Автомобили великой отечественной войны 1941 1945

С самого начала Великой Отечественной войны автомобили являлись ее очень важной и неотъемлемой частью. С помощью одних машин перевозилось продовольствие и боеприпасы, другие осуществляли перевозку людей, были и такие, которые использовались непосредственно в бою, причем в самых горячих точках. В преддверии Дня Победы мы сделали подборку наиболее значимых боевых машин того времени с их подробными характеристиками.

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА — самый массовый грузовик СССР. «Полуторка» легла в основу многих специализированных боевых машин, в том числе даже легких танков и бронеавтомобилей.

Интересный факт: именно из «полуторок», отличающихся относительно небольшим весом, состояли караваны, двигающиеся по «Дороге жизни» в период блокады Ленинграда.

ЗИС-5

ЗИС-5 — второй по массовости грузовик в советском союзе. Во время войны широко применялся в качестве транспортного автомобиля, артиллерийского тягача, базового шасси для различных специальных машин.

Интересный факт: именно с этого грузовика начинался советский автоэкспорт — в 1934 году, в первые в истории СССР, за границу (в Турцию) было отправлено 100 ЗИС-5.

Студебеккер US6

Студебеккер US6 — самый массовый грузовой автомобиль, поставляемый в СССР из-за рубежа (из США) в период ВОВ. Служил основным шасси для легендарной «Катюши».

  • Годы производства — 1941-1945;

  • Выпущено — около 197 тысяч, из них более половины были отправлены в СССР;

  • Грузоподъемность на пересеченной местности – 4 тонны (на шоссе – 5 тонн);

  • Общий вес машины без груза – 4505 килограмм;

  • Максимальная скорость – 69 км/ч;

  • Максимальная мощность при 2500 об/мин – 95 л.с.;

  • Емкость топливного бака – 150 литров.

Интересный факт: Из-за несовпадения параметров двигателя существующим стандартам США Studebaker US6 никогда не стоял на вооружение американской армии.

ГАЗ-64

ГАЗ-64 — Первый советский вездеход массового производства. В годы войны предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача.

Интересный факт: разработка ГАЗ-64 была проведена всего за 51 день, благодаря широкой унификации джипа с автомобилями схожего класса, которые выпускались в то время серийно.

БА-64

БА-64 — первый советский серийный полноприводный бронеавтомобиль. Единственная машина этого класса, принятая на вооружение в годы войны.

Интересный факт: Несмотря на то, что бронеавтомобиль предназначался в первую очередь для разведывательных операций, лишь треть из них была оснащена рациями.

ГАЗ-61

ГАЗ-61 — легковой полноприводный двухосный автомобиль, использовался в годы войны высшим командным составом Красной Армии.

  • Годы производства — 1941-1945;

  • Масса — 1650 кг;

  • Колесная формула — 4х4;

  • Мощность двигателя — 50 л.с.;

  • Преодолеваемый подъем — 38°;

  • Скорость по шоссе — до 107 км/ч;

  • Запас хода по шоссе — 375 км;

  • Основной бензобак — 60 л, дополнительный — 50 л.

Интересный факт: модификация ГАЗ-61-73 стала первым в мире легковым полноприводным автомобилем, выполненным с закрытым кузовом седан.

Подбитая немецкая военная техника. 18+

  • Мастер женского оргазма’s блог

Фотографии, сделанные на полях сражений Второй Мировой. Подбитая немецкая военная техника представлена танками, бронемашинами пехоты, самолетами, самоходными артиллерийскими установками, пушками. В опубликованной серии фотографий (в 2-х частях) есть изображения, не рекомендуемые к просмотру детям и лицам с неустойчивой психикой. 64 фото.

На втором плане, за гусями, виднеется подбитый Panzerkampfwagen V Panther, или PzKpfw V Panther – основной средний (по немецкой классификации) танк германских войск в начале Второй Мировой Войны. К концу войны его стали называть просто Panther. Сборка танка велась на заводах MAN, Daimler, Demag, Henschel-Werke. Разработка танка началась в 1938 году, ее целью была замена таких танков как PzKpfw III и IV, которые, несмотря на это широко использовались на протяжении всего периода войны. PzKpfw V Panther, позиционировался как танк, противостоящий советскому Т-34. В нем были учтены положительные и отрицательные характеристики советского танка. В свою очередь, советский Т-34 в самом начале своего производства мало был «советским» — в нем использовались морально устаревшие американские агрегаты и узлы. Только с многочисленными дальнейшими доработками советский танк стал представлять именно танк, который боялись немцы. Всего с 1942 по 1945 было выпущено около 6000 PzKpfw V Panther. Технические характеристики танка можно узнать на специальных сайтах.

Этот немецкий солдат погиб вместе с БТР SdKfz 251, которым он управлял.

Пума – тяжелый колесный бронеавтомобиль (на фотографии он уже без колес — сгорели). Выпущено всего 101 автомобиль модификации Sd.Kfz. 234/2 Puma. Как правило, эта машина использовалась немцами в разведывательной деятельности на советских фронтах.

SdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251 – средний полу-гусеничный бронетранспортер. Создан на базе артиллерийского тягача SdKfz 11. Являлся основным бронетранспортером у немцев. С 1938 по 1945 выпущено 15252 транспортера.

PzKpfw IV.

Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою 2 фашистских танка) . Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового танкового орудия.

Известная фотография, которая часто использовалась в пропагандистских целях, показывая, что новейшие и сильнейшие в то время немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» можно бить и на значительно менее мощном Т-34. Реальные обстоятельства, в которых сделан снимок, неизвестны: судя по кучности попаданий снарядов самых разных калибров, танк мог быть обстрелян и в бою, и после боя (для учебы артиллеристов) и на полигоне.

О судьбе Б.В. Смелова ничего не известно, а вот о втором танкисте:
Лихнякевич Виктор Леонидович, 1918 года рождения. До войны жил в Киеве.
Член ВКПб. Старший лейтенант. Командир танкового батальона 108 танковой бригады 9 танкового корпуса 1 Белорусского фронта. Убит в бою 18 февраля 1945 года. Похоронен на территории Германии.

Уничтоженный PzKpfw III 203 танкового полка. Погибший экипаж PzKpfw IV. Cоветские солдаты осматривают подбитую САУ,,Фердинанд,, Уничтоженное штурмовое орудие StuG III. Соженный ,,Тигр-II»из 503 танкового батальона. Два подбитых ,,Фердинанда,, из штабной роты 654 батальона. Район ст. Поныри, 15-16 июля 1943 г. Сгоревшая ,,Пантера,, на фоне Кельнского собора. Уничтоженная немецкаая САУ — истребитель танков ,,Ягдтигр,, Подбитый немецкий танк PzKpfw IIIблиз Севастополя. Немецкий тяжелый танк ,,Тигр-II»разбитый авиацией союзников. Франция. Подбитый PzKpfw III Ausf J. С 55-мм пушкой. 11 танковая дивизия. Уничтоженный танк ,,Тигр,, в Вилле-Бокаж, Нормандия. Франция. Подбитая ,,Пантера,, Генерал Эйзенхауэр и ,,Тигр II» Подбитый в Курской битве PzKpfw III Ausf L. 12-15 b.kz 1943г. с. Поныри. Подбитый командирский немецкий танк на базе PzKpfw I. 3 танковая дивизия. Курская дуга, июль 1943 год. Подбитый PzKpfw IV (Модификация H или G) Подбитые немецкие танки PzKpfw III Ausf G на дороге. Подбитый немецкий танк PzKpfw V ,,Пантера,,на белорусском поле. На борту танка плакат с надписью: ,,Людвиг так храбр… Победил в 50 из 60 столкновений,, Уничтоженная ,,Пантера,, Взорванный танк PzKpfw IV Ausf Н. Подбитый немецкий танк PzKpfw IV Ausf Н. Рокоссовский с офицерами штаба осматривают подбитый ,,Фердинанд,, Соженная ,,Пантера,, Фотография найдена в 1988 году на помойке воинской части под Сергиевым Посадом, альбома с военными фотографиями. На обороте надпись: ,,9.09.44 г. Эту суку мы сожгли. А.Тюленев,,

Между тем в первые месяцы войны в Красной Армии ремонтные подразделения имелись только в танковых полках. Восстановлением же легковых автомобилей и грузовиков занимались поначалу удаленные стационарные ремонтные площадки (фактически — СТО), укомплектованные в основном гражданским персоналом. Однако в кратчайшие сроки во фронтовых и прифронтовых районах были созданы военные бригады, которые ремонтировали поврежденную технику и искали необходимые детали. Последние, кстати, нередко брали с поврежденных и не подлежащих восстановлению машин.

Со временем к ремонту начали привлекать армейские и фронтовые передвижные мастерские. Благо «Эмки» «полуторки» ГАЗ-ММ и «трехтонки» ЗИС-5 были просты по конструкции и ремонтопригодны.

Для починки автомобилей во фронтовых и прифронтовых условиях использовались также авторемонтные поезда. Один такой поезд мог за день капитально отремонтировать пять автомобилей. Одновременно с развертыванием ремонтных средств создавалась система эвакуации поврежденного транспорта в тыл. Уже к лету 1942-го было сформировано более 120 эвакуационных подразделений армейского и фронтового подчинения.

В то же время, как известно, в первые полтора года войны ключевые советские предприятия были перебазированы вглубь страны и переориентированы на производство военной техники и запчастей. На ЗИСе, УралАЗе, Челябинском заводе кузнечно-прессового оборудования, Шадринском автоагрегатном заводе и УАЗе начался выпуск двигателей, карбюраторов, радиаторов и других запчастей, которые транспортировались на фронт для заполнения складов ремонтных бригад.

Еще одним логистическим ходом была доставка поврежденной отечественной, союзнической и трофейной техники на основанный в 1941 году ВАРЗ («Внуковский авиаремонтный завод»). За время войны здесь отремонтировали 2 тыс. автомобилей М-1 и 10 тыс. агрегатов к ним, а также изготовили и восстановили тысячи деталей и узлов автомобилей и военной техники.

А в январе 1942 года автомобильное производство было восстановлено на московском автозаводе ЗИС. С этой целью в Москву с востока вернули часть оборудования. В итоге в июне 1942 года на ЗИСе развернули выпуск грузовиков ЗИС-5 и полугусеничного автомобиля-вездехода ЗИС-42. Именно на базе выносливого ЗИС-5, кстати, создавались в том числе и подвижные авторемонтные мастерские (ПМ-5-6), которые отправлялись на фронт для работы в составе ремонтных бригад. Оснащение помещалось здесь в особых кузовах с откидными бортами и козырьке над кабиной.

По мере развития наступления советских войск, со второй половины 1943 года, десятки тысяч грузовиков, автобусов, тягачей, легковых машин не только немецких, но и австрийских, чехословацких, итальянских, французских заводов поступили в Красную армию и народное хозяйство в качестве трофеев. Одновременно наращивались поставки военной техники по ленд-лизу (поставки грузовых автомобилей от союзников составили 430 тыс. единиц, более 60% от советского автопарка, использовавшегося в годы войны). Соответственно, встала еще одна задача — оперативный ремонт военных «иномарок».

Разумеется, советские ремонтники навострились ремонтировать и «рабочие лошадки» — и «трехосники» Studebaker, и менее распространенные Chevrolet G7107, и Ford G8T, равно как трофейные «полуторатонники» и «трехтонники» от Opel, Mercedes, Magirus и MAN. Кстати, большая часть такой техники досталась советским войскам после битвы за Москву. Ремонт трофейной техники осуществлялся в том числе и на ЗИСе, причем вся эта техничка тщательно изучалась специалистами.

Интересно, что трофейная техника добывалась планово. Для этого в конце 1941 года при Автобронетанковом управлении Красной Армии был даже создан отдел эвакуации и сбора трофейной техники. При этом особо ценились дизельные версии таких машин, которые приписывали к паркам танковых армий. Дело в том, что такая техника, как и большая часть советских танков, работала на солярке, а потому решался вопрос с подходящим горючим. К примеру, в 1943 году 18-й танковый корпус пятой танковой армии имел в своем распоряжении порядка двухсот трофейных автомобилей, включая тяжелые тягачи марок Krupp, Maybach и Krauss Maffei.

Однако к концу 1943 года ремонт трофейной техники в тылу по сути прекратился — предприятия переводятся на обслуживание и ремонт техники, полученной по ленд-лизу. Трофейные машины в итоге начинают восстанавливать прямо на фронте силами ремонтных бригад. Это касается наиболее массовых моделей. Экзотику же эксплуатировали, как правило, нещадно, пока она не рассыпалась.

Разумеется, что при ремонте как трофейной, так и союзнической техники возникали трудности с запасными частями. Поршни, свечи зажигания, шины, стартеры, генераторы, амортизаторы, тормозные цилиндры, лампочки — все это во время ремонта стремились заменить различными аналогами, случалось, что необходимые детали изготавливали на заводах и в мастерских и потом подгоняли под оригинал. А «Военгиз» даже поставил на поток выпуск спецлитературы по ремонту иномарок в помощь ремонтникам и эксплуатационникам.

Противники

Армии стран, воевавших против Германии, находились на разном уровне автомобилизации. В Польше, например, немцы столкнулись с легковыми армейскими вездеходами Polski Fiat 508/III Lazik. Симпатичные надежные автомобильчики были легче Horch 108 и более походили на немецкие легкие кюбельвагены, выполненные на базе гражданских машин. По проходимости, мощности двигателя и управляемости неполноприводной Lazik, безусловно, уступал Horch 108, зато он базировался на серийной гражданской модели (Polski Fiat АТ-508 III) и несколько выигрывал в простоте и надежности. Всего было выпущено около 1,5 тысяч Lazik- ов и еще около 40 тягачей на их базе для буксировки прицепов весом до 350 кт или 37-мм противотанковых пушек.

В СССР тяжелых легковых машин класса Horch 108 не строилось. Имевшиеся армейские разработки ГАЗ-61 и ГАЗ-64, появившиеся в начале войны ГАЗ-67, а потом и ГАЗ-67Б относились по немецкой классификации к легким армейским машинам. (Сравнивать их с Horch 108 не очень корректно, хотя советским конструкторам удалось то, что не сумели сделать немцы и американцы — забронировать легкий армейский вездеход. Немцы считали, броневики имеет смысл строить только на основе тяжелых автомобилей). Широко применявшийся для буксировки легкой артиллерии ГАЗ-АА был коммерческим неполноприводным грузовиком, сравнивать его с немецкими вездеходами затруднительно. Ленд-лизовские Bantam RC и Willys MB применялись для буксировки 45-мм орудий, но также были легкими машинами.

В полной мере соответствовал Horch 108, поступавший из Америки по ленд-лизу Dodge WC-51 («додж 3/ 4»). В этом случае сравнение было не в пользу немцев — мощный двигатель, надежное шасси, высокая проходимость, высокое качество изготовления и простота конструкции ставили эту машину в преимущественное положение по сравнению с немецким Horch 108.

Англичане в СССР машин подобного класса практически не поставляли, но для себя разработали несколько конкурентоспособных образцов — это прежде всего Humber Heavy Utility 4×4, Morris Commercial GS (General Service), канадский Dodge It и в какой-то мере Standard 12hp 4×2 Light Utility. Армейских машин британцам явно не хватало, потому в страну массово завозились из Америки уже упомянутые Wills MB и Dodge WC.

Автомобили стран антигитлеровской коалиции (сверху вниз):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *