Для чего люк в запорожце?

В день «рождения» «горбатого» мы нашли несколько интересных фактов об автомобилях «Запорожец».

1. Практичность «Запорожца» позволяла достаточно оперативно и без больших затруднений устранять некоторые поломки и повреждения. Например, заднее и лобовое стекло были идентичными и взаимозаменяемыми: в случае повреждения переднего стекла, можно было на время установить вместо него заднее.

2. Как и некоторые другие советские автомобильные заводы, «ЗАЗ» наладил производство экспортных моделей для стран третьего мира. Существовала даже праворульная версия «Запорожца».

Автомобили «ЗАЗ-968». Фото:Владимир Акимов /РИА Новости www.ria.ru

3. В наши дни у многих «Запорожец» ассоциируется прежде всего с «инвалидками» — специальными комплектациями автомобиля для людей с ограниченными возможностями. Что не удивительно: к концу восьмидесятых модели, производимые ЗАЗом, в значительной степени устарели и утратили свою популярность. Но, в то же время, долгие годы в СССР только этот завод производил автомобили для инвалидов, поэтому «Запорожцы» к концу XX века заняли именно эту узкую нишу.

4. По разным современным оценкам, «Запорожец» стоил в два раза дешевле автомобилей, производимых в Тольятти, и в три раза дешевле горьковской «Волги». Его стоимость составляла примерно 1 800 послереформенных рублей и, по полушуточной легенде, определялась стоимостью одной тысячи бутылок водки.

5. Исходя из средней зарплаты в СССР начале 60-х годов, на «Запорожец» можно было накопить за полтора — два года. Если, конечно, выделять на эти цели все заработанные деньги.

6. Один из прототипов «Запорожца», разработанный в середине 50-х и получивший название «Белка», имел интересную особенность: вместо открывающихся дверей он обладал откидным передом кузова. Такая конструкция оказалась не слишком безопасной и была отвергнута. Однако нечто подобное сейчас можно наблюдать в некоторых концепт-карах.

7. Пассажир переднего сиденья автомобиля ЗАЗ-968 мог обнаружить у себя под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков автомобильного шоу Top Gear ведущий Джереми Кларксон так объяснил его предназначение: когда машина останавливалась на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и наслаждаться зимней рыбалкой, не выходя из машины.

ЗАЗ-968 «Запорожец». Фото:Алексей Филиппов /ИТАР-ТАСС

8. Продукция Запорожского завода никогда не избегала ироничных прозвищ, которые укоренились в народе и известны до сих пор: модель 965 превратилась в «горбатый», воздухозаборники ЗАЗ-966 сделали его «ушастым», а когда в комплектации ЗАЗ-968М их не оказалось, она была прозвана «мыльницей».

В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.

Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка «Запорожца». Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.

Проштудировав километры форумов и литературу по устройству и эксплуатации автомобиля, я собрал для вас несколько наиболее реалистичных версий, объясняющих наличие этой особенности!

Версия №1. Отверстие для воды и мусора

«При езде в сильный дождь или по глубоким лужам, а также при мытье из шланга с большим напором в кузов может попасть вода»

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.

Вид на днище 968-го. Сливные отверстия с резиновыми пробками указаны стрелками. Прямоугольником выделен лючок под ногами пассажира.

На фотографии вы можете заметить, что под лючком пассажира есть похожее посадочное место, где мог бы расположиться лючок водителя. Оказывается, в зависимости от года выпуска «Запорожца», под ногами водителя тоже может находиться такой лючок.

ЗАЗ 968 с двумя лючками. Еще похожий имеется в багажнике прямо под запаской.

Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.

Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.

Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе

Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Многие владельцы «Запорожцев» на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.

Фотографий этого процесса найти не удалось. Предлагаю просто полюбоваться на масштабы советской автомобильной промышленности! На фото ЗАЗ 968М

Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.

Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.

Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.

Стоит сказать, что это самая распространённая версия на просторах интернета! Удивительно, что распространил эту информацию англичанин Джереми Кларксон — один из ведущих знаменитого шоу об автомобилях «Top Gear».

Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!

Ну а для тех, кто видео смотреть не хочет, расскажу кратко. Отверстие предназначено для того, чтобы зимой заехать на «Запорожце» на замёрзший водоём, пробурить лунку и рыбачить через лючок в полу, сидя в машине.

«Такого даже в Майбахе нет!» — удивился англичанин в шутку. Не факт, что и это предназначение отверстия в полу ЗАЗа не являлось шуткой, ведь телешоу носит ярко выраженный юмористический характер.

Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.

Шуточные версии

Отверстие необходимо для того, чтобы:

  • справлять через него нужду в пробках;
  • останавливать «Запорожец» с помощью лома;
  • покидать через него подбитый «Запорожец».

О том, что 966-я модель «Запорожца» на мой взгляд, является самой красивой из всей линейки «мыльниц», я ранее уже говорил. Но еще более эффектным была предсерийная версия, одна из самых последних, так называемый «четвертый вариант», созданный в конце 1964 года.

Вот как выглядела эта машина. Отличия от серийной модели, как говориться, на лицо.

Прежде всего, в глаза бросаются плавные нисходящие линии на капоте и багажнике. Их повторяет хромированный тонкий молдинг. Он идет вокруг всей машины.

Переходим к передним крыльям, и видим, что арки колёс не круглые, как на серийной машине, а трапециевидной формы. Такая форма, на мой взгляд, более гармонично смотрится с арками задних колёс. Жаль, что спереди арки сделали круглыми.

Уцелевший до наших дней предсерийный ЗАЗ-966

Фальшрадиаторная решетка перешла на конвейер, но тоже в измененном виде. На экспериментальной машине она цельноштампованная, с прокрашенными черной краской, под цвет машины, вертикальными полосками. На серийной решетке эти прорези штампованы.

Указатели поворота, тоже слегка видоизмененные, остались на своем месте.

Декоративные решетки на «ушах» смотрятся красиво, но насколько они были бы практичны – кто теперь знает. Кстати, обратите внимание на длину «ушей», они почти до середины бокового окна доходят.

Экспериментальный образец ЗАЗ-966 двухцветной окраски. Фальшрадиаторная решетка отсутствует.

На ранних серийных ЗАЗ-966 длинные «уши» еще сохранятся, но вскоре их сменят боле привычные, которые идут лишь до задней стойки.

Серийный ЗАЗ -966, из ранних партий.

Переместимся назад, и увидим здесь… ну не уменьшенную копию Chevrolet Corvair, но очень похожие на него мотивы.

Уцелевший до наших дней предсерийный ЗАЗ-966

Круглые задние фонари пошли в итоге, в серию. Именно с круглыми задними фонарями, но мой взгляд, «Запорожцы» смотрелись наиболее шикарно, это модели 966 и 968А.

Прямоугольная задняя оптика, которой комплектовались ЗАЗ-968М, не очень шла этой машине, хотя по функциональным качествам, конечно, она была лучше.

Над внешностью автомобиля работал знаменитый советский промышленный дизайнер Юрий Данилов, участвовавший в разработке таких машин как ГАЗ-13 «Чайка», кабины грузовика ГАЗ-53 и 66, двадцать четвертой «Волги».

Кстати, для меня недавно стало открытием то, что переключатель передач на ЗАЗ-966 предполагалось устанавливать на рулевую колонку. Но от этой идеи отказались, слишком уж сложной и недолговечной оказалась система тяг.

Еще мне рассказали, зачем нужен был знаменитый лючок под ногами переднего пассажира. Поскольку грунтовка кузова на заводе велась методом погружения всего кузова в «ванну» с грунтом, отверстие нужно было для слива излишков материала. Впоследствии оно закрывалось крышкой на трёх шурупах, и как правило, заваривалось при последующих ремонтах днища.

Впрочем, как вариант, предложенный в своё время Джереми Кларксоном», для зимней рыбалки этот лючок тоже, наверное, годился.

Единственный, сохранившийся до наших дней, предсерийный ЗАЗ-966 окрашен в чёрный цвет. Насколько мне известно в цветовой палитре «Запорожцев», как и «Москвичей», кстати, черного цвета не было.

Глядя на эту машину, становится понятно почему – ну не идет этот слишком официальный (а как по мне, то просто мрачный) цвет компактным автомобилям. Жаль, что в этом варианте дизайна машина не пошла в производство. Oldtimer

Предлагаем к вашему вниманию топ — 4 самых крутых ответов на вопрос: «Зачем люк в днище «Запорожца»? Первое место занимает ведущий американского телешоу, который считает, что люк в днище «Запорожца» предназначен для рыбной ловли в зимних условиях. Возможно, Задорнов сказал бы, что они все тупые, и выдвинул свою теорию.
Но связаться с великим сатириком и узнать его мнение у нас не получилось. Второе место занимает товарищ, который захотел оставаться инкогнито. «Возможно, что при сборке внутренних элементов в кузов попадали детали и, чтобы не собирать по всему днищу, их сбрасывали в люк. Но это подставная версия. На самом деле «Запорожец» предназначался для спецслужб и разрабатывался как стратегическое транспортное средство для секретных агентов. Вы видели, как в шпионских фильмах во время погони из автомобиля высыпаются гвозди или выливается масло. В бардачке у шпиона всегда были гвозди и, если что, он сбрасывал их через люк. Также агентам очень часто нужно вести наблюдение и оставаться незамеченным. На случай, если сильно «приспичит», агент всегда сможет опорожниться в специальное отверстие, при этом не покидая пост». Третью версию подсказал нам человек из мафии. Мы уже упоминали о том, что часть автомобилей улучшенной комплектации отправлялась за границу. «Существует теория, что в разработке «Запорожца» участвовала мафия. Если при переправке крупной партии героина «копы накрывают «дельца», то товар можно сбросить в люк, тем самым обеспечив себе алиби». Четвертую версию нам никто не выдвигал — это наш вариант. Люк этот на самом деле не один. В «Запорожце» есть и другие люки, причем в разных моделях разное количество. Мы думаем, что у них сугубо технологическое назначение. К примеру, при изготовлении корпуса в этот люк сливался грунт, которым обрабатывали автомобиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *