БАЗ 5937 ОСА

БАЗ-5937 — специальное плавающее колёсное шасси предназначенное для монтажа пусковой установки 9А33 зенитно-ракетного комплекса 9К33 «Оса» и её модификаций.

Первые опытные БАЗ-5937 были построены в 1969-1970 годах, серийное производство началось в 1972 году.

Первые партии шасси оборудовали чуть укороченными корпусами с как бы обрезанной передней частью и плоской лобовой панелью, при этом световые приборы размещались в ограждениях по бокам отсека управления без боковых окон. В процессе серийного производства практически единственной внешней модификацией машин являлась удлиненная передняя остроносая часть корпуса со встроенными в нее светомаскировочными фарами и дополнительные угловые треугольные окна кабины, повышавшие обзорность с места водителя и безопасность перемещения в колоннах.

Шасси выполненно по бортовой схеме с разным расстоянием между первой и второй парами односкатных колес (2800+2600 мм.). Машины снабжались двигателем танкового типа заднего расположения с непосредственным впрыском, который выпускал Барнаульский завод транспортного машиностроения «Барнаултрансмаш». Он являлся модификацией мотора УТД-20 для первых гусеничных боевых машин пехоты (БМП) и снабжался жидкостным охлаждением, предпусковым подогревателем, установленным над мотором радиатором и дублированной системой запуска – от обычного электростартера и пневматической от газового баллона высокого давления (135 – 150 кгс/см²). Коробка передач была механической 5-ступенчатой и работала с двухступенчатой раздаточной коробкой, оборудованной встроенным симметричным межбортовым блокируемым дифференциалом. От неё крутящий момент передавался 16 карданными валами на одноступенчатые бортовые и колесные редукторы каждого борта. В трансмиссию входили также сухое двухдисковое сцепление и коробка отбора мощности на электрогенератор, компрессор и гидронасос. Индивидуальная независимая рычажно-торсионная подвеска каждого колеса обеспечивала достаточную проходимость, плавность хода и увеличение скорости движения на местности.

Передвижение на плаву обеспечивалось двумя одноступенчатыми водометными движителями пропеллерного типа и за счет вращения всех колес, а управление машиной – отклонением заслонок водометов, встроенных в боковые водоводные каналы.

Шасси оснащали автономной системой электропитания, двумя водоотливными насосами с электроприводом, фильтровентиляционной установкой, отопительно-вентиляционной ОВ-65Г, танковым переговорным устройством Р-124, ультракоротковолновой радиостанцией Р-123 и передними откидными волноотражающими щитами. В их комплект входили также автоматическая система пожаротушения «Роса», средства радиационной разведки и спецобработки, навигации и топопривязки, приборы ночного видения и наблюдения при движении на плаву.

Шасси БАЗ-5937 являлись мобильной базой самоходного ЗРК 9К33 «Оса» малой дальности и двух систем обеспечения его боевых действий и обслуживания. Комплекс позволял поражать низколетящие цели, передвигавшиеся со скоростями до 500 м/с, на высотах от 25 м. до 5 км. и дальностях до 10 км.

РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ

В его состав входили боевые машины серии 9А33 – самоходные пусковые установки (СПУ) с системами для запуска четырех или шести управляемых ракет 9М33 и средствами разведки и наведения, транспортно-заряжающая машина 9Т217 на шасси БАЗ-5939 для перевозки боеприпасов, перезарядки и аварийной дозаправки боевой техники, а так же полевые средства технической помощи и обслуживания на шасси БАЗ-5938. Отличия шасси состояли в конфигурации и вместимости корпусов, в весовых и габаритных параметрах, внутренней планировке, наборах дополнительного оснащения и комплектации. Все они обеспечивали передвижение ракетного комплекса в дневное время по шоссе с максимальной скоростью 60 км/ч и по грунтовым дорогам – 30 км/ч, ночью – от 10 до 25 км/ч, на плаву – 8 км/ч. Общей сборкой ЗРК «Оса» занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ).

В 1969 – 1970 годах опытные образцы БАЗ-5937 стали базой первой СПУ 9А33 «Оса» и ее первой модификации 9А33А. После их испытаний 4 октября 1971 года ЗРК 9К33 «Оса» был принят на вооружение. В него входила вновь модернизированная система 9А33Б. В отличие от первых образцов с раздельными пусковым устройством и антенным постом на ней был смонтирован единый антенно-пусковой комплекс с двумя парами открыто расположенных ракет 9М33 со стартовой массой 128 кг. и длиной 3158 мм., которые могли поражать цели на высотах от 200 м. до 5 км. и на дальности до 9 км. Вторым активным элементом являлась радиолокационная станция сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной поиска и сопровождения целей с круговым обзором, вращавшейся со скоростью 33 оборота в минуту. Во время движения она позволяла производить обнаружение воздушных целей на высотах от 50 м. до 5 км. и на дальности до 27 км. В комплект боевой машины входила также аппаратура разведки, наведения и связи. Боевая масса СПУ составляла 18 680 кг.

Зимой 1973 года с целью увеличения зоны поражения начались испытания модернизированного ЗРК 9К33М «Оса-А» с пусковой установкой 9А33БМ с прежним антенно-пусковым устройством и четырьмя ракетами, и параллельно с ним на испытания поступил опытный комплекс «Оса-К» с шестью ракетами, размещенными в двух боковых транспортно-пусковых контейнерах. По результатам испытаний в октябре того же 1973 года было принято решение о переоборудовании ЗРК «Оса-А» шестью ракетными пусковыми устройствами от комплекса «Оса-К». Так появился новый ЗРК 9К33М2 «Оса-АК», оснащенный боевыми машинами 9А33БМ2 с контейнерами на шесть ракет 9М33М2 и дальностью стрельбы до 10 км, новым оборудованием наведения, улучшенной помехозащищенностью и уменьшенной массой аппаратуры. Их испытания проводились с сентября 1974-го до февраля 1975 года, после чего комплекс «Оса-АК» приняли на вооружение. В связи с тем, что он не мог эффективно вести борьбу с боевыми вертолетами, в 1975 году началась работа по его очередной модернизации. В 1977 году обновленный ЗРК, способный поражать цели на высоте до 25 м., прошел первые испытания, а его доработанный вариант в сентябре – декабре 1979-го успешно преодолел цикл государственных испытаний. В 1980 году он был принят на вооружение как ЗРК 9К33М3 «Оса-АКМ» с СПУ 9А33БМ3 и шестью ракетами 9М33М3, приспособленными для стрельбы по низколетящим целям.

Специальные колесные шасси БАЗ-5937 в составе ЗРК «Оса» поступали на вооружение зенитно-ракетных полков мотострелковых дивизий Советской Армии. Также комплексы как под наименованием «Оса», так под экспортным обозначением «Ромб» поставлялись за рубеж в страны Варшавского договора и в такие страны, как Ангола, Алжир, Индия, Ирак, Иордания, Гвинеи-Бисау, Ливия, Польша, Сирия, Югославия, Вьетнам и др. Некоторое количество ЗРК из Анголы было передано ЮАР, а после объединения Германии в 1992 году комплексы «Оса» бывшей армии ГДР были переданы Греции. В общей сложности комплекс состоял на вооружении 25 стран и до сих пор эксплуатируется около 400 боевых машин этого типа./p>

Серийный выпуск комплекса «Оса» был остановлен в 1990 году, когда приток военных заказов иссяк. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов на БАЗе был произведен восстановительный и капитальный ремонт нескольких десятков шасси двух первых типов для Российской Армии и зарубежных заказчиков. В настоящее время ОАО Ижевский электромеханический завод «Купол» на базе своей последней серийной модели 9К33М3 «Оса-АКМ» предлагает модернизированный ЗРК 9К33М3-1 с ракетами 9М33М3, в состав которого входят обновленная пусковая установка 9А33БМ3-1 на доработанном шасси БАЗ-5937, а также прежние ТЗМ 9Т217БМ2 и машина техобслуживания 9В210М3.

   Технические характеристики:

Колёсная формула 6х6

Формула рулевого управления 1-0-3

Осевая формула 1-1-1

Тип шасси корпусное, плавающее

Число мест 5

Ширина преодолеваемого рва 2,0 м.

Угол преодолеваемого подъёма 30º

Угол преодолеваемого косогора 20º

Допустимый угол крена на плаву 15º

Грузоподъёмность 7500 кг.

Снаряженная масса 10700 кг.

Полная масса 18700 кг.

Длина 9165 мм.

Ширина 2782 мм.

Высота по корпусу 1948 мм.

Дорожный просвет 430 мм.

Колея 2275 мм.

Радиус поворота 12 м.

Запас хода 738 км.

   Двигатель 5Д20Б-300: дизельный, 4-тактный, V-образный, с непосредственным впрыском, жидкостного охлаждения

Число цилиндров 6

Рабочий объём 15,9 л.

Максимальная мощность 300 л.с.

Электрооборудование однопроводное 24 В

Рулевой механизм червячного типа с двумя поршневыми гидроусилителями двойного действия (для передних и задних колёс)

Тормоза барабанные, герметизированные с пневмогидравлическим приводом с двумя ресиверами

Шины ИД-Б284: 1200х500-508

Колёса с системой регулирования внутреннего давления от 1,0 до 4,0 кгс/см²

Топливный бак 320 л.

Ракеты, мишени, торпеды.

Класса «Воздух-Воздух», это модифицированная ракета Р-37,этим оружием оснащаются современные российские истребители типа МиГ-31М.Подробная инструкция и ее фото,нажмите только на фото и все

Ракета Х-29Т предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа: железобетонные укрытия, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП, корабли и десантно-высадочные средства.

Ракета-торпеда «КЛАБ»

Система «КЛАБ» изготовлена ОКБ «Новатор» (Екатеринбург). Класс: «подводная лодка — корабль». Дальность полета — до 300 км. Пуск производится из штатного торпедного аппарата диаметром 0,533 м. Высота полета снижается до 20 м над уровнем моря. Комплекс стал своеобразным ответом российских конструкторов на появление у иностранных флотов современных РПК — «Асрок», «Милас», «Отомат». Но ответ, прямо скажем, неадекватный: «Медведка» значительно совершеннее.

Ракета «Точка»

Это тактические баллистические одноступенчатые ракеты ближнего радиуса действия. Они запускаются с пусковой установки 9P129 6×6 и транспортируются на ракетном тягаче 9T238, который может быть прицеплен к грузовику ЗИЛ-131. Во время транспортировки ракета вместе с боеголовкой закрывается чехлом, который должен обеспечивать постоянство температуры.

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Максимальная дальнобойность ракеты 70 километров при точности попадания 160 метров. У модели Tochka-U с улучшенным составом топлива максимальная дальнобойность 120 км.

Ракета Р-33

Ракета предназначена для перехвата и уничтожения летательных аппаратов различных типов, в том числе маловысотных крылатых ракет, на расстоянии более 100 км при автономных и групповых действиях самолетов-носителей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в свободном пространстве и на фоне земли в широком диапазоне высот и скоростей полета целей. Применяется с подфюзеляжных авиационных катапультных установок (под фюзеляжем МиГ-31 в полуутопленном положении подвешивается 4 таких ракеты

Ракета «Москит»

Ракета 3М-80Е («Москит») является основным элементом противокорабельного комплекса ударного ракетного оружия 3М-80Е, включающего в себя, кроме ракеты, пусковую установку и корабельную систему управления пуском, размещенные на корабле-носителе. Предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещенных, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условияхсовременных и переспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия.

Зенитно-ракетный комплекс С-300.

Оптимизирован для борьбы с высокоточным оружием, крылатыми ракетами и баллистическими целями, в том числе малозаметными. Она не просто разрушает воздушные цели, но и подрывает их боевую часть. Вероятность поражения одной ракетой заданных целей без учета эксплуатационной надежности составляет:
не менее 0,9 для пилотируемых целей, в том числе выполненных по технологии “стелс”, барражирующих и совершающих противозенитный маневр;
не менее 0,8 для беспилотных целей, в том числе совершающих противозенитный маневр (при этом с вероятностью не менее 0,7 сопровождается уничтожением их боевой нагрузки).

Зенитно-ракетный комплекс С-400.

В первой половине 80 — х годов ЦКБ «Алмаз» (генеральный конструктор А. Леманский) приступило к разработке зенитной ракетной системы 4 — ГО поколения, получившей в последствие обозначения ЗРС С — 400 «Триумф» (по другим данным система имеет наименование С — 300ПМ — 3). Новая ЗРС предназначена для замены ЗРС типа С — 300П и С — 200 и должна обеспечивать повышенную эффективность при борьбе с новыми типами целей — малозаметными летательными апаратами, выполнеными с использованием технологии Stealth, малоразмерными крылатыми ракетами

Новейшие ракетные комплексы России
«Эскандер-Э»,

Предназначенны для нанесения эффективных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям, относится к числу безусловных приоритетов. Эта разработка имеет высокую огневую производительность. Дальность пуска ракеты «Искандер-Э» составляет 50-280 км, стартовая масса — 3.800 кг, масса полезной нагрузки — 480 кг. Ракета, изготовленная по технологии «Стелс», управляется на всей траектории полета. Сразу после старта и непосредственно при подходе к цели она выполняет энергичное маневрирование. В зависимости от типа траектории перегрузки колеблются в пределах от 20 до 30 единиц.

История создания

 
  Самоходная пусковая установка ЗРК «Оса»
 

Разработка автономного самоходного войскового зенитного ракетного комплекса «Оса» (9К33)* началась в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 г. Комплекс предназначался для поражения целей, летящих на высотах от 50 — 100 м до 5 км со скоростью до 500 м/с на дальностях от 0,8-1 км до 8-10 км. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания. Новыми были и требования по обнаружению воздушных целей в движении и поражению их огнем с коротких остановок.

Вес ЗУР не должен был превышать 60-65 кг, что позволяло двум военнослужащим осуществлять вручную операции по заряжению пусковой установки.

Основным предназначением комплекса было прикрытие от низколетящих целей сил и средств мотострелковых дивизий. Одновременно Постановлением задавалась разработка корабельного ЗРК «Оса-М» с использованием ракеты и части радиоэлектронных средств комплекса «Оса».

Разработка комплекса «Оса» проходила непросто. Если неудачи в ходе разработки ЗРК «Куб» лишили занимаемых должностей двух главных конструкторов, то при создании «Осы» пришлось сменить не только главных лиц, но и организации — разработчиков ракеты и шасси самоходной установки.

Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9АЗЗ комплекса 9КЗЗ было определен НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса и машины был назначен М.М.Косичкин.

Разработку ракеты поручили КБ завода № 82 Мосгорсовнархоза во главе с А.В.Потопаловым. В начале пятидесятых годов этот завод первым в нашей стране освоил серийный выпуск разработанных коллективом С.А.Лавочкина зенитных ракет для первенца зенитных ракетных войск ПВО страны — «Системы-25». Предполагалось, что подобно другим КБ, ранее созданным при серийных заводах и в конце пятидесятых годов перешедшим к самостоятельным разработкам, конструкторский коллектив Потопалова сумеет создать ЗУР с требуемыми характеристиками.

Как и в случае пусковой установки комплекса «Куб», разработка боевой машины была поручена СКБ-203 Свердловского совнархоза во главе с А.И.Яскиным.

На определении концепции построения ЗРК «Оса» определенное влияние оказала информация о проведении в США работ по созданию автономного самоходного ЗРК «Маулер» с размещением всех его средств на шасси широко внедряемого в те годы гусеничного многоцелевого бронетранспортера (БТР) М-113. Отметим, что, в конечном счете, американцам не удалось создать этот комплекс.

Достигнутые в нашей стране в конце пятидесятых годов блестящие успехи в области создания (в основном — под руководством В.А.Грачева) колесных вездеходов определили выбор в качестве прототипа шасси для ЗРК «Оса» одного из образцов плавающих бронетранспортеров, разрабатывавшихся для мотострелковых частей несколькими КБ на конкурсной основе в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов.

Уже в январе 1961 г. КБ завода ЗиЛ отказалось от дальнейшего участия в работах по ЗРК «Оса», так как грузоподъемность разрабатываемого им шасси ЗиЛ-153 — 1,8 т был явно недостаточной для размещении ПУ с ракетами и систем комплекса. По той же причине не подошел победитель конкурса бронетранспортеров — БТР-б0П Горьковского автозавода. На протяжении нескольких последующих лет работы велись применительно к шасси колесного «объекта 1040», создаваемого а базе опытного бронетранспортера «объект 1015», разработанного конструкторами Кутаисского автомобильного завода Совнархоза Грузинской ССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск.

В 1961 году был выпущен аванпроект ЗРК «Оса», в котором был определены основные технически решения и характеристики ракета и комплекса в целом.

Уже на этой стадии выявило тревожные признаки расстыковки показателей основных элементов pакеты и комплекса, разрабатываемы различными организациями.

Первоначально аналогично комплексу «Куб» для ракеты была принята полуактивная радиолокационная ГСН. Она была объединена с автопилотом в так называемый многофункциональный блок. Масса этого важнейшего элемента бортовок оборудования по отношению к заданной была превышена в полтора раза и достигла 27 кг. Вообще, и мнению Заказчика — ГРАУ, применение такой ГСН было недостаточно обосновано в сравнении с так» рассматривавшемся в аванпроектом вариантом радиокомандной системы в сочетании с инфракрасной ГСН.

Большая «воронка» мертвой зоны, достигающая в диаметре 14 км на высоте 5 км, делала ЗРК уязвимым от атак самолетов, действующих на средних высотах с последующим пикированием на цель.
Нереальными оказались и заложенные в проект ЗУР характеристики двигательной установки. Уже на ранней стадии конструкторы отказались от использования прямоточного двигателя — в относительно малой ракете он не обеспечивал преимуществ в сравнении с обычным твердотопливным двигателем. Однако и для РДТТ технология тех лет не обеспечивала создание рецептур топлива с нужной энергетикой.

БАЗ-5937 плавающее колесное шасси

Вместо требуемого удельного импульса 250 кг-с/с применение топ-лива разработки НИИ-9 обеспечивало только 225-235 кг-с/с, а предложенного ГИПХ — 235-240 кг.с/с.

На боевой машине необходимо было разместить средства комплекса общей массой 4,3..6 т, что существенно превышало грузоподъемность небольшого колесного шасси типа БТР.

В связи с неувязкой характеристик компонентов ракеты и комплекса по решению ВПК было выпущено дополнение к эскизному проекту. На этой стадии был осуществлен переход от полуактивного радиолокационного самонаведения к радиокомандному наведению. При этом величина максимальной дальности поражения составила 7,7 км вместо заданных 8-10 км. Требуемая верхняя граница зоны поражения обеспечивалась только для околозвуковых целей.

Так как по проекту БТР Кутаисского завода имел грузоподъемность всего 3,5 т, для размещения на нем средств комплекса массой как минимум 4,3 т было принято решение об исключении пулемётного вооружения и переходе на применение легкого дизеля мощностью 180 л.с. вместо использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 л.с. Рассматривалось также и колесное шасси Мытищинского завода ММЗ-560, но его применение было сопряжено с неприемлемым увеличением массы комплекса до 19т.

В 1962 году был выпущен технический проект комплекса, но работы фактически еще не вышли из стадии экспериментальной лабораторной отработки основных систем.

—————————————
* — на стадии разработки тактико-технических требований комплекс носил наименование «Эллипсоид«

27 октября 1960 года Советом Министров было принято Постановление № 1157-487 о разработке зенитных ракетных комплексом «Оса» и «Оса-М», соответственно для ПВО Сухопутных войск и ВМФ. Разработка ракет велась по единым тактико-техническим требованиям и существенных различий в их конструкции не было.

Разработчики:

  • головной по комплексу в целом и конкретно по станциям обнаружения и головке самонаведения — НИИ-20 ГКРЭ, гл. конструктор В.П.Ефремов;
  • по ракете КБ-82, главный конструктор Потапов;
  • по корабельной рулевой установке — ЦКБ-34;
  • двигательная установка — ОКБ-81 ГКАТ;
  • боевая часть — НИИ-24;
  • радиовзрыватель — НИИ-571.

Работы по «Осе-М» шли долго и сложно сквозь технические сложности и административные бури.

 
  Пусковая установка ЗИФ-122
 

Для комплекса «Оса-М» в ЦКБ-34 была разработана корабельная пусковая установка СМ-126. Но Приказом ГКОТ от 20.Х1.1963 года работы по ПУ с ЦКБ-34 были сняты и переданы
ЦКБ-7 (ныне ПО «Арсенал»), которое начало проектировать новую пусковую ЗИФ-122.

В августе 1964 года КБ-82 было освобождено от работ по ракете, а головным исполнителем было назначено ОКБ-2 ГКАТ, главный конструкттор Грушин. При этом вес ракеты увеличился с 65 кг до 115 кг, диаметр (калибр) со 180 до 210 мм, длина с 2650 мм до 3-х метров и т.д. Первоначальный проект предусматривал самонаведение ракеты, затем же пе-
решли к проекту с командными методами наведения.

«Оса-М» полностью унифицирована с войсковым комплексом «Оса» по ракете 9М33 и на 70% по системам управления.

Система управления огнем

 
  Антенный пост ЗРК «Оса-М»
 
  Схема антенного поста ЗРК «Оса-М»
 

Отличительной особенностью комплекса «Оса-М» является то, что он самостоятельно может решать задачу обнаружения целей, для чего в состав СУ, кроме средств сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд на ракеты включена радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение целей, летящих на высоте 3,5 — 4 км на дальности до 25 — 30
км и на больших высотах на дальности до 50 км. Координаты обнаруженной и опознанной цели поступают на станцию сопровождения, где используются для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску цели по углу места. Благодаря совмещению режимов обнаружения и захвата цели на сопровождение в одной системе время реакции комплекса сокращается на 6 — 8 секунд.

Система управления состоит из станций обнаружения целей, сопровождения цели и визирования ракет, передачи команд, пульта для трех операторов, а также приборов сопряжения и управления приводами. Наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом. Радиолокационные системы комплекса работают в сантиметровом диапазоне и содержат устройства помехозащиты.

В комплексе «Оса-М» возможен также прием целеуказания от корабельной системы обнаружения и целеуказания.

Зенитная управляемая ракета 9М33

 
  Схема зенитной ракеты 9М33 © А.Карпенко
 

Ракета 9М33 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается.

Пусковая установка ЗИФ-122

Пусковая установка комплекса «Оса-М» ЗИФ-122 разработана ЦКБ-7 под руководством В.А.Хромцова. В походном положении подъемная часть с пусковыми балками и вращающейся частью находится под палубой в специальном погребе, в котором размещен боекомплект. Направляющая балка в опущенном состоянии располагается вертикально. Ракеты размещаются на четырех барабанах, на каждом барабане может быть установлено по пять ракет.

При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередными двумя ракетами. Время перезаряжания ПУ находится в пределах 16-21 секунд. Скорострельность — 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд.

Вес ПУ без боекомплекта 6850 кг.

Принцип боевой работы

После схода с пусковой установки и автоматического (неуправляемого радиокомандами) полета ракета «захватывается» станцией визирования ракет, выводится на цель. Наведение
ракеты с требуемой точностью осуществляется СУ с использованием командного метода управления полетом по одному из реализованных в системе методов: «трехточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трехточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям и метод по надводным целям.

 
  ЗРК «Оса-М»
 

При приближении ракеты к цели подается команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает из-
лучать радиомагнитные импульсы. При определенном уровне отраженных от цели сигналов происходит подрыв боевой части. По тактико-техническим требованиям предельный радиус срабатывания взрывателя 15м.

В случае пролета ракеты мимо цели на ракету подается команда на отключение радиовзрывателя.

Вездеход — амфибия БАЗ-5937

Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом боевой части от часового механизма или разрушается при ударе о воду.

Испытания

В 1967 году начались испытания комплекса «Оса-М» на опытном судне ОС-24 пр.33 (бывший КР «Ворошилов»). В процессе испытаний был выявлен ряд неудачных конструктивных решений, потребовавших дополнительных исследований и доработок аппаратуры. После доработки комплекс испытывался на кораблях пр. 1124 и 1134. Испытания были завершены в 1971 году.

Принятие на вооружение

В 1973 году ЗРК «Оса-М» был принят на вооружение ВМФ. ЗРК был установлен на кораблях пр.1135. 1134Б, 1135-1, 1143, 1144, 1234 и других. В ходе модернизации крейсеров пр.68 бис комплекс «Оса-М» был установлен на КР «Жданов» (пр.68-У1) и «Сенявин» (пр.68-У2).

Модернизация

В 1975 году была начата модернизация комплекса, который получил наименование «Оса-МА». Минимальная высота поражения цели в модернизированном комплексе уменьшилась с 60 до 25 м.

Учебные стрельбы ЗРК «Оса-М»

Корабельные испытания «Осы-МА» проводились на малом противолодочном корабле пр. 1124 (тактический номер МПК-147) на Черном море. В 1979 году комплекс «Оса-МА»‘ был
принят на вооружение.

В первой половине 80-х годов была проведена вторая модернизация комплекса с целью -повышения эффективности стрельбы по низколетящим ПКР. Модернизированный комплекс «Оса-МА-2» мог поражать цели, летящие над гребнем волн на высоте от 5 метров.

Источники информации

А.Широкорад «Ракеты над морем», журнал «Техника и Оружие» №5, 1996

Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. «Оружие российского флота 1696-1996 гг.» СПб: Судостроение

А.В. Карпенко «Российское ракетное оружие 1943-1993». Санкт-Петербург, «ПИКА», 1993

Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. Техника и вооружения №5-6.99

Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия

Иван Мотлик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *