До какого года выпускали 2106

Хрущев и Тольятти

Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти нового завода по производству малолитражных легковых автомобилей вышло 20 июля 1966 года. Советское Министерство внешней торговли заключило соглашение с итальянской компанией Fiat о научно-техническом сотрудничестве. Это была сверхкрупная сделка для своего времени. Стоимость контракта оценивалась в $642 млн. Один из образцов итальянского концерна послужил прототипом для создания новой машины. Причем тестовые испытания показали уязвимость Fiat на советских проселочных дорогах. В рамках достигнутых договоренностей итальянским конструкторам пришлось учесть замечания советских инженеров. Совместными усилиями было внесено более 800 изменений.

Реклама

Советское правительство закупило технологии и модельный ряд итальянской компании и поручило ей подготовить специалистов.

Первым генеральным директором предприятия был назначен Виктор Поляков. К тому моменту он занимал пост заместителя министра автомобильной промышленности СССР и сумел убедить генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в необходимости сотрудничества с итальянскими автопроизводителями.

Причем внимание на итальянский рынок первым обратил еще Никита Хрущев. В интернете можно найти сведения со ссылкой на архив Fiat, согласно которым он за несколько месяцев до своей отставки принял принципиальное решение о заключении контракта с итальянцами. Другим вариантом являлся французский Renault. Именно Хрущев отдал предпочтение выпуску легковых автомобилей перед тракторами.

По иронии судьбы, советский автогигант был заложен в городе, названном в честь руководителя Компартии Италии Пальмиро Тольятти после его смерти в Крыму в 1964 году.

Сам политический деятель нещадно критиковал Fiat за эксплуатацию рабочих. С его подачи коммунисты устраивали на заводе в Турине масштабные забастовки. Как отмечал итальянский историк Валерио Кастроново, администрация концерна, узнав о выбранном для строительства ВАЗ месте, испытала противоречивые чувства, поскольку в течение 20 лет пыталась искоренить коммунистические идеи среди работников Fiat и увольняла сотрудников, замеченных в симпатиях к Тольятти.

Ради взаимовыгодного контракта с руководством СССР, однако, топ-менеджмент итальянского предприятия предпочел закрыть глаза на любопытные исторические параллели. Тем более, строить Волжский автозавод из Италии отправились, в том числе, коммунисты. Так что появление на берегах Волги современного автогиганта в определенной степени отвечало интересам хозяев Fiat и в плане избавления от адептов левых идей. Первоначально итальянцы предполагали создать в СССР сборочный конвейер. Машины, по их задумке, должны были собираться полностью из комплектующих производства Fiat.

«Жигули» — русификация Fiat

Поляков руководил работами по возведению Волжского автозавода, монтажом оборудования и наладкой производства. Строительство проходило в рекордные сроки. В январе 1967 года экскаватор вынул из котлована первый ковш земли, а уже в 1968-м был объявлен конкурс на название нового советского автомобиля. Победил вариант «Жигули» — по названию гор в составе Приволжской возвышенности. Однако из-за созвучности этого слова с понятием «жиголо» на экспорт автомобиль поставлялся под брендом Lada.

19 апреля 1970 года с главного конвейера автозавода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101: два синих и четыре вишневых.

В основе первой модели, получившей в народе название «копейка» за характерную форму передних фар, лежала конструкция Fiat 124, признанного в 1967-м Автомобилем года в Европе. Дата была выбрана неслучайно: требовалось приурочить запуск серии к 100-летнему юбилею Владимира Ленина, выпавшему на 22 апреля. К слову, из-за близости даты, широко отмечавшейся по всей стране, некоторые предлагали назвать новый автомобиль в честь основателя Советского государства – ВИЛ-100. Первые по-настоящему серийные машины в объеме до 50 штук в день начали собирать с 1 августа. До конца 1970 года в Тольятти создали 21 530 единиц ВАЗ-2101. В следующем году эти цифры выросли до 172 175, а на 1973 год пришелся пик выпуска «копейки» — 379 007 экземпляров.

По сравнению с итальянской машиной советский образец значительно изменили. В частности, внедрили верхневальный двигатель, усилили подвеску для лучшей управляемости, задние тормоза сделали барабанными вместо дисковых, а передние сиденья – раскладывающимися в спальное место, увеличили дорожный просвет. Ручки дверей заменили на травмобезопасные. По сравнению с фиатовскими образцами добавилось отверстие для ручной заводки авто – в народе его называли «кривой стартер». Русификация Fiat 124 оказалась полезной и для итальянского концерна, накопившего уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

«Копейка» или «единичка» стала первым советским автомобилем, легко заводившимся в мороз, с нормальным обогревом салона и шумоизоляцией. Специально для новой модели разработали первый советский антифриз и создали всесоюзную сеть СТО. Благодаря получению ВАЗом итальянских технологий производства отделочных материалов, корпус машины не выгорал на солнце, как случалось с другими.

Особенно ценились автомобили ВАЗ-2101 первых серий, в которых преобладали импортные детали. Эти экземпляры, если верить водителям, могли годами ездить без замены масла, аккумулятора, сцепления и тормозных колодок.

«Копейка» пользовалась популярностью за рубежом

«Критики исторического решения о постройке ВАЗа говорят о том, что одиозный проитальянский проект оттянул кадровые и денежные ресурсы с других заводов, из-за чего не были реализованы неплохие разработки родных ЗАЗа, ГАЗа и АЗЛК, более подходившие для условий СССР, а сами заводы погрузились в долгий застой, — отмечается в книге Романа Назарова «Русские автомобили». – С другой стороны, без ВАЗ-2101 промышленность еще долго не смогла бы удовлетворить огромный спрос на легковые автомобили. Объем выпуска машин в Тольятти в разы превышал выпуск любого другого завода, и все равно на них была двухлетняя очередь».

Уже 18 августа Волжский автозавод начал реализацию первых «копеек» через торговую сеть. В том же году на товарном знаке появился образ ладьи. Его нарисовал Александр Декаленков, приехавший в Тольятти из московской дирекции ВАЗа. Согласно его задумке, в очертаниях ладьи читалась буква В (река Волга). Доработал логотип дизайнер Юрий Данилов.

27 апреля 1971 года в Тольятти выпустили опытный образец ВАЗ-2102 «Универсал». А 16 июня, в 11 часов 50 минут, на заводе собрали 100-тысячный автомобиль «Жигули» светло-палевого цвета. «Копейку» активно задействовали в спортивных состязаниях.

Так, в том же 1971 году команда «ВАЗ-Автоэкспорт» завоевала главный трофей на авторалли «Тур Европы».

«Жигули» под торговой маркой Lada неплохо продавались на экспорт. Например, уже 21 февраля 1971 года первая партия ВАЗ-2101 отправилась на поезде в Югославию. Машины первых моделей можно встретить в Сербии до сих пор, причем в немалом количестве. Особенно они популярны в небольших городах и сельской местности. Кроме того, продукция ВАЗ прижилась в Болгарии, Венгрии, Чехословакии. На Западе автомобили Lada покупали во Франции и Австрии. Добрались они даже до Египта. В 1972 году «копейка» получила почетную международную премию «Золотой Меркурий».

Почему одни автомобили ВАЗ называют «Жигули», а другие – «Лада»? Мой дедушка говорит, что «Лада» – это «люксовые» модификации ВАЗов. Кто вообще придумывал эти названия и что зашифровано в логотипе?

Почему одни автомобили ВАЗ называют «Жигули», а другие – «Лада»? Мой дедушка говорит, что «Лада» – это «люксовые» модификации ВАЗов. Кто вообще придумывал эти названия и что зашифровано в логотипе?

Дима Смоляр, Звенигородка

Когда в 1966 году в Советском Союзе начали возводить новый завод по производству малолитражных легковых автомобилей, оказалось, что придумать для него имя почти так же нелегко, как и построить цеха.

Если дать предприятию имя по аналогии с другими союзными автогигантами (ГАЗ, КрАЗ, МАЗ), аббревиатура получится неблагозвучной. Этот не самый важный на то время вопрос оставался открытым, а строящееся предприятие в официальных документах именовали «Завод по производству легковых автомобилей в г. Тольятти». Нынешнее название автогиганту невольно подсказали сотрудники компании Fiat, при техническом содействии которой шла советская стройка. Чтобы сократить вышеназванное словосочетание, итальянцы начали писать в своих спецификациях «Завод на Волге». Ветераны-тольяттинцы вспоминают, что после этого, с начала 1967 года, и прижилось название «Волжский автомобильный завод» – ВАЗ.

А имя автомобилю придумывала вся страна. Был объявлен всесоюзный конкурс, итоги которого подвели 1 ноября 1968 года. Среди десяти тысяч предложенных названий встречались и не совсем уместные: «Гвоздика», «Аргамак» и т. п. Сто вариантов вышли в «финал». А крестным отцом массовой советской малолитражки, говорят, стал тогдашний секретарь обкома партии, утвердивший за ВАЗ-2101 и другими моделями «классики» имя «Жигули» – по названию горной местности вблизи Тольятти.

«Географические» имена часто давали продукции советского автопрома, но вскоре с «Жигулями» «всплыла» накладка. Когда начали готовить экспортные поставки ВАЗ-2101, оказалось, что в некоторых европейских языках есть весьма близкое по звучанию слово «жиголо», которым называли молодого человека, ведущего антисоциальный образ жизни. Тогда в отделе внешнеэкономических связей «ВАЗа» придумали для «Жигулей» заграничное имя – «Лада» (Lada). Это исконно русское слово означает «любимая», просто пишется и хорошо звучит на всех языках. Это имя стало зарубежным псевдонимом «Жигулей», а с обновлением модельного ряда его начали применять и на внутреннем рынке. Начиная с прошлого года, все автомобили ВАЗ называются «Лада».

Вместе с ВАЗ-2101 родился и товарный знак тольяттинских автомобилей: ладья под парусом, выполненная в виде литеры В – заглавной буквы названия завода. С тех пор эмблема на радиаторах «Лад» несколько раз видоизменялась, но стилизованная ладья на волжской глади неизменно сохраняется.

Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича и «АвтоВАЗа»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «ФИАТ». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.
01. Территория будущего автозавода, 1966 год.
02. Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.
03. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.
04. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.
05. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.
06. Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.
07. Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.
08. Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.
09. С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

11. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.
12. В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.
13. Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.
14. Строительство управления ВАЗа

16. На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

19. Киоск «Союзпечать» рядом со стройкой.
20. За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.
21. Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались «итальянцу», мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»
22. Первые «Жигули» на конвейере, 1970 год.
23. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.
24. Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».
25. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».
26. 1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.
27. «Вазовцы» идут на работу.
28. Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.
29. Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.
30. Завод с высоты птичьего полёта.
31. Новые машины ждут своего отправления.

34. Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.
35. 3 июня 1978 собран 4-х миллионный автомобиль.
36. Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.
37. В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.
38. ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.
39. Проектировочный отдел.
40. Заводские будни.
41. Конвейер.
42. Цех сборки двигателей.
43. Столовые ВАЗа.

46. Новые машины на площадках завода.

48. Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.
49. 30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой «копейки» по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.

52. И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник «Нива» серийно производится с 1977 года!
53. Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)
54. Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)
55. ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)
56. ВАЗ-2110, или по народному «десятка». (годы выпуска 1996-2007)
57. Первый автомобиль»Лада-Приора» (универсал), сошедший с конвейера 27 мая 2009 года.
58. «Лада-Приора» выпускается с 2007 года.
59. «Лада-Калина» выпускается с 2004 года.
60. Самая новая серийная модель Автоваза- «Лада-Гранта», запущена на конвейер в конце 2011 года.
Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан ВАЗ — 660 тысяч автомобилей в год.

Другие мои исторические обзоры:
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЯ (НА ВОЛГЕ)
КАК СТРОИЛАСЬ ЖИГУЛЕВСКАЯ ГЭС
КОМСОМОЛЬСКИЙ РАЙОН ТОЛЬЯТТИ 1960-70 ГОДОВ
ИСТОРИЯ САНАТОРИЯ «ЛЕСНОЕ»
ОТ СТАВРОПОЛЯ ДО ТОЛЬЯТТИ
посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)Tags: 2012, Тольятти, история, промышленность

Заднеприводный седан субкомпактной категории ВАЗ-2106, представляющий собой, по сути, рестайлинговую версию «тройки» с немного подправленными экстерьером и интерьером и пересмотренной силовой гаммой.

Поступил в массовое производство в феврале 1976 года, однако его разработка на тольяттинском предприятии началась еще в 1974-м.

На протяжении всего «жизненного цикла» трехобъемник постоянно получал небольшие доработки, которые затрагивали и оформление, и уровень оснащения, и техническую «начинку», а всего держался на конвейере на протяжении тридцати лет – до 2006-го.

По современным меркам ВАЗ-2016 обладает бесхитростной внешностью, в которой попросту не за что зацепиться взгляду. Незамысловатая «мордашка» с четырьмя круглыми фарами, прямоугольной решеткой радиатора и хромированным бампером, трехобъемный силуэт с высоко понятой кабиной, длинным багажником и плоскими бортами, скромная корма с аккуратными блоками фар и простецким бампером – в городском потоке автомобиль точно не привлечет к себе внимание (хотя на момент своего появления был «щеголем»).

ВАЗ-2106 является представителем субкомпактного класса: его длина составляет 4166 мм, ширина – 1611 мм, высота – 1440 мм. На колесную базу у трехобъемника приходится промежуток величиной 2424 мм, а его клиренс насчитывает 170 мм.

Снаряженный вес машины варьируется от 1035 до 1045 кг, а его полная масса равняется от 1435 до 1445 кг (в зависимости от версии).

Сегодня интерьер «шестерки» не вызывает каких-либо эмоций (от слова «совсем») – крупное рулевое колесо с плоским ободом, предельно простой и понятый «щиток» приборов со стрелочными циферблатами, лаконичная центральная консоль с круглыми дефлекторами вентиляции, аналоговыми часиками, «ползунками» отопительной система да кнопками управления другими второстепенными функциями.

Вдобавок к этому, автомобиль не может похвастать высоким качеством исполнения – здесь и материалы преобладают откровенно бюджетные, и уровень сборки явно хромает.

Формально салон ВАЗ-2106 – пятиместный, однако сзади более-менее вольготно смогут разместиться лишь двое пассажиров. Передним седокам положены аморфные кресла (даже без намека на боковую поддержку) с подголовниками, мягкой набивкой и достаточными диапазонами регулировок, а задним – комфортабельный диван с бесформенными пропорциями.

В нормальном состоянии грузовое отделение седана способно вместить 375 литров поклажи (для перевозки длинномеров второй ряд сидений складывается, открывая небольшой проем в салон). Запасное колесо у автомобиля прикреплено непосредственно в багажнике, с левой стороны.

Под капотом ВАЗ-2106 скрываются атмосферные бензиновые «четверки» с вертикальной конфигурацией, 8-клапанным ГРМ, верхним распредвалом и карбюраторной подачей горючего:

  • Первый вариант – мотор рабочим объемом 1.3 литра, который вырабатывает 64 лошадиные силы при 5600 об/минуту и 94 Нм крутящего момента при 3400 об/минуту.
  • Второй – 1.5-литровый двигатель, производящий 7.2 л.с. при 5600 об/минуту и 106 Нм вращающего потенциала при 3500 об/минуту.
  • Третий – «атмосферник» объемом 1.6 литра, который генерирует 75 л.с. при 5400 об/минуту и 116 Нм доступной тяги при 3000 об/минуту.

Автомобиль встречается исключительно с механическими коробками передач – 4-х или 5-ступенчатыми (они направляют мощность в полном объеме на колеса заднего моста).

С места до первой «сотни» четырехдверка устремляется спустя 16~18 секунд, а максимально разгоняется до 145~150 км/ч.

В смешанных условиях передвижения автомобиль потребляет 8.6~10.1 литров горючего на каждые 100 км пути (в зависимости от варианта исполнения).

Остовом ВАЗ-2106 является заднеприводная «тележка» с несущим цельнометаллическим кузовом и силовым агрегатом, ориентированным продольно. Автомобиль снабжен независимой передней и зависимой задней подвесками: в первом случае это – двухрычажка с телескопическими амортизаторами, поперечным стабилизатором и цилиндрическими пружинами, а во втором – неразрезной мост, сопряженный с кузовом четырьмя продольными и одной поперечной штангами.

Седан укомплектован рулевым комплексом «червячного» типа и тормозной системой с вакуумным усилителем, дисковыми механизмами спереди и барабанными устройствами сзади.

На российском рынке б/у автомобилей ВАЗ-2106 в 2018 году можно купить по цене от ~10 тысяч рублей, в то время как стоимость некоторых экземпляров переваливает за один миллион рублей.

Трехобъемник обладает рядом положительных свойств: комфортабельная подвеска, надежная конструкция, простота и дешевизна в облуживании, высокая ремонтопригодность, тяговитые и достаточно экономичные двигатели, большой клиренс и многое другое.

Что касается недостатков машины, то к ним относятся: посредственное качество сборки, низкий уровень безопасности, слабое головное освещение и т.д.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *