ЦЕЛИНА 2 РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС

Содержание

Работы в Советском Союзе по созданию подвижного грунтового ракетного комплекса с твердотопливной МБР начались в конце 1960-х годов. Первоначально для размещения на грунтовых подвижных пусковых установок использовались легкие твердотопливные МБР со стартовой массой до 50 тонн. С начала 1970-х годов работы продолжались в направлении создания комплекса с ракетой РТ-23 массой 80-90 тонн первоначально с моноблочным боевым оснащением, а затем с разделяющейся головной частью индивидуального наведения, масса ракеты возросла до 105 тонн. Было решено в комплексе иметь несколько рассредоточенных стационарных пусковых установок на каждую ракету и транспортировать к ним скрытно ракеты грунтовыми транспортерами.
В первых проработках по созданию транспортного средства для ракеты РТ-23 рассматривалось гусеничное сочлененное шасси. В 1976 году КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Н.С.Попова создало опытные образцы гусеничного сочлененного шасси «объект 829″, состоящее из четырех секций, на базе опорных катков и гусениц танка Т-80. Вес такого шасси составлял около 200 тонн. Из-за сложности эксплуатации такого шасси в дальнейшем от него отказались и стали создавать колесные машины.
В рамках работ по ракетно-космической тематике в 1979 году вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР на разработку СКБ МАЗ колесного специального транспортера грузоподъемностью 220 т.

С переходом боевого железно-дорожного ракетного и шахтного комплексов на модернизированную ракету РТ-23УТТХ, в грунтовом комплексе стали размещать МБР РТ-23УТТХ (15Ж62).
Ракета грунтового комплекса «Целина-2» аналогична ракете РТ-23УТТХ, так как по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетных комплексов с унифицированной ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» в трех видах базирования: боевой железнодорожный; подвижный грунтовый и шахтный. В ракете использовались основные технические решения, отработанные на ракете 15Ж52.
Головной организацией по подвижному грунтовому ракетному «Целена-2″ был определен Московский институт теплотехники (МИТ) возглавляемый А.Д.Надирадзе. Разработка ракеты для комплекса «Целена-2″осталась за КБ «Южное», генеральный конструктор В.Ф.Уткин.


Специальный транспортер “7904”

В 1983 году Минским автомобильным заводом (МАЗ) был изготовлен опытный образец колесного специального транспортера «7904″, который в том же году был отправлен в НИИП-5 (Байконур) на испытания. Машина предназначалась для использования в ракетно-космической системе «Энергия-Буран» для доставки на космодром упавших на землю отработанных боковых ступеней ракеты-носителя и как шасси для ракетного комплекса. На шасси «7904″, шириной 6,8 метра, был установлен судовой двигатель мощностью 1500 л.с., две параллельно спаренные гидромеханические трансмиссии, 12 ведущих колес диаметром по 3 метра. Управление осуществлялось поворотными передними и задними колесами. Шасси могло использоваться только в пустынной местности. Из-за легкого обнаружения такой машины космическими средствами, было предложено создать шасси для движения в средней полосе Советского Союза, в лесистой местности. Эксплуатация шасси «7904″ позволила накопить необходимый опыт, который был в дальнейшем использован при создании машин для боевого грунтового подвижного ракетного комплекса.


Шасси МАЗ-7906 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2”

Для комплекса «Целина-2» в СКБ МАЗ было создано два варианта шасси МАЗ-7906 и МАЗ-7907. В начале 1980-х годов проводились испытания обоих вариантов шасси грунтовой транспортной установки грузоподъемностью до 140-150 тонн.
МАЗ-7906 имел гидромеханическую трансмиссию, дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. и колесную формулу 16х16.



Шасси МАЗ-7907 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2”

МАЗ-7907 имел 12 осей и все колеса ведущие, передние и задние – управляемые. На шасси «7907″ были установлены электротрансмиссия переменного тока и газотурбинный двигатель мощностью 1200 л.с. Радиус поворота машины получился меньше длины автомобиля. Машины была предназначена для эксплуатации со смонтированным оборудованием в условиях бездорожья и она успешно прошли испытания. Шасси «7907″ и «7906 предназначались для транспортировки ракет к месту старта, которых для одной ракеты предполагалось построить несколько.
Из-за сложности эксплуатации подвижный грунтовый комплекс на вооружение принят не был.
В 1996 году МАЗ-7907 использовался для перевозки катера длиной 40 метров и весом 100 тонн из Борисова на озеро Нарочь.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ
Главный конструктор А.Д.Надирадзе
Генеральный конструктор ракеты В.Ф.Уткин
Изготовитель Павлоградский МЗ
Код НАТО SS-Х-24 Scalpel
Наименование по СНВ-1 РС-22
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса подвижный грунтовый с твердотопливной МБР, четвертого поколения
Состояние проходил испытания в начале 1980-х годов
Ракета РТ-23УТТХ (15Ж62)
Дальность стрельбы, км 10000
Головная часть:
— тип РГЧ ИН с комплексом средств преодоления ПРО
— число боевых блоков(ББ) 10
— разработчик заряда ВНИИЭФ
— вес, кг 4050
Боевая ступень:
— тип «тянуще-толкающей» схемы
с десятью боевыми блоками
— размещение блоков в один ярус
— двигатель однокамерный ЖРД «большой» тяги и система ЖРД «малой» тяги
Система управления:
— тип инерциальная с БЦВМ
— разработчик НПО АП
— гл. конструктор В.А.Лапыгин
Органы управления:
— I ступени вдув в закритическую часть сопла инертного газа
Тип старта из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты 3 и ступень
разведения боевых блоков (боевая)
Длина ракеты, м:
— полная 23,6
— без головной части 18,8
— в ТПК 22,4
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т 104,5
Тип топлива смесевое твердое
Гарантийный срок хранения ракеты, лет 10

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель Павлоградский механический з-д
Размеры, м:
— длина 9,7
— диаметр 2,4
Вес ступени, т 53,7
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д206 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и системой управления вектором тяги на основе вдува горячего камерного газа
— разработчик КБ-5 КБ «Южное»
— гл. конструктор В.И.Кукушкин
— изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
— разработчик корпуса ЦНИИСМ
гл. конструктор В.Д.Протасов
изготовитель СЗП
— разработчик топлива
и заряда НПО «Алтай»
гл. конструктор Я.Ф.Савченко (с 1984 г. – Г.В.Сакович)
изготовитель заряда БХК
— тип топлива смесевое твердое типа Т9-БК
— тип заряда прочно скрепленный с корпусом, звездообразной формы
— тяга, тс:
на земле 220
в пустоте 240
— тип корпуса органопластиковый типа «кокон»

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
— длина 4,8
— диаметр 2,4
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д290 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и с телескопическим сдвигаемым насадком раструба
— разработчик КБ-5 КБ «Южное»
— гл. конструктор В.И.Кукушкин
— изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
— разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
изготовитель СЗП
— разработчик заряда
и топлива ЛНПО «Союз»
— гл. конструктор снаряженного
корпуса Б.П.Жуков
— изготовитель заряда БХК, ПХЗ
— тип топлива смесевое твердое типа СТАРТ
— тип заряда прочно скрепленный с корпусом канальной формы с наклонной кольцевой проточкой типа «зонтик»
— тяга в пустоте, тс 150

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
— длина 3,6
— диаметр 2,4
Двигатель РДТТ с центральным неподвижным раздвижным,
частично утопленным соплом
— корпус цельномотанный
типа «кокон»
— материал корпуса композиционный

ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Тип с термостатированием
Размеры, м:
— диаметр 2,7
— длина 18,9

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип стационарная наземная
Число ПУ на одну ракету несколько
Расстояние между ПУ, км несколько

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7907
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник, В.Е.Чвялов
Полная масса, т 250
Грузоподъемность, т 150
Число осей 12
Колесная формула 24 х 24
Размеры, м:
— длина 322
— высота 5,0-5,5
— ширина 3,2
Тип двигателя газотурбинный ГТД-1200А (»изделие 40″) с электротрансмиссией
на 24 моторколеса с синхронными двигателями переменного тока
— разработчик завод им. В.Я.Климова
— изготовитель Калужский моторостроительный завод
Максимальная мощность, л.с. 1250
Мощность двигателя, л.с. 12002
Число ракет на ТУ 1

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7906
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник
Колесная формула 16х16
Полная масса, т 220
Грузоподъемность, тс 150
Число осей 8
Размеры, м:
— длина около 29
— высота 5,0-5,6
— ширина 3,2
Двигатель:
— тип дизельный
Мощность двигателя, л.с. 1500
Трансмиссия гидромеханическая
Число ракет на ТУ 1

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 3):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7904
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник
Полная масса, т
Грузоподъемность, т 220
Число осей 6
Колесная формула 12 х 12
Нагрузка на ось, т до 60
Размеры, м:
— длина 32,2
— высота 3,45
— ширина 6,8
Мощность двигателя, л.с.
Число ракет на ТУ 1

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ:
Тип подвижный грунтовый
Число в комплексе 1

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 29.05.2016

БЖРК «Молодец»

“Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006, «Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ. 2000, «Минский завод колесных тягачей 1959-1999″ – «Военный Парад», 1999, «40 лет МЗКТ» – «Армия» №3-1999 и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П060 С МБР РТ-23УТТХ (15Ж60) «МОЛОДЕЦ»
ОПЫТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П044 С МБР РТ-23 (15Ж44)
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П944 С МБР РТ-23
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К.

ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)

Автомобили

Тягач МАЗ-7904: описание и технические характеристики

16 сентября 2016

История почти каждого предприятия свидетельствует о том, что не всем опытным образцам суждено стать серийными.

Колёсными тягачами и ракетоносцами, выпущенными в 1983 году на автозаводе в Минске, всегда все восхищались в связи с их весомой мощью и размерами. Тем не менее параметрами более массивными, чем те, которыми обладает ракетный комплекс «Тополь» (базой для него служили МАЗ-7912 и 7917 с семью осями), отличается от аналогов МАЗ-7904.

Легендарный гигант

О том, что существовали эти специальные шасси в советскую эпоху, были осведомлены лишь немногие конструкторы и военные. Закат периода правления советов, пришедшийся на 80-е годы, отмечен в мировой истории тем, что на территории специального КБ МАЗа создавали новые модели автомобилей-гигантов. Их уникальность была подтверждена не только в пределах территории СССР, но и во всем мире.

Только после распада страны обнародовали информацию в отношении данных исполинских сверхсекретных машин. К числу таких позднесоветских гигантов и относится МАЗ-7904 с шестью осями. Проектировка этой машины пришлась на конец 70-х годов.

Влияние противостояния стран на создание гиганта

Начало 80-х годов ознаменовалось тем, что в противостоянии Советского Союза с Соединенными Штатами Америки в течение холодной войны была достигнута наивысшая точка накала. Ранее подобный накал отношений проявлялся в разгар Карибского кризиса. Двумя сверхдержавами ярко демонстрировалась друг пред другом ядерная мощь. Февраль 1980 года в результате стал периодом выхода приказа министра, заведующего автомобильной промышленностью Союза. Согласно этому распоряжению, Минский автозавод обязан был разработать специальный колёсный транспортёр — МАЗ-7904. Технические характеристики высочайшего уровня должен был демонстрировать этот гигант. Кроме того, они должны были сопровождаться особо значительными показателями грузоподъёмности. Ракетный комплекс «Целина» требовал такую грузоподъёмность для автономной транспортно-пусковой установки. МАЗ-7904 проект "Целина", к слову, удовлетворил полностью.

Видео по теме

Руководитель проекта

Проектируемую машину с данным индексом создавали под руководством на тот момент уже немолодого (80-летнего) Б. Шапошника. Он также являлся руководителем проектов, в рамках которых проходило создание первых советских карьерных исполинов МАЗ-525 и МАЗ-530, а также всех последующих военных тягачей МАЗ и многоосных шасси для многих из таких комплексов, как «Эльбрус», «Тополь» и «Пионер». При этом в данной конкретной ситуации Шапошников был поставлен перед нелёгкой задачей. Это объясняется тем, что транспортно-пусковой контейнер, пусковое оборудование и ракета для комплекса «Целина» обладают суммарным весом 220 тонн. На саму же модель МАЗ-7904 должна была приходиться снаряжённая масса, равная 140 тоннам. Предполагалось, что вес нового транспортного шасси и ракеты будет находиться в пределах 360 тонн. Проектом МАЗ-7904 представляли машину, имеющую невероятный вес и габариты, на разработку которой уйдут огромные усилия.

Преобразования штата

В феврале 1981 года Минский автозавод организовал проведение межведомственного совещания с участием:

  • министров, курирующих автомобильную, оборонную и электротехническую промышленности;
  • командующего ракетными войсками стратегического назначения;
  • заместителя министра обороны по вооружению;
  • главного конструктора агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов ОКБ-1 завода «Баррикады»;
  • главного конструктора МИТ и ракетного комплекса «Целина»;
  • других высокопоставленных конструкторов и начальников.

Конечно, велось обсуждение проекта «Целина» и разрабатываемого для него транспортного шасси, имеющего название МАЗ 7904. Один из самых больших автомобилей мира для своего создания требовал того, что в рамках совещания Шапошнику пришлось:

  • ссылаться на сложности поставленных задач;
  • потребовать расширить штат конструкторов в бюро (приблизительно на 100 человек);
  • выделить для них жилую площадь.

Выполнение ряда требований

Ко всем его требованиям отнеслись серьезно, незамедлительно их исполнили. Министром автомобильной промышленности В. Поляковым был выделен бюджет для дополнительного фонда заработной платы для этих профессионалов, а Министерством обороны Союза была оплачена вся необходимая для их расселения недвижимость. Помимо этого, Поляков инициировал оснащение здания, в котором располагался кабинет Шапошника, лифтом. Это позволило и пожилым конструкторам иметь возможность подняться на свой третий этаж. Кабинет же главного конструктора был дополнительно преображен ремонтом.

Подробности конструкции

Хотя супертягач МАЗ-7904 весил много и тем самым провоцировал возникновение новых трудностей, июнь 1983 года ознаменовался окончанием работы над первой, а позже оказалось, что одновременно с тем и последней, моделью этого транспорта. У исполина с двумя кабинами были фантастические размеры. В качестве материала для кабин специалистами Осиповичского завода было принято решение использовать стеклопластик. Таким образом удалось снизить их вес. Длина тягача достигала 32,2 м. Ширину он имел 6,8 м. Высота (земля — крыши параллельных кабин) составляла 3,45 м. В качестве основы этот гигант имел мощную сварную несущую раму. На ней была закреплена пара гидромеханических 4-ступенчатых трансмиссий (имеющих две передачи заднего хода). Поставку колес для МАЗ-7904 СССР обеспечил известный японский производитель – компания Bridgestone. Сделка оформлялась так, как будто СССР покупает колеса для комплектации трех карьерных самосвалов. В то время у отечественной промышленности не было возможности, средств, оборудования и технологий, необходимых для производства покрышек, которые были бы рассчитаны на выдерживание подобного рода нагрузок. Всю эту конструкцию удерживали 12 огромных колёс (диаметр их превышал 3 метра). МАЗ-7904 был создан в качестве вездеходного шасси, в связи с этим его отличительной особенностью был полный привод (колёсная формула 12х12), а длина дорожного просвета составляла почти полметра. Для осуществления полного привода использовался бортовой способ (по средствам двух синхронизированных гидромеханических передач). И пара передних, и пара задних осей транспортера были управляемыми. Это и стало гарантией того, что радиус поворота будет ограничен 50м. Два двигателя тоже выделяли его из числа аналогов. У первого – судового V-образного 12-цилиндрового дизеля М-350 (произведен он был ленинградским ПО «Звезда») – мощность была 1500 лошадиных сил. Его дополнял газотурбинный наддув. Благодаря ему в движение приводилась непосредственно сама машина. За счет второго – 330-сильного дизельного V8 ЯМЗ-328 – обеспечивалось производство энергии для вспомогательных систем гиганта. Его дополнял турбонаддув, который для привода использовали:

  • гидронасосы рулевого управления;
  • генераторы;
  • вентиляторы;
  • компрессоры высокого и низкого давления.

Наивысший уровень секретности

Секретное проведение заводских испытаний и обкатки этого агрегата приходилось исключительно на тёмное время дня. При этом эти мероприятия согласовывались с военными. Под их контролем назначалось время проведения обкатки. Для этого воздушное пространство Советской Белоруссии не должно было быть занято западными спутниками-шпионами. После накатки машиной 547 км по минским окрестностям ее разобрали, погрузили на специальную 12-осную платформу и отправили на территорию Казахстана (на космодром одноименного города Байконур).

Причины связи гиганта с Казахстаном

Причин для этого решения было несколько. Если будет утечка информации, осветляющая засекреченную разработку, то версией объяснения ее создания будет транспортировка крупногабаритного неделимого блока (или нескольких неделимых блоков) космических ракет (например, ракеты «Энергия»). Вторую причину обуславливал характер истинного предназначения этой машины, а у Казахстана была непосредственная связь с ним.

РТ-23 УТТХ

Военные стремились создать условия для того, чтобы группа из 10 таких гигантов постоянно курсировала в пределах замкнутого многокилометрового маршрута посреди степей Казахстана. У каждого из этой десятки шасси был так называемый «дом». Он имел вид ангара. В рамках одного из них (а может, и нескольких) предусматривалось оснащение ангара пусковой установкой с ракетой. При этом теоретически предполагалось, что для противника будет невыполнимой задачей выяснить, в каком именно или в каких ангарах находится установка. Идею эту нельзя назвать новой на тот момент. По территории СССР уже курсировал один железнодорожный состав, и даже их группа. Он был замаскирован под товарный или пассажирский поезд. При этом внутри его располагалась межконтинентальная ядерная ракета, готовая в любую неожиданную для противника секунду нанести ответный удар по Пентагону.

Нереализованные планы

Положительным или отрицательным для мира стоит назвать это исходом, неизвестно, но идею такой движущейся колонны не воплотили в жизнь.

Единственную модель этой машины даже не удалось оснастить ангаром.

В ходе казахских испытаний после прохождения машиной 4100 километров (развитая максимальная скорость была зафиксирована в пределах 27 км/ч) выяснилось наличие существенного негативного момента. Опорная поверхность находилась под влиянием чрезмерного удельного давления, на каждое колесо при этом была направлена огромная нагрузка в 30 тонн. В результате это вылилось в сниженную проходимость, жёсткость хода и плохую управляемость. В случае этого балластированного тихоходного автомобиля движение было возможно только в пределах твердых дорожных покрытий.

Шапошник и в процессе работы опасался, что огромная осевая нагрузка будет провоцировать то, что колеса шасси не смогут не провалиться и не завязнуть в грунте.

В итоге в начале 2007 года выяснилось, что после долгих лет хранения машины в ангаре Зенитовского старта (этой площадью владела гражданская организация "Конструкторское бюро транспортного машиностроения"), она разрушалась под влиянием ржавчины. В 2010 году ее порезали на металлолом.

Автомобили
Квадроцикл "Стелс 800 Гепард": отзывы владельцев, описание и технические характеристики

Квадроцикл «Стелс 800 Гепард», отзывы владельцев которого далеко не радужные, производит российская фирма «Веломоторс». Этот агрегат задуман как транспорт для любителей драйва и экстремального …

Автомобили
«Тойота-Румион»: описание и технические характеристики компактного японского минивэна

С 1966 года в свет выходит японский компактный автомобиль, известный под названием Toyota Corolla. Это совершенно особенная машина. Ведь именно она в 1974 году попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый авт…

Автомобили
Hyundai Tuscani: описание и технические характеристики стильного корейского купе

В автомобиле Hyundai Tuscani внимание привлекает каждая мелочь. И название модели – не исключение. Переводится «Тускани» с испанского языка как «акула». Взглянув на эту машину, можно сраз…

Автомобили
Новые модели «Сузуки»: описание и технические характеристики

В 2016 году в свет вышли новые модели «Сузуки». Все они по-своему хороши. И поэтому о каждой стоит вкратце рассказать. А начать следует с компактного хэтчбека, который был представлен вниманию публики во Ф…

Автомобили
Stels Navigator 830: описание и технические характеристики

Прогулки на велосипеде давно уже стали популярными. Они помогают избавиться от накопившегося стресса. Горные велосипеды — самые востребованные. Они обладают теми характеристиками, которые так высоко ценятся: над…

Автомобили
Toyota Aristo: описание и технические характеристики

Toyota Aristo — японский седан, также известный под названием Lexus GS. Данный автомобиль выпускался только для внутреннего рынка и не экспортировался за его пределы. В свое время машина стала культовой для всего авто…

Автомобили
Общее описание и технические характеристики «Ниссан-Тиида»

В нескольких словах о последней модификации автомобиля «Ниссан-Тиида», технические характеристики которого рассмотрены ниже, можно сказать, что это именно тот случай, когда экономичность сочетается с мощью…

Автомобили
Автобус ПАЗ-32053: описание и технические характеристики

Автомобиль ПАЗ-32053 является самым массовым и популярным отечественным автобусом. Ежегодно основная модель Павловского автобусного завода проходит усовершенствование, что повышает безопасность и надежность, а также у…

Автомобили
Описание и технические характеристики: "Ниссан-Тиана" нового поколения

Модель "Ниссан-Тиана"-2013, фото которого предложены ниже, имеет очень большой успех. В феврале нынешнего года во время автомобильной выставки в Китае широкой общественности была представлена обновлённая версия автомо…

Автомобили
Описание и технические характеристики «Тойота Авенсис»

Отличные технические характеристики «Тойота Авенсис» в комплексе с удачным дизайном и высоким комфортом позволяют автомобилю уже долгое время удерживать лидирующие позиции в своём сегменте рынка. Одним из …

РТ-23 УТТХ «Молодец»

Индекс ГРАУ — 15П961 и 15П060, код СНВ — РС-22Б и РС-22В, по классификации МО США и НАТО — SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel, англ. Скальпель (PL-4 — в период испытаний на полигоне)

Стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования соответственно. Является последующим развитием комплекса РТ-23.

Основной разработчик — Конструкторское бюро «Южное». Поступил на вооружение в 1987 году.

Ракетные комплексы

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768—247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что создание единой ракеты должно учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки — сначала мобильные комплексы, затем — стационарный.

-Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») производил МИТ. Для транспортировки ракеты был создан проект и собраны опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.

-Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на базе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была создана модификация ракеты Р-23 УТТХ 15Ж61 (обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4), СНВ-1: РС-22В), а сам комплекс получил индекс 15П961. На вооружение комплекс поступил 28 ноября 1987 года. На протяжении 2003—2007 годов все комплексы были сняты с вооружения и разрезаны на металолом.

-Стационарный шахтный комплекс также создавался на базе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 проекктировались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

В 2006 году Минобороны США согласилось выплачивать Украине согласованную стоимость за каждый пустой корпус двигателя. При этом НКАУ возьмёт на себя расходы на извлечение топлива из имеющихся 163 ракетных двигателей.

Конструкция ракеты

РТ-23 УТТХ сделана в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «MX». Конструкция ракет 15Ж60 и 15Ж61 несколько различается. Ниже по умолчанию рассмотривается конструкция ракеты 15Ж61 (для БЖРК).

Конструкция первой ступени

Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ.

Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

Масса полностью снаряжённой ступени составляет 53,7 т. Длина ступени 9,7 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально расположенным неподвижным соплом.

Для 15Ж60 был создан совершенно новый РДТТ 15Д305 с корпусом коконной конструкции и центральным поворотным соплом, в самом теплонапряжённом критическом сечении которого был применён вкладыш из углерод-углеродного композиционного материала. Топливо типа ОПАЛ на основе октогена.

Конструкция второй ступени

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ 15Д290 и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. От двигателя 15Д207 второй ступени РТ-23 он отличался новым высокоэнергетическим смесевым топливом типа СТАРТ и повышенной стойкостью к ПФЯВ (поражающие факторы ядерного взрыва). Корпус РДТТ — коконной конструкции.

Конструкция третьей ступени

Третья ступень включает маршевый двигатель 15Д291 (заимствован с ракеты 15Ж52 без изменений), по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.

Головная часть

Ракета оснащается РГЧ ИН (разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения) с десятью ББ (боевой блок), расположенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает ДУ и систему управления.

ГЧ прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона.

На внешней поверхности обтекателя располагаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.

Устройство БЖРК

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три — по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные — «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером — 126 т. Дальность стрельбы — 10100 км, длина ракеты — 23,0 м, длина пускового контейнера — 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

ТТХ

Индекс ракетного комплекса

15П060

15П961

Пусковая установка
Шахтная типа «ОС» (отдельный старт), автоматизированная, индекс 15П760 Железнодорожная из трёх вагонов, стартовый комплекс 15П261, пусковой модуль 15П761
Индекс ракеты
15Ж60 15Ж61
Максимальная дальность, км
10 450 10 100
Стартовая масса, т
104,8 104,5
Забрасываемая масса ГЧ, кг
4050 4050
Длина ракеты (в ТПК/в полёте), м
21,9/23 22,6/23,3
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м
2,4 2,4
Тип ГЧ
Разделяющаяся ГЧ индивидуального наведения Разделяющаяся ГЧ индивидуального наведения
Количество ББ х мощность, Мт
10 х 0,43 10 х 0,43
Тип системы управления
Автономная, инерциальная Автономная, инерциальная
Круговое вероятное отклонение, км
0,22 0,2-0,5
Топливо
Смесевое твердое (ОПАЛ на первой ступени, СТАРТ на второй) Смесевое твердое (Т9-БК-8Э на первой ступени, СТАРТ на второй, АП-65 на третьей)
Тяга двигателя I ступени (на земле/в пустоте), тс
280/310 218/241
Удельный импульс тяги в пустоте, с
280 271,2
Органы управления
Клапаны вдува газа в закритическую часть сопла Клапаны вдува газа в закритическую часть сопла
Полётная надежность
н/д 0,98

Сохранившиеся экземпляры

-Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *