БЕЛАЗ 75131 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Введение 

Карьерный самосвал БелАЗ 75131 обладает большой грузоподъемностью (от 130 до 136 тонн). Чаще всего этот самосвал используется на открытых горных разработках  и успешно справляется с задачами перевозки большого объема горной породы и других сыпучих грузов. Карьерный самосвал БелАЗ 75131 способен решать задачи по транспортировке грузов в любых климатических условиях.

Устройство и технические характеристики крупногабаритного самосвала БелАЗ-75131

БелАЗ 75131 может дополнительно укомплектовываться кондиционером, системой автоматического пожаротушения, улучшенной системой смазки. В этом карьерном самосвале были использованы улучшенные модели рамы, гидравлической системы, электронного управления тяговым электроприводом. Эти технические новшества позволили самосвалам этой марки стать более надежными в эксплуатации. Карьерный самосвал БелАЗ 75131 обладает более комфортной и удобной кабиной с большим радиусом обзора.

  1. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1.1 Общие  сведения

Рулевое управление самосвала — гидрообъемного типа, с внутренней гидравлической обратной связью. Оно включает гидравлический рулевой механизм А1 (рисунок 1.1), соединенный карданным валом с валом рулевой колонки, усилитель потока А2, коллектор А5, аксиально-поршневой насос Н1 переменной производительности, три пневмогидроаккумулятора АК3 — АК5, два гидроцилиндра поворота Ц11 и Ц12, фильтры Ф2, Ф3, Ф5, масляный бак и маслопроводы.

Рисунок 1.1 —  Принципиальная гидравлическая схема  рулевого управления:

Н1 – аксиально-поршневой  насос переменной производительности; А1 – гидравлический рулевой механизм; А2 – усилитель потока; А5 – коллектор; НМ1 – гидромотор рулевого механизма; Р1 – гидрораспределитель рулевого механизма; Р2 – гидрораспределитель выбора направления поворота; Р3, Р4 – гидрораспределители усилителя потока; Р5 – приоритетный клапан; Р8 – гидрораспределитель для разрядки пневмогидроаккумуляторов; АК3-АК5 – пневмогидроаккумуляторы; Ф2, Ф3, Ф5 – фильтры; К1 – подпорный клапан; КО1, КО2, КО3, КО4, КО5, КО6, КО7 – обратные клапаны; КП1, КП2, КП3 – предохранительные клапаны; ДД3 – датчик давления; Ц11, Ц12 – гидроцилиндры поворота;

I – в тормозную гидросистему; II – в гидросистему опрокидывающего механизма

Гидравлический рулевой механизм А1

Гидравлический  рулевой механизм (гидроруль) представляет собой сблокированный с насосом-мотором  следящий гидрораспределитель, входным  сигналом для которого является вращение рулевого колеса; объем рабочей жидкости, подаваемой от насоса-дозатора к гидроцилиндру, пропорционален углу поворота руля. Гидроруль выполнен со встроенным усилителем потока и при работе без питающего насоса имеет уменьшенную подачу, равную номинальному рабочему объему, обеспечивая возможность управления экскаватором в аварийном режиме. Встроенные предохранительный, обратный, противоударный и противовакуумный клапаны предохраняют гидроруль от перегрузок по давлению, вытекания рабочей жидкости при обрыве трубопровода питания, скачков давления в результате ударных воздействий дороги на колеса.

  — Р1 – гидрораспределитель  рулевого механизма;

Гидрораспределитель управляет движением выходного  звена гидродвигателя путём перенаправления потоков рабочей жидкости.

— КО1 — обратный клапан;

Обратный клапан — вид защитной трубопроводной арматуры, предназначенный для недопущения  изменения направления потока среды  в технологической системе. Обратные клапаны пропускают среду в одном  направлении и предотвращают её движение в противоположном, действуя при этом автоматически и являясь арматурой прямого действия.

— НМ1 – гидромотор рулевого  механизма;

Гидромотор (гидравлический мотор) — гидравлический двигатель, предназначенный для сообщения  выходному звену вращательного движения на неограниченный угол поворота.

А2 – усилитель  потока

— КП1 – предохранительный  клапан

— КП2 – предохранительный  клапан

Предохранительный клапан — трубопроводная арматура, предназначенная для защиты от механического разрушения оборудования и трубопроводов избыточным давлением, путём автоматического выпуска избытка жидкой, паро- и газообразной среды из систем и сосудов с давлением сверх установленного. Клапан также должен обеспечивать прекращение сброса среды при восстановлении рабочего давления. Предохранительный клапан является арматурой прямого действия, работающей непосредственно от рабочей среды, наряду с большинством конструкций защитной арматуры и регуляторами давления прямого действия.

— КО2 —  обратный клапан;

—  КО3 —  обратный клапан;

— Р2 – гидрораспределитель  выбора направления поворота;

  — Р3 — гидрораспределитель  усилителя потока

— Р4 — гидрораспределитель  усилителя потока

— КО5 —  обратный клапан;

 Р5 – приоритетный  клапан;

— КП3 – предохранительный клапан

—  КО6 —  обратный клапан;

 К1 – подпорный клапан;

А5 — коллектор 

—  Р8 – гидрораспределитель  для разрядки пневмогидроаккумуляторов;

— КО7 —  обратный клапан;

 Пневмогидроаккумуляторы

Гидроаккумулятор  — это сосуд, работающий под давлением, который позволяет накапливать гидравлическую энергию и возвращать её в систему в нужный момент

—  ДД3 — Датчик давления

Датчик давления — устройство, физические параметры  которого изменяются в зависимости  от давления измеряемой среды (жидкости, газы, пар).

Аксиально-поршневой  насос переменной производительности

— Н1

Гидроцилиндры поворота Ц11 и Ц12

Фильтры Ф2, Ф3, Ф5

— Ф2                 — Ф3  — Ф5

1.2 Принцип работы гидропривода

После пуска двигателя поток рабочей  жидкости от регулируемого аксиально-поршневого насоса Н1 через фильтр Ф3 и обратный клапан КО7 подается через коллектор А5 к усилителю потока А2. Из коллектора рабочая жидкость поступает на зарядку пневмогидроаккумуляторов рулевого управления и рабочей тормозной системы. Пневмогидроаккумуляторы предназначены для накопления под давлением рабочей жидкости, которая поступает в гидросистему рулевого управления для ее подпитки, а также в аварийной ситуации, когда по какой-либо причине будет прекращена подача рабочей жидкости от насоса.

Наличие в гидросистеме пневмогидроаккумуляторов позволяет  при внезапной остановке двигателя или отказе насоса достаточно быстро повернуть управляемые колеса из среднего положения в крайнее и вернуть их назад для съезда в безопасное место и остановки самосвала.

К гидрораспределителю  Р1 рулевого механизма рабочая жидкость поступает через усилитель потока А2, который управляется этим же гидрораспределителем.

При нейтральном  положении рулевого колеса (отсутствии поворота) и работающем двигателе рабочая жидкость от насоса и пневмогидроаккумуляторов через коллектор А5 поступает по гидролинии HP к приоритетному клапану Р5 усилителя потока А2 и далее по гидролиниям подводится к гидрораспределителю Р3 усилителя потока и к закрытому гидрораспределителю Р1 гидравлического рулевого механизма А1.

При повороте рулевого колеса влево золотник гидрораспределителя  Р1 рулевого механизма поворачивается и позволяет маслу пройти через  гидрораспределитель Р1 рулевого механизма  и повернуть ротор. С другой стороны ротора масло проходит через отверстия в гидрораспределителе блока управления рулевого механизма и поступает в гидролинию L и далее к гидрораспределителю выбора направления Р2 усилителя потока. По мере роста давления в гидролинии L масло проходит также в полость пружины золотника гидрораспределителя Р2. Под давлением масла золотник гидрораспределителя Р2 смещается в правую (по схеме) сторону. Это перемещение позволяет маслу пройти через каналы в золотнике гидрораспределителя Р2 к гидрораспределителю Р3 и через дроссельное отверстие в торец его золотника.

Под давлением  масла золотник гидрораспределителя  Р3 смещается в левую (по схеме) сторону  и открывает в гильзе имеющееся  в ней отверстие ровно настолько, чтобы пропустить масло, поступающее от блока управления рулевого механизма через гидрораспределитель Р2.

Одновременно  в результате перемещения золотника  гидрораспределителя Р3 открываются  отверстия в зоне установки пружины этого гидрораспределителя, и масло из приоритетного клапана Р5 поступает в полость золотника гидрораспределителя Р3. Под давлением масла, поступающего из полости золотника гидрораспределителя Р3, смещается золотник гидрораспределителя Р4 относительно его пружины, что позволяет через дополнительный ряд отверстий в золотнике гидрораспределителя Р3 направить дополнительное количество масла в полость золотника гидрораспределителя Р4. Суммарное количество масла через гидрораспределитель Р3 усилителя потока по напорным гидролиниям подается в поршневую полость левого гидроцилиндра поворота Ц11 и штоковую полость правого гидроцилиндра поворота Ц12. Происходит поворот управляемых колес влево. Из противоположных полостей гидроцилиндров масло вытесняется обратно в усилитель потока и через гидрораспределитель Р2 по гидролинии НТ сливается в гидробак.

При повороте рулевого колеса вправо масло проходит через гидрораспределитель Р1 рулевого механизма и поступает в гидролинию R и далее к гидрораспределителю Р2 усилителя потока. Под давлением масла золотник гидрораспределителя Р2 смещается в левую (по схеме) сторону.

Через усилитель  потока масло проходит таким же образом, как и при повороте в левую  сторону.

Суммарное количество масла через гидрораспределитель  Р3 усилителя потока по напорным гидролиниям  подается в поршневую полость  правого гидроцилиндра поворота Ц2 и штоковую полость левого гидроцилиндра поворота Ц1. Происходит поворот управляемых колес вправо.

Из противоположных полостей гидроцилиндров масло вытесняется обратно в усилитель потока и через гидрораспределитель Р2 по гидролинии НТ сливается в гидробак.

В усилителе  потока установлены также противоударные предохранительные клапаны КП1 и КП2, которые предназначены для снятия забросов давления в гидроцилиндрах в случае экстремальной ситуации. При отсутствии поворота золотник гидрораспределителя выбора направления Р2 находится в нейтральном (среднем) положении и перекрывает выход масла из гидроцилиндров. Это создает гидравлический “замок” на гидроцилиндрах поворота, препятствующий их перемещению.

При наезде на препятствие, вызывающее экстремальную нагрузку, стремящуюся повернуть колеса влево, возрастет давление в противодействующих полостях гидроцилиндров. Предохранительные клапаны отрегулированы на давление 24 МПа и при достижении этого давления клапан откроется и соединит указанные полости гидроцилиндров со сливной гидролинией. В тоже время в противоположных полостях гидроцилиндров давление станет меньше атмосферного. Для выравнивания давления масла в полостях гидроцилиндров в усилителе потока установлены обратные клапаны КО2 и КО3, которые пропускают масло в гидроцилиндры со сливной гидролинии.

Давление рабочей  жидкости в гидросистеме рулевого управления определяется настройкой клапанов отсечки, установленных в насосах, и составляет 16 — 16,5 МПа.

При повороте управляемых  колес на неподвижном самосвале, когда требуется максимальное давление в гидросистеме рулевого управления, и при минимальной производительности насоса на низких оборотах двигателя возможно снижение эффективности рулевого управления (“тяжелый руль”). Явление это имеет положительный характер с точки зрения сохранности шин.

2. ТОРМОЗНЫЕ  СИСТЕМЫ

2.1 Общие сведения

Самосвал  оборудован рабочей, стояночной, вспомогательной  и запасной тормозными системами.

Рабочая тормозная  система с гидравлическим приводом, разделенным на контур передних и  контур задних тормозов, действует на все колеса. Она предназначена для регулирования скорости движения или остановки самосвала в любых дорожных условиях, а также при недостаточной эффективности вспомогательного тормоза.

Стояночная  тормозная система имеет гидравлический привод и действует на колеса заднего моста. Она предназначена для затормаживания самосвала на стоянках, при погрузке и разгрузке, а так же в аварийных ситуациях при отказе рабочей тормозной системы.

Вспомогательный тормоз – электрический в режиме торможения тяговых электродвигателей.

В качестве запасного (аварийного) тормоза используется стояночный и исправный контур рабочей  тормозной системы.

Рисунок 2.1 –  Принципиальная гидравлическая схема  тормозных систем:

Н1 – аксиально-поршневой  насос переменной производительности; Ф1, Ф3 – фильтры; А5 – коллектор; К07 – обратный клапан; Р8 – гидрораспределитель для разрядки пневмогидроаккумуляторов; ДД1-ДД3 – датчики давления;  
АК1-АК5 – пневмогидроаккумуляторы; К08 – двойной защитный клапан; РД1, РД2 – реле давления; А3 – кран рабочего тормоза; А4 – кран стояночного тормоза; ВК1-ВК3 – выключатель сигнала торможения; Ц1, Ц2 – цилиндры стояночного тормоза; Ц3-Ц6 – цилиндры рабочих тормозных механизмов заднего контуров; Ц7-Ц10 – цилиндры рабочих тормозных механизмов переднего контуров;

I – в гидросистему опрокидывающего механизма; II – в гидросистему рулевого управления

Кран рабочего тормоза — А3

Кран стояночного тормоза А4

Коллектор А5

Р8 – гидрораспределитель  для разрядки пневмогидроаккумуляторов

К07 – обратный клапан

ДД3 – датчик давления;  
       АК3-АК5 – пневмогидроаккумуляторы;

Цилиндры стояночного тормоза — Ц1, Ц2

Цилиндры рабочих тормозных механизмов заднего контуров — Ц3-Ц6

Цилиндры рабочих тормозных механизмов переднего контуров Ц7-Ц10

Двойной защитный клапан К08

Реле давления РД1, РД2

Выключатель сигнала торможения ВК1-ВК3

2.2 Работа гидравлического  привода тормозных систем.

При работающем двигателе  рабочая жидкость из бака аксиально-поршневым  насосом переменной производительности Н1 (рисунок 2.1) через фильтр Ф3 подается в коллектор А5, и заряжает пневмогидроаккумуляторы АК3 – АК5 рулевого управления.

Далее через фильтр Ф1, двойной  защитный клапан К08, рабочая жидкость поступает в пневмогидроаккумуляторы АК1, АК2 заднего и переднего контуров рабочей тормозной системы и заряжает их.

От пневмогидроаккумуляторов АК1, АК2 рабочая жидкость под давлением  подводится к крану рабочего тормоза  А3.

При снятом усилии с педали золотники  крана рабочего тормоза перекрывают каналы от пневмогидроаккумуляторов, а полости цилиндров Ц3 – Ц10 рабочего тормоза соединяют со сливом. Самосвал расторможен.

Страницы:123следующая →

Асинхронные тяговые электроприводы предлагается использовать в качестве замены существующего электропривода с тяговыми двигателями постоянного тока.

В современных электроприводах переменного тока применяется векторное управление.

белаз 75131 руководство по эксплуатации

Это обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с приводами постоянного тока по схеме «генератор-двигатель» с последовательной обмоткой возбуждения двигателя:

  • отсутствие механического коллектора в тяговых двигателях;
  • электрическое торможение с заданным моментом до нулевой скорости;
  • отсутствие силовой контактной аппаратуры производящей механические переключения в схеме при переходе из тягового режима в режим торможения и обратно;
  • возможность стоянки загруженного самосвала на уклоне с электрическим тормозом без наложения механического тормоза.

Тяговый электропривод переменного тока карьерного самосвала «БелАЗ» грузоподъемностью 130 тонн

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование параметра

Норма

Номинальная мощность электродвигателя, кВт

Номинальная мощность генератора, кВт

1000*

Частота вращения электродвигателя, об/мин

Частота вращения дизеля в тяговом режиме, об/мин

Частота вращения дизеля в тормозном режиме, об/мин

Частота вращения двигателя при стоянке, об/мин

Номинальное тяговое усилие, кГ

Максимальное тяговое усилие, кГ

Номинальное выпрямленное напряжение, В

Режим работы

S1 (продолжительный)

*при режиме работы S4 (ПВ) 60%

 

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

  • тяговый синхронный генератор ГСТ-800/1-8;
  • два тяговых асинхронных двигателя ТАД-5;
  • шкаф управления (ШУ-136), включающий в себя два неуправляемых выпрямителя, два автономных инвертора напряжения, возбудитель генератора и систему диагностики собственного шкафа управления;
  • контроллер кабины.

Тяговый электропривод переменного тока карьерного самосвала «БелАЗ» грузоподъемностью 160 тонн

 

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

  • тяговый синхронный генератор ГСТ-1600;
  • два тяговых асинхронных двигателя ТАД-5;
  • шкаф управления (ШУ-240), включающий в себя два неуправляемых выпрямителя, два автономных инвертора напряжения, возбудитель генератора и систему диагностики собственного шкафа управления;
  • контроллер кабины. 

Тяговый электропривод переменного тока карьерного самосвала «БелАЗ» грузоподъемностью 240 тонн

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование параметра

Норма

Номинальная мощность электродвигателя, кВт

Номинальная мощность генератора, кВт

1200*

Частота вращения электродвигателя, об/мин

Частота вращения дизеля в тяговом режиме, об/мин

Частота вращения дизеля в тормозном режиме, об/мин

Частота вращения двигателя при стоянке, об/мин

Номинальное тяговое усилие, кГ

Максимальное тяговое усилие, кГ

Номинальное выпрямленное напряжение, В

Режим работы

S1 (продолжительный)

*при частоте вращения 1500 об/мин

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

  • тяговый синхронный генератор ГСТ-1600;
  • два тяговых асинхронных двигателя ТАД-7;
  • шкаф управления (ШУ-240), включающий в себя два неуправляемых выпрямителя, два автономных инвертора напряжения, возбудитель генератора и систему диагностики собственного шкафа управления;
  • контроллер кабины.

Тяговые электродвигатели переменного тока для карьерных автосамосвалов «БелАЗ»

Применяются в составе асинхронных частотно-регулируемых приводов автосамосвала «БелАЗ» грузоподъемностью 130, 160, 240 тонн. электродвигатели асинхронные трехфазные, выполнены на двух подшипниках качения с двумя рабочими  концами вала.

Охлаждения электродвигателей – принудительная вентиляция от постороннего источника.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип двигателя

Мощность, кВт

Напряжение, В

Частота вращения, n/nmax об/мин

КПД, %

Масса, кг

ТАД-5 УХЛ2

ТАД-7 УХЛ2

700*/620**

92,9

* в климатическом исполнении УХЛ2 в режиме S1

** в климатическом исполнении Т2 в режиме S1

ГАБАРИТНЫЕ И УСТАНОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ТАД-5 УХЛ2

ГАБАРИТНЫЕ И УСТАНОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ТАД-7 УХЛ2

Тяговые генераторы типа ГСТ

Генераторы предназначены для питания через выпрямительную установку тяговых электродвигателей карьерных автосамосвалов. Возбуждение осуществляется от специальной обмотки третьей гармоники, расположенной в пазах статора генератора.

Генераторы выполнены на одном подшипнике качения. Охлаждение генераторов – самовентиляция по разомкнутому циклу.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип двигателя

Мощность, кВт

Напряжение, В

Частота тока, Гц

Частота вращения, об/мин

Масса, кг

ГСТ 800/1-8 УХЛ2

126,67

ГСТ 1600-8 УХЛ2

126,67

ГАБАРИТНЫЕ И УСТАНОВОЧНЫЕ РАЗМЕРЫ ГСТ 1600-8 УХЛ2

опубликовать

Справочник эксплуатационных характеристик БЕЛАЗ — файл parts ix literature.doc

Справочник эксплуатационных характеристик БЕЛАЗ
скачать (16026.4 kb.)

Доступные файлы (10):

parts ix literature.doc

Реклама MarketGid:

ЧАСТЬ IX.Литература

  1. Карьерные самосвалы БелАЗ–7540А, –7540В, –7540D, –75404, –75406, –7547, –7547D, –75471, –75473. Руководство по эксплуатации.
  2. Карьерные самосвалы БелАЗ–7555А, –7555В и их модификации. Руководство по эксплуатации.
  3. Карьерные самосвалы БелАЗ–7514, –75145. Руководство по эксплуатации.
  4. Карьерные самосвалы БелАЗ–75131, –75132 и их модификации. Руководство по эксплуатации.
  5. Карьерные самосвалы БелАЗ–75216. Руководство по эксплуатации.
  6. Карьерные самосвалы БелАЗ–75303, –75306. Руководство по эксплуатации.
  7. Погрузчики фронтальные БелАЗ–7822, –78221 и их модификации. Руководство по эксплуатации.
  8. Колесные бульдозеры БелАЗ–7823, –78231 и их модификации. Руководство по эксплуатации.
  9. Аэродромные тягачи БелАЗ–64111, –74211, –74212. Руководство по эксплуатации.
  10. Самосвалы шарнирно-сочлененные БелАЗ–7528. Руководство по эксплуатации.
  11. Тяжеловозы БелАЗ–7921, –7924, –7925, –7926. Руководство по эксплуатации.
  12. Шлаковозы БелАЗ–7920, –79201. Руководство по эксплуатации.
  13. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей «Камминз» серий КТ19, КТА19 и КТТА19.
  14. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей «Камминз» серий К38 и К50.
  15. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей «Камминз» серий QSК 45 и QSК 60.
  16. Двигатели ЯМЗ-8421.10, ЯМЗ–8424.10, ЯМЗ–8424.10-01. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
  17. Двигатели ЯМЗ–240М2, ЯМЗ–240НМ2, ЯМЗ–240ПМ2. Инструкция по эксплуатации.
  18. Двигатель ЯМЗ–8401.10 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
  19. Инструкция по эксплуатации 1015 Deutz.
  20. Дизель ДМ-21. Руководство по эксплуатации.
  21. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть вторая (нормативная). Автомобили-самосвалы БелАЗ-540А, –75402, –7510, –-548А, –7548, –75482, –7525. –Челябинск, 1987 г.
  22. Положения о техническом обслуживании, диагностировании и ремонте карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 75 тонн и более. М.: Горное бюро 1991.
  23. Справочник. Открытые горные работы/ К.Н. Трубецкой, М.Г. Потапов, К.Е. Винницкий, Н.Н. Мельников и др. – М.: Горное бюро, 1994.
  24. Циперфин И.М., Штейн В.Д. Карьерный автомобильный транспорт: Справочник. – М.: Недра, 1992.
  25. Автомобильный справочник. Перевод с англ. Первое русское издание. – М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2002,
  26. М.Д. Артамонов, В.А.Иларионов, М.М. Морин. Основы теории и конструкции автомобиля. — М.: Машиностроение, 1974.
  27. Карьерная мобильная техника (рекомендации по использованию). – М.: ОАО «Горнопромышленная компания», 2002.
  28. Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь. (Издание второе, переработанное и дополненное). – Мн.: НПО «Транстехника», 2002.
  29. Новые нормы расхода топлив и ГСМ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  30. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник/ И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов и др.; Под ред. В.М. Школьникова. Изд.

    Руководство по ремонту и эксплуатации БелАЗ-75131, БелАЗ-75132

    2-е перераб. И доп. — М.: Издательский центр «Техинформ», 1999.

  31. Specifications for construction equipment. Off-highway haul units. Справочник. Primedia Information Inc.- Machinery Information Division (США) 1998 с дополнениями и изменениями за 1999 — 2000 г.г.
  32. Cost reference guide for construction equipment. The standard reference for estimating owing and operating costs for all classes of construction equipment. Справочник. Primedia Information Inc. — Machinery Information Division (США) 1998 с дополнениями и изменениями за 1999 — 2000 г.г.
  33. Green Guide. The handbook of new and used equipment values. Off-highway trucks and trailers. Справочник. Primedia Information Inc. — Machinery Information Division (США) 1998 с дополнениями и изменениями за 1999 — 2000 г.г.
  34. Временный республиканский классификатор основных средств и нормативные сроки их службы. – Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь №47 (71), 19.12.2001.
  35. ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия.
  36. ГОСТ 17479.0-85 Масла нефтяные. Классификация и обозначение. Общие требования.
  37. ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение.
  38. ГОСТ 17479.2-85 Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение.
  39. ГОСТ 17479.3-85 Масла гидравлические. Классификация и обозначение.
  40. ГОСТ 17479.4-87 Масла индустриальные. Классификация и обозначение.
  41. ГОСТ 30537-97 Самосвалы карьерные. Общие технические условия.
  42. ТУ 37.001.1476-88 Двигатели ЯМЗ-240М2, –240НМ2, –240ПМ2.
  43. ТУ 16-652.024-85 ИРАК.652441.002 ТУ. Электродвигатель тяговый постоянного тока ДК-724 для мотор-колес карьерного самосвала.
  44. ТУ БИЛТ. 652441.001 ТУ Электродвигатели постоянного тока тяговые типа ЭД 136.
  45. 1БП. 204.300 ТУ Генераторы синхронные типа СГД-89/38-8.
  46. 1БП. 204.301 ТУ Генераторы синхронные типа СГД-101/32-8.
  47. 16-88 ИАКВ. 528654.012 ТУ Генератор синхронный тяговый типа ГС 517 УХЛ1.
  48. ТУ 24.03.1566-89 Дизель 12ДМ-21АМ (12ЧН1А21/21) и дизель 12ДМ-21АМ с тяговым генератором ГС-523.
  49. 16-91 ИДТЖ. 434336.001 ТУ Установка вентилируемых тормозных резисторов типа УВТР 2х600.
  50. ТУ 24.03.1529-89 Дизель 8ДМ-21АМ и дизель 8ДМ-21АМ с тяговым генератором ГПА-600В или ГС-525.
  51. ТУ 16-515.234-79 Электродвигатели тяговые ДК-717 и ДК-722 для мотор-колес.
  52. ТУ 24.06.832-86 Дизель-генератор 9-26ДГ.
  53. ТУ 37.001.1691-90 Двигатели ЯМЗ-8401.10-03 и Ямз-84016.10-03 и их модификации.
  54. ТУ 3.06 Украины 008-93 ИАКВ. 528654.012-01 ТУ Генератор синхронный тяговый типа ГС 517А УХЛ2.
  55. 16-99 ГПИН. 528354.001 ТУ Генератор синхронный тяговый типа ГСН 500/8.
  56. 8424.1000404 ТУ Двигатель ЯМЗ-8424.10-04.
  57. 8424.1000406 ТУ Двигатель ЯМЗ-8424.10-06
  58. 8424.1000407 ТУ Двигатель ЯМЗ-8424.10-07.
  59. Электродвигатель тяговый типа ЭДП-360
  60. Рекламная литература компаний-производителей карьерной автотехники 1995-2002 г.г.
  61. Интернет-данные по оборудованию основных автомобилестроительных фирм, 2000 — 2002 г.г.
  62. Статистические и оценочные данные предприятий, эксплуатирующих автотехнику БелАЗ.
  63. Специализированные периодические издания (российские и зарубежные) в сфере горной добычи и карьерной техники за 1996 — 2002 г.г.
  64. Межотраслевой научно-технический и производственный журнал «Двигателестроение» №1 2003 г. Санкт-Петербург

Скачать файл (16026.4 kb.)

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации

В период с 1992 – 1994 года на ОАО «БЕЛАЗ» была изготовлена первая опытно-промышленная партия самосвалов серии БЕЛАЗ-7530 грузоподъемностью 220 тонн. И сегодня, по мнению специалистов, из всей обширной линейки БЕЛАЗОВСКИХ машин самосвалы этого семейства, являются, пожалуй, одними из самых востребованных на рынке. А по совокупности технических характеристик и результатам работы во многом превосходят конкурентов.

При создании 220-тонных самосвалов специалистами предприятия был учтен богатый опыт проектирования и эксплуатации предшественников самосвалов серий БЕЛАЗ-7521 грузоподъемностью 170-190 тонн, что послужило основой для разработки будущей надежной конкурентоспособной машины.


Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн

Со временем с ростом интереса к машинам серии БЕЛАЗ-7530 увеличилась география их поставок. За всю историю создания 220-тонники производства Белорусского автомобильного завода были поставлены в такие страны как Россия, Китай, Австралия, Латинская Америка, Южная Африка. В дальнейшем были построены новые модификации машин, отличающиеся от первых образцов теми или иными конструкторскими особенностями. По заказу потребителей предприятие стало выпускать самосвалы нескольких модификаций и исполнений в зависимости от комплектации, условий эксплуатации, а также наличия дополнительных систем.

Технические особенности

Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7530 представляют собой двухосные технологические машины грузоподъемностью 220 тонн с жесткой литосварной рамой и кузовом с задней разгрузкой, с колесной формулой 4х2, передними управляемыми и задними ведущими колесами. Самосвалы этой серии предназначены для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, грунта и других сыпучих грузов вне дорог общего пользования, рассчитаны на эксплуатацию в сложных горнотехнических условиях карьеров различной глубины и конфигураций.


Карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-7530 в Сербии

На самосвалах устанавливаются дизельные, четырехтактные двигатели фирмы Cummins QSK60-C или MTU DD 16V4000 с V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха мощностью 1715 кВт (2300 л.с.) при 1900 об/мин.

Двигатели оборудованы пневмостартерным или электростартерным пуском, сухими 3 ступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года на самосвале установлен предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки с функцией подогрева топлива.

Выпуск отработавших газов осуществляется через теплоизолированные трубопроводы и металорукава оригинальной конструкции в газоприемник для обогрева грузовой платформы или глушители без обогрева платформы для стран с жарким климатом.

На карьерные самосвалы серии устанавливается электромеханическая трансмиссия (ЭМТ). Структурная схема силового блока с ЭМТ включает дизельный двигатель, приводящий во вращение тяговый генератор, который вырабатывает ток, который в свою очередь приводит во вращение электродвигатели. Через бортовые редукторы вращающий момент передается на колеса самосвала (система «мотор-колесо»). Система управления обеспечивает работу и контроль состояния всех компонентов тягового электропривода.

С течением времени со стороны заказчиков стали появляться требования о снижении затрат на техническое обслуживание элементов тягового электропривода переменно-постоянного тока и особенно электродвигателей постоянного тока в части замены щеток и обслуживания щеточно-коллекторного узла. Бурное развитие силовых полупроводниковых приборов привело к созданию надежных преобразователей частоты и возможности применения на самосвалах электродвигателей переменного тока. В настоящее время на ОАО «БЕЛАЗ» наряду с карьерными самосвалами с приводом переменно-постоянного тока выпускаются несколько моделей с ЭМТ переменного тока различных изготовителей. Соотношение мощностной и скоростной характеристик тягового электропривода позволило приблизить характеристики машины к параметрам идеальной теоретической бесступенчатой трансмиссии, для которой не требуется переключение передач, сила тока и напряжение, подводимые к тяговым электродвигателям определяют крутящий момент и скорость движения самосвала, обеспечивая плавное изменение мощности при движении.

Современная система управления приводом обеспечивает возможность воздействия не только на тяговый электропривод, но и на дизельный двигатель, что позволяет формировать тяговые характеристики, оптимально сочетаемые с характеристиками дизельного двигателя. В конечном счете это позволяет снизить расход топлива при работе самосвала. Отсутствие щеточно-коллекторного узла позволяет снизить эксплуатационные затраты на обслуживание самосвала.

Автокаталог

Использование тормозных резисторов общей мощностью 2,4 МВт позволяет удерживать постоянную скорость в 15 км/ч на 16%-ном спуске, что способствует увеличению производительности самосвала.

Высокая удельная мощность силовой установки и применение на 220-тонниках электропривода переменного тока четвертого поколения позволяет самосвалам развивать скорость до 60 км/ч.

Помимо этого в тяговом электроприводе реализованы следующие функции, улучшающие эксплуатационные характеристики самосвала:

  • электрический дифференциал;
  • противоюзовая система;
  • противобуксовочная система;
  • противооткатная система;
  • система автоматической ограничении скорости;
  • система стабилизации скорости на спуске;
  • система контроля и диагностики.


Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75309 с приводом переменного тока российской компании «Электросила»

Классическая колесная формула 4х2 в сочетании с направляющим аппаратом подвески, короткой базой и электромеханической трансмиссией переменного тока обеспечивают высокую плавность хода, маневренность и хорошие тягово-динамические характеристики.

Принятая схема подвески самосвалов обеспечивает наилучшую плавность хода по сравнению с аналогами и соответственно минимальные динамические нагрузки на оператора и узлы самосвала. Использование шаровых опор в цилиндрах подвески снижает трудоемкость и себестоимость ремонта, при ремонте требуется замена только вкладышей вместо шарнирных подшипников в сборе и не требуется демонтаж пальца подшипника, трудоемкость замены которого значительно вырастает в случае выработки в процессе эксплуатации.

Использование классической схемы редукторов мотор-колес ведущего моста максимально унифицированных с редукторной частью серийных 240-тонных самосвалов позволяет добиться высокой надежности данного узла.

Гидросистема привода рулевого управления, тормозов и опрокидывающего механизма объединенная, что позволяет упростить и унифицировать гидропривод. Привод гидронасоса переменной производительности осуществляется от выходного фланца тягового генератора без применения дополнительного редуктора, что позволяет снизить потери мощности и исключить из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода, достичь ресурса насосов до ремонта с учетом внедренной дополнительной системы фильтрации масла не менее 25-30 тыс. мото-часов.

Сегодня для улучшения экспортного потенциала машин серии БЕЛАЗ-7530, повышения их надежности проведены работы по усилению рамы, установлен аксиально-поршневой насос переменной производительности с внешним регулированием, новые телескопические гидроцилиндры подъема платформы с современными уплотнительными и направляющими элементами на основе полимерных материалов со встроенным клапаном плавного опускания платформы. Для улучшения условий работы водителя внедрена кабина повышенной комфортабельности с электронной панелью приборов, которая предоставляет возможность на базе компьютерных технологий в оптимальном режиме следить за состоянием и работой систем самосвала, обеспечивать безопасность процесса движения. В основную комплектацию самосвалов введены опции улучшающие их эксплуатационную привлекательность: система пожаротушения с дистанционным включением с автоматической системой тушения в заднем мосту, что позволило значительно повысить пожарную безопасность машин, введена модернизированная система контроля давления в шинах, усиленная передняя и задняя подвески с увеличением диаметров штоков и шаровых опор цилиндров подвески, установлен предпусковой подогреватель двигателя который позволяет осуществлять легкий запуск дизеля в условиях низких температур, централизованная система смазки, отопительно-кондиционерный блок, система контроля загрузки и топлива, система видеообзора, устройство сигнализации приближения к высоковольтной линии.

По заказу потребителя возможно комплектование различными грузовыми платформами обеспечивающими максимальное использование грузоподъемности самосвала в зависимости от плотности перевозимого груза. Также платформы могут комплектоваться футеровкой днища для защиты от износа при перевозке породы с большими абразивными свойствами.

Основные параметры технических характеристик карьерных самосвалов cерии БЕЛАЗ-7530 грузоподъёмностью 220 т:

Самосвал карьерный БЕЛАЗ-75302 БЕЛАЗ-75306 БЕЛАЗ-75307 БЕЛАЗ-75309
Грузоподъёмность, т 220
Модель двигателя MTU DD16V4000 QSK60-C QSK60-C MTU DD16V4000
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 1715(2300) 1715(2300) 1715(2300) 1715(2300)
Максимальный крутящий момент, Нм/мин-1 9313/1500 9053/1500 9053/1500 9313/1500
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт. ч 198 203 203 198
Уровень выбросов отработавших газов двигателя в соответствии с ЕРА Tier 1 Tier 1 Tier 1 Tier 1
Тяговый электропривод Переменно-постоянного тока Переменно-переменного тока
Тяговый генератор СГТ1400-8 / ГСТ-1600 ГСТ1600-8
— мощность, кВт 1600 1600
Тяговый двигатель ДК-724С/ЭК-735/ ЭДП-800 ТАД-7
— мощность, кВт 560 700
Объём кузова, м3 92,0 / 100,0 / 103,0 / 117 89,5 / 81,7 / 102,4
Объём кузова с шапкой «2:1», м3 130,0 / 138,0 / 141,0 / 147,4 131,0 / 124,3 / 141,1
Радиус поворота, м 15
Масса эксплуатационная, кг 156100 (комплектация в базовом исполнении)
Масса полная, кг 376100
Максимальная скорость, км/ч 43 60


Карьерные самосвалы БЕЛАЗ грузоподъемностью 220-240 тонн

По предварительным маркетинговым исследованиям и анализу рынка, сегодня ка-рьерный самосвал серии БЕЛАЗ-7530 востребован потребителями, а результаты экс-плуатации машины доказали, что приобретение карьерных самосвалов «БЕЛАЗ» грузо-подъемностью 220 тонн позволило горнякам снизить эксплуатационные затраты и повы-сить производительность при перевозках.

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Правила эксплуатации автомобилей БелАЗ

Техническое обслуживание автомобилей следует выполнять в полном объеме и с рекомендуемой периодичностью, применять топливо и смазочные материалы только указанных в руководстве марок.
 

В зимнее время двигатель перед пуском следует прогреть с помощью предпускового подогревательного устройства.

Время непрерывной работы маслозакачивающего насоса не должно превышать 2 мин., а стартера — 15 с. Повторное включение маслозакачивающего насоса или стартера допускается после перерыла не менее 1 мин.

Не допускается работа двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 70 °С, так как при этом резко возрастает износ деталей поршневой группы и снижается экономичность автомобиля.

Автомобили с двигателями с турбонаддувом должны работать на режиме холостого хода с минимальной частотой вращения коленчатого вала не более 10—15 мин.

Увеличивать частоту вращения холодного двигателя следует медленно — при резком увеличении может нарушиться смазка подшипников коленчатого вала.

В приводе вентиляторов системы охлаждения двигателя и гидромеханической передачи автомобилей в исполнении для холодного климата установлены электромагнитные фрикционные муфты с ручным дистанционным управлением.

При увеличении температуры охлаждающей жидкости двигателя или масла в гидромеханической передаче больше предельно допустимой необходимо включить соответствующий вентилятор.

Перед включением вентилятора установить частоту вращения двигателя не более 1000 мин-1.

В зимних условиях эксплуатации после прогревания двигателя необходимо прогреть масло в гидромеханической передаче до температуры не менее плюс 40 °С.

Трогание с места должно осуществляться при частоте вращения коленчатого вала двигателя не более 600 мин-1.

Ступени коробки передач необходимо переключать в строгой последовательности: первая—вторая—третья и т.

Карьерный богатырь БелАЗ 75131

д. и наоборот. Ступень заднего хода допускается включать только после полной остановки автомобиля. Запрещается переключать ступени коробки передач при включенной вспомогательной тормозной системе (тормозе-замедлителе).

Во время движения с включенной вспомогательной тормозной системой (тормозом-замедлителем) необходимо постоянно следить за температурой масла в гидромеханической передаче. Если масло нагреется до температуры плюс 110°С, тормоз-замедлитель необходимо выключить. Включать его повторно следует только после охлаждения масла до плюс 90 °С.

Стояночная тормозная система рассчитана только для затормаживания автомобиля на стоянках или в аварийной ситуации.

Если автомобиль поставлен на стоянку более чем на 10 суток, то для разгрузки шин под него должны быть установлены подставки. Груженый автомобиль оставлять на шинах допускается не более чем на двое суток.

Шины с разными рисунками и степенью изношенности протектора, особенно на сдвоенных задних колесах, применять на одном автомобиле не допускается.

При буксировании автомобиля с поврежденным двигателем или приводом насоса гидромеханической передачи отсоединить задний карданный вал, чтобы исключить повреждение фрикционных муфт.

Пуск двигателя буксированием автомобиля невозможен, так как насос гидромеханической передачи не подает масло, и диски фрикционных муфт разомкнуты.

При движении на спуске накатом увеличение частоты вращения двигателя больше номинальной не допускается, иначе возможно повреждение двигателя.

В зимний период по окончании работы слить воду из системы охлаждения двигателя через сливные краны, предварительно сняв крышку расширительного бачка. Расположение сливных кранов указано в разделе «Двигатели».

Лампы сигнализации об аварийном состоянии узлов и систем — красный свет — при нормальном функционировании этих систем не горят. Их включение — сигнал о неисправности в соответствующем узле или системе.

Перед мойкой автомобиля на воздухозаборники фильтров должны быть установлены защитные чехлы, чтобы исключить попадание воды в цилиндры двигателя.

При мойке автомобиля не допускается направлять прямую струю воды на топливный насос высокого давления, агрегаты и приборы электрооборудования, защитные чехлы воздушных фильтров.

Новый или отремонтированный цилиндр подвески необходимо транспортировать только в вертикальном положении, как он установлен на автомобиле. Допускается отклонение осп цилиндра от вертикали не более 30°.

В зимний период эксплуатации после продолжительной стоянки автомобиля на открытой площадке первые 15—20 мин рекомендуется двигаться со скоростью 10—15 км/ч, чтобы детали трансмиссии и ходовой части, особенно шины, нагревались медленно — это повысит их долговечность.

Не допускается регулировка реле-регулятора на напряжение более 28,5 В (в зимнее время более 30,0 В) на всех режимах работы генератора. При завышенном напряжении происходит кипение электролита с обильным выделением водорода, что может привести к взрыву.

При обслуживании генератора и реле-регулятора запрещается: запуск двигателя при отсоединенном проводе «плюс» между генератором и реле-регулятором;

замыкание клеммы «ВЗ» и «Ш» между собой; замыкание клеммы «ВЗ», «Ш» и «О» на «корпус»; подключение аккумуляторных батарей обратной полярностью; отключение аккумуляторных батарей от «массы» при работающем двигателе, так как это приведет к возникновению на выпрямителе генератора напряжения, опасного для элементов выпрямителя. Своевременно с установленной периодичностью следует очищать

батареи и вентиляционные отверстия в них от грязи, проверять п доводить до нормы плотность и уровень электролита в аккумуляторах.

Контактор с поврежденной или разбитой крышкой должен быть заменен новым.

Категорически запрещается запуск двигателя от внешнего источника тока напряжением более 30 В.

Прежде чем останавливать двигатель, следует перевести его на 2—3 минуты на режим с частотой вращения 1000 мин-1.

На стоянках необходимо вынимать ключ из замка-выключателя для исключения разрядки аккумуляторных батарей.

Высота падения груза на пол платформы не должна превышать 2,5 м, а масса глыбы — 2500 кг.

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Устройство трансмиссии автомобилей БелАЗ

Категория:

   Текущее обслуживание

Устройство трансмиссии автомобилей БелАЗ

Далее: Техническое обслуживание гидромеханической передачи

Трансмиссия автомобилей БелАЗ состоит из гидромеханической передачи, карданной передачи и ведущего моста. В гидромеханическую передачу входят согласующий редуктор, гидротрансформатор, фрикционная коробка передач и гидравлический тормоз-замедлитель. Карданная передача состоит из карданных валов трансмиссии и ведущего моста. Ведущий мост включает центральный редуктор, полуоси и бортовые (планетарные) редукторы.

Гидромеханическая передача (рис. 11) предназначена для преобразования крутящего момента, идущего от двигателя к ведущим колесам, что позволяет автоматически, в зависимости от дорожных условий, изменяться тяговому усилию на ведущих колесах автомобиля, так как в гидротрансформаторе происходит бесступенчатое преобразование крутящего момента. Крутящий момент, а следовательно, и тяговое усилие изменяют также переключением передач в трехступенчатой фрикционной коробке передач (рис. 12).

Перед гидромеханической передачей установлен согласующий редуктор, картер которого закреплен на картере гидротрансформатора. Назначение согласующего редуктора (шестеренчатого) — приведение в соответствие частоты вращения вала двигателя и насосного колеса гидротрансформатора для получения наиболее выгодных условий их совместной работы.

Кроме того, согласующий редуктор служит для отбора мощности на масляные насосы объединенной гидравлической системы гидроусилителя рулевого управления и подъемного механизма: платформы^ Согласующие редукторы автомобилей БелАЗ-540А и БелАЗ-548А различаются только-передаточным отношением и промежуточным валом, который служит у автомобиля БелАЗ-548А для привода третьего насоса.

Рис. 11. Гидромеханическая передача:
1 — подшипник насосного колеса, 2 — ступица реакторов, 3 — радиально-упорный подшипник, 4 — ведущий фланец, 5 — ступица тур
бинного колеса, 6 — кожух гидротрансформатора, 7 — реакторы, 8 — турбинное колесо, 9 — насосное колесо, 10 — муфта свободного хода, 11 — ступица насосного колеса, 12 — ступица гидротрансформатора, 13 — картер коробки передач, 14— передний подшипник ведущего вала, 15 — ведущая шестерня первой передачи, 16 — фрикцион первой передачи, 17 — шлицевая втулка подвода смазки, 18 — ведущая шестерня третьей передачи, 19 — ведущая шестерня второй передачи, 20 — фрикцион второй передачи, 21 — ступица фрикциона, 22 — распределитель ведущего вала, 23— ведущая шестерня заднего хода, 24 — набор распорных втулок, 25 — задний подшипник ведущего вала; 26 — корпус тормоза-замедлителя, 27 — ротор, 28 — крышка, 29 — ведущий вал, 30 — ведущая шестерня привода насоса, 31 — фланец, 32 — , ведомый вал, 33 — задний подшипник ведомого вала, 34 — ведомая шестерня заднего хода, 35 — фрикцион заднего хода, 36—ведомая шестерня второй передачи, 37 — ведомая шестерня третьей передачи, 38 — фрикцион третьей передачи, 39 — ведомая шестерня первой передачи, 40 — шестерня привода муфты свободного хода, 41 — блок насосов, 42 — распределитель ведомого вала

Гидротрансформатор работает в двух режимах: – режим гидротрансформатора (заклиненные колеса реактора между насосным и турбинным колесами для увеличения до 3,5 раз крутящего момента) при увеличении нагрузки на колесах; – режим гидромуфты (колеса реакторов расклинены и вращаются с одинаковой скоростью с насосным и турбинным колесами) при значительном уменьшении нагрузки на колесах, например движение на ровном участке дороги.

Рис. 12. Привод переключения передач:
1 — вал привода переключения передач, 2, 3, 11, 12 — рычаги, 4 — кронштейн, 5 —наконечник сферического подшипника, 6 — шаровой палец, 7 и 6 — поперечные тяги, 9 и 10 —продольные тяги, 13 — валик, 14 — втулка, 15 — кронштейн двуплечих рычагов, 16 — двуплечий рычаг

Гидротрансформатор обеспечивает надежную работу двигателя при любой нагрузке на автомобиль и позволяет получать малые скорости движения при устойчивой силе тяги на ведущих колесах.

Гидротрансформатор (см. рис. 11) состоит из насосного и турбинного колес, двух реакторов и двух муфт свободного хода. Колесо насоса жестко соединено с двигателем через согласующий редуктор и муфту и передает энергию двигателя потоку рабочей жидкости; форма и наклон его лопасти таковы, что сообщают потоку жидкости оптимальные скорость и направление на всех режимах работы. Колесо турбины соединено с ведущим валом коробки передач и передает ему энергию потока, текущего по межлопаточным каналам, — преобразует энергию потока жидкости в механическую энергию. Реакторы со ступицей гидротрансформатора соединены через муфты свободного хода и увеличивают крутящий момент, передаваемый от насосного колеса, путем изменения потока жидкости на обратный и усиливая при этом давление на лопатки турбинного колеса. Колеса насоса и турбины, а также реакторы образуют кольцевую полость, в которой при работе гидромеханической передачи постоянно циркулирует жидкость (масло).

Гидротрансформатор при больших нагрузках увеличивает крутящий момент, передаваемый от двигателя (режим трансформатора), а при малых нагрузках передает крутящий момент без изменений (режим гидромуфты).

Коробка передач двухвального типа с индивидуальными многодисковыми фрикционами переключения ступеней. В коробке три передачи переднего хода и одна — заднего. Все фрикционы одинаковы по конструкции, взаимозаменяемы (без шестерен) и состоят из корпуса, поршня, ведущих и ведомых дисков, ступицы, опоры и нажимных пластин. Корпус (барабан) фрикциона и поршень образуют гидравлический исполнительный цилиндр для сжатия фрикционных дисков. Для включения фрикционов (сжатия дисков) рабочая жидкость подается в цилиндр и перемещает поршень, который через рычаги перемещает нажимной диск фрикциона и сжимает ведущие и ведомые диски — шестерня блокируется с валом,, включается передача.

Гидродинамический тормоз-замедлитель — лопастного типа, установлен на ведущем валу коробки передач и служит для поддержания постоянной скорости движения автомобиля на спуске без использования колесных тормозов. Управление тормозом-замедлителем педальное, привод— пневматический. При включении тормоза-замедлителя масло, нагнетаемое насосом гидротрансформатора, подается в рабочую полость тормоза-замедлителя и тем самым создается тормозной момент. Тормозной момент тормоза-замедлителя возникает только при движении с включенной передачей и после заполнения рабочей камеры жидкостью.

Гидравлическая система гидромеханической передачи, состоящая из систем главной масляной магистрали и магистрали питания гидротрансформатора, предназначена для: – включения ступеней коробки передач (при подаче масла под давлением в рабочий цилиндр одного из четырех фрикционов); – наполнения полостей гидротрансформатора и тормоза-замедлителя жидкостью (приведения их в рабочее состояние) и циркуляции жидкости для охлаждения; – смазки рабочих деталей согласующего редуктора, коробки передач и отвода тепла, выделяющегося при их работе.

В систему.главной масляной магистрали входят: маслоприем-ник, главная секция насоса, редукционный и предохранительный клапаны, золотники переключения передач и фрикционы. В.систему магистрали питания гидротрансформатора входят: секция насоса, гидротрансформатор, тормоз-замедлитель, клапан гидротрансформатора; золотник привода управления тормозом-замедлителем, масляный фильтр и радиатор.

При работе гидромеханической передачи с выключенным тормозом-замедлителем масло постоянно циркулирует по кругу: насос — гидротрансформатор — фильтр — радиатор — насос. Если включен тормоз-замедлитель, часть масла циркулирует по кругу, а остальное масло проходит через тормоз-замедлитель и дальше через фильтры поступает в,радиатор. .

Рис. 13. Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А:
1 — фланец крепления кардана, 2 — обойма, 3 — резиновая втулка, 4 — масленка, 5,7 — скользящие фланцы, 6 —- обойма уплотнения, 8 — фланец-вилка, 9 — предохранительный клапан, 10 — крестовина, 11 — фланец согласующего редуктора, 12 — сальник, 13 — игольчатый подшипник, 14 — крышка подшипника, 15 — стопорная пластина, 16 — кольцо, 17 — войлочное кольцо, 18 — распорная втулка, 19 — маховик двигателя

Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А (рис. 13) передает крутящий момент от двигателя к согласующему редуктору и состоит из эластичного сочленения, кардана и шлицевого соединения. Резиновые втулки эластичного сочленения соединены между собой попарно при помощи обойм и болтов с гайками и шплинтами. Всего таких пар четыре. Одна из втулок каждой пары соединена с фланцем крепления кардана, а вторая — с передним скользящим фланцем. Кардан состоит из фланцев-вилок, крестовины с предохранительным клапаном и игольчатого подшипника с сальником. Шлицевое соединение состоит из переднего и заднего скользящих фланцев. Оно компенсирует осевые перемещения гидромеханической передачи относительно двигателя.

Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-548А в отличие от карданного вала автомобиля БелАЗ-540А не имеет заднего скользящего фланца, вместо него установлен сварной вал.

Карданный вал заднего моста (рис. 14) состоит из двух карданов и шлицевого соединения. Каждый кардан состоит из фланца-вилки, крестовины, вилки, вала, игольчатых подшипников, закрепленных посредством крышек, стопорных пластин и болтов. Шлицевое соединение позволяет валу изменяться по длине при колебаниях ведущего моста относительно рамы автомобиля.

Рис. 14. Карданный вал заднего моста:
1 — фланец-вилка, 2 — предохранительный клапан, 3 — крестовина, 4 — пробка, 5 — заглушка, 6—скользящая вилка, 7 — обойма уплотнения, 8, 9 — кольца, 10 — вал, 11 — балансировочные пластины, 12 — масленка, 13 — защитное резиновое кольцо, 14 — обойма сальника, 15 — сальник, 16 — шайба, 17 — крышка подшипника, 18— игольчатые ролики подшипника, 19 — корпус игольчатого подшипника, 20 — стопорная пластина, 21 — упорное кольцо

Карданные валы автомобилей одинаковы и отличаются только длиной.

Задний мост автомобиля (рис. 15) состоит из главной передачи с дифференциалом и двух конических передач. Главная передача представляет собой конический редуктор с дифференциалом, встроенным в ведомую шестерню.

Ведущая шестерня главной передачи (рис. 16) установлена в картере на конических роликовых подшипниках и цилиндрическом роликовом подшипнике. Ведущая шестерня главной передачи автомобиля БелАЗ-548А установлена на четырех подшипниках: двух радиально-упорных и двух цилиндрических роликовых. В остальном главные передачи обоих автомобилей не имеют конструктивных отличий, кроме габаритов. Между внутренними кольцами подшипников установлены распорные втулки и шайба, которая служит для регулировки осевого зазора в конических подшипниках. Картер ведущей шестерни крепится болтами к картеру главной передачи. Между картерами установлены прокладки, регулирующие зацепления конических шестерен. Дифференциал установлен на двух подшипниках в разъемных опорах картера главной передачи. Состоит он из двух чашек, внутри которых установлена крестовина с четырьмя сателлитами.

Колесные передачи планетарного-типа расположены в ступицах задних колес (см. рис. 15). Ведущая шестерня посажена на шлицы полуоси и находится в зацеплении с тремя сателлитами, установленными в водиле (каждый на двух роликовых подшипниках) и входящими в зацепление с опорной шестерней. Водило болтами крепится к ступице колеса и вращается вместе со ступицей. Крутящий момент передается от ведущей шестерни к сателлитам, которые, перекатываясь по неподвижной опорной шестерне, приводят во вращение водило и, следовательно, ступицу колеса.

При обслуживании трансмиссии автомобиля необходимо выполнять следующие операция.

Белаз-75131, 75132 Руководство по эксплуатации

Ежедневное обслуживание. При ЕО проверяются: уровень масла в поддоне гидромеханической передачи, герметичность маслопроводов и состояние радиатора на отсутствие подтекания масла; четкость переключения передач; работа гидромеханической передачи на слух (стуки не допускаются) и по показаниям приборов (давление масла во фрикционах и гидротрансформаторе).

Первое техническое обслуживание.

При ТО-1 нужно: – подтянуть болты крепления гидромеханической передачи, карданных валов и главной передачи ведущего моста; – проверить работу и отрегулировать привод переключения передач; – проверить техническое состояние гидротрансформатора по отложениям на элементах фильтра гидромеханической передачи и уровень масла в главной и колесных передачах ведущего моста; – техническое состояние уплотнений фрикционов переднего хода по величине давления на нейтрали и при включенной передаче.

Второе техническое обслуживание.

При ТО-2 следует: – заменить фильтрующие элементы масляного фильтра гидромеханической передачи; – промыть систему и заменить масло в гидромеханической передаче (при применении масла типа А — через три-четыре ТО-2); – проверить центрирование гидромеханической передачи с двигателем и затяжку стяжных болтов крепления резиновых втулок промежуточного карданного вала; – отрегулировать зазоры в главной передаче ведущего моста, проверить зазоры в подшипниках ведущей шестерни, состояние деталей дифференциала (через четыре ТО-2— 2000—2250 ч); – заменить масло в картере ведущего моста и колесных передачах (через четыре ТО-2 при применении масла ТАп-15В).

Читать далее: Техническое обслуживание гидромеханической передачи

Категория: — Текущее обслуживание

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *