Bloodhound ssc

Вчера мы писали об истории установления рекордов скорости на суше. Теперь — продолжение: почему гонщики отказались от поршневых двигателей, кто и как находил двигатели от реактивных истребителей на свалках, а также о машине, которую нельзя застрелить.
История рекордов скорости на суше: часть первая >>

Долой поршни!

Отметка в 650 километров в час – практически предел для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Ведь на таких скоростях самым главным «сдерживающим» фактором становится сопротивление воздуха, а мощность, требуемая для его преодоления, пропорциональна кубу скорости. Поэтому для того, чтобы стать быстрее, машине нужно иметь не только идеальную аэродинамическую форму, но и еще более мощный двигатель. Автомобиль становится тяжелее и крупнее, сопротивление воздуха растет – и в итоге получается замкнутый круг.
Но если авиаторы поняли эту простую истину очень давно, то автомобильные рекордсмены шли к ее осознанию несколько дольше. Первым стал американец Крэг Бридлав – он умудрился поставить на машину найденный на свалке двигатель General Electric J47 от реактивного самолета F-86 Sabre. Сам автомобиль был трехколесным и имел обтекаемую форму, напоминающую самолет: не проще было ли Бридлаву взять списанный Sabre и отрезать ему крылья?

Бридлав вышел на старт в Бонневиле в 1962 году. Автомобиль, получивший название «Дух Америки», управлялся ужасно и установить рекорд не смог. Страшно было! Но в 1963-м все получилось – автомобиль показал скорость 657 километров в час и рекорд… не был засчитан! Дело в том, что международная автомобильная федерация FIA не признала болид Бридлава автомобилем – во-первых, у него было всего три колеса, а во-вторых, его двигатель был реактивным – привода на колеса не было. Зато федерация мотоспорта FIM без раздумий согласилась признать Spirit of America мотоциклом и засчитала рекорд. А через год под давлением общественности сама FIA поменяла правила – теперь автомобилем признавалось все, что передвигается на колесах, – и рекорд тоже был засчитан.

Восьмикилометровое скольжение болида Бридлава вошло в Книгу рекордов Гиннесса

В 1964 году в Бонневиле «Дух Америки» установил новый рекорд, развив скорость уже 846,9 километра в час! Но это показалось Бридлаву недостаточным, и через две недели он снова совершил заезд, который чуть не стоил ему жизни. На огромной скорости у машины отказали тормозные парашюты, шасси развалилось, и «Дух Америки» на протяжении восьми километров тормозил «брюхом», пока не «дополз» до пруда, в котором и утонул. Доподлинно неизвестно, что сделал Крэг Бридлав после аварии, но мы бы с такой удачей на его месте отправились бы в казино – благо, в близлежащем городке Уэндовер их полно.

После Бридлава началась реактивная эра. И в том же году рекорд «Духа Америки» был побит Артом Арфонсом на машине под названием «Зеленый монстр».

Первым автомобилем, получившим такое название, стал трехколесный дрегстер 1952 года с шестицилиндровым мотором Oldsmobile. При его постройке у Арфонса не нашлось приличной краски – и он использовал оставшуюся в гараже зеленую краску для трактора. Получилось некрасиво, и на первых же соревнованиях диктор окрестил машину «Зеленым монстром». Кличка прилипла: впоследствии, вне зависимости от цвета, в который Арфонс красил свои гоночные машины, все они назывались точно так же.

Создавая автомобиль для рекорда скорости, Арт купил за 600 долларов двигатель General Electric J79 от истребителя-бомбардировщика F-104 Starfighter. Тот был сильно поврежден, и разбираться с ним пришлось самому – ведь все «мануалы» от мотора тогда были строжайшей военной тайной. А правительство и компания General Electric даже пригрозили Арфонсу судебными разбирательствами. Но Арт был совершенно отчаянным человеком: первые испытания отремонтированного мотора он проводил во дворе своего дома, за что наверняка наслушался много ласковых слов от соседей.

В 1964 и 1965 годах «Зеленому монстру» вперемежку с «Духом Америки» удалось поставить мировой рекорд скорости трижды – он развил скорость 698, 863 и 927 километров в час.

Кстати, брат Арта, Волтер, в тот момент тоже строил реактивный автомобиль и участвовал в Бонневиле – но его детище под названием Wingfoot Express так и не смогло поставить рекорд, разогнавшись «всего» до 413 миль (664 километра) в час

Больше рекордов Арфонс не ставил: во время очередного заезда на скорости 910 километров в час у «Монстра» отвалились колеса – машина была разбита, но Арт выжил. И даже не остановился на этом, построив еще один реактивный автомобиль. Но продолжить гоняться в Бонневиле ему запретила жена, и Арфонсу пришлось продать свой болид и переключиться на гонки на сверхмощных тракторах. Однако рекорд все равно был за ним.

Естественно, Бридлав этого просто так не оставил. Уже в 1965 году он вернулся на высохшие озера с новой машиной Spirit of America Sonic 1. Этот автомобиль был уже четырехколесным и оснащался двигателем J79 от F-4 Phantom II. Название подсказывает, что на этой машине он планировал преодолеть скорость звука.
На этот раз он сумел не только побить предыдущий рекорд, но и первым преодолеть барьер в 600 миль – его скорость составила 600,601 мили в час (966,574 километра в час). Но до скорости звука было еще далеко. А на пару заездов он даже пустил за руль жену: она, конечно, ехала аккуратно, с поворотниками и смотря в зеркала, поэтому развила «всего» 496 километров в час – но все равно стала самой быстрой женщиной в истории.

Рекорд Бридлава держался долго, аж до 1970 года, когда соль Бонневиля попробовал трехколесник Blue Flame с ракетным двигателем. В отличие от машины Бридлава и Арфонса «Синее пламя» было спроектировано крупной научной компанией Reaction Dynamics, основанной профессором Питом Фарнсвортом в кооперации с несколькими другими компаниями и научными институтами. Свое имя машина получила из-за титульного спонсора, компании The American Gas Association. Она же, между прочим, изначально хотела спонсировать Бридлава, но тот запросил слишком много денег.
Одиннадцатиметровый Blue Flame весил 2,2 тонны. Машина использовала ракетный мотор собственной разработки Reaction Dynamics, работавший на смеси сжиженного природного газа и высокопрочного пероксида – то есть твердого топлива. За руль сел Гари Габелич – гонщик и астронавт-испытатель хорватского происхождения. С машиной было много проблем: сначала старт отложили на год, потом она никак не могла набрать даже 700 километров в час. Дальше – очередные неприятности: мотора не хватало, чтобы проехать дистанцию в обе стороны. И лишь с четвертой попытки, 7 октября 1970 года, Габеличу удалось разогнать «Синее пламя» до 1014,5 километра в час. Это был последний рекорд скорости, установленный в Бонневиле.

У самого Гари тоже интересная судьба. Еще учась в школе, он «одалживал» Pontiac отца, чтобы заниматься на нем дрегрейсингом. Успех пришел к нему быстро: еще не достигнув восемнадцати, он уже был чемпионом Америки в своем классе, а в девятнадцать вовсю пилотировал дрегстеры с реактивными двигателями – и стал первым в мире человеком, проехавшим четверть мили быстрее, чем за семь секунд.

Затем он работал на компанию North American Aviation, которая позже слилась с Rockwell-Standard, и прошел путь от младшего офисного сотрудника до астронавта-испытателя. Однако «звездной» карьере помешала любовь к машинам. В один момент руководство поставило перспективному сотруднику ультиматум: либо ты завязываешь с гонками, либо ищи другую работу. Догадываетесь, что выбрал Гари?

После рекорда скорости он вернулся в другие виды автоспорта: участвовал в дрегрейсинге, офф-роуде и гонках на скоростных лодках. В 1972 году, во время заезда на экспериментальном полноприводном дрегстере, Гари попал в аварию, где ему оторвало кисть руки. Врачам удалось пришить ее обратно, но Габелич снова попал в тяжелую аварию – на этот раз на воде. И снова вышел «сухим». Но судьба настигла его в 1984 году – он погиб на дороге общего пользования, врезавшись на мотоцикле в грузовик. Это было спустя всего три месяца, как его рекорд скорости был побит Ричардом Ноублом на болиде Thrust 2.

Обогнать пулю

Конструктор Ричард Ноубл всю жизнь занимался самолетами, причем специализировался он на малой авиации с турбовинтовыми двигателями. И тут – рекорд скорости на автомобиле с реактивным двигателем! Свой проект он назвал Thrust.
Первый Thrust, построенный в 1975 году, не получился. Он был оснащен реактивным мотором Rolls-Royce Derwent от древнего истребителя Gloster Meteor, который совершил свой первый полет еще в 1943 году. Ничего удивительного: машина была сделана буквально на коленке, а бюджет на постройку был получен в основном от продажи собственного автомобиля Triumph TR6. Спонсоров у Ричарда не было; компания Black & Decker, бесплатно предоставившая Ноублу инструмент для работы, не в счет.
Сначала осторожный Ноубл разогнался на машине всего до 80 миль в час. Во время второго заезда машина показала уже 180 миль. Третий заезд стал для «Траста» последним: на скорости свыше 200 километров в час у машины отвалилось колесо, ее занесло и она перевернулась. Сам Ноубл отделался ушибами.
Впрочем, Ноубл и не рассчитывал на рекорд: он планировал построить Thrust 1 для того, чтобы вообще что-то понять о скоростных машинах. Thrust 2 создавался с целью привлечь серьезных спонсоров, и, наконец, Thrust 3 он строил уже для того, чтобы установить рекорд. Но случилось так, что новую планку скорости взял уже «второй» Thrust – во время работы над первым Ноубл получил и необходимый опыт, и «жирных» спонсоров.
По компоновке Thrust 2 был похож на «Зеленого монстра» – огромный двигатель по центру и кабина пилота сбоку. Сам двигатель также был заимствован у самолета-перехватчика, но, естественно, британского. На этот раз мотор был современнее – двигатель Rolls-Royce Avon от English Electric Lightning F.3, который эксплуатировался с 1959 по 1988 год. Кстати, проблема взрывавшихся шин на Thrust 2 была решена радикальным путем – у машины их просто не было! Вместо этого у нее были цельнометаллические колеса.
Бонневиль в качестве места для установления мировых рекордов уже не использовался – развивать такую скорость на нестабильной соляной поверхности (которая, к тому же, с каждым годом становилась все тоньше и «мягче») было просто опасно. Поэтому рекорд решили устанавливать в пустыне Блэк Рок в штате Невада.

Thrust SSC – первый и единственный автомобиль, обогнавший звук

Все прошло гладко – машина развила рекордные 1047 километров в час. У Thrust не отказали парашюты, не сломалось шасси, как у Бридлава. Но на самом деле Ричард, пилотировавший болид, был на волоске от смерти. Как позже выяснил сам Ноубл во время разработки следующего автомобиля, если бы Thrust 2 разогнался хотя бы на 10 километров в час быстрее, он попросту взлетел бы, что привело бы к неизбежной аварии. А с учетом скорости — к гарантированной смерти. Больше Ноубл за руль машин своей конструкции не садился.

Thrust SSC преодолевает звуковой барьер

И все же скорость звука достигнута не была. Поэтому британец взялся за постройку новой машины, которая получила название Thrust SSC. Удалось! В октябре 1997 года тот развил скорость в 1227,99 километра в час.
У машины было уже два реактивных двигателя Rolls-Royce Spey (они применялись, например, на версиях истребителя F-4 Phantom II для Королевских ВВС) – суммарно их отдача равнялась 110 000 лошадиных сил, а расход топлива составлял 18 литров в секунду. Длина автомобиля была 16,5 метра, ширина – 3,7 метра. А за руль на этот раз сел пилот королевских ВВС Энди Грин.

Что дальше? Сам Ричард Ноубл сейчас работает над болидом Bloodhound SSC, который использует реактивные и ракетные двигатели и должен преодолеть барьер в 1000 миль в час (1609 километров в час). Если ему это удастся, то машина Ноубла станет «пуленедогоняемой»: если выстрелить ей вслед из револьвера калибра .357, пуля за ней просто не успеет!
Старт запланирован на следующий год – так что разговор о рекордах еще не закончен.

Из-за финансовых проблем у создателей сверхзвукового болида Bloodhound Supersonic Car (SSC) оказался под угрозой запланированный грандиозный мировой рекорд скорости.

Реклама

Дело в том, что британская компания Bloodhound Programme Ltd, которая и занимается разработкой болида, передана под внешнее управление. Как пояснил представитель управляющей компании FRP Advisory Эндрю Шеридан, у юридического лица закончились деньги.

Автомобиль Bloodhound уже собран, однако для завершения проекта требуется еще около 25 млн фунтов стерлингов (примерно 33 млн долларов). Теперь FRP Advisory ищет потенциального инвестора, который сможет помочь решить финансовые трудности.

При этом Шеридан отмечает, что такая незначительная сумма поможет инвестору войти в историю. Дело в том, что имена спонсоров наносятся на «хвост» болида.

«Несмотря на незначительную сумму, Bloodhound за 25 миллионов фунтов стерлингов сможет поставить новый рекорд скорости. Это возможность для правильного инвестора оставить неизменное наследие. Мы уже обсуждаем предложения со стороны ряда потенциальных инвесторов и призываем любую другую заинтересованную сторону незамедлительно связаться с нами», — утверждает Шеридан.

Главный инженер проекта Bloodhound Марк Чепмен отмечает, что после перехода от научно-исследовательской фазы разработки проекта к операционной, необходимо и изменить подход к финансированию.

«Bloodhound имел огромный успех в создании самого передового наземного транспортного средства в мире. Когда мы переходим из фазы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в операционную фазу проекта, мы признаем, что нам нужен другой подход к финансированию. Этот проект построен вокруг самой успешной команды в истории Land Speed Racing, и при правильной поддержке мы не сомневаемся, что проект достигнет своих целей и может участвовать в рекордном заезде через 10 месяцев», — считает Чепмен.

После этого в сообщении на сайте компании говорится: «заинтересованные могут обратиться в компанию по телефону…».

Проект Bloodhound является частной разработкой Bloodhound Programme Ltd. Компания собирает деньги в виде пожертвований, средств спонсоров и партнеров. Как оказалось, именно эта модель финансирования не смогла собрать достаточно денег и такой сложный проект оказался под угрозой срыва.

Первые сообщения о финансовых проблемах появились еще весной 2017 года. После этого в Bloodhound Programme Ltd решили перенести заезд на 2018 год. Если удастся найти $33 млн, Bloodhound SSC может быть готов к заеду к концу 2019 года, когда выпавшие осадки от сезонных дождей испарятся со дна высохшего озера.

Создатели болида рассчитывали, что он сможет побить мировой рекорд скорости и разогнаться до 1609 км/ч. Предполагается, что Bloodhound сможет разогнаться до заявленной рекордной скорости за 55 секунд.

Мощность двигателя оценивается в 77,5 тыс. л.с. Заезд должен состояться по дну засохшего озера Хакскин Пан в Южной Африке. Управлять машиной в рекордной попытке должен командир эскадрильи Королевских ВВС Великобритании Энди Грин. Он является автором предыдущего рекорда скорости – в 1997 году он поставил мировой рекорд скорости для машин — 1228 км/ч на британском автомобиле Thrust.

На испытаниях, которые прошли осенью 2017 года на аэродроме городка Ньюквей на полуострове Корнуолл в Великобритании, Bloodhound SSC разогнался до 322 км/ч за восемь секунд. Водителем на испытании был Грин.

Bloodhound SSC – сверхзвуковой автомобиль, который разработан на основе быстрого самолета, автомобиля F1 и космического корабля. Своё имя «Bloodhound» он получил в честь ракеты ПВО Bristol Bloodhound 2, состоявшей на вооружении Великобритании в 1960—1991 годах.

По замыслу разработчиков, автомобиль будет оснащен реактивным двигателем Rolls-Royce EJ200, который используется в истребителях четвертого поколения Eurofighter Typhoon.

Презентация макета Bloodhound SSC состоялась еще 19 июля 2010 года на открывшейся в предместье Лондона международной выставке-авиасалоне Фарнборо. Автомобиль будет оснащен тремя двигателями: реактивным двигателем Rolls-Royce EJ200, ракетным Nammo, а также бензиновым двигателем V8 производства Jaguar, который будет перекачивать ракетное топливо.

Рекорды скорости в движении по суше уже давно являются делом чести и вершиной инженерного мастерства, хотя все больше и больше проектов терпит неудачу в попытках побить мировой рекорд. Bloodhound SSC должен был стать первым автомобилем, преодолевшим порог скорости в 1000 миль в час (1 610 км/ч), но финансовые трудности привели к тому, что испытания начались только в начале этого года. Однако на днях пришла печальная новость — новых инвесторов проекта не нашли и проект Bloodhound официально закрыт.

Bloodhound SSC представлял собой одну из самых инновационных британских разработок из когда-либо существовавших. 13-метровый автомобиль был оснащен авиационным реактивным двигателем от самолета Eurofighter Typhoon и ракетным ускорителем для создания крутящего момента в 69 000 Нм. Специальные колеса из алюминиево-цинкового сплава были спроектированы так, чтобы вращаться со скоростью 10 200 оборотов в минуту и выдерживать экстремальное трение, которые должно было возникнуть во время рекордного заезда.

С точки зрения аэродинамики, Bloodhound необходимо было создать идеальный баланс между прижимной силой и минимальным сопротивлением воздуху, чтобы держать под контролем на этих невероятных скоростях. Каждый изгиб корпуса и аэродинамический элемент были тщательно смоделированы и рассчитаны.

Цель была в том, чтобы увеличить рекорд скорости на суше на целых 33% — самый большой рост из когда-либо зафиксированных. Скорее всего, это был бы рекорд на очень и очень долгие годы, если не десятилетия. Пилотом должен был выступать Энди Грин, который установил предыдущий рекорд на Thrust SSC — первом сверхзвуковом автомобиле.

Администратор проекта Энди Шеридан сказал в октябре: «Для некоторых компаний и состоятельных людей необходимая нам сумма — чуть больше, чем мелочь. Это лишь часть бюджета команды Formula 1, которая финиширует последней в сезоне».

Чтобы достичь заветной скорости, проекту требовалось почти 32 миллиона долларов в качестве дополнительного финансирования. Ранее в этом году Bloodhound на тестах развивал скорость в 322 км/ч, но на данный момент это максимальная скорость, которую он смог развить.

Текущий рекорд скорости на суше установлен Thrust SSC 15 октября 1997 года, и составил 763 мили в час (1 228 км/ч). Thrust SSC стал первым автомобилем, преодолевшим звуковой барьер.

Поскольку Bloodhound SSC не удалось привлечь новых инвесторов, активы проекта будут распроданы, чтобы погасить долги. Судьба самого автомобиля пока неизвестна, но заимствованные компоненты, такие как двигатель RAF Eurofighter, придется вернуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *