АВТОМОБИЛИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Убийство летом 1914 года прямого наследника австро-венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда официально считается поводом, из-за которого была развязана Первая мировая война.

Вместе с супругом была застрелена и светлейшая герцогиня София Гогенберг. Это произошло 28 июня в Сараево. Убийцей эрцгерцога является некий Гаврило Принцип, сербский националист.

Предпосылки

Сербские националисты организовали убийство эрцгерцога с целью разжигания военного конфликта, который поспособствует отделению части сербских территорий от Австро-Венгрии и присоединению их в дальнейшем к территории Сербии и Югославии. Возглавляли группу националистов, подготовивших убийство, несколько офицеров: Драгун Димитриевич, Раде Малобабич и Воислав Танкосич.

Сербское население Боснийского вилайета, подчинявшегося Австро-Венгрии, давно было недовольно своим положением. Убийству Фердинанда предшествовала жестокая расправа националистов над королем Сербии Александром, который принимал условия оккупантов. Позднее произошли Боснийский кризис и 2 Боснийские войны.

При такой напряженности глава Австро-Венгрии Франц Иосиф отправил Франца Фердинанда принимать военные маневры в Боснии. В рамках культурной программы визита наследник престола со своей морганатической женой Софией должен был побывать в Сараево, где открывался новый музей. К его приезду сербские националисты уже подготовили нападение.

Убийство Фердинанда

Запланировала расстрел венценосных особ сербская националистическая группировка, известная под названием «Черная рука». Главной ее идеей было объединение всех исконных сербских земель в единое государство. Покушение тщательно планировалось несколько месяцев. Исполнители вербовались из числа боснийских сербов.

В день покушения открытый автомобиль Франца Фердинанда следовал по главным улицам Сараево за машиной мэра города. По пути следования было несколько засад. Сначала в машину эрцгерцога метнули гранату, но эта попытка не удалась. Бросивший гранату серб Неделько Чабринович попытался покончить с собой, но неудачно. Его поймала полиция Сараева при попытке побега с места преступления.

Даже после такого серьезного предупреждения Фердинанд с супругой остались в городе, рассчитывая на то, что националисты не посмеют сразу же повторить покушение. Этим и воспользовался Гаврило Принцип. На обратном пути следования автомобиль Фердинанда наткнулся на его засаду недалеко от Латинского моста. Когда машина подъехала достаточно близко, Принцип сделал всего несколько шагов и выстрелил в эрцгерцога и Софию. Оба оказались тяжело ранены.

Последствия

Если бы Фердинанда и его жену сразу же доставили в клинику, их можно было бы спасти. Но приближенные к царственным особам придворные повели себя крайне нелепо и решили везти раненых в резиденцию. Франц Фердинанд и его супруга умерли по пути от потери крови. Все участвовавшие в убийстве повстанцы были задержаны и осуждены (главные организаторы казнены, остальные получили большие сроки заключения).

После убийства эрцгерцога в городе начались антисербские погромы. Городские власти никак не противодействовали этому. Пострадало много мирных жителей. Австро-Венгрия поняла истинное значение покушения. Это было «последнее предупреждение» Сербии, стремившейся к независимости (хоть официальные власти страны и не взяли на себя ответственность за убийство в Сараево).

10 самых странных военных транспортных средств времен Первой мировой войны

Австро-Венгрия даже получала предупреждения о готовящемся покушении, но предпочла их проигнорировать. Есть также свидетельства того, что в покушении были задействованы не только националисты из «Черной руки», но и военная разведка Сербии. Возглавлял операцию полковник Раде Малобабич. Более того, в ходе расследования обнаружились свидетельства того, что «Черная рука» непосредственно подчинялась сербской военной разведке.

После убийства эрцгерцога в Европе разразился скандал. Австро-Венгрия требовала от Сербии тщательного расследования преступления, но сербское правительство упрямо отметало от себя всякие подозрения в участии в заговоре против австро-венгерского наследника. Такие действия привели к отзыву австро-венгерского посла из посольства в Сербии, после чего обе страны начали готовиться к войне.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник

Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» (С. В. Кирилец, 2018)

Когда в 2010 году на женевском автосалоне посетители разглядывали выставленный на стенде Porsche прототип 918 Spyder, укомплектованный двумя электродвигателями, развивающими мощность 160 кВт.

Нормальные герои: самые важные автомобили Первой мировой

Но некоторые удивлялись — Porsche, дескать, скатился до гибридов. Другие напоминали, что компания уже выпустила Panamera Hybrid и Cayenne.

Но мимо внимания даже экспертов ускользнуло, что моделью 918 Spyder компания Porsche своеобразно отпраздновала 110-летний юбилей выпуска гибридомобилей.

Создание первого гибридного автомобиля

Еще в 1898 году Фердинанд Порше, которому тогда было 23 года, спроектировал первое в мировой практике переднеприводное шасси, названное Lohner Electric Chaise, сразу же вызвавшее оживленный интерес на Парижской ярмарке в 1900 году.

Поскольку батареи в то время слишком долго заряжались и не обеспечивая необходимой дальности хода, Порше усовершенствовал электромобиль, снабдив его бензиновой установкой. Электрогенератор, соединенный с двигателем внутреннего сгорания, питал электромоторы, расположенные в ступицах передних колес.

Биография Фердинанда Порше

Родился Фердинанд Порше в деревеньке Мафферсдорф в семье преуспевающего слесаря в 1875 году. За свою долгую жизнь он успел проработать в мастерской Лонера, носившей гордое название «Придворной фабрики экипажей от Якоба Лонера», а в 1906 году был назначен на ответственный пост технического директора компании Austro-Daimler.

Под его руководством были разработаны автомобили автомобили Maja и гоночное авто Prinz-Heinrich-Wagen, развивавшее 140 км/ч и метко прозванное за характерную форму кузова тюльпаном. Порше и сам вовсе не был чужд гонкам, при этом пилотируя собственные машины весьма дерзко и уверенно. За свои успехи Порше получил высокий пост генерального директора.

Интересно, что во время «холодной войны», Порше предложили стать руководителем промышленного, технологического и всего исследовательского направления в СССР. Посетив Союз, и детально изучив ситуацию, Порше от почетного предложения отказался, образно выразившись, что на Луне, отгороженной от Земли громадными космическими безднами, ему было бы невозможно работать. Это был «прозрачный» намек на тогдашний «железный занавес».

Поссорившись с даймлеровцами, Порше сосредоточился на собственном автобизнесе. Он спроектировал в 1932 году для соперников Mercedes, автокомпании Auto Union, 16-цилиндровый мотор. А уже по персональному заказу Гитлера, называвшего Порше «мой самый талантливый конструктор», он в 1934 приступил к созданию народного автомобиля.

Первый прототип авто Volkswagen V1 был опробован годом позже, в 1938 году эта машина получила известность как Kaefer, или «Жук».

Порше оправдал доверие фюрера – в его конструкторском бюро разработали армейский внедорожник Kuebelwagen, а также танки «Тигр» и «Маус».

Порше никогда не был убежденным национал-социалистом, его интересовало, как инженера, лишь проектирование военной техники. Но по факту он внес большой вклад в военную мощь гитлеровской Германии. Этот вклад оценили союзники – он провел 3 месяца в лагере для военнопленных, при этом он мог пользоваться авто с персональным шофером. Затем он посидел в тюрьме в Дижоне.

Талант 70-летнего профессора не был загублен в заключение – с лета 1946 года он стал работать над проектом французского народного автомобиля марки 4CV. В 1948, когда его сын Ферри, совместно с друзьями выплатили за освобождение Порше солидное количество денег, французские власти отпустили на свободу престарелого Порше.

Пожилой конструктор успел увидеть запуск новой 356 модели, выпущенной под маркой Порше, а также порадовался первым удачам автомобиля на спортивных трассах. После смерти профессора Фердинанда Порше 30 января 1951 года, всеми делами фирмы занялся его сын, Фердинанд-младший.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *