Чемпионат России по ралли

26-27 августа в Казани на автодроме «Высокая гора» состоялся четвертый этап Чемпионата и Кубка России по ралли-кроссу – очень динамичной, яркой и адреналиновой дисциплине автоспорта, не слишком широко известной, но явно заслуживающей внимания и интереса.

Ралли-кросс, судя по битком забитым трибунам в Казани, явно не страдает от отсутствия внимания местной публики – о чем многим более крупным и дорогим сериям остается только мечтать. В соревнованиях прошедшего сезона автогонщики выступали в классах Д3 юниор (дети 8-12 лет на багги), Национальный, Д2Н (монокубок Renault Logan), Супер 1600 и Суперавто. Участников приезжает очень много: всего Чемпионат (внутри него также проводятся Кубки РАФ) включает в себя 5 классов, в каждом из них больше всего собирает класс Национальный – в этот раз было заявлено 26 участников. Также параллельно с Чемпионатом проводился и Кубок Президента Татарстана, где пятерка финалистов в каждом классе получила денежные призы.

Чемпионат и Кубок России проходит на региональных автодромах – в Рязани («Атрон»), Воронеже («Белый колодец») и в Казани («Высокая гора» — 2й и 4й этапы). Финалы Кубка РАФ в классе «Д2Н» прошли в этот раз в Казани, что касается остальных классов, то они состоятся в Воронеже 22-24 сентября.

Не обходят соревнования вниманием и наши знаменитости – преимущественно из кольцевых серий. На финальном этапе отчаянно боролись за победу Дмитрий Брагин, Егор Санин, Павел Кальманович, Айдар Нуриев и другие известные спортсмены. За команду УГМК Моторспорт приехал выступать в Казань основатель и руководитель Академии ралли и моносерии VW Polo Cup Михаил Лепехов. Но, конечно, главным гвоздем программы стало участие в классе суперавто звезды европейского ралли-кросса Тимура Тимерзянова на Citroen DS3.

Соревнования проходят в два дня: суббота отдана под различные инспекции и проверки, а также первые две из четырех квалификационных сессий, в воскресенье – оставшиеся две квалификации, полуфиналы и финалы.
В ходе 4-х круговых квалификаций спортсмены в топ-10 получают баллы, исходя из которых подсчитывается общий результат, и лучшие 12 проходят в полуфиналы. Полуфиналы объединяют по 6 автомобилей в заездах и состоят из 5 кругов, а вот финалы – 6 лучших результатов из двух заездов – уже шестикруговые. Но в ходе каждого заезда каждый участник должен обязательно заехать на так называемый «джокер-круг», при этом сам решить, когда это максимально выгодно сделать. Джокер-круг включает в себя более длинную дистанцию круга за счет дополнительного «кармана», который должен проехать пилот. В каждой гонке один из четырех (или пяти в финалах) кругов нужно пройти именно по джокеру. В среднем это примерно плюс три секунды ко времени, но именно благодаря им пилоты часто меняются позициями и на выходе из джокера оказываются совсем не там, где были до входа. С Джокер-кругом можно не угадать и из-за него проиграть заезд, но бывает и так, что в пылу борьбы гонщик просто забывает, что уже заезжал на Джокер, и заезжает снова!

Сама по себе трасса для заездов довольно узкая и со смешанным покрытием – грунт и асфальт, причем участки между собой перемешаны, что усложняет задачу: разное сцепление и разное управление автомобилем. К тому же грунт вносит свои коррективы по видимости: в сухую погоду здесь много пыли, а во время дождя становится очень грязно.

Конфигурация трассы построена таким образом, чтобы включать в себя как разгонные прямые, так и узкие повороты, дуги, шиканы, перепады высот, трамплины и все, что может предложить окружающий рельеф – поэтому спортсмены в ралли-кроссе должны быть практически универсальными и уметь справляться с любыми ситуациями.

Для зрителей в ралли-кроссе есть много преимуществ. Во-первых, это короткая трасса, которую практически полностью видно с любой из трибун, во-вторых, это очень динамичные заезды, продолжительностью порядка 10 минут, которые не успевают наскучить даже тем, кто не слишком хорошо разбирается в ралли-кроссе и просто пришел провести время. В-третьих, заезды стартуют один за одним, практически без перерывов: заканчивается один, машины уезжают в технический парк, а на старте уже выстраивается следующий заезд. Ну и в-четвертых, здесь не запрещена контактная борьба, и это в геометрической прогрессии увеличивает зрелищность.

Другое дело – посмотреть на это с точки зрения спортсменов. Руководитель команды УГМК Моторспорт Илья Кашин рассказывает, что многие пилоты едут очень непрофессионально, поэтому контакты и удары в машину – скорее, от неумения справиться с управлением в сложных ситуациях, нежели от необходимости «подвинуть» соперника. Но профессионализм пилотов дело наживное – главное, чтобы был автоспорт. Кашин заметил, что очень скоро ралли-кросс станет одной из самых популярных дисциплин вместе с дрифтом и дрэг-рейсингом – благодаря своей зрелищности, краткости и понятности.

Д2Н

Класс Д2Н, в котором выступают пилоты на Renault Logan, можно назвать один из самых интересных, так как здесь у автомобилей примерно одинаковые технические характеристики и результат зависит от мастерства того, кто сидит за рулем. Кстати, помимо разницы в уровне навыков есть еще и другие различия между пилотами: возраст от 17 до 60, вес тоже у всех разный, есть даже девушки – например, в классе Национальный очень хорошо едет боевая дюймовочка IF-ONLY Анастасия Воронкова. Но истины ради стоит сказать, что в этот раз она была единственной девушкой.

Национальный

В Национальном пилоты тоже не особо щадят свои машины и контакты происходят довольно часто. Благодаря большому количеству участников в финалы попадают гонщики с близкими временами, и это повышает как плотность заездов, так и плотность борьбы.

Суперавто

Меньше всего контактной борьбы в классе Суперавто, и это понятно: стоимость автомобилей здесь очень высокая, измеряется сотнями тысяч долларов, и никому не хочется получить лишние повреждения в дорогостоящий бок. Но если Национальный или Д2Н наблюдать просто весело и интересно, то пилоты в финалах Суперавто продемонстрировали просто высококлассный пилотаж, ну а уж про Тимура Тимерзянова и говорить нечего – мастер! Конечно, и машина у него на голову выше остальных – за пять финальных кругов он успел догнать и обогнать двух круговых пилотов, так что это достаточный пример, чтобы понять разницу между ними. Впрочем, Тимур в данном случае был, скорее, приглашенной звездой и участвовал лишь в последнем этапе, не вмешиваясь в итоговую борьбу остальных спортсменов.

«Старожилы» ралли-кросса говорят, что количество участников с каждым годом увеличивается – и это понятно, потому что и спортсменам этот формат соревнований приносит много удовольствия. Михаил Лепехов был очень доволен своим первым опытом участия в ралли-кроссе и сказал, что это было интересно и здорово, и совершенно непохоже на другие дисциплины, в которых он ездил. Аналогичные отзывы прозвучали и от других пилотов, ну а зрители – они не расходились с трибун до последнего момента и громко встречали каждый старт и каждый финиш.

Супер 1600 Д2 юниор Материал с сайта drive2.ru Мария Мельникова

Фото: автора и пресс-службы команды УГМК Моторспорт

После 10-ти летнего перерыва Чемпионат России по ралли-рейдам возвращается в Ростов-на-Дону

НП «Межрегиональное объединение спортсменов ралли-рейдов» совместно с РООО «Федерация автомобильного спорта», при поддержке регионального Правительства и Министерства спорта Ростовской области 19-21 сентября 2019 года проводят Чемпионат России по ралли-рейдам Баха «Ростов 2019». Соревнования пройдут в Ростове-на-Дону и Ростовской области — задействованы Неклиновский, Мясниковский, Родионово-Несветайский и Октябрьский районы. 850 км дистанции и разнообразное покрытие, грунтовые, песчаные, гравийные дороги, сделают гонку интересной как для участников, так и для болельщиков.

Олег Бахтеев, спортивный комиссар:

— Участников ждет достаточно разнообразный рельеф — это степные дороги с различными перепадами высот, поворотами различной крутизны, в конце хороших километровых прямиков будут повороты на девяносто градусов, подъемы, спуски, часть лесных массивов достаточно большой разнообразный рельеф. Для Т4 (грузовики) дороги готовить специально не пришлось.

Евгений Батаев, комиссар по маршруту:

— Трасса скоростная, много прямых ровных дорог. Такова особенность района проведения гонки. По максимуму включили в маршрут извилистые трехмерные дорожки, они более интересные для ралли рейдов, но к сожалению, их не так много. Обилие развилок, примыканий и сложных развязок не дадут грустить штурманам.

3-й этап Чемпионата России по ралли— соберет сильнейшие команды, в том числе заводские — «КАМАЗ-мастер» и «GAZ RAID SPORT».

Легендарная команда «КАМАЗ-мастер» примет участие тремя экипажами в составе: — Николаев Эдуард/Яковлев Евгений/Каримов Богдан;

— Каргинов Андрей/Мокеев Андрей/Леонов Игорь;

— Шибалов Антон/Никитин Дмитрий/Татаринов Иван.

В 2019 году команда завоевала первое и второе места на «Ралли Дакар». В июле — три первых места в ралли «Шелковый путь».

Приглашаем представителей СМИ и зрителей посетить соревнование и поддержать участников:

Постоянные партнеры и благотворители Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам:

ГАЗПРОМ ДОБЫЧА АСТРАХАНЬ

Является дочерним обществом ПАО «Газпром» и осуществляет добычу, подготовку сырья и выпуск товарной продукции.

Бренд спортивных шин BFGOODRICH

Динамично развивающаяся компания, которая оттачивает мастерство производства шин в весьма экстремальных условиях.

Региональные партнеры мероприятия:

АЗС «Газпром» — сеть современных автозаправочных станций, реализующих нефтепродукты высочайшего качества в 24 регионах России. В Ростовской области представлена 66-ю АЗС! Для удобства клиентов на АЗС круглосуточно работает дополнительный сервис для автомобиля, кафе и магазины. А дисконтная программа АЗС «Газпром» позволит получать скидку на приобретение топлива.

Сеть АЗС «Газпром» — уверенность в каждой заправке!

Группа компаний ABRO Rus

Бренд ABRO — это давние традиции создания качественных средств для автомобилей, дома и ремонта, ведь история марки началась в 1939 г.

ABRO сейчас — это проверенная временем автохимия и автокосметика в ассортименте из более чем 600 наименований.

ФГУП «Спорт-Инжиниринг» — «Ростов Арена» — новый символ Южной столицы.

На сегодняшний день «Ростов Арена» является одной из лучших концертных и спортивных площадок Юга России. Стадион единовременно может вместить в себе более 40000 зрителей. Масштабы просто поражают! На территории, прилегающей к культурно-массовому сооружению, был разбит прекрасный парк «Левобережный», где открывается потрясающий вид на реку Дон.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам сезона 2019-2020

ООО «МИЦ «Известия» самый крупный по информационной значимости проект холдинга Национальная Медиа Группа на базе новостных служб Телеканала РЕН ТВ, Пятого канала и газеты «Известия».

Журнал «Движок» — ежемесячный автомобильный журнал и Интернет-портал для профессионалов автомобильного бизнеса, а также всех, кто любит и интересуется автомобильным миром.

Журнал «Эра Авто» — это информационно-аналитический автомобильный проект нового поколения. Ежедневно на сайте самая свежая информация о последних новинках и событиях автомира

Ежедневный информационный портал «Автомобили.Ру»

«Интерфакс» — крупнейшая в СНГ частная диверсифицированная информационная группа, признанный лидер российского информационного рынка

Сетевое издание «Правда.Ру» — новостной аналитический портал

Автомобильный он-лайн журнал «КОЛЕСА» — новости автомобильного рынка, статьи, обзоры и тест-драйвы. Аккредитация Баха «РОСТОВ 2019» для СМИ: https://rostov.rosrr.com/

Российское раллийное первенство стартовало в Карелии, а победителем первого этапа чемпионата страны стал петербуржец Станислав Травников на Mitsubishi. «Эка новость!» — подумают многие. Главный отечественный турнир начинается в северном Приладожье вот уже третий сезон подряд, а Травников и прошлой зимой выигрывал на быстрых дорогах близ городка Ланхденпохья. И все-таки новости есть: гонка в Карелии открыла новую эпоху в истории российского ралли — эпоху монстров!

Раллийная эра Subaru и Mitsubishi «серийной» группы N4, увы, уходит в прошлое…

В последние годы полноприводные прототипы, построенные на базе одной машины, но с двигателем и трансмиссией от другой, появились на многих европейских трассах. И это понятно — «серийные» седаны Mitsubishi Lancer Evolution, которые раньше были основой для национальных раллийных первенств, уже не выпускаются, новые Subaru с двухлитровыми турбомоторами поставляются не во все страны, а омологированные автомобили международной категории R5 при своем ценнике за двести тысяч евро по карману только состоятельным командам. Вот и решились европейцы на создание вдвое более дешевых «гибридов» — сначала разномастную технику с проверенной начинкой от Mitsubishi начали строить поляки, затем к ним присоединились испанцы, а совсем недавно подобные прототипы прописались и в Прибалтике.

Так, команда латыша Яниса Воробьевса подготовила два хэтчбека Mitsubishi Mirage с мотором и трансмиссией от «эволюшенов», литовский гонщик и конструктор Мартинас Самсонас оснастил полным приводом и 400-сильным мотором BMW 3-й серии в кузове Е46, получившую имя собственное М3Х, а эстонцы выкатили на старт в прошлом сезоне сразу четыре прототипа — Volkswagen Polo, Audi S1 и две фордовских Фиесты.

Все эти машины, за исключением «атмосферной» BMW, были оснащены 34-миллиметровым рестриктором на впуске двигателя и обошлись владельцам, как минимум, вдвое дешевле, чем «международная» техника категории R5. При этом большинство прототипов оказались даже быстрее, чем омологированные «эр-пятые»! Не буду отсылать вас к протоколам — достаточно посмотреть на видео изнутри М3Х Самсонаса, сделанное на литовском Winter Rally в минувшие выходные.

Однако в России пошли еще дальше — теперь на старт у нас допускаются не только прототипы в «прибалтийской» конфигурации, но и еще более быстрые машины! Согласно новым техническим требованиям для абсолютного зачета чемпионата страны, команды могут строить автомобили даже с 36-миллиметровым рестриктором на впуске! А это, на всякий случай, четыреста с лишним «лошадей» под капотом — больше, чем у WRC! Главное при этом — сохранить «привязку» марки двигателя к марке кузова. Что же получится, если построить машину с таким мощным мотором и экипировать ее разрешенными секвентальной коробкой передач и длинноходной подвеской? Настоящий монстр!

В полку «международной» техники у нас тоже случилось пополнение — хэтчбеки Ford Fiesta R5 вывели на старт ралли Карелия Сергей Попов из Хабаровска (на фото) и москвич Игорь Буланцев. Однако на победу в абсолюте ни тот, ни другой не претендовали

До сих пор мне была известна лишь одна страна в мире, где разрешали 36-миллиметровый «ошейник» на впуске двигателя — Испания. Но там даже «серийные» Mitsubishi c такими рестрикторами в 2016 году разгромили на асфальте 3,8-литровые Porsche! А у нас, согласно новым техтребованиям, «начинку» стандартного двигателя можно менять на спортивную — более живучую и надежную. Еще можно вспомнить про Финляндию, где допускаются на старт двухлитровые турбомашины с 35-миллиметровыми рестрикторами — но в Суоми принудительно ограничивают мощность таких автомобилей применением обычного «98-го» бензина. В России же подобного ограничения нет — в бак можно смело лить спортивный бензин с октановым числом 102!

Впрочем, чему удивляться — ведь, затевая нынешнюю техническую революцию, в РАФе ориентировались не на Европу, а на… США и Китай! В американском чемпионате вот уже много лет существует класс Open, где машины лишь внешне напоминают серийные. А на поверку — это те же монстры: двигатели с большим рестриктором, секвентальные КПП, оригинальная подвеска с увеличенным ходом амортизаторов… Правда, строить такую технику под силу лишь серьезным командам. Поэтому в чемпионате США по ралли вот уже много лет доминирует Subaru Team USA, а в чемпионате Китая — FAW-Volkswagen Team, двухлитровые турбо-Гольфы для которой готовила небезызвестная британская конюшня Prodrive.

Кто может пересесть на подобную технику у нас? Прежде всего, неувядаемый Сергей Успенский — в команде столичного ветерана, которому в этом году исполнится 60 лет, уже строится Subaru по мотивам американского «опен-класса». Заготовка для создания прототипа на базе хэтчбека Ford Fiesta есть у действующего чемпиона страны Станислава Травникова. Вряд ли останутся в стороне от процесса «монстростроения» и другие ведущие российские команды. Ну а на Кавказе уже испытывается «наш ответ Самсонасу» — полноприводный BMW 316 с 340-сильным мотором и секвентальной коробкой передач доводит до ума туапсинец Дамир Яквашев. Однако пока все эти проекты далеки от завершения — революционный регламент был утвержден незадолго до Нового года, и времени оперативно подготовить полноценные прототипы не было ни у кого.

Перед вами — скетч французской фирмы Oreca на тему того, как могла бы выглядеть полноприводная Лада Калина. Быть может, новый технический регламент чемпионата России сподвигнет АвтоВАЗ на постройку подобного автомобиля для ралли?

Пока же Станислав Травников и Сергей Успенский выкатили на старт ралли Карелия своеобразные «гибриды» — свои прошлогодние машины, но с 36-миллиметровыми воздушными рестрикторами. Правда, оценить возросшую динамику им толком так и не удалось — перед стартом морозы в Лахденпохье сменились оттепелью и оба дня гонки спортсмены месили колесами снежную кашу. Так что средние скорости лидеров на спецучастках не только не выросли, но и оказались на 10-15 км/ч ниже привычных зимних показателей!

Ну а итог первого сражения «ускоренной» техники с привычными Subaru и Mitsubishu оказался таков: Травников легко уехал от соперников, выиграв на знакомой трассе одиннадцать из 12 спецучастков. А вот первый «выстрел» Успенского оказался не слишком удачным: разворот на первом допе, пробитое колесо и 40-секундное опоздание на судейский пункт контроля из-за необходимости очистить забитый снегом радиатор уже в начале гонки отбросили столичного аса назад. Так что, несмотря на приличные времена во второй день, Сергей финишировал в абсолютном зачете только четвертым — позади петербуржцев Ильи Лотвинова и Павла Щербакова на «обыкновенных» Mitsubishi.

Сергей Успенский и Марина Данилова штурмуют очередной бруствер

Второй этап чемпионата России пройдет 24 февраля — им станет ралли Пено. Интересно, смогут ли новоявленные монстры продемонстрировать свою истинную прыть в тверских лесах?

Ралли Карелия
Чемпионат России, 1-й этап
Лахденпохья (республика Карелия), 26-27 января
Стартовало 40 экипажей, классифицировано 28
Абсолютный зачет:

Положение в чемпионате России среди первых пилотов (абсолютный зачет):

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Станислав Травников Приозерск Mitsubishi Lancer Evo X 60
2 Илья Лотвинов Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 48
3 Павел Щербаков Санкт-Петербург Mitsubishi Lancer Evo IX 40
4 Сергей Успенский Москва Subaru Impreza R4 34
5 Сергей Попов Хабаровск Ford Fiesta R5 30
6 Денис Ростилов Екатеринбург Mitsubishi Lancer Evo VIII 27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *