ЧТО ТАКОЕ ЛУНОХОД

"Луноход-1" (Аппарат 8ЕЛ № 203, укр.Луноход-1 ) — Первый в мире планетохид, который успешно работал на поверхности другого небесного тела — Месяца. Относится к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов "Луноход" для исследования Луны (проект Е-8).

Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновскогокосмического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Масса планетохода составила 756 кг, длина с открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Диаметр колес — 510 мм, ширина — 200 мм, колесная база — 170 мм, ширина колеи — 1600 мм.

Был доставлен на поверхность Луны 17 ноября1970 советской автоматической межпланетной станцией "Луна-17" и проработал на ее поверхности до 29 сентября1971 года (в этот день был проведен последний успешный сеанс связи с аппаратом).

1. История

17 ноября 1970 советской автоматической станцией "Луна-17" был доставлен на поверхность Луны самоходный аппарат "Луноход-1", предназначенный для комплексных исследований лунной поверхности.

Создание и запуск лунного самоходного аппарата стало важным этапом в изучении Луны. Идея создания лунохода родилась в 1965 в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им.С.П.Королева). В рамках советской лунной экспедиции лунохода отводилось не последнее место. Два луноходы должны детально обследовать предполагаемые районы прилунения и выполнять роль радиомаяков при посадке лунного корабля. Планировалось использовать луноход еще и для транспортировки космонавта на поверхности Луны.

1.1. Конструкция

Создание лунохода было поручено машиностроительному заводу им. С.А.Лавочкина (ныне НПО им.С.А.Лавочкина) и ВНИИ-100 (ныне ОАО "ВНИИТрансмаш").

Согласно утвержденной кооперации Машиностроительный завод имени С.А.Лавочкина отвечал за создание всего космического комплекса, в том числе и за создание лунохода, а ВНИИ-100 — за создание самоходного шасси с блоком автоматического управления движением и системой безопасности движения. Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966. К концу 1967 была готова вся конструкторская документация.

Сконструированный автоматический самоходный аппарат "Луноход-1" был гибридом космического аппарата и транспортного средства высокой проходимости. Он состоял из двух основных частей: восьмиколисного шасси и герметичного приборного контейнера.

Каждое из 8 колес шасси было ведущим и мало электродвигатель, расположенный в ступице колеса. В приборном контейнере лунохода кроме служебных систем находилась научная аппаратура: прибор для анализа химического состава лунного грунта, прибор для исследования механических свойств грунта, радиометрическое оборудование, рентгеновский телескоп и лазерный угловой отражатель французского производства для точечного замера расстояний. Контейнер имел форму усеченного конуса, причем верхняя основа конуса служила радиатором-охладителем для сброса тепла, имела больший диаметр, чем нижняя. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой.

Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементамисолнечной батареи, что обеспечивало подзарядку аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи могла располагаться под разными углами в пределах 0-180 градусов, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом.

Солнечная батарея и работающие с ней в комплексе химические аккумуляторы использовались для питания электроэнергией многочисленных агрегатов и научных приборов лунохода.

На луноходе была устроена система терморегуляции герметичного отсека, которая обеспечивала нормальные условия для функционирования всех систем лунохода. Она состояла из горячего контура, включавший изотопное источник тепла с теплообменником, и холодного контура, в который входили радиатор-охладитель, излучающий тепло в пространство, и четыре испарителя-теплообменника. В течение лунного дня, длящегося 13,66 земных суток, когда освещенный Солнцем борт лунохода нагревался до +150 ? C, а противоположный, находившийся в тени, был почти на 300 градусов холоднее, вентилятор гонял воздух по контейнеру, а сброс тепла осуществлялось через верхнее днище приборного отсека, которое одновременно было радиатором-охладителем. Во время лунной ночи, когда температура достигала минус 170 градусов, для подогрева приборного контейнера использовалось радиоизотопное источник тепла.

В передней части приборного отсека были расположены иллюминаторы телевизионных камер, предназначенных для управления движением лунохода и передачи на Землю панорам лунной поверхности и части звездного неба, Солнца и Земли.

Общая масса лунохода составляла 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи 4,42 м, ширина 2,15 м, высота 1,92 м. Диаметр колес — 510 мм, ширина — 200 мм, колесная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм.

Оборудование

  • Две телекамеры (одна резервная), четыре панорамных телефотометра,
  • Рентгеновский флуоресцентный спектрометр Рима,
  • Рентгеновский телескоп РТ-1,
  • Одометр-пенетрометр пропил,
  • Детектор радиации РВ-2Н,
  • Лазерный рефлектор ТЛ

"Луноход-1" был рассчитан на 3 месяца работы на поверхности Луны.

1.2. Запуск

10 ноября 1970 с космодрома Байконур стартовала трехступенчатая ракета-носитель " Протон-К ", которая вывела автоматическую станцию" Луна-17 "с автоматическим самоходным аппаратом" Луноход-1 "на промежуточную круговую околоземную орбиту.

Сделав полный виток вокруг Земли, разгонный блок вывел станцию ​​на траекторию перелета к Луне. 12 и 14 ноября были проведены плановые коррекции траектории перелета. 15 ноября станция вышла на орбиту Луны. 16 ноября были снова проведены коррекции траектории полета. 17 ноября 1970 в 6 часов 46 минут 50 секунд (мск) станция "Луна-17" благополучно совершила посадку в Море Дождей на Луне. Два с половиной часа ушло на осмотр места посадки с помощью телефотометрив и развертывание трапов. После анализа окружающей обстановки была выдана команда, и 17 ноября в 9 часов 28 минут самоходный аппарат "Луноход-1" съехал на лунный грунт.

1.3. Экипаж управления

Луноход управлялся дистанционно с Земли из Центра дальней космической связи. Для его управления был подготовлен специальный экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и борт-инженер. Для экипажа были отобраны военные, которые не имели никакого опыта управления транспортными средствами, вплоть до мопедов, чтобы земной опыт не был препятствием при работе с луноходом.

Отобранные офицеры прошли медкомиссию почти такую ​​же, как космонавты , теоретическое обучение и практические тренировки на специальном мисяцедроми в Крыму, который был идентичен лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.

Экипаж лунохода, получая на Земле лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью специализированного пульта управления обеспечивал выдачу команд на луноход. Дистанционное управление движением лунохода имело свои специфические особенности, обусловленные отсутствием восприятия оператором процесса движения, задержками в приеме и передачи команд телевизионного изображения и телеметрической информации, зависимостью характеристик подвижности самоходного шасси от условий движения (рельефа и свойств грунта). Это обязывало экипаж с некоторым опережением предусмотреть возможное направление движения и препятствия на пути лунохода.

Весь первый лунный день экипаж лунохода приспосабливался к необычному телеизображения: картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней.

Аппаратом управляли поочередно, через каждые два часа экипажи менялись. Изначально планировались длительные сеансы, однако практика показала, что через два часа работы экипаж был полностью истощен.

1.4. Путешествие

В течение первого лунного дня проводилось изучение района посадки станции "Луна-17". Одновременно проходили испытания систем лунохода и приобретения опыта вождения экипажем.

Три первых месяца помимо изучения лунной поверхности "Луноход-1" выполнял еще и прикладную программу: в рамках подготовки к готовящемуся пилотируемого полета он отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.

20 февраля 1971, после окончания 4 лунного дня, была выполнена первоначальная трехмесячная программа работ лунохода.

Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне

Анализ и работы бортовых систем показал возможность продолжения активного функционирования автоматического аппарата на лунной поверхности. С этой целью была составлена ​​дополнительная программа работы лунохода.

Успешное функционирование космического аппарата продолжалось 10,5 месяцев. За это время "Луноход-1" проехал 10 540 м, передал на Земле 200 телефотометричних панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.

"Луноход-1" регулярно проводились измерения физико-механических свойств лунного грунта, а также химический анализ поверхностного слоя лунного грунта. Он измерял магнитное поле различных участков лунной поверхности.

Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского углового отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м. Отражатель "Луноход-1" в первые полтора года работы обеспечил около 20 наблюдений (первое — 5 декабря 1970), но затем его точное положения утратили.

15 сентября 1971, при наступлении одиннадцатой лунной ночи, температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так иссяк ресурс изотопного источника тепла в системе ночного подогрева. 30 сентября в месте стоянки лунохода наступит 12 лунный день, но аппарат так и не вышел на связь. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября 1971.

Пройденные расстояния по месячным дням.

Лунный день Расстояние, м Описание
№ 1 (17-24.11.1970) 197 На юго-восток, отход от лунной ночи
№ 2 (08-23.12.1970) 1522 На юго-восток
№ 3 (07-21.01.1971) 1936 На юго-восток, затем северо-запад с возвращением 18.01 к месту посадки "Луна-17"
№ 4 (07-20.02.1971) 1573 На север, исследования кратера диаметром 540 м
№ 5 (07-20,03.1971) 2004 Исследования кратеров диаметром 540 и 240 м
№ 6 (06-20.04.1971) 1029 Исследования кратера диаметром 240 м, движение на северо-запад исследования небольшого кратера
№ 7 (06-20.05.1971) 197 Сложный рельеф в межкратерные зоне
№ 8 (04-11.06.1971) 1560 На северо-запад, затем северо-восток
№ 9 (03-17.07.1971) 219 На север, исследования кратера диаметром 200 м
№ 10 (02-16.08.1971) 215 Исследования кратера диаметром 200 м
№ 11 (31.08-15.09.1971) 88

Общее время активного функционирования лунохода (301 сутки 6 часов 57 минут) более чем в 3 раза превысил заданный по техническому заданию.

2. Интересные факты

3. Судьба "Луноход-1" после миссии

"Луноход-1" остался на Луне. Точное его местоположение было долгое время неизвестно ученым. Спустя почти 40 лет группа физиков под руководством профессора Тома Мерфи (Tom Murphy) из Калифорнийского университета в Сан-Диего отыскала "Луноход-1" на снимках, полученных американским зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) , и использовала его для научного эксперимента по поиску несоответствий в общей теории относительности, разработанной Альбертом Эйнштейном. Для этого исследования ученым необходимо было измерить орбиту Луны с точностью до миллиметра, что делается с помощью лазерных лучей.

22 апреля 2010 американские ученые смогли "нащупать" угловой отражатель советского аппарата с помощью лазерного луча, посланного через 3,5-метровый телескоп обсерватории "Апач-пойнт" в Нью-Мексико ( США) и получить около 2 тысяч фотонов, отраженных "Луноход-1".

4. Сноски

  1. аб Довгань В.Г. Дистанционное управление лунохода и планетоходамы
  2. Автоматическая станция "Луна-17" на сайте НПО им. С.А.Лавочкина
  3. Автоматические межпланетные станции Астрономический портал "Космонавтика
  4. К 35-летию посадки на Луну первого самоходных аппарата "Луноход 1"
  5. Шесть лет в марсианской пыли — Вокруг света
  6. Лунные зонды СССР
  7. Луноход — 40 лет — Радио "Голос России"
  8. Луноход-1 — baikonur-info
  9. Луноход — 40 лет, интервью Вячеслава Довганя. Голос России.
  10. Док. фильм "украинский космическая одиссея (2011)
  11. James G.Williams and Jean O.Dickey Lunar Geophysics, Geodesy, and Dynamics 13th International Workshop on Laser Ranging, October 7-11, 2002, Washington, DC (Англ.)
  12. " Lost Soviet Reflecting Device Rediscovered on the Moon ", space.com, 27 апреля 2010 года.
  13. Видный, например, на фотографии M114185541RE, сделанной LRO 30 ноября 2009 на 1961 обороте, за информацией на сайте камеры LRO.
  14. LRO — новые находки на Луне
  15. В. Г. Турышев, JPL NASA "Лазерная локации Луны и проверка общей теории относительности", Проблемы современной астрометриы, Звенигород 2007, доклад конференции (Англ.) (Рус.)

Источники

Колеса "Луноход"

Панель управления "Луноход"

Кто придумал луноход?

Проиграв лунную гонку, советское правительство сделало вид, что не очень-то этим и огорчено. Дескать, мы с самого начала держали курс на исследование Селены автоматами. И это было отчасти правдой. Хотя бы потому, что первые сведения о луноходах были опубликованы в советской печати еще в середине прошлого века. И сделал Юрий Сергеевич Хлебцевич.

Человек этот в космическом мире малоизвестный. И вот почему. Он был, так сказать, «с боку припека».

Родился Хлебчевиц в 1916 году в городке Черемхове под Иркутском, в семье преподавателей. В 1921 году все семейство перебралось в Москву, где Юрий закончил семилетку, потом фабрично-заводское училище, рабфак и, наконец, Московский энергетический институт.

В 1941 году, с началом войны, молодого инженера призвали в армию. Но вскоре он был отозван в Москву для доработки изобретенного им взрывателя для мин. И с 1943 года, десять лет, проработал в засекреченном конструкторском бюро, где и защитил кандидатскую диссертацию. А когда перешел на работу в Московский авиационный институт, появилось больше свободного времени, возможность заняться проектами не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

В ту пору журнал «Знание — сила» попробовал заглянуть на два десятилетия вперед, посмотреть на мир как бы из года 1974-го. Авторы журнала, среди которых был и Ю. С. Хлебцевич, постарались придать своим фантастическим очеркам максимум реальных деталей.

Мотор-колеса и ядерный климат-контроль: как устроен «Луноход»

В помещенном на страницах якобы правительственном сообщении о полете и высадке на Луну первой советской экспедиции приводились фамилии космонавтов (конечно, вымышленные), подробности технического оснащения…

Автоматическая танкетка с телевизионным передатчиком на Луне. Художник Н. М. Кольчицкий

С датами и фамилиями, как известно, произошел «прокол»: первая экспедиция на Луну высадилась в 1969 году, и на Луне оставили свои следы не четверо, а двое астронавтов (третий ожидал на окололунной орбите), и фамилии они носили американские… А вот что касается некоторых технических подробностей, тут авторы попали в самую точку. Последующие полеты показали, что на лунную поверхность можно опускаться, не боясь утонуть в пыли, что по Селене можно не только ходить, но и передвигаться на транспорте особого вида…

Вот этот-то транспорт — лунную танкетку, управляемую по радио, — и придумал Хлебцевич. Чтобы вы поняли, насколько революционной была его идея, напомню, что до запуска первого спутника оставалось еще два года и обо всем, что касалось космических полетов, всерьез говорилось лишь в очень узком кругу специалистов. А тут сразу — шум на всю страну и за ее пределами. Идея, что называется, овладела массами. И кое-кому это не понравилось…

В начале 1959 года Юрий Сергеевич с тревогой в голосе сообщил директору Московского планетария, что все его статьи из редакций изъяты, а ему самому «соответствующие органы» строго-настрого запретили впредь писать или рассказывать публично о своих разработках.

Хотя прошло уже шесть лет со дня смерти И. В. Сталина, порядки в стране по-прежнему оставались жесткие, так что решение «органов» никто особо и не пытался оспаривать. Правда, кое-кто из лекторов как бы подпольно продолжал рассказывать о танкетке Хлебцевича. Но эта «партизанщина», на счастье, не привлекла тогда внимания КГБ — аудитория у лекторов была не ахти какая массовая…

Запрет же, скорее всего, последовал потому, что где-то в недрах «королевского хозяйства» примерно в это время были начаты работы по созданию реальных луноходов. И шум в прессе на эту тему прекратили во избежание случайных утечек информации. У нас в то время любили всяческие космические секреты.

Но если это так, почему не пригласили к сотрудничеству самого Юрия Сергеевича? Уж ему бы, казалось, и карты в руки! Объяснение этому может быть такое: Хлебцевич был не «из той системы». Возможно, С. П. Королев даже хотел привлечь специалиста, но сделать этого без согласия все тех же «компетентных органов» он не мог.

Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 324;

Луноход своими руками

Космическая тема всегда остается интересной и завораживающей для всех детей. Предлагаем вам порадовать их, и отправится вместе в космическое путешествие, сделав своими руками из картонной бумаги и подручных материалов поделку лунохода.

Как сделать луноход?

Как вы думаете, как глазами детей выглядит луноход? Ведь они наверняка представляют себе что-нибудь блестящее ну и конечно необычное. Мы подобрали для вас самые яркие работы – знакомьтесь.

Луноход своими руками №1

Материалы:

  • фольга;
  • круглая коробочка с крышечкой, можно взять из под плавленого сыра;
  • цилиндр для колес, хорошо подойдет основа на которую наматывают пищевую пленку (пергамент или фольгу);
  • проволока, ей мы будем соединять части лунохода и делать антенки;
  • ножницы;
  • клей.

Приступаем к работе:

  1. Делаем колеса. Для этого разрезаем имеющийся цилиндр на широкие колечки. Чтобы долго не мучиться с нарезкой, возьмите сразу острый нож.
  2. Колеса оборачиваем фольгой.
  3. Из фольги вырезаем круг, который будет в диаметре немного больше, чем коробочка от сырков. После этого оборачиваем вырезанной фольгой нашу основу-коробку. Лишние края аккуратно подгибаем внутрь.
  4. Чтобы спрятать неприкрытый картон коробочки внутрь приклеиваем еще один кружок из фольги, только меньшего размера.
  5. Так же оборачиваем и крышку от коробочки.
  6. Колеса приклеиваем на свое место – дно коробки.
  7. Проволокой соединяем вместе готовые корпус и люк лунохода.
  8. Теперь осталось лишь украсить почти готовый луноход. Можете сделать антенки, радары и прочие замысловатые штуки. Откроем небольшой секретик, чтобы ваши штуковины держались на крыше хорошо, их можно воткнуть в пластилин, обмотанный для маскировки все той же фольгой.

Луноход своими руками №2

Материалы:

  • фольга;
  • пластилин;
  • ведерко из-под майонеза;
  • ватная палочка;
  • картон;
  • колесики «лего».

Приступаем к работе:

  1. Оборачиваем фольгой майонезное ведерко.
  2. Сверху делаем отверстие, в которое продеваем ватную палочку с вырезанными заранее картонными крылышками. Изнутри крепим все пластилином.
  3. При помочи все того же пластилина сажаем ведерко на колесики.
  4. Остались нюансы. Украшаем луноход, делаем иллюминаторы, дверь, ну и дальше как захочет ваша фантазия.

Тема луноходов для детей – это хорошая возможность попробовать реализовать все свои творческие замыслы, создать разные поделки на космическую тематику: космонавта, ракету и другие . А какой простор дает она полету фантазии! После простого лунохода вашему ребенку может захотеться создать целую космическую планету, с ее обитателями и необычной флорой и фауной. Так что готовьтесь помогать и подбирать необходимые материалы.

Машины для других планет (луноходы и марсоходы)

Изучая историю транспортных средств, невозможно пройти мимо темы "космических внедорожников" – луноходов и марсоходов. Эпоха планетоходов стартовала 17 ноября 1970 года, когда на поверхности чужой планеты (точнее – спутника) впервые оставил следы аппарат Луноход-1.

Идея использования внеземного транспорта принадлежит ученым и конструкторам, реализовавшим космическую программу СССР. "Программа исследования Луны", озвученная в1958 году "конструктором №1" – С. П. Королевым, предусматривала ряд изысканий и экспериментов, которые давали возможность более подробно изучить природу этого небесного тела. Планетоходы, благодаря своей мобильности, позволяли расширить зону исследуемой поверхности спутника Земли.

Луноход — фото

Изготовителем первого планетохода стало знаменитое НПО им. С. А. Лавочкина – преемник легендарного ОКБ-1 в сфере межпланетных исследований. Конструкторское бюро этого научно-производственного объединения аккумулировало все теоретические и практические разработки советских НИИ. К декабрю 1967 года был готов полный пакет конструкторской документации по изготовлению "изделия Е-8". Так в секретных документах обозначали будущий "Луноход-1".

В окончательном варианте это транспортное средство представляло собой восьмиколесную платформу (все восемь колес были ведущими) весом в 756 килограмм и габаритами 4,42х2,5х1,92 метров (длинна/ширина/высота). В качестве силового агрегата использовались электродвигатели, а источником питания была солнечная батарея. Кроме того, "на борту" планетохода находился источник тепла (для обогрева научной аппаратуры) на основе радиоактивного изотопа. Диаметр колес первого космического внедорожника превышал 500 мм, а ширина колеи была более 1,5 метров. Максимальная скорость "Луноход-1" составила 1.2 км/час, а гарантийный срок эксплуатации исчислялся одним месяцем. Общий пробег по лунной поверхности составил более 10-ти километров.

Луноход

Аппарат управлялся удаленно, специально отобранным экипажем, который размещался в наземном центре. Общая численность экипажа (с учетом дублирующих пилотов) составила 11 человек. Примечательно, что к основным критериям отбора "водителей" первого планетохода не относилось умение управлять обычными, земными транспортными средствами. Луноход-1 потерял управляемость 21 сентября 1971 года, после выхода из строя изотопного обогревателя. Сегодня Луноход-1 является личной собственностью неизвестного победителя торгов аукциона Сотбис, устроенного 11 декабря 1993. Стоимость приобретения первого планетохода (на условиях самовывоза) составила 68,5 тысяч долларов США.

Необходимо отметить, что "Луноход-1" был, по своей сути, первым космическим грузовиком, поскольку перевозил только исследовательскую аппаратуру. Первый пассажирский планетоход — Lunar Roving Vehicle появился на Луне несколько позднее – 30 июля 1971. Детище американской промышленности (в лице концернов Boeing и General Motors) представляло собой двухместный четырехколесный кабриолет. Пробег LRV составил 27,8 километров, а максимальная скорость равнялась 13 км/час. В качестве силового агрегата применялись четыре электродвигателя (по 190 Вт каждый). Соответственно – все 4 колеса Lunar Roving Vehicle были ведущими.

Lunar Roving Vehicle

Источником питания служили аккумуляторы (без возможности перезарядки). Масса американского "лунного автомобиля" равнялась 210 килограмм, зато грузоподъемность (в условиях ослабленного лунного притяжения) превысила отметку в 450 кг. Основным конструкционным материалом LRV стал алюминий. Из него создали каркас и колесные диски лунного авто. А вот материалом для изготовления протекторов стал титан. Время эксплуатации первого LRV составило всего 3 часа.

Lunar Roving Vehicle

В результате использования Lunar Roving Vehicle американские астронавты исследовали значительную территорию на поверхности Луны, удаляясь от посадочного модуля на расстояние до семи километров (третья лунная экспедиция на Аполлоне 17). Интересный факт – во время 2-й лунной экспедиции Lunar Roving Vehicle получил повреждение, вследствие неосторожности астронавтов. Однако лунный автомобиль быстро починили, используя при этом обычную липкую ленту.

И на Марсе будут яблони цвести!

Следующим этапом в развитии индустрии космических внедорожников стали марсоходы. С большой натяжкой можно утверждать, что первым транспортным средством на Марсе был аппарат ПрОП-М, изготовленный ВНИИТрансМаш в 1971 году.

ПрОП-М

Однако, после высадки на марсианский грунт, состоявшейся 2 декабря 1971 года, "Прибор оценки проходимости — Марс" функционировал всего 20 секунд. Исходя из этого, паритет Советского Союза в деле строительства марсоходов сомнителен, а на роль первого, рабочего ПЛАНЕТОхода (ведь Луна, с точки зрения астрономов, всего лишь спутник Земли) может претендовать американский аппарат Sojourner, проложивший первую колею на марсе 5 июля 1997 года. Американский "Поселенец" весил чуть более 10 килограмм, а мощность двигателя (всего их было 6 штук – по числу колес) едва дотягивала до 3 Ватт. Зато в блоке управления марсоходом находился процессор Intel 80C85 с частотой 100 kHz, объем "оперативки" достигал 512 KB, а емкость жесткого диска (на флеш накопителе) составляла 176 KB – совсем неплохо для мобильного устройства образца 1997 года.

Программу исследования Марса продолжили в январе 2004 году еще два марсохода – Spirit и Opportunity. Конструкция этих планетоходов основана на классической шестиколесной схеме. Масса аппарата равнялась 185 килограммов. Большую часть составлял вес научно-исследовательского оборудования и приборов, в число которых вошли: бур, спектрометр, манипулятор и прочее. Силовым агрегатом нового марсохода стал электродвигатель, а в качестве источника питания использовался аккумулятор, подзаряжаемый от солнечной батареи. Электронная начинка блока управления претерпела более существенные изменения — 128 МБ "оперативки",256 МБайт флэш-памяти и 20 МГц процессора RAD6000.

Последняя попытка удачного соединения с блоком управления планетохода Spirit состоялась 22 марта 2010 года. Работа марсоходов Spirit и Opportunity позволила совершить несколько грандиозных открытий и уникальных наблюдений. Помимо этого, наземные операторы получили бесценные навыки удаленного управления транспортным средством.

Все только начинается!

Современные перспективы развития отрасли планетоходов неразрывно связаны с запланированными на ближайшие десятилетия программами освоения и исследования Луны и Марса. Для лунной программы 21-го века уже подготовлен новый автомобиль — Lunar Electric Rover, созданный благодаря совместным усилиям компаний Michelin, Nissan и GM.

Lunar Electric Rover

Этот электрокар превосходит по всем статьям «дедушку» лунного транспорта Lunar Roving Vehicle.

Луноход 1 связался с Землей спустя 40 лет

Активная подвеска, система автоблокировки дифференциала, потрясающая мобильность каждого из шести сдвоенных колес (допускается оборот на 360 градусов) – все достижения современного автопрома сосредоточены в конструкции этого новейшего космического внедорожника. Ориентировочный старт Lunar Electric Rover назначен на 2020 год.

Не обделен вниманием и Марс. В ближайшее десятилетие планируется запуск американского аппарата Mars Science Laboratory, европейского ExoMars и, после длительного перерыва, российского планетохода Марс-Астер. Словом, можно утверждать, что эра планетоходов еще только начинается!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *