотах, так как здесь водители ошибаются чаще всего.

Дорожные знаки в других странах похожи на российские, но могут использоваться другие цвета, шрифты и размеры. Например, предупреждения в Ирландии делают в форме ромба с желтым фоном вместо привычного треугольника с красной рамкой. Такие знаки распространены также в Северной и Южной Америке, Океании и некоторых азиатских странах. У знака «Уступи дорогу» в Швеции, Сербии, Хорватии, Финляндии и Польше тоже желтый фон.

Различаться могут и разметки. Кроме формы и количества стрелок, а также штриховки, можно встретить непривычные россиянину цвета. В Германии, Австрии и Эстонии временная разметка бывает красной и желтой, а постоянная — белой, голубой и зеленой. В США желтыми и оранжевыми полосами принято разделять встречные потоки и обозначать опасные участки дороги.

Пиктограммы на знаках тоже могут различаться. Чаще всего это относится к изображениям пешеходов, туннелей и автомобилей. Они понятны и узнаваемы, но чтобы избежать заминок на дороге, лучше заранее с ними ознакомиться.

Наконец, существуют знаки, характерные для той или иной страны. Они нигде больше не встречаются. В Австралии предупреждают о кенгуру, в Индии — о сезонных разливах рек. Их легко разгадать по картинке, а вот точка в треугольнике, девочка с леденцом или загадочные «выпадки» пешеходов могут поставить в тупик.

Знак треугольник с черной точкой можно увидеть в Польше, Чехии и Словении. Он обозначает аварийно опасный участок дороги и примерно соответствует российскому «прочие опасности». Символ обычно сопровождается информационными табличками, но иногда встречается в одиночку.

Изображение девочки с леденцом (такой знак есть в Польше) устанавливается там, где дорогу часто переходят дети, — возле школ, детских центров и парков. При этом символ «дети» у поляков тоже есть. Знаки могут использоваться как вместе, так и по отдельности. «Выпадки» призывают внимательнее относиться к пешеходам на обочине. Такие вещи лучше заранее посмотреть в справочнике или уточнить у местных жителей при аренде автомобиля. Это поможет избежать ненужных остановок и сэкономить на интернете.

Помедленнее, пожалуйста

Присматриваться к знакам в Европе удобнее, так как скорость в городах ограничена 50 км/ч. В Албании еще ниже — 40. Штрафы могут назначить за превышение даже на один километр в час, они приходят мгновенно и могут пробить ощутимую дыру в курортном бюджете. В среднем превышение до 20 км/ч обойдется в €20–30. 50 и более — уже несколько тысяч.

Самый лояльный режим — в странах СНГ, например, в Белоруссии, где нет знака «максимально разрешенная скорость», а скоростной режим, как и штрафы, соответствуют российским.

На большой скорости в европейских странах разрешено ездить только машинам со спецсигналами — пожарным, «скорым» и полиции. Их принято пропускать даже в пробках и заторах. Водители образуют коридор, прижимаясь к обочине. Пристраиваться позади считается дурным тоном.

Дорого и сердито

В Европе принято быть вежливым водителем. Быть невежливым как минимум дорого. В немецких ПДД, к примеру, прописано недопустимое поведение на дороге. Штрафы положены за демонстрацию среднего пальца, оскорбления и высунутый язык.

Минимальное наказание за несдержанность — €200. За неприличные жесты штраф может возрасти до 3–4 тыс. Особый интерес представляет немецкий «идиотен-тест». На него направляют водителей, нарушивших правила более двух раз. Автомобилисты боятся этого испытания, так как его почти невозможно пройти без подготовки. Нужно посетить около 40 занятий с психологом, который с немецкой дотошностью расскажет, как правильно водить автомобиль и вести себя за рулем. Один урок обойдется в €100. Это помимо штрафа за нарушение.

Фото: Экспертный центр «Движение без опасности»

В США в каждом штате могут быть свои правила дорожного движения, иногда довольно странные. В Неваде запрещено выезжать на скоростную автостраду на верблюде, за нарушение грозит тюрьма. В Пенсильвании у водителя обязательно должен быть чехол на автомобиль, чтобы при встрече с повозкой накрыть машину и не пугать лошадь. Также нельзя сигналить возле закусочных после девяти вечера. В Массачусетсе запрещено плевать из окна всем, кроме водителей грузовиков. В Калифорнии накажут за отдых на асфальте. Там же женщина не может сесть за руль в домашнем халате. В Айдахо людям старше 88 лет запрещено водить мотоцикл.

В Японии с особой осторожностью ездят после дождя. Обрызгал пешехода — получишь штраф примерно в €40.

Особенности национальной парковки

Еще один важный момент, о котором надо позаботиться заранее, — парковка, особенно в центре крупных европейских городов. Зачастую в исторической части нельзя не только парковаться, но и вообще ездить. Автоматические системы пропускают только машины местных жителей и такси. Парковка строго регламентирована и недешева. За неуплату можно получить еще больший штраф, а то и вовсе остаться без автомобиля. В Вене, Барселоне или Праге машину эвакуируют за считаные минуты. Найти бесплатную или недорогую парковку можно у крупных торговых центров, в районе портов или религиозных учреждений. Обычно их знают работники офисов или таксисты, так что стоит захватить с собой карту города.

Аварийная остановка тоже может обойтись в круглую сумму, если не включить аварийные огни и не выставить предупреждающий знак. Водитель и пассажиры при выходе из автомобиля должны надеть световозвращающие жилеты. Особенно строго за этим следят в Латвии, Литве и скандинавских странах.

В России

Иностранцу в России водить автомобиль довольно просто. Прокат и каршеринг позволяют легко арендовать машину на любой срок. Городской трафик в крупных городах соответствует европейскому, как и качество дорог.

Как отметил заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич, с правилами дорожного движения и штрафами за их нарушение можно ознакомиться на официальном сайте Госавтоинспекции (гибдд.рф).

Ситуация с безопасностью на дорогах в России улучшается. Сейчас по этому показателю страна занимает 72-е место из 175. Путешествовать по российским дорогам спокойнее, чем по китайским, таиландским или индийским.

По статистике аварийности, добавил Хранцкевич, в России за семь месяцев 2019 года произошло 85,2 тыс. ДТП, из которых более 3 тыс. — с участием водителей-иностранцев.

Полковник подчеркнул, что в дни международных фестивалей и соревнований иностранным водителям стараются максимально помочь — выпускают памятки и плакаты в аэропортах и на вокзалах, буклеты и баннеры в туристических офисах и на интернет-порталах. Например, во время подготовки к чемпионату мира по футболу такую работу совместно с Госавтоинспекцией МВД России организовывал экспертный центр «Движение без опасности».

«Всем участникам дорожного движения следует соблюдать правила, которые должны быть доступны и понятны. Проводя исследования федеральных и международных масштабов и осознавая специфичность стандартов в области регулирования дорожного движения в разных странах, а также разницу в менталитете, который накладывает серьезный отпечаток на коммуникации между водителями, мы стараемся сегодня сделать всё возможное, чтобы обеспечить иностранным водителям комфортное и правильное передвижение по российским дорогам», — отметила президент экспертного центра «Движение без опасности», член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре.

Перед путешествием на личном или арендованном автомобиле стоит не только запастись атласом и изучить особенности ПДД конкретной страны, но и проверить наличие в багажнике аптечки, огнетушителя, световозвращающих жилетов и знака аварийной остановки. Кроме того, необходимо уточнить, как оплачиваются парковки и можно ли использовать видеорегистратор. Всё это поможет сохранить не только время и деньги, но и здоровье и жизнь.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *