Что такое ходовые огни?

Дневные ходовые огни — история появления

Ездить днем с включенными фарами ближнего света придумали давно. Считается, что так будет лучше для безопасности на дорогах, хотя, некоторые исследования утверждают, что горящие днём фары не влияют особо на статистику ДТП. Именно поэтому в США такие огни являются необязательным оборудованием.

Ездили себе, ездили с ближним светом, да только вдруг в Скандинавии решили, что дневные ходовые огни должны быть функционально независимыми от фар ближнего и дальнего света. Ввели стандарт, благодаря которому все машины в Скандинавию стали поставляться с дневными ходовыми огнями. Такие огни включались сразу, как только автомобиль заводился, отключались при включении ближнего света, но если ближний свет включался на короткий промежуток времени (мигание), то огни продолжали гореть.

Постепенно практически все автомобили европейского производства стали на конвейере оснащаться такими огнями, а с 2011 года конструкционное наличие этих устройств станет обязательным для всех производителей.

Зачем нам отдельные дневные ходовые огни?

Дело в том, что современные дневные ходовые огни представляют собой фонарь или цепь фонарей на светодиодах. Светодиодные ленты видели все. Вот это и есть дневные ходовые огни. Чем они лучше фар ближнего света?

  • — Потребление электроэнергии ниже почти в 10 раз. Если фары ближнего света совместно с горящими задними габаритами потребляют 130 Вт, то светодиодная лента – 14 Вт. Разница существенная. Соответственно, снижается расход горючего и выброс CO.
  • — Срок службы LED-элементов сопоставим со сроком службы всего автомобиля — порядка 10 тысяч часов. Если постоянно жечь фары – лампочек не напасешься.
  • — Это просто красиво. Если, конечно, знать меру и не делать из своей машины новогоднюю елочку.

Требования к установке дневных ходовых огней

Если вы не являетесь владельцем европейского автомобиля последней модели, то установка дневных ходовых огней может обернуться проблемой. Обычно элементы устанавливаются рядом с фарами или в пустоты бампера. Возможно, придется делать пропилы в бампере, сверлить и производить другие монтажные работы. Мало закрепить светоэлементы заподлицо с бампером, нужно ещё правильно провести проводку и подключить их так, чтобы они загорались одновременно с пуском двигателя и гасли в момент включения ближнего света.

Кроме того, дневные ходовые огни должны располагаться не абы как, а в соответствии с ГОСТом. То есть, по высоте в пределах 25-150 см от земли, минимальное расстояние между элементами должно быть не меньше 60 см и должны они располагаться не дальше 40 см от края.

Купить Дневные ходовые огни DRL ⇒

Попытки повысить уровень безопасности на дорогах привели к появлению уведомляющих огней, которые сделали движущийся транспорт более заметным. Впервые ходовые огни дневного света появились около 40 лет назад в Скандинавских странах, где из-за климатических особенностей часто не хватает естественной освещённости в светлое время суток.

Спустя десятилетия наличие ходовых огней на автомобиле стало обязательным пунктом правил дорожного движения (ПДД) большинства стран мира, доказав тем самым свою эффективность. О том, что такое дневные ходовые огни и обо всём, что с ними связано, расскажет эта статья.

Что такое ДХО?

Дневные ходовые огни (ДХО) – это световые приборы, расположенные спереди автомобиля. Они предназначены для использования в светлое время суток. ДХО значительно улучшают видимость движущегося транспортного средства (ТС), тем самым снижая риск возникновение аварийных ситуаций. В англоязычной интерпретации ДХО именуют как DRL (Daytime running lights). Эта аббревиатура часто встречается на упаковках с промышленно выпускаемыми ходовыми огнями.

ГОСТ и ДХО

Установка устройств освещения и световой сигнализации на ТС регламентируется стандартом ГОСТ Р 41.48-2004. В разделе 6.19 «Дневной ходовой огонь» четко прописаны нормы по размещению световых приборов, их геометрической видимости и функциональной схеме подключения. В частности п.6.19.5 говорит о том, что излучаемый свет должен исходить под углом:

  • в горизонтальной плоскости – 20°;
  • в вертикальной плоскости – 10°.

Именно этот пункт часто нарушают водители при изготовлении и креплении ДХО своими руками. В итоге свет либо направлен в асфальт, не привлекая внимание встречных автомобилистов, либо слишком ослепляет их.

Допустимые расстояния по размещению ходовых огней наглядно показаны на рисунке.

Включение (отключение) ходовых огней должно осуществляться автоматически при запуске (останове) двигателя (п.6.19.7). Также в электрической схеме должно быть учтено автоматическое отключение ДХО в момент, когда производится включение фар головного света.

ПДД и дневные ходовые огни

В России на законодательном уровне обязательное использование ДХО было утверждено в ноябре 2010 года. В связи с этим ПДД дополнены поправками, по которым весь движущийся транспорт должен иметь включённые ДХО, или фары ближнего света, или противотуманные фары.

Выбор источника света, выполняющего функцию ходовых огней, во многом определяется конструктивными особенностями автомобиля и его годом выпуска. Современные модели автомобилей оснащены штатными уведомляющими приборами на основе светодиодных модулей. Использование таких ДХО значительно экономит расход топлива и энергию аккумулятора при езде в городской местности.

По этой причине многие владельцы машин самостоятельно устанавливают готовые модульные ДХО или изготавливают их своими руками, избавляясь от недостатков ближнего света и противотуманок. Включение ближних огней приводит в действие подсветку приборной панели и габаритов, в результате чего возрастает нагрузка на аккумулятор и сокращается срок службы ламп. В свою очередь, противотуманные фары слепят водителей встречного транспорта, что является их главным минусом. По этой причине во многих странах их запрещено включать в условиях нормальной видимости.

Пункт 12.5 КоАП РФ содержит информацию о неисправностях и условиях, при которых запрещается эксплуатация ТС. В частности запрещено устанавливать световые приборы, режим работы которых не отвечает основным требованиям Положения, что влечет лишение прав сроком от 6 до 12 месяцев.

Особую бдительность следует проявить водителям общественного транспорта, а также при перевозке детей, опасных и негабаритных грузов. В соответствии со ст. 12.20 кодекса КоАП на территории РФ за езду в светлое время суток с выключенными ДХО предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.

Установка и подключение ДХО

Придерживаясь схемы размещения, ходовые огни на авто вполне реально установить своими руками. Комплектация промышленно выпускаемых моделей, как правило, предусматривает наличие описания и деталей для быстрого монтажа и соединения с бортовой сетью машины.

А вот с самостоятельно изготовленными фарами дневного света придётся повозиться. Особое внимание нужно уделить качеству и корректности подключения, чтобы избежать в будущем неприятностей с электропроводкой.

Схемы и варианты подключения дневных ходовых огней описаны в данной статье.

Что касается готовых сборок, то тут хорошо зарекомендовали себя светодиодные ДХО Philips. Они выгодно отличаются простотой монтажа, подходят ко многим маркам авто, имеют ударопрочный корпус и долгий срок службы.

Единственный их недостаток – это цена, которая колеблется от 60 до 100$ за пару. Подводя итоги, хочется отметить, что на сегодняшний день дневные ходовые огни на автомобиле – это тандем, состоящий из практичности и безопасности. Благодаря их назначению, машина выделяется из общего движущегося потока, а их свет предотвращает потенциальные аварии.

Вот что для меня создал знакомый юрист:
Юридическое разъяснение толкования постановления Правительства РФ № 720
от 10 сентября 2009 года.
Дневные ходовые огни (англ. Daytime running lamp, DRL) — лампы транспортного средства, направленные вперёд и используемые для повышения его видимости при движении в дневное время.
Не следует путать дневные ходовые огни с габаритными огнями, которые имеют гораздо меньшую яркость и не предназначены для использования в движении (именно поэтому габаритные огни также называют парковочными огнями).
В правилах ЕЭК № 87 были согласованы инструкции по установке дневных ходовых огней в Европе в 1995 году. Согласно правилами, ходовые огни должны быть установлены не ниже 250 мм и не выше 1500 мм. Минимальное расстояние между парой огней 600 мм, а от края не дальше 400 мм. Также при включении ближнего света ходовые огни должны отключаться. Установка сертифицированных светодиодных лент упростила задачу по оснащению огнями, так как во многих автомобилях есть полости в бампере. Согласно правилам ЕЭК № 87 будут допускаться только светодиодные излучатели (на их свечение используется в 10 раз меньший расход топлива).
В России с 20 ноября 2010 года вступают в силу поправки в ПДД, требующие, чтобы у всех автомобилей в любое время суток и на любой дороге всегда был включен либо ближний свет фар, либо дневные ходовые огни. При этом преимущество дневных ходовых огней в том, что количество расходуемого для их свечения топлива в несколько раз меньше, чем при использовании ближнего света фар, а также в том, что при использовании дневных ходовых огней задние габаритные фонари, как правило, не горят, что позитивно сказывается на распознаваемости стоп-сигналов сзади идущим транспортом.
Автомобили, на которых дневные ходовые огни не были установлены с завода, могут быть доукомплектованы ими, для чего в продаже существуют специальные наборы, включающие в себя специальные светодиодные фонари для установки на передний бампер автомобиля, а также управляющий модуль, обеспечивающий выключение дневных ходовых огней при включении ближнего света фар.
Самостоятельная установка ходовых огней на единичные транспортные средства, выпускаемые в обращение, законна и предусмотрена постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Приложение № 5 Требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам
Установка дневных ходовых огней и угловых фонарей является факультативной, однако, в случае их установки они должны соответствовать установленным предписаниям Правил ЕЭК ООН.
Дневной ходовой огонь Белый 2 Факультативно для категорий M, N.
Запрещено для категорий O.
1.3.29. Требования к дневным ходовым огням:
1.3.29.1. Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.
1.3.29.2. Требования к размещению:
1.3.29.2.1. По ширине: та точка видимой поверхности в направлении исходной оси, которая в наибольшей степени удалена от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
1.3.29.2.2. Расстояние между внутренними краями обеих видимых поверхностей в направлении исходной оси должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм в том случае, если общая
габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.
1.3.29.2.3. По высоте: от 250 мм до 1500 мм над опорной поверхностью.
Следовательно:
1.Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) установка дневных ходовых огней на автомобили, не оборудованными ими производителем, разрешена факультативно (т.е. дополнительно, не на заводе-производителе автомобиля), а следовательно – является законной и разрешенной ГОСТом и допускает к эксплуатации автомобили, дооборудованные ДХО.
2.Установка ДХО должна быть произведена и функционировать согласно ГОСТ и Техрегламента и следовательно – не является изменением конструкции автомобиля. Эти документы являются предписанием для их правильной установки и работы.
3.Требования инспекторов ГИБДД, служб технического осмотра о запрете установки и эксплуатации (демонтаже уже установленных) дневных ходовых огней являются незаконными и правонарушением со стороны этих сотрудников, так как это узаконено постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года.
4.Органы, допускающие транспорт к эксплуатации должны контролировать их правильную установку, функционирование, требования к размерам и яркости, если они установлены факультативно (дополнительно).
5.Наличие дневных ходовых огней является дополнительной, наиболее эффективной мерой, для обозначения транспорта на дороге и увеличения безопасности участников движения, вследствие их лучшей эффективности в дневное время, по сравнению с ближним светом или ПТФ.
6.Установка на автомобили дополнительного электрооборудования, предназначенного для данного типа транспорта, а именно: противотуманные фары, задний противотуманный фонарь, дневные ходовые огни, повторители стоп-сигналов и поворотов, обогревы зеркал и заднего стекла, обогрев сидений, электрические подъемники стекол, систем управления зеркалами заднего вида и наклона передних фар (корректоров), систем регулировки жесткости амортизаторов и высоты дорожного просвета (в определенных моделях), охранных систем и GPS-модулей и т.д. является
изменением комплектации автомобиля и не несет в себе изменений в конструкцию автомобиля, то есть не является внесением измененией в конструкцию автомобиля.

Сравнительно недавно в правила дорожного движения были добавлены поправки, среди которых есть и обязательная езда с включенным светом в дневное время. Невыполнение этого пункта повлечет штраф в 500 рублей. И для этого даже предусмотрено свое оборудование – дневные ходовые огни, они же ДХО. Вот только далеко не все автомобили с завода комплектуются такими осветительными приборами, хотя автопроизводители все чаще оборудуют ими свои машины.

В правилах нет строго предписания, что для езды в дневное время должны использоваться исключительно ДХО. Для этого подходят для этого практически любые осветительные приборы автомобиля. В разных странах используют дальний или ближний свет фар, поворотники, работающие в режиме постоянного свечения, противотуманные фонари, габаритные огни.

Но все же самым оптимальным является использование именно ДХО в качестве обозначения авто для встречного транспорта при передвижении днем.

Осветительное оборудование в роли ДХО — плюсы и минусы

Нередко дневные ходовые огни путают с габаритными, но это неправильно. Яркость свечения ламп габаритных огней очень слабая, поскольку они предназначены для обозначения машины в темное время. Если их использовать днем, то при ярком солнечном свете свечение габаритных ламп практически не видно.

Поэтому свет головных фар больше подходит для этого, но здесь возникает другая проблема. Ресурс оптики – не вечный, и постоянное использование ближнего и дальнего света фар в конечно итоге придет к перегоранию ламп, а также выгоранию отражателей. Стоимость же оптики может быть значительной и надобность в периодической замене поврежденных элементов фар будет достаточно затратной.

Также использование дальнего света может сыграть негативную роль. Яркость свечения ламп в таком режиме – сильная, поэтому возможна вероятность ослепления водителей встречного транспорта, особенно в пасмурную погоду.

Поэтому более оптимальным считается применение ближнего света головных фар. Но стоит отметить, что потребление энергии лампами – значительное, что в свою очередь сказывается на потреблении топлива. Сюда стоит отнести и такую конструктивную особенность, что при включении фар загораются габаритные огни и подсветка приборной доски, а это в условиях дневного освещения, по сути, и не нужно.

Еще один минус в использовании головных фар в качестве обозначения движущегося авто заключается в том, что включение их производится вручную. А это значит, что водитель может попросту забыть выключить фары при постановке машины на стоянку, и если она будет длительной по времени то включенные габаритные огни посадят аккумулятор.

Примерно то же касается и противотуманных фонарей. Они расходуют большое количество энергии, а также постепенно изнашиваются составные элементы этих осветительных приборов. Единственное, после остановки двигателя противотуманки тоже гаснут и батарею разряжать не будут.

О поворотниках, работающих в режиме постоянного свечения, и вовсе говорить не приходится. Использование их в качестве ДХО может запутать водителей и стать причиной ДТП.

Дневные ходовые огни и их достоинства

Видео: Дневные ходовые огни и как их подключить

Использование же ДХО решает все проблемы. В их конструкции применяются светодиоды, поэтому потребление энергии у таких огней незначительное и на потреблении топлива силовой установкой они не сказываются.

  1. Такое осветительное оборудование светит значительно ярче чем лампы габаритных огней, и их свет виден даже при солнечном свете, то есть автомобиль в любом случае будет заметен для водителей встречных машин, но при этом слепить их не будет.
  2. Питание ДХО делается от замка зажигания, поэтому светодиоды будут гореть пока работает силовая установка. При остановке мотора и отключении зажигания ходовые огни будут отключаться.
  3. В некоторых версиях дневных ходовых огней предусматривается функция отключения или снижения яркости свечения при включении ближнего света фар.
  4. Также фонари дневных огней выполняют декоративную функцию. У авто которых предусмотрена установка такого осветительного оборудования их часто монтируют в фары головного света для стилизации.

Неплохо они смотрятся и при установке в специальные ниши в бампере. Вот только посадочные места для ДХО имеются в современных авто, у которых предусматривается монтаж такого оборудования, но в комплектацию оно не входит. Что касается старых авто, то владельцам придется делать прорези в бампере для выполнения монтажа.

Выпускаются ДХО самые разные по виду:

  • круглые;
  • стреловидные;
  • в виде полос;
  • Г-бразные;
  • комплект из раздельных светодиодов (устанавливаются они по несколько в ряд);

Некоторые умельцы и вовсе приклеивают светодиодные ленты на бампер. Бывают ДХО комбинированные, у которых светодиоды установлены в два ряда, и в одном из них установлены лампы оранжевого цвета. Это позволяет использовать такой осветительный прибор еще и дополнительно в качестве повторителей поворотников. В общем, подобрать дневные ходовые огни можно практически для любого авто.

Особенности установки, выбора, подключения

Видео: Как самому установить дневные ходовые огни просто и гениально

Если комплектация авто не предусматривает ДХО, но посадочное место под них имеется, то установить оборудование не составит труда, главное правильно подобрать их по форме и размерам. В таких автомобилях производитель учел правильность расположения приборов.

Что касается авто, у которых нет ниш под ДХО, то водителю еще нужно и правильно выбрать место установки оборудования.

Схема установки дневных ходовых огней

Так, согласно стандарту, фонари дневных огней для авто не должны располагаться ниже 25 см от земли и выше 1,5 м. Что касается ширины, то расстояние между внутренними краями фонарей должно быть не менее 60 см (допускается 40 см для транспортных средств, ширина которых меньше 130 см). При этом расстояние от края авто до наружных краев ДХО не должно превышать 40 см.

Рынок автомобильных аксессуаров предлагает большое количество фонарей ДХО разной ценовой категории. При этом дешевые китайские изделия далеко не всегда полноценно выполняют свои функции. Поэтому приобретая ДХО, следует учесть некоторые нюансы:

  1. У качественных фонарей в конструкции присутствуют отражатели, в дешевых же они имеются не всегда. ДХО у которых нет отражателей светят не достаточно сильно, и по яркости такие фонари приближаются к габаритным огням, то есть днем они будут слабо заметны.
  2. В комплекте должно присутствовать реле для подключения. Если его нет, то придется подключать их напрямую к замку и дополнительные режимы работы ДХО организовать не получиться.
  3. Качество сборки у недорогих фонарей оставляет желать лучшего. Часто дешевые изделия ломаются или рассыпаются уже через полгода использования.
  4. В хороших фонарях монтаж производится при помощи крепежных элементов, дешевые же часто садятся на двойной скотч, поэтом высока вероятность, что на скачках ДХО просто отпадут.

Подключение дневных ходовых огней несложное. В комплекте всегда имеется инструкция со схемой, как правильно все соединить. Чаще всего у реле, идущего в комплекте, имеется 4 вывода, к каждому из которых нужно подключить свой провод.

Видео: Простой способ подключения ДХО

В четырехконтактных реле один из выводов предназначен для подключения самих фонарей. Второй нужен для запитки ДХО от замка зажигания. К третьему выводу подключается переключатель света фар (благодаря этому фонари при включении ближнего света будут снижать яркость свечения или же гаснуть). А четвертый вывод предназначен для подключения массы.

Отметим, что после подключения и проверки работоспособности дневных огней для авто необходимо закрепить все проложенные проводку и реле, чтобы они случайно не попали в подвижные части силовой установки.

В целом, дневные ходовые огни являются достаточно полезным осветительным оборудованием, которое поможет обозначить автомобиль на дороге для встречных водителей, продлить ресурс головных фар, при этом без создания значительной нагрузки на бортовую сеть.

С 2011 года Европейской экономической комиссией ООН был принят закон, который обязует всех водителей совершать поездки даже днем с включенным светом или же производить монтаж ДХО.

Ходовые огни определение

ДХО – это внешние осветительные приборы, которые ставятся спереди автомобиля и выполняют функцию обозначения и выделения наружности машины. Таким образом, ДХО служат для безопасности на автостраде, улучшая броскость автомобиля в дневное время. Зачастую, многие водители путают ДХО с габаритными передними огнями. Но делать этого не нужно, поскольку габариты обладают меньшей яркостью света и предназначены только для того, чтобы обозначить габариты автомобиля в ночное суточное время и при условиях плохой видимости на дороге.

Следовательно, при вопросе, что такое ходовые огни автомобиля, вы должны четко понимать, что это осветительные приборы, используемые только днем. Также, чтобы полностью разобраться, что такое ДХО на авто, вы должны знать, что это светодиодные приборы, которые обязательно ставятся на автомобили по закону. Огни могут ставиться на автомобиль как штатно, при сборке, так и после покупки машины отдельно. Поэтому, в вопросе, что такое ДХО в автомобиле вы должны знать, что есть устройства штатные и универсальные или же адаптивные, которые ставятся на любую марку и модель автомобиля вами лично. Таким образом, определение дневных ходовых огней теперь вы знаете точно.

Вариации ДХО: что используют для обозначения авто?

В некоторых странах используется свет ближних и дальних фар, как основной тип ДХО. Но стоит отметить, что это непрактично, поскольку расходуется больше энергии автомобиля и уменьшается эксплуатационный срок ламп головной оптики – ксенона или же галогена. Таким образом, чтобы не использовать лампы головного света для определения автомобиля и были разработаны отдельные приборы. Такие устройства потребляют мало энергии, ставятся отдельно от головной оптики и, что самое важное, обладают повышенной интенсивностью света и яркостью. Отдельные ДХО – это практично, безопасно и даже стильно.

Какие должны быть ходовые огни?

Изначально ДХО выпускались штатно на автомобилях и в качестве истопника света использовались обыкновенные галогеновые лампы на 6-21 Вт. Инновационный вид ДХО – это светодиодный, который обеспечивает максимальную яркость, интенсивность света, а также отличается минимальным потреблением энергии. Следовательно, если вы собрались вооружить свой автомобиль дневными ходовыми огнями, то они обязательно должны быть светодиодные, чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге.

Как выглядят дневные ходовые огни?

Приборы для дневной езды выпускаются в разных вариациях, следовательно, нет единого мнения и канона, который указывает на то, какими именно должны быть ДХО. Устройства разными производителями разрабатываются в разной форме. Они могут быть прямоугольными, круглыми, квадратными, состоять из отдельных элементов. Также, каждый производитель выпускает модели с более яркой светоотдачей, используя большое количество светодиодов и наоборот. Особенность ДХО – это еще и стильный вид, благодаря чему этот прибор можно назвать прибором, модернизирующим наружность машины. Инновационные ДХО – это отдельные светодиоды, которые соединены между собой гибким изоляционным проводом.

Ведущие производители ДХО: особенности продукции

  • Philips. Немецкая фирма производит высококлассные и мощные ДХО, которые отличаются яркостью, белоснежным светом и различным количеством светодиодов. Они отличаются высоким качеством и абсолютно универсальны, соответственно, подходят под любую марку автомобиля.
  • Osram. ДХО немецкого производства, которые имеют не только отличительное количество диодов, но и форму – круглую, прямоугольную, могут быть тонкими, что позволяет произвести монтаж на мини-автомобили. Обеспечивают белоснежный свет, который отлично выделит автомобиль на трассе.
  • Hella. Немецкая компания разрабатывает белоснежные и яркие ДХО, которые служат для выделения автомобиля. Выпускаются как в литом корпусе, так и отдельными светодиодами.
  • Xenite. Китайская компания разрабатывает универсальные ДХО для автомобилей, которые использовать можно на любой марке и модели. Устройства имеют круглую или прямоугольную форму и являются качественным продуктом.
  • Sho-Me. Китайские ДХО, которые отличаются неплохим качеством и ярким светом. Выпускаются в литом корпусе с разным наличием светодиодов и функционалом. Ставятся на все автомобили, вне зависимости от марки и модели.

Есть и другие производители ДХО, которые выпускают устройства, также отличающиеся друг от друга качеством, наличием светодиодов, мощностью, яркостью и температурой света. Ознакомиться с производителями и моделями ДХО можно и у нас на сайте, перейдя по .

Вывод

Таким образом, если вам дорога жизнь, тогда вы должны четко понимать, что ДХО – это практично и полезно. Светодиодные приборы дневной езды обеспечат вам максимальную броскость автомобиля в потоке общей массы и к тому же модернизируют внешность. На сегодняшнее время использование самостоятельных ДХО – обязательное условие выезда на трассу днем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *