Автомобили в Казахстане

В январе 2015 г. вклад усть-каменогорского конвейера в объемы легкового автопрома составил 92,8%. Завод обеспечил 23,3% выпуска продукции казахстанского машиностроения, а на продажи холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» пришлось 50% рынка РК.

В то же время начало года сопровождалось появлением новых рыночных рисков, которые представляют серьезную угрозу устойчивому развитию казахстанской автоиндустрии.

Рыночная ситуация

Итоги деятельности официальных дилеров в январе 2015 года существенно уступили аналогичным показателям прешествующих двух лет. Суммарный месячный сбыт участников рынка не превысил 7590 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 29% ниже результатов первого месяца 2014 года. По сравнению с уровнем декабря 2014 года объемы продаж сократились на 62%. Негативную динамику сбыта в январе 2015 г. продемонстрировали 19 брендов.

Отрицательный ре-корд отчетного месяца стал следствием трех ключевых факторов.

Так, продолжился отток казахстанских покупа-телей на рынок Российской Федерации. Причем рост импорта автомобилей из соседней страны в январе был обусловлен не только девальвацией курса рубля к тенге и дисбалансом цен. Новый импульс поставкам автомобилей из России обеспечила отмена уплаты НДС в рамках режима взаимной торговли.

Согласно статистике органов дорожной полиции, в январе число автомобилей, поступивших в страну по «серым» каналам, превысило объемы официального рынка. 60% зарегистрированных авто составил «секонд-хэнд».

Третьим фактором, определяющим состояние рынка, остается снижение кредитной активности казахстанских банков. Значительное повышение процентных ставок и нехватка тенговой ликвидности повлекли снижение числа сделок с привлечением автокредитов.

Игорь Потапов, генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан»:

В январе продажи официальных дилеров сократились почти на треть. Но это только надводная часть айсберга. Из 24,5 тысяч поставленных на учет автомобилей только 7,5 тысяч пришлось на официальные продажи. Две трети авторынка оказались в «тени». В феврале эта пропорция дополнительно увеличилась в пользу «серого» импорта.

Причина – отмена НДС для авто, ввозимых из стран-партнеров по ЕАЭС. Накануне 2015 года мы понимали, что доля «серого» сегмента возрастет. Но мы не ожидали, что процесс примет такие масштабы и такую скорость.

Если мы хотим удержать отрасль от стремительной деградации, придется действовать оперативно. Сообща, усилиями государства и цивилизованных участников рынка. Цена вопроса известна: перспективы развития автопрома, прозрачная налоговая база, а главное – рабочие места. Только в коллективе «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» сегодня трудится более 5 тысяч человек.

LadaGranta. Модель №1 по объемам продаж в Казахстане (910 ед. по итогам января 2015 г.). Вторую и третью позицию в списке моделей, представленных на рынке РК, заняли LadaPriora (677 ед.) и LadaLargus (602 ед.).

В феврале текущего года Правительством РК был анонсирован запуск целевой программы госфинансирования кредитов для покупателей автомобилей казахстанского производства, которая позволит обеспечить выдачу займов по эффективной ставке до 7,5% годовых. Также предполагается введение аналогичных инструментов финансового лизинга, ориентированных на корпоративных клиентов казахстанских производителей. Предполагаемая ставка обслуживания составит 4%.

Эти меры, ранее предусмотренные Госпрограммой форсированного индустриально-инновационного развития, позволят снабдить казахстанские финансовые институты ресурсами, необходимыми для возобновления их работы в секторе автокредитования, и обеспечат доступность приобретения автомобилей отечественного производства.

Продажи и обслуживание

По итогам первого месяца 2015 года половина клиентов казахстанских автосалонов остановила выбор на предложениях группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». В филиалах холдинга реализовано 3796 автомобилей (-41% к аналогичному периоду 2014 г.) на сумму 5,5 млрд тенге ($29,5 млн). Рыночная доля компании в сегменте легковых и легких коммерческих авто составила 50%.

35% автомобилей, приобретенных на территории Казахстана в январе, пришлось на продукцию АВТОВАЗа. Дилерские центры наиболее популярной в республике марки Lada покинула 2641 единица техники. Дополнительную конкурентоспособность бренду обеспечивает низкий курс рубля и ценовая стратегия российского автогиганта. Рекордная доля локальных комплектующих позволяет Lada сохранять привлекательную стоимость покуки и владения. Более того, тенговые цены на продукцию АВТОВАЗа в течение минувших 5 месяцев значительно сократились за счет девальвации российской валюты.

Моделью №1 по объемам продаж среди четырех сотен продуктов, представленных на рынке РК, стала LadaGranta (910 ед. по итогам января 2015 г.). Сбыт автомобилей этого семейства вырос по отношению к итогам января 2014 г. на 15%. Тройку лидеров дополнили другие предложения АВТОВАЗа: LadaPriora (677 ед.) и LadaLargus (602 ед.). При этом популярность универсала Largus на фоне результата годичной давности увеличилась в 2,8 раза.

Четвертую строчку в рейтинге продаж первого месяца года заняла линейка моделей KIA (668 ед.), эксклюзивно представленная на рынке страны холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Бренд Chevrolet(228 ед.)по итогам января обеспечил себе седьмую позицию в списке бестселлеров. В TOP-10 марок-фаворитов отечественного рынка легковых авто входит и Skoda (113 ед.).

В B-классе, наиболее массовом сегменте казахстанского рынка, холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по итогам месяца занял рекордные 78% суммарного сбыта.

Производство автомобилей

Объемы выпуска автомобилей на мощностях АО «АЗИЯ АВТО» сократились пропорционально динамике рыночной активности. По итогам первого месяца 2015 года в Усть-Каменогорске произведено 2002 автомобиля (-30,6% к аналогичному значению 2014 г.) на сумму 8,9 млрд тенге.

Таким образом на крупнейшее предприятие казахстанского автопрома пришлось 92,8% легковых автомобилей, отгруженных отечественными производителями. Завод усилил свою позицию и в структуре выпуска машиностроительной отрасли в целом. В отчетный месяц на базе АО «АЗИЯ АВТО» произведено 23,3% продукции предприятий машиностроения РК (в стоимостном выражении). Как результат предприятием упрочен статус производителя №1 в списке крупнейших участников машиностроительного сектора.

46,8% продукции, выпущенной по итогам января, пришлось на модельный ряд KIA, 38,7% — на линейку Chevrolet, 14,5% объемов обеспечили продукты марки Skoda.

Наиболее продаваемой моделью локальной сборки в отчетном месяце стал кроссовер KIASportage.

Ерик Сагымбаев, президент АО «АЗИЯ АВТО»:

На «АЗИЯ АВТО» сегодня выпускается 9 из 10 казахстанских автомобилей. В абсолютных цифрах – 2 тысячи единиц по итогам января. Год назад этот показатель был выше на 30%. К сожалению, объемы производства сокращаются теми же темпами, что сжимается рынок. Одна из причин – ухудшение условий автокредитования.

В феврале правительством анонсирована программа льготных автокредитов. По предварительным расчетам покупатели отечественных авто смогут сэкономить серьезные суммы – процентные платежи сократятся для них в среднем в 5 раз.

Около 3 тысяч казахстанцев получат доступ к программе. Но, наряду с проблемой автокредитования и снижения платежеспособного спроса, сегодня более ощутим другой фактор – резкое усиление импортного потока. На каждый регистрируемый казахстанский автомобиль приходится 38 импортных! Я говорю о первично ввозимой технике, без учета внутреннего рынка. Скажем, в соседней России соотношение один к четырем. Но даже в этих, здоровых для внутреннего производителя условиях 4 крупных российских автопроизводства уже остановлены.

Пока что у нас есть возможность маневра, и мы многое можем сделать с тем, чтобы не допустить аналогичного развития событий.

Недавно Глава Государства дал поручение дополнить программу «Нурлы Жол» мерами по защите внутреннего рынка. Не сомневаюсь, что коллеги в профильных ведомствах смогут найти оптимальные решения, которые позволят устранить дисбаланс между импортом и отечественным производством.

KIASportage. Наиболее продаваемый автомобиль казахстанской сборки по итогам января 2015 г.

Социально-экономическая роль холдинга

Совокупный оборот холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по итогам января 2015 года превысил 8,8 млрд тенге ($47,7 млн). Налоговые и иные платежи в бюджет республики составили 1,54 млрд тенге.

Вложения группы в развитие производственных мощностей, торговой и сервисной инфраструктуры по итогам месяца достигли 113,5 млн тенге ($615 тыс.). Коллективхолдинга сегодня насчитывает 5,7 тысяч сотрудников в 26 городах Казахстана.

Группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» — крупнейший холдинг на автомобильном рынке Казахстана, образованный в 1992 г. В состав группы входят казахстанский автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО», дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие продажи и обслуживание автомобилей марок Lada, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault.

Казахстанский автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО» — крупнейший производитель легковых автомобилей в Казахстане. Основан в 2002 г. Среди партнеров завода ведущие мировые концерны: ОАО «АВТОВАЗ», «Volkswagen AG», «General Motors» и «KIA Motors».

АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» — совместное предприятие ТОО «БИПЭК АВТО КАЗАХСТАН» иОАО «АВТОВАЗ», на базе которого осуществляется реализация проекта строительства автомобильного производства полного цикла в г.Усть-Каменогорске.

ООО «АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск» – совместное предприятие ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и ОАО «АВТОВАЗ», ответственное за дистрибуцию и обслуживание автомобилей Lada на территории Сибирского и Уральского федеральных округов РФ (гг.Барнаул, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Челябинск, Шадринск).

Представители Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» приняли участие в работе IV Форума машиностроителей Казахстана, состоявшегося 16 сентября 2016 года в г.Астана.

В рамках секции «Автомобилестроение» председатель правления Союза Олег Алфёров выступил с докладом на тему «Казахстанский автопром в условиях новой экономической реальности и трансформации отраслевых технологий». Как сообщил докладчик, вклад предприятий автопрома в структуру ВВП республики по итогам января-августа 2016 г. достиг 42 млрд. тенге. «На протяжении последних трех месяцев мы видим устойчивые свидетельства восстановления отраслевых показателей. В августе выпуск легковых автомобилей к аналогичному периоду 2015 года вырос в 4 раза. Производство грузовой техники – на 54%, отметил глава Союза.

Согласно оценкам г-на Алфёрова, специфическими особенностями казахстанского автомобильного рынка сегодня являются низкий уровень автомобилизации, высокая изношенность парка и внушительная емкость импортозамещения отечественного авторынка (свыше $4 млрд в год). Среди существенных факторов развития отрасли спикер также выделил статусную мотивацию приобретения автомобиля в собственность, отсутствие инфраструктуры и субсидий на приобретение электромобилей. Как заявил докладчик, важнейшими конкурентными преимуществами отечественных автопроизводителей сегодня стали их успешный инвестиционный имидж за рубежом и доверие технологических партнеров из числа лидеров глобального автопрома.

По мнению главы Союза ключевыми факторами успешности проектов казавтопрома в долгосрочном горизонте станут:

1. Стратегическое сотрудничество с глобальными автоконцернами, имеющими успешный опыт внедрения инновационных технологий (подтвержденный высоким потребительским спросом на их продукты) и способными проактивно реагировать на технологическую трансформацию отрасли.

2. Высокие показатели сбыта на платформу (60-120 тыс./год) – критически необходимое условие для рентабельной локализации производства автокомпонентов (в масштабах рынка РК названные объемы достижимы только при ставке на модели массового спроса).

3. Доступ на рынок стран ЕАЭС и смежных регионов, одобренный глобальным технологическим партнером.

ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» — отраслевой союз, объединяющий крупнейших участников автомобильной индустрии Казахстана. Учрежден в 2015 году. На долю предприятий-участников Союза приходится свыше 60% выпуска продукции казахстанского автопрома, 45% казахстанского рынка новых автомобилей и более 40% занятых в автомобильной отрасли республики.

Союз аккредитован в экспертных советах по вопросам предпринимательства при пяти министерствах Республики Казахстан: Министерстве по инвестициям и развитию (МИР), Министерстве внутренних дел (МВД), Министерстве национальной экономики (МНЭ), Министерстве финансов (МФ) и Министерстве информации и коммуникаций (МИК). Союз является членом Национальной Палаты Предпринимателей РК «Атамекен» и ОЮЛ «Союз Машиностроителей Казахстана», а также партнером НП «Объединение автопроизводителей России» (ОАР).

Союз «КазАвтоПром» полноправно представляет автомобильную промышленость Казахстана в Международной Организации Автопроизводителей – OICA (основана в 1919 году, штаб-квартира – г.Париж). OICA объединяет национальные союзы 39 крупнейших стран-автопроизводителей, является единственным отраслевым объединением, аккредитованным в ООН, и принимает непосредственное участие в разработке стандартов безопасности автотранспортных средств Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН).

• В 2019 году казахстанцы приобрели 75 тысяч новых автомобилей
• Вклад автопрома в ВВП Казахстана вырос до 359 млрд тенге
​​​​​​​• Доля импорта на рынке РК уменьшилась с 51% до 40%

Hyundai новый лидер казахстанского автопрома
Автопром лидирует по темпу роста в отрасли и занимает одно из самых важных направлений в машиностроении РК. За двенадцать месяцев 2019 года в Казахстане произведено 50 447 транспортных средств всех типов, что на 55,8% больше, чем в январе-декабре 2018 года. Совокупный результат в денежном выражении превышает аналогичный результат прошлого года на 74,6% (359 532 млн тенге).
Производство легковых автомобилей выросло на 46,8% до 44 077 ед. Объемы выпуска грузовой техники выросли в три с половиной раза — 4 247 ед., а автобусов в два с половиной раза (1 076 ед.). Также выросло на 74,8% количество произведенных прицепов и полуприцепов (860 ед.).
​​​​​​​

​​​​​​​На крупнейшего автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» приходится половина от всех произведённых автотранспортных средств в РК. В текущем году Костанайский завод в два раза увеличил производство до 25 802 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов на общую сумму 186 609 млн тенге.

Экспорт автомобилей в соседние страны

В 2019 году единственным экспорториентированным предприятием в автомобильной промышленности страны остается костанайский «СарыаркаАвтоПром». Автомобили JAC, Ravon и Hyundai заказывают дистрибьюторы марок в соседних странах. Экспорт по сравнению с 2018 годом увеличился в 10 раз. Всего с начала 2019 года на экспорт ушло 2 629 автомобилей JAC, Hyundai и Ravon.

Каждый третий из пяти проданных автомобилей произведен в Казахстане

Спрос на автомобили отечественного производства вырос с 49% в 2018 году до 60% в 2019 году. В декабре прошлого года рыночная доля автомобилей отечественного производства впервые перешагнула планку в 64%, обновив исторический максимум продаж.

На приобретение новых автомобилей казахстанцы потратили 717,6 млрд тенге
По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), в 2019 году официальными дилерами было реализовано 75 172 новых легковых и коммерческих автомобилей на общую сумму 717,6 млрд тенге, что суммарно на 23% больше (31% в денежном выражении), чем в 2018 году.

Пик продаж пришелся на ноябрь и декабрь прошлого года, что говорит о хорошем заделе и потенциале на 2020 год. Если у Toyota и Lada наблюдался прирост в пределах 15%, то продажи Hyundai, производимых в РК, выросли сразу на 70%, зафиксировав абсолютный рекорд в декабре.
Перезагрузка Ravon в Казахстане, дает свои плоды – 3 651 ед. Продажи автомобилей стартовали во втором квартале 2019 года, с началом производства в Костанае, Ravon потеснил конкурентов и уже в следующем году претендует на более высокие позиции. В пятерку самых популярных брендов также входит бренд Kia.
Из сорока пяти марок, официально представленных на казахстанском авторынке, подавляющее большинство компаний закончили год с положительной динамикой продаж.

Обновление автобусного парка
Прошлые годы стали знаковым и для автобусных парков страны, во многом благодаря программе лизингового финансирования.
​​​​​​​По данным АО «БРК-Лизинг» по состоянию на январь 2020 года в рамках комплексного плана по обновлению критически изношенного парка автобусов в Республике Казахстан — 904 автобуса Yutong, 330 автобусов Ankai, 181 автобус Daewoo, 75 автобусов Golden Dragon и 60 автобусов DongFeng находятся в производстве и часть из них уже были поставлены.
Количество регистраций автомобилей выросло на 8,5%
Доля первичной регистрации на фоне общего числа регистраций в январе-декабре 2019 года выросла с 7,1% до 7,3%. Впервые на учет в Казахстане встало 94 491 ед. транспортных средств, на 10 139 авто больше, чем в 2018 году.
Всего в стране через спецЦОНы прошло 1 295 965 транспортных средств (рекорд за последние пять лет).
Продажи новых автомобилей в 2020 году подберутся к планке 85-90 тысяч единиц
Авторитейл в стране продолжает набирать обороты, а доля локально произведенных автомобилей, продолжит увеличиваться и в 2020 году. В текущем году в Казахстане будет начато производство свыше десяти новых моделей автомобилей. В краткосрочный период планируется довести экспорт до 10 тысяч.
​​​​​​​При сохранении роста ВВП, АКАБ прогнозирует уровень продаж в пределах 85-90 тысяч единиц новых легковых и коммерческих автомобилей, из которых более 60 тысяч будут сделаны в Казахстане.

По итогам первых двух месяцев 2019 года в Казахстане произведено 5,6 тыс. авто, что 34,6% больше аналогичного периода 2018 года, сообщает Energyprom.

Лидером по производству местных авто стала Восточно-казахстанская область, на нее пришлось 65,2% от всего производства, что составило 3,6 тыс. авто*, прирост составил +32,6% за год. В городе в этой отрасли работает АО «Азия Авто». На мощностях предприятия выпускаются автомобили марок LADA, ŠKODA, Chevrolet, KIA.

Также, планируется, что в 2020 году в Усть-Каменогорске разместят новый автомобильный завод, который уже планировался 9 лет назад. Ранее, инвестиции в проект оценивались в $400 млн.

Ещё 34,8% производства легковых автомобилей в стране пришлось на Костанайскую область — 1,9 тыс. авто, рост на 38,6% за год. Здесь работает ТОО «СарыаркаАвтоПром». Линейка продукции представлена брендами JAC, Peugeot, IVECO, ANKAI, Hyundai, Ravon, Chevrolet Niva.

По итогам января текущего года доля казахстанского производства в сегменте легковых авто увеличилась с 50,6% до 61,2%. Доля импорта, соответственно, сократилась с 49,4% до 38,8% за год.

По словам председателя совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олега Алфёрова, отраслевые итоги февраля принесли сразу два рекордных показателя. Рыночная доля предприятий «КазАвтоПрома» впервые достигла 57%. Спрос на линейку местных автопроизводителей планомерно растёт, и расходы казахстанцев на покупку их продукции с начала этого года выросли на 70%.

Пятёрку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам двух месяцев 2019 года составили Lada (2 260 авто), Hyundai (1 469 машин), KIA (602 авто), Chevrolet (126 машин) и Skoda (102 автомобиля).

Олег Алфёров пояснил, что, хотя темпы роста производства пока уступают динамике спроса, тем не менее с начала года казахстанские предприятия увеличили выпуск на 39%. Вклад автопрома в ВВП республики вырос на 47,2% и составил четверть совокупного выпуска казахстанского машиностроения.

Но несмотря на все позитивные итоги, в феврале лишь 86 покупателей отечественных автомобилей смогли воспользоваться займами госпрограммы. На их долю пришлось не более 3% продаж казахстанских автопроизводителей, и это самый низкий показатель за всю историю действия программы льготного автокредитования.

По итогам пяти месяцев 2020 года на территории Казахстана было произведено 27157 единиц автотранспортных средств, что на 60,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Согласно данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», производство легковых автомобилей выросло на 51,8% до 23879 штук. Выпуск автобусной техники остался на уровне прошлого года и составил 403 машин. Производство грузовых автомобилей выросло в 5 раз, достигнув отметки в 2462 единиц.

В мае с конвейеров казахстанских предприятий сошло 3454 единицы автотранспортных средств, что на 14,8% ниже результата годичной давности, а в сравнении с апрелем 2020 года падение составило 29%.

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 17811 машин, что на 23,8% выше прошлогоднего значения (14 389 шт.). Рыночная доля предприятий казавтопрома по итогам пяти месяцев возросла до 67,8% против 55,8% за аналогичный период минувшего года. При этом в мае 2020-го этот показатель стал лучшим в истории отрасли – 75,6%. Как отмечается, укрепление спроса на линейку казавтопрома происходит при минимальном вкладе программы льготного автокредитования: в мае лишь 13,2% покупателей использовали эту возможность.

Какие модели можно ждать на российском рынке в 2020 году – смотрите в «Календаре новинок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *