БРОНЕВИКИ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ

На сайте вы найдёте сведения о бронетанковой технике и вооружении, используемых воюющими сторонами в период Второй Мировой войны. Это не только произведённые во время войны, но и предвоенные модели, которые широко использовались на ранней стадии войны. Представлены данные по танкеткам, танкам, самоходным установкам, бронеавтомобилям и боевым машинам.

Рассказывается о бронетанковом вооружении периода Второй Мировой войны. Предлагаются данные по танковым двигателям. Охвачены все серийные виды бронетехники, принимавшие участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны.

Бронетанковая техника (БТТ, бронетехника) в Вооружённых силах СССР и России — класс БТВТ, включающий небоевые бронированные гусеничные и колёсные машины на базе танков, БМП, БТР (БРЭМ, танковые тягачи, машины специального назначения и др.), а так же машины технического обслуживания и ремонта танков на базе автомобилей (подвижные танко-ремонтные мастерские, машины технического обслуживания) и мотоциклы.

Часто в популярной литературе, используя термин бронетехника, подразумевают в первую очередь боевые бронированные машины, которые включены в группу бронетанковое вооружение или более широкое понятие — бронетанковое вооружение и техника.

За многие десятилетия в Советском Союзе и России сложилась уникальная научная и конструкторская школа конструирования бронетехники, была создана мощная бронетанковая промышленность и промышленность комплектующих (двигатели, системы защиты танка, вооружение и т. п.) Результатом стало появление большого количества серийных и опытных моделей бронетехники, а также то, что СССР и Россия по праву занимают позиции в мировой элите стран, конструирующих и производящих бронетехнику.

Танк — бронированная боевая машина на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного. На ранних этапах развития танкостроения иногда выпускались танки с исключительно пулемётным вооружением, а после Второй мировой войны проводились эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением. Известны варианты танков с огнемётом (советские ОТ-26, ОТ-34-76 на базе Т-34 обр. 1942 года, ОТ-34-85, американский огнеметный танк «Satan» («Сатана») на базе Стюарта).

Основным отличием танка от других гусеничных боевых машин с пушечным вооружением является возможность быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышения и горизонтальных углов. В подавляющем большинстве случаев такая возможность реализована за счёт установки пушки во вращающейся в горизонтальной плоскости башне, хотя есть немногочисленные исключения (в уникальном шведском танке Strv-103 для наводки пушки используется поворот и наклон корпуса с помощью регулируемой гидропневматической подвески; на первых образцах танков пушка устанавливалась в спонсонах по бортам корпуса).

Самоходная артиллерийская установка может быть весьма схожа с танком конструктивно, но предназначена для решения других задач: уничтожения танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, а потому имеет другой баланс брони и вооружения.

Происхождение названия:

Слово «танк» происходит от английского слова tank, то есть «бак» или «цистерна». Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн (благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). Название прижилось. Интересно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).

Бронирование танков:

Современные танки имеют сложную по конструкции систему бронирования — различают пассивное бронирование и динамическую защиту. Пассивная броня современных танков многослойная, в ней используются лучшие сорта броневой стали, керамики, стеклотекстолитов, материалов высокой плотности (таких, как обеднённый уран), противонейтронный подбой (слои полимеров с оксидом бора и другими наполнителями, предназначенный для ослабления нейтронного излучения ядерных взрывов), внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков брони. Пример такой брони — английская композитная броня «Чобхэм»; остальные современные танки также имеют комбинированную пассивную броню.

Кроме основной брони, на танк часто устанавливаются дополнительные противокумулятивные экраны. Их принцип не изменился со времён Второй мировой войны, когда советские танкисты приваривали к броне специальные сетчатые экраны (ошибочно интерпретированные на Западе как панцирные кровати), тонкие листы железа и жести для защиты от немецкого носимого противотанкового оружия с кумулятивным боеприпасом типа «Панцершрек», «Панцерфауст» и т. п. Противокумулятивный экран представляет собой сетку либо сплошной экран (металлический, резинотканевый или из других материалов).

При попадании в экран кумулятивного снаряда его разрыв происходит до встречи с основной бронёй танка, в результате чего сформировавшаяся кумулятивная струя, прежде чем достигнуть брони танка, пролетает в воздухе значительное расстояние.

Американские бронетранспортеры Второй мировой войны (fb2)

При этом происходит распад плохосфокусированной струи, и пробивная способность боеприпаса резко снижается.

В современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали, толщина брони сильно дифференцирована — передние сектора корпуса и башни защищены лучше, чем борта и кормовые части. Такая схема бронирования принята в результате анализа повреждений танков — выяснилось, что основная часть попаданий приходится на передний сектор.

Следует также упомянуть и так называемую «перфорированную броню». Такая броня включает в себя пустоты, заполненные различными материалами, такими, как «керамическая пена».

* С согласия правообладателей на сайте использованы материалы: Рисунки Арона Шепса.

Бронеавтомобили БА-64

А. Протасов, канд. техн. наук, А. Коберниченко, канд. техн. наук

Этот легкий двухосный полноприводный бронеавтомобиль был создан 64 года назад. Он был разработан и изготовлен на Горьковском автомобильном заводе в 1942 г. по инициативе В.А. Грачёва, которого поддержало руководство завода. В качестве базового шасси был использован легковой двухосный полноприводный автомобиль ГАЗ-64.

бронетехника Второй Мировой войны

В разработке конструкции бронеавтомобиля принимали участие В.А. Грачёв (руководитель), Ф.А. Лепендин (компоновщик), В.Т. Комаров, В.Ф. Самойлов, Ю.Н. Сорочкин и др.
Проектирование и изготовление бронеавтомобиля продолжалось около шести месяцев (с 17 июля 1941 г. по 9 января 1942 г.). 10 января 1942 г. новый бронеавтомобиль осмотрел член Государственного Комитета Обороны маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. После успешного завершения заводских и войсковых испытаний 3 марта 1942 г. бронеавтомобиль был представлен членам Политбюро ЦК ВКП (б). Летом 1942 г. после успешного завершения государственных испытаний первая партия серийных бронеавтомобилей была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 В.А. Грачёв постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 г. был удостоен Сталинской премии. Этот бронеавтомобиль был первой отечественной серийной полноприводной колесной бронированной машиной, отличавшейся от довоенных бронеавтомобилей устройством корпуса, башни и установкой вооружения.

Для корпуса бронеавтомобиля, броневые листы которого соединялись между собой электросваркой, были характерны большие углы наклона их вертикальной плоскости, большая толщина (лоб 9…15 мм; борт 7…9; башня – 10; крыша – 6 и днище – 4 мм), сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Впервые в смотровом люке перед водителем устанавливался зеркальный прибор наблюдения с пуленепробиваемыми стеклами «Триплекс», примененный ранее на советском танке Т-60. В верхних боковых листах отделения управления корпуса устанавливались лючки для бокового обзора, открывавшиеся при необходимости водителем.

Башня бронеавтомобиля имела форму усеченной восьмигранной пирамиды, броневые листы которой тоже соединялись электросваркой. В передней части башни была амбразура для ведения огня по наземным целям. Сверху башня была открыта. Это обеспечивало возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась на крыше корпуса бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием стрелка, сидящего на поворотном сиденье, который мог повернуть ее и остановить в требуемом направлении с помощью тормоза. На боковых стенках башни устанавливались приборы наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя.

Изготовление корпусов и башен первых серийных бронеавтомобилей производилось на Выксинском заводе, имевшем для этого необходимое технологическое оборудование. Впоследствии и Горьковский автомобильный завод освоил производство корпусов и башен.

На бронеавтомобиле был установлен среднекалиберный (7,62-мм) пулемет ДТ (Дегтярева танковый) образца 1929 г., предназначенный для поражения открыто расположенной живой силы противника на расстоянии до 1000 м. В этом бронеавтомобиле впервые была универсальная установка пулемета, обеспечивавшая круговой обстрел из башни наземных и воздушных целей с углами обстрела по вертикали от –36 до +54°. Для стрельбы по воздушным целям, летящим на высоте до 500 м, пулемет снабжался кольцевым прицелом. Темп стрельбы пулемета составлял 600 выстр./мин, а практическая скорострельность – 120 выстр./мин (с учетом времени на прицеливание, ведение огня, перезарядку и перенос огня с одной цели на другую). Пулемет можно было быстро снять с кронштейна крепления в башне (при оставлении экипажем поврежденного бронеавтомобиля) и использовать в пехотном варианте, для чего к нему придавались съемные сошки. Боекомплект бронеавтомобиля состоял из 1200 патронов к пулемету (20 магазинов) и шести ручных гранат.

Некоторые бронеавтомобили были укомплектованы коротковолновыми приемо-передающими радиостанциями РБ или 12-РП. Внутренняя связь поддерживалась непосредственным общением.

В бронеавтомобиле устанавливался 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения типа ГАЗ-АА мощностью 36,8 кВт (50 л.с.) при 2800 мин–1, обеспечивавший возможность движения по шоссе с неплохой максимальной скоростью – 80 км/ч. Он относился к нижнеклапанным двигателям с рабочим объемом цилиндров 3,28 л, степенью сжатия 4,6 и карбюратором с восходящим потоком рабочей смеси. Пуск двигателя производился электрическим стартером или пусковой рукояткой. В качестве топлива применялся недорогой и недефицитный автомобильный бензин второго сорта.

Механическая трансмиссия состояла из однодискового сцепления сухого трения (сталь по фрикционным накладкам), 4-ступенчатой КП, одноступенчатой раздаточной коробки, карданной передачи, двух одноступенчатых главных передач с коническими дифференциалами и четырьмя сателлитами и четырех полуосей. Карданная передача имела два карданных вала к ведущим мостам. В карданных сочленениях применялись подшипники скольжения. Трансмиссия имела особенность: у раздаточной коробки передаточное отношение равнялось единице, что объяснялось сравнительно большим передаточным отношением коробки передач (6,4), которая была заимствована у грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Рама относилась к лестничному типу и состояла из двух лонжеронов швеллерного сечения, пяти поперечин, на которых крепились агрегаты и узлы машины.

Подвеска зависимая. В качестве упругих элементов подвески применялись продольно расположенные четыре передние четвертьэллиптические рессоры и две задние полуэллиптические рессоры с гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами. Подвеска обеспечивала бронеавтомобилю возможность движения по шоссе и грунтовым дорогам с неплохими средними скоростями – 40 и 25 км/ч соответственно.

Колеса дисковые с широкими спицами. На них монтировались пневматические шины низкого давления с размерами 7.00-1611 с протектором типа «косая елка». Колея передних и задних колес практически совпадала – 1290…1240 мм. Колеса комплектовались пулестойкими шинами типа «ГК», позволявшими бронеавтомобилю сохранять подвижность и боеспособность при попадании в них пуль, мелких осколков снарядов и гранат или при наезде на колючую проволоку. Запасное колесо крепилось на заднем борту корпуса машины.

Рулевое управление было левостороннее с рулевым механизмом типа «червяк» и «двойной ролик». Радиус поворота по колее переднего наружного колеса был небольшим и составлял 6,4 м, что было значительно меньше максимально допустимого – 12 м. Тормоза одноконтурные колодочные с механическим приводом. Ножной и ручной тормоза (рабочий и стояночный) действовали на все колеса.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 6 В и положительными выводами зажимов источников и потребителей электрической энергии на корпус. Источниками электрической энергии были генератор постоянного тока и стартерная 6-вольтовая аккумуляторная батарея ЗСТ-100. Система зажигания двигателя батарейная.

У этого бронеавтомобиля были завидные по тому времени параметры проходимости. Он мог преодолевать подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30%, ров (канаву) шириной 0,5 м, эскарп с высотой стенки 0,35 м, брод с твердым грунтом глубиной 0,8 м и двигаться по косогору с креном до 17°. Дорожный просвет был неплохим – 210 мм, что позволяло ему двигаться по грунтовым дорогам со сравнительно глубокими колеями и не задевать за грунт картером главной передачи переднего моста.

Обращал на себя внимание большой запас хода по топливу, равный 635 км (по шоссе), что было вполне достаточно для машины, применявшейся в Вооруженных Силах.

Бронеавтомобиль имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели, составлявшие 2400 кг (боевая масса) и 3350х1535х1690 мм, что позволяло ему свободно проезжать по деревянным мостам в сельской местности, легко вписываться в складки местности и маскироваться.

Экипаж бронеавтомобиля состоял из двух человек: командира и водителя. Командир дополнительно выполнял обязанности пулеметчика и радиста и размещался в боевом отделении. Водитель располагался в отделении управления.

Весной 1943 г. бронеавтомобиль модернизировали: улучшили его поперечную устойчивость, увеличили мощность двигателя и усилили переднюю подвеску. Поперечная устойчивость была заметно улучшена путем расширения его колеи с 1240 до 1446 мм, что увеличило допустимый угол крена с 17 до 25°, мощность двигателя возросла до 39,7 кВт (54 л.с.), а переднюю подвеску усилили путем установки на переднем мосту четырех амортизаторов вместо двух. Все эти мероприятия были проведены на новой базовой машине, получившей обозначение ГАЗ-67. При модернизации незначительно увеличились габаритная ширина бронеавтомобиля до 1700 мм и масса на 25 кг. Показатели проходимости модернизированной машины (кроме крена) практически не изменились. Модернизированный бронеавтомобиль получил новое обозначение БА-64Б.

Бронеавтомобиль и его модификация имели несколько опытных образцов с расширенными тактическими возможностями. К ним относились десантный вариант, вмещавший 6 десантников (1942 г.); железнодорожный, приспособленный для движения по железнодорожному пути (1943 г.); вариант со снегоходным движителем (1943 г.), вариант с крупнокалиберным (12,7-мм) пулеметом ДТТТК (1944 г.) и штабной (1944 г.).

Серийные бронеавтомобили типа БА-64 отличались простотой устройства, надежностью в боевом применении, неприхотливостью в эксплуатации и заслуженно пользовались доверием у воинов Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Их по праву называют оружием Победы.

Уместно заметить, что они были последними отечественными бронеавтомобилями. На смену им пришли бронетранспортеры типа БТР-40 и БТР-152 (оба в 1950 г.), имевшие более широкие тактические возможности. Серийное производство БА-64Б продолжалось на Горьковском автомобильном заводе до 1946 г.

БА-64 стал первым отечественным полноприводным бронеавтомобилем. Он успешно преодолевал крутые подъемы на твердом грунте, броды глубиной до 80 см и скользкие косогоры с уклоном до 17°.

Автомобиль уверенно чувствовал себя на пашне и песке и уверенно трогался с таких грунтов после остановки. Отсутствие больших свесов впереди и сзади облегчали БА-64 преодоление канав, воронок и ям. Живучесть броневика увеличивали пулестойкие шины «ГК» (губчатая камера).

БА-64 прекрасно проявил себя в уличных боях благодаря возможности ведения огня по верхним этажам зданий. БА-64 и БА-64Б принимали участие в освобождении польских, венгерских, румынских и австрийских городов, а также в штурме Берлина. По данным военных, ими было принято 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б (с рацией – 3390). Последние 62 автомобиля изготовили в 1946 г.

Бронеавтомобили и бронетранспортеры

Бронеавтомобили в течение всей Второй мировой войны являлись весьма важной составляющей вооружения танковых и моторизованных частей и соединений Вермахта и войск СС. Они как нельзя лучше соответствовали доктрине развертывания высокомобильной механизированной армии, которая начала осуществляться сразу после прихода Гитлера к власти.

М.Барятинский
Бронеколлекция 2007 № 01 (70) Бронеавтомобили вермахта

Приложение к журналу "МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР"

Обложка: 1 — 4-я стр. — рис. М.Дмитриева

Следующий номер "Бронеколлекции" — монография "Американские "аллигаторы" (гусеничные десантные машины LVT)"

Бронеавтомобили вермахта

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (8-Rad). Балканы, 1941 год

Бронеавтомобили в течение всей Второй мировой войны являлись весьма важной составляющей вооружения танковых и моторизованных частей и соединений Вермахта и войск СС. Они как нельзя лучше соответствовали доктрине развертывания высокомобильной механизированной армии, которая начала осуществляться сразу после прихода Гитлера к власти.

К постройке броневых машин в Германии приступили еще задолго до Первой мировой войны. В 1906 году был изготовлен и успешно прошел испытания бронеавтомобиль Ehrhardt ВАК, вооруженный 50-мм противоаэростатной пушкой. За ним последовало еще несколько образцов броневиков различного типа. Наиболее удачным из них стал тяжелый полноприводной Ehrhardt E-V/4, выпущенный серией из 32 единиц в 1917 — 1918 годах.

По Версальскому мирному договору Германии не разрешалось иметь танки и бронеавтомобили. Однако Булонский протокол, подписанный 23 июля 1920 года, позволял Веймарской республике иметь 105 бронированных машин без вооружения (по 15 на каждую дивизию Рейхсвера), предназначенных для перевозки солдат. Еще 150 броневиков уже с вооружением разрешалось изготовить для полиции. Последняя получила 24 бронеавтомобиля фирмы Benz, 30 Ehrhardt и 31 Daimler. В Рейхсвер поступили броневики Daimler DZVR, близкие по конструкции к полицейским. Эти боевые машины вместе с деревянными макетами танков, установленными на легковых автомашинах, участвовали в маневрах Рейхсвера в 1920-е годы. К сведению, один из последних полицейских броневиков Daimler, получивших в Вермахте обозначение Sd.Kfz.3, был уничтожен в Берлине при штурме рейхсканцелярии в апреле 1945 года.

Со второй половины 1920-х годов в Германии началась разработка многоколесных шасси, так как, по мнению военных, именно такие машины полностью отвечали тактико-техническим требованиям, предъявляемым к разведывательным бронеавтомобилям. До весны 1928 года планировалось построить шесть прототипов, а в течение следующего года провести их испытания. Заказ разместили на трех фирмах: Magirus, Biissing-NAG и Daimler-Benz. Каждая из них должна была изготовить по два прототипа. Daimler-Benz и Magirus создали довольно похожие друг на друга машины, получившие название ARW (Achtradwagen — восьмиколесный автомобиль). Следует отметить, что машина Daimler-Benz, спроектированная в штутгартском КБ фирмы, создавалась при участии Ф.Порше. Фирма Bussing-NAG, в свою очередь, спроектировала прототип ZRW (Zehnradwagen — десятиколесный автомобиль).

Прототипы передали Рейхсверу в начале 1931 года. Испытания проводились на полигонах в Куммерсдорфе, Вюнсдорфе и Путлосе и протекали вполне успешно. В тот период бронеавтомобили ARW и FRW представляли собой совершенно новое слово в области бронетехники. Машины имели привод на все колеса и могли преодолевать водные преграды вплавь, что позволяло им действовать в самых сложных условиях. Но при всех своих достоинствах машины обладали одним серьезным недостатком — они были дорогие. Восьмиколесный ARW фирмы Daimler-Benz обошелся Рейхсверу в 120 тыс. марок! От планов их серийного производства пришлось отказаться.

Только в 1934 году немцы возобновили серийный выпуск броневых автомобилей, которые, наряду с другими видами небронированного автотранспорта, поступали в основном в кавалерийские части, постепенно вытесняя из них лошадей. С 1936 года броневики стали стандартным вооружением моторизованных разведывательных подразделений. Развитие их конструкции шло по двум основным направлениям: легкие машины с колесной формулой 4×4 и тяжелые — с формулой 8×8. Причем в создании последних немцы особенно преуспели, завершив в 1944 году их семейство созданием тяжелого бронеавтомобиля Puma — наиболее мощного броневика Второй мировой войны.

Шасси Daimler-Benz ARW во время испытаний. 1929- 1930 годы

Проект Bussing-NAG ZRW

Бронеавтомобиль Kfz.3 во дворе рейхсканцелярии.

Категория:Бронеавтомобили Второй мировой войны

Берлин, май 1945 года. На заднем плане — прототип бронеавтомобиля Krupp L2H43

Легкие бронеавтомобили

Первый немецкий бронеавтомобиль, созданный в 1930-е годы, был разработан по заказу верховного командования Рейхсвера на шасси легкого автомобиля Adler 3Gd. Эта довольно примитивная боевая машина предназначалась для сопровождения кавалерии и разведки. Она имела сварной открытый сверху бронекорпус из 8-мм броневых листов, располагавшихся под рациональными углами наклона. Вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG 13, установленного в середине кузова за щитом и имевшего ограниченный сектор обстрела. Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Adler 6S мощностью 60 л.с. при 3200 об/мин разгонял 2,1-т боевую машину до скорости 50 км/ч. Броневик имел задние ведущие и передние управляемые колеса, подвеску на полуэллиптических листовых рессорах и гидравлические тормоза. Экипаж бронеавтомобиля включал двух человек: командира и водителя. Радиостанция на машине отсутствовала, и экипажи поддерживали связь с помощью сигнальных флажков. В таком виде броневик приняли на вооружение Рейхсвера под обозначением Kfz.13.

Бронеавтомобили Kfz.13 и Kfz.14 (второй в колонне) на маневрах Вермахта. 1936 год

Наряду с линейным был разработан вариант, оснащенный радиостанцией- Funkkraftwagen (радиомашина). Этот броневик получил обозначение Kfz.14 и внешне отличался наличием складной антенны рамочного типа и отсутствием вооружения. Экипаж Kfz.14 состоял из трех человек: командира, водителя и радиста.

Серийный выпуск бронеавтомобилей осуществлялся на заводе Daimler- Benz в Берлине. В 1932 — 1934 годах было изготовлено 147 Kfz.13 и 40 Kfz.14.

До 1937 года эти бронеавтомобили, получившие в войсках презрительную кличку "корыто" (Badewanne), состояли на вооружении пулеметных рот кавалерийских полков, а также разведывательных подразделений. Несмотря на то, что к началу Второй мировой войны бронеавтомобили Kfz.13 безнадежно устарели, они тем не менее ограниченно использовались в ходе Польской кампании, при вторжении в Нидерланды и Францию и даже в начале операции "Барбаросса". В последующем изъятые из боевых частей немногочисленные уцелевшие машины применялись в качестве учебных.

Бронеавтомобиль Kfz.13. Польша, сентябрь 1939 года

БРОНЕАВТОМОБИЛИ

Первый немецкий бронеавтомобиль был построен в 1906 году фирмой Эрхардт. Во время Первой мировой войны их уже сотнями использовали на фронте. По Версальскому мирному договору Германии разрешалось оставить несколько бронеавтомобилей в составе полиции для подавления внутренних беспорядков. Только в 1,932-1934 годах фирма Даймлер-Бенц выпустила для нужд возрождающейся армии 147 двухосных пулеметных (Mashinengewehr-kraftwagen – Kfz 13) и радийных (Funk-kraftwaeen – Kfz 14) машин. Примечательно, что первые не имели башен, а у вторых не было пулемета. Их масса составляла 2,1 т, экипаж – два и три человека соответственно, скорость – 70 км/ч. Поступали они, как и последующие модели, в основном в разведывательные подразделения.

• В 1935-1940 годах Фирма Везерхютте построила 339 двухосных легких бронеавтомобилей (Leichter Panzerspahwanen MG) Sd Kfz 221 (у нас они назывались «Хорх I». В башне без крыши устанавливался пулемет. а на машинах последних выпусков – противотанковое ружье с коническим стволом. Защита экипажа обеспечивалась противопульной броней. Бортовые листы были сильно

скошены к днищу и к верху. На той же базе выпускались радиомашины с двумя радиостанциями (в 1940-1943 гг. – 493 единицы) для подразделений связи панцерваффе. Их экипаж состоял из четырех человек. С аналогичным оборудованием, но теперь и пулеметным вооружением в открытой башне было произведено 550 Sd Kfz 223.

• Следующий легкий бронеавтомобиль Sd Kfz 222 (в 1936-1943 гг. построено..989 машин) вооружался пулеметом и 2.0-см автоматической пушкой с углом возвышения 87°. Это позволяло использовать его в интересах противовоздушной обороны.

. За 1932-1937 годы произвели 151 тяжелый трехосный бронеавтомобиль (schwerer Pinizcrsiiiilimisen 6-Rad) Sd Kfz 231 (и его варианты 232 и 263). Все они, в том числе и радиомашины, имели 2.fT- см пушку и пулемет в закрытой башне.

* С 1936 года Фирмы Дойче Верке и Шихау освоили сборку четырехосных тяжелых бронеавтомобилей (8-Rad) Sd Kfz 231. Шасси изготовляла Фирма Бюссинг-НАГ. Все колеса были ведущими и управляемыми. Это усложняло конструкцию, но и обеспечивало высокую проходимость, а также возможность двигаться в шестискоростном режиме как

вперед, так и назад. В экипаж включалось два водителя.

БРОНЕАВТОМОБИЛИ ВЕРМАХТА

Бронирование по сравнению с предыдущими моделями усиливалось. Радиомашины имели по две радиостанции. До 1943 года было выпущено 607 таких бронеавтомобилей.

• На базе слегка измененного корпуса (без башни и крыши) от Sd Kfz 231 в 1942-1943 годах построено 109 бронеавтомобилей огневой поддержки (Sd Kfz 233) с 7,5-см орудием. Оно характеризовалось ограниченным углом (12°) горизонтальной наводки. Еще больше усиливалось бронирование. Но в ближнем бою машины оказывались совершенно беззащитными, так как не имели пулемета.

. В 1938-1943 годах изготовлено 240 четырехосных радиомашин Sd Kfz 263. Особенность заключалась в том, что над корпусом от Sd Kfz 231 надстраивалась просторная рубка. Поэтому часто их использовали и как штабные машины. Пулемет устанавливался по необходимости.

• Завершают шеренгу немецких бронеавтомобилей тяжелые четырехосные машины серии Sd Kfz 234, выпускавшиеся в 1943-1945 годах в нескольких вариантах. Так, в открытой сверху низкой башне Sd Kfz 234/1 (всего построено 265 единиц) монтировалась на станке 2,0- см пушка с углом вертикальной наводки 70°.

• В открытом корпусе Sd Kfz 234/3 и 4 устанавливались артиллерийские системы калибром 7.5 см с ограниченными углами горизонтальной наводки. «Тройка» с орудием KwK37 L/24 считалась бронеавтомобилем огневой поддержки. а «четверка» с пушкой РаК40 L/46 – маневренным противотанковым средством. Их построили 88 и 89 единиц соответственно.

Тяжелый БА Sd Kfz 231 (8-Rod)

Легкий БА Sd Kfz 222 в Северной Африке

Sd Kfz 232

Легкий БА Kfz 14

Легкий БА Sd Kfz 222



Легкий БА Kfz 13

Легкий БА Sd Kfz 223

Легкий БA Sd Kfz 221

Легкий БА Sd Kfz 221 c противотанковым оужьем

Тяжелый БA Sd Kfz 232 (6-Rad)

Тяжелый БА Sd Kfz 233

Бронемашина связи Sd Kfz 263 (8-Rad)

Тяжелый БА Sd Kfz 234/2«Пума»

Тяжелый БА Sd Kfz 234/4 с 7,5-см противотанковой пушкой РаК 40

БОЕВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕМЕЦКИХ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ

Sd Kfz 222

Sd Kfz 222 Sd Kfz 231 Sd Kfz 233 Sd Kfz 234/1 Sd Kfz 234/2 Sd Kfz 234/4 Sd Kfz 263
Год выпуска 1936 1936 1942 1944 1943 1944 1938
Боевая масса, кг 4800 8300 8700 11500 11700 11500 8100
Экипаж, чел. 3 4 3 4 4 4 5
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина по корпусу, мм 48000 5850 5850 6000 6000 6000 5850
Ширина, мм 1950 2200 2200 2400 2400 2400 2200
Высота, мм 2000 2350 2250 2100 2280 2210 2900
ЗАЩИЩЕННОСТЬ, Толщина бромовых листов, мм (угол наклона к вертикали, град.) ..
Лобовая часть корпуса 8(36) 8+13(35) 30(35) 30(35) 30(35) 8(35)
Борта корпуса 8(35) 8(35) 8(35) 8(35) 8(30) 8(30) 8(35)
ВООРУЖЕНИЕ
Марка пушки KwK30 StuK37 KwK38 KwK39/1 PaK40
Калибр в мм (длина ствола в клб) 20(55) 75(24) 20(55) 50(60) 75(46)
Боекомппект, выстр., шт. 180 180 32 480 55 12
Число пулеметов и их калибр, мм 1—7,92 1—7,92 1—7,92 1—7,92 1—7.92 1—7,92
Боекомплект, патронов, шт. 1050 2100 2400 1050 1950 1050
подвижность
Двигатель, тип, марка Horch3,5 BOssing-LSV Bussing-L8V «Татра»103 «Татра»103 «Татра»103 Bussing-L8V
Мощность двигателя, л. с. 75 150 150 220 220 220 150
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 85 85 80 60 83 80 100
Запас хода по шоссе, км 300 300 300 900 900 900 300

Производство бронетанковой техники. БРОНЕАВТОМОБИЛИ

До 1939 1940 1941 1912 1943 1944 1945 Всего
БА 1242 189 618 982 826 555 113 4525

• Несомненным шедевром стал бронеавтомобиль «Пума» («Рита») Sd Kfz 234/2. На четырехосный корпус приспособили вращающуюся башню, первоначально предназначавшуюся танку «Лукс», с 5.0-см пушкой KwK39/1 и спаренным пулеметом.

Машины серии Sd Kfz 234 заметно отличались высокой скоростью и очень большим (900 км) запасом хода, были хорошо бронированы, а некоторые из них даже оснащены двумя радиостанциями.

• В 1941-1942 годах выпустили также 58 двухосных колесных бронетранспортеров Sd Kfz 247 для командира и начальника штаба разведывательных батальонов. Их масса – 4,5 т, экипаж – шесть человек, скорость – 89 км/ч, запас хода – 400 км. Корпус крыши не имел, и постоянное вооружение не ставилось.

• С аншлюсом Австрии вермахт получил 14 четырехосных полицейских бронеавтомобилей ADGZ (еще были достроены в 1942 году). Их боевая масса – 12т, экипаж – шесть человек, вооружение – 2.0-см пушка KwK35 и пулемет. Два водителя обеспечивали движение вперед и назад с одинаковой скоростью – 70 км/ч. В частях CC они применялись против партизан.

Подробный каталог вооружения и военной техники, представленной
в экспозициях Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе выпускался только легкий бронеавтомобиль БА-20М, созданный еще в середине 1930-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ М-1. К 1941 году он уже устарел — его заднеприводное шасси не обеспечивало достаточной проходимости на пересеченной местности, а противопульное бронирование, не отвечало требованиям по защищенности. В то же время, в начале Великой Отечественной войны Горьковский автозавод (ГАЗ) переходил к выпуску нового  двухосного полноприводного автомобиля ГАЗ-64. С учетом этого, а также, имея  накопленный в 1930-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили в инициативном порядке изготовить для Красной армии легкий бронеавтомобиль на базе ГАЗ-64, хорошо подходившей для этих целей: короткобазный, с высокой проходимостью и хорошей динамикой, с конструктивно и технологически отработанными агрегатами, практически освоенными действующим производством. Уже в июле 1941 года  КБ Горьковского автозавода под руководством В. А. Грачева приступило к работам по будущему БА-64. Проработка компоновки бронеавтомобиля осуществлялась Ф. А. Лепендиным, ведущим конструктором машины  стал Г. М. Вассерман.

Поначалу планировалось ограничиться переводом на новое шасси бронекорпуса БА-20, но уже вскоре стало очевидно, что уровень его броневой защиты недостаточен, а нерациональная форма и компоновка корпуса не позволяют ее усилить без значительного утяжеления конструкции. В связи с этим было решено разработать новую конструкцию, ориентируясь как на предвоенные опытные машины, такие как ЛБ-62, так и опыт, полученный при изучении трофейного германского бронеавтомобиля Sd.Kfz.221. Проектируемый бронеавтомобиль, как по внешним, так и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса.

Бронемашины второй мировой войны

Новый бронеавтомобиль предстояло использовать для командирской разведки, связи и обслуживания разведгрупп,  для преследования отступающего противника, службы управления боем, борьбы с авиадесантами противника и для использования в собственных авиадесантных операциях, а также для противовоздушной обороны в танковых и кавалерийских частях. Последнее определялось возможностью ведения зенитного огня из бортового оружия, то есть большей универсальностью его применения. Новым словом в советском  танкостроении стали рациональные способы расположения и значительные утлы наклона бронелистов к вертикали в бронеавтомобиле, причем даже в ущерб удобству размещения экипажа, весьма стесненного в таком необычном корпусе. Новым стал и дифференцированный выбор толщины брони, которая в среднем также увеличилась, причем максимальная — до 15 мм, что превышало бронезащиту довоенных отечественных средних и тяжелых бронеавтомобилей БА-10 и БА-11. Но максимальные ее значения были только в местах и направлениях наиболее вероятного поражения, определенных на основе расчетов и тщательного анализа результатов обстрелов в бою. Этот же подход позволил уменьшить толщину брони (с целью экономии массы) в редкопоражаемых местах без особого ущерба для общей защиты корпуса. Предельно был уменьшен забронированный объем корпуса и сокращены его габаритные размеры — длина и высота. В результате этих сложных конструкторских работ были созданы специализированное полноприводное шасси с независимой подвеской всех колес и безрамный (несущий) бронекорпус.

Проектирование и изготовление бронеавтомобиля продолжалось около шести месяцев — с 17 июля 1941 года по 9 января 1942 года. Постановлением ГКО от 14 марта 1942 года бронеавтомобиль БА-64 был принят на вооружение Красной армии и уже летом того же года первая партия серийных бронеавтомобилей была направлена в войска Брянского и Воронежского фронтов. Однако на фронте выявилась одна из главных проблем БА-64 — недостаточная боковая устойчивость, обусловленная узкой колеей базового ГАЗ-64 в сочетании со сравнительно высоким центром тяжести бронеавтомобиля. В 1942 году в связи с проведенной модернизацией базового автомобиля ГАЗ-64 подвергся усовершенствованию и бронеавтомобиль БА-64. Первый прототип модернизированного БА-64, получивший заводское обозначение «64-125-Б», был изготовлен в октябре 1942 года. В качестве базы  теперь использовался легкий армейский вездеход ГАЗ-67Б. Улучшенный бронеавтомобиль под индексом «БА-64Б» был запущен в серийное производство с 1 сентября 1943 года. Он получил расширенную до 1446 мм колею; увеличенную габаритную ширину и массу; форсированную мощность двигателя (54 л.с.); усиленную систему охлаждения двигателя и переднюю подвеску с четырьмя амортизаторами вместо двух; турельную установку пулемета ДТ заменили  башенной.

Бронеавтомобиль БА-64 был выполнен по классической схеме с размещением моторно-трансмиссионного отделения в лобовой части машины, а отделения управления и боевого отделения — в кормовой. БА-64 имел дифференцированную противопульную броневую защиту. Сверху на жесткой стандартной раме от ГАЗ-64 монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4 до 15 мм. Для него были характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Борта корпуса состояли из двух поясов бронелистов 9 миллиметровой толщины, которые для повышения пулестойкости располагались так, что продольные и поперечные сечения корпуса представляли собой две сложенные основаниями трапеции. Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений — стыки листов брони были гладкими и ровными. Посадка и высадка экипажа на всех модификациях осуществлялась через два люка в нижних листах отделения управления, помимо этого, командир мог осуществлять ее через верх башни. Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю бронекрышку моторного отделения. Впоследствии для улучшения условий работы водителя были введены воздухозаборники на верхней крышке капота и в передней части крышки бронекорпуса. Изготовление корпусов и башен первых бронеавтомобилей БА-64 осуществлялось Выксинским заводом дробильно-размолочного оборудования (г. Выкса Горьковской области), имевшем для этого необходимую технологическую оснастку, а потом и на ГАЗе, где в полном объеме использовалось его мощное штамповочное и прессовое оборудование.

Экипаж бронеавтомобиля БА-64 состоял из двух человек: командира и водителя. Водитель бронемашины располагался в отделении управления по центру машины, а за ним несколько выше располагался командир, выполнявший обязанности стрелка-пулеметчика. Наблюдение за окружающей водитель вел через зеркальный прибор наблюдения со сменным блоком пуленепробиваемых стекол  «триплекс», смонтированный в открывающемся люке лобового листа корпуса и закрывавшийся снаружи бронезаслонкой. На БА-64Б к этому добавились расположенные в верхних бортовых листах отделения управления два смотровых лючка с броневыми заслонками для бокового обзора открывавшиеся при необходимости водителем. Командир машины мог вести наблюдение через открытый верх башни, или через амбразуру пулемета, помимо этого в бортовых листах башни размещались две смотровые щели с броневыми заслонками, броневыми козырьками и защитным триплексным стеклом.

На БА-64 поздних выпусков и БА-64Б их  заменили зеркальными перископическими смотровыми приборами, аналогичными прибору механика-водителя. В задней части бронемашины на крыше корпуса монтировалась восьмигранная башня кругового вращения. Стенки башни располагались под наклоном в 30° и имели на машинах ранних выпусков толщину в 9 мм, на последующих машинах — 10 мм. В передней части стык башни с корпусом экранировался защитной накладкой — бруствером. Сверху башня была открытой и на первых образцах закрывалась откидной металлической сеткой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась в корпусе бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка, для  ее фиксации в нужном положении,  имелся ручной тормоз-зажим. В лобовой стенке башни имелась амбразура для ведения огня по наземным целям. БА-64 был вооружен 7,62-мм танковым пулеметом ДТ.

В бронеавтомобиле впервые была использована универсальная турельная установка пулемета, которая обеспечивала круговой обстрел из башни наземных целей на дистанции до 1000 м и воздушных целей, летящих на высоте до 500 м. По наземным целям пулемет вел огонь через вертикальную амбразуру, горизонтальное наведение при этом, осуществлялось поворотом башни. Для стрельбы по воздушным целям пулемет мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте, при этом, на ДТ монтировался кольцевой зенитный прицел образца 1941 года. В вертикальной плоскости пулемет наводился на цель в секторе от -36° до +54°. Боекомплект бронеавтомобиля состоял из 20 магазинов (1260 патронов), размещенных на стеллажах по бортам боевого отделения: 12 —  справа, 7 — слева (один — на пулемете). На радиофицированных БА-64 первых выпусков боекомплект сокращался на 3 магазина — часть места занимала довольно громоздкая радиостанция. Для использования вне машины пулемет ДТ мог демонтироваться, для чего имел съемные сошки. Большинство бронемашин были оснащены радиостанциями РБ-64 или 12-РП с радиусом действия 8–12 км. Штыревая антенна крепилась вертикально на задней боковой (правой) стенке башни и выступала над ее торцом на 0,85 м. На БА-64Б устанавливалась радиостанция 12-РП или 12-РПБ, отличавшаяся от первой, наличием короткой антенны танкового типа и шлемофона вместо телефонной трубки, что повышало эффективность связи. Оба варианта  радиостанций 12-РП обеспечивали дальность связи с места в 8 — 15 км, в зависимости от условий местности, в телефонном и до 30 — в телеграфном; в движении дальность связи сокращалась до 4 км. Силовая установка БА-64 была в целом заимствована с базового автомобиля ГАЗ-64. В моторном отсеке БА-64 монтировался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-64 жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с., способный работать на низкосортных маслах и бензинах, что было крайне важно для эксплуатации бронемашины во фронтовых условиях. Это позволяло 2,36-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Подвеска бронеавтомобиля обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и пересеченной местности с достаточно высокой средней скоростью до 20 км/ч. Емкость топливного бака БА-64 составляла 90 литров. БА-64Б отличался установкой форсированного до 54 л. с. двигателя и доработанной конструкцией карбюратора. В состав трансмиссии БА-64 входили: однодисковое сцепление сухого трения; механическая четырехступенчатая (четыре передачи переднего  и одна передача заднего хода) коробка передач; механическая одноступенчатая раздаточная коробка, позволявшая отключать передний мост; два карданных вала, соединявших раздаточную коробку с мостами и два моста. Рулевое управление БА-64 было левостороннее. Ходовая часть полноприводная (4×4) с передними управляемыми и всеми ведущими односкатными колесами с пулестойкими шинами типа ГК. Подвеска передних колес состояла из двух четвертьэллиптических рессор и гидравлического амортизатора на каждое. Подвеска же каждого из задних колес состояла из полуэллиптической рессоры, двух гидравлических амортизаторов одностороннего действия и снабжалась торсионным стабилизатором боковой устойчивости. С февраля 1943 года в подвеску были добавлены дополнительные два амортизатора на передних колесах, а также усилены рессоры. БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30°, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18°.

Бронеавтомобили БА-64 с мая 1942 года во все возрастающих количествах поступали в действующую армию. Уже летом они уже принимали участие в боевых операциях Брянского и Воронежского фронтов, а позднее — и под Сталинградом. Несмотря на свой основной недостаток — малую огневую мощь — бронеавтомобили БА-64 успешно использовались при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений, а также офицерами связи — как надежное средство передвижения в боевой обстановке. Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях на заключительном этапе войны, где полностью была использована его возможность ведения огня по верхним этажам зданий. Кроме того, в 1944 году в соответствии с Постановлением ГКО московский Вагоноремонтный завод НКПС им. Войтовича к 1 июня 1944 года поставил на железнодорожный ход 15 бронеавтомобилей БА-64Б, у которых вместо колес были металлические диски с бандажами. Они использовались в качестве бронедрезин и для разведки в составе бронепоездов. И в дальнейшем этот же завод продолжал малосерийное переоборудование БА-64Б на железнодорожный ход.

Всего Горьковский автозавод с апреля 1942 по 1946 год (включительно) изготовил 3901 бронеавтомобиль БА-64, в том числе 1352 — радиофицированных машин; и 4273 БА-64Б, из них – 2038, оснащенных радиостанциями. Всего Красная армия за эти годы получила 8174 бронеавтомобиля  БА-64 обеих модификаций. В послевоенные годы БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской армии в первой половине 1950-х годов.

Год выпуска – 1942 — 1946

Всего выпущено –  8174 ед.

Масса в боевом положении, т — 2,36

Мощность двигателя, л.с. —  50

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 80

Запас хода по шоссе, км — 560

Экипаж, чел. —  2

Вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект, патр. —  1260

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 10/11

Предыдущая

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика».

СССР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *