Автомобили для инвалидов

В настоящее время переводить свое авто на ручное управление имеют право граждане со значительной деформацией стопы, с укороченной более, чем на 6 см нижней конечностью, с двумя ампутированными бедрами или голенями. Также водить автомобиль с ручным управлением показано людям с культей одного бедра или голени, если при этом двигательные или статические функции оставшейся нижней конечности имеют значительные нарушения. Еще к медицинским показаниям перевода машины на ручное управление относятся стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, заметно затрудняющие стояние и ходьбу, паралич и парез ног при возможности сидения, а также повреждение нервно-сосудистого пучка одной ноги с трофическими язвами.

Разработанная инициатива предлагает дополнить этот перечень еще одним пунктом — отсутствие нижней конечности или стопы. Сейчас такое медицинское показание дает инвалидам право лишь на управление автомобилем с автоматической трансмиссией.

Как пояснили в ведомстве, нововведение позволит людям с ограниченными возможностями выбрать наиболее удобную для них систему управления авто, что в свою очередь положительно скажется на обеспечении безопасности всех участников дорожного движения.

Украинцы при растаможивании авто для избежания налогообложения часто маскируют ее под гуманитарную помощь для людей с инвалидностью.

Об этом говорится в сюжете журналистов для программы «Наши деньги с Денисом Бигусом».

Отмечается, что украинцы при этом пользуются дырами в законе, отсутствием контроля, поддельными документами от фиктивных дарителей и сомнительными медицинскими справками.

Согласно украинскому законодательству, лица с инвалидностью имеют право получить в подарок авто от иностранца.

«Транспорт по утвержденной Кабмином процедуре признается гуманитарной помощью, поэтому на границе за него не нужно платить пошлину и НДС.

Эффективного контроля за процедурой никто не осуществляет, поэтому многие люди пользуются законом, чтобы удешевить импортный автомобиль — просто покупают за границей авто, вписывают в документы подставных дарителей, и так избавляются от обязанности платить налоги», — говорится в сюжете.

При этом, гуманитарное авто должно помочь с передвижением человеку с инвалидностью. Если же он не может управлять автомобилем самостоятельно, его должен возить родственник или опекун — он должен не просто формально быть прописанным рядом, а действительно жить вместе с лицом с инвалидностью и помогать ему.

Однако люди часто пользуются инвалидным статусом своих пожилых родственников, чтобы оформить на них авто и забрать себе.

«Например, в Виньковцах Хмельницкой области проживает пенсионерка Людмила Гома. В 2018 году на нее оформили «гуманитарный» кроссовер Mercedes-Benz GLA 200.

За рубежом такой стоит от 23 тыс долларов. В бюджет при его растаможивании недоплатили около 8,3 тыс долларов. При этом у пенсионерки автомобиля нет, в разговоре с журналистами она даже не смогла вспомнить «благодетеля» из Германии, который ей это авто «подарил», — подчеркивают журналисты.

Как отмечается в сюжете, подаренным Mercedes пользуется невестка Людмилы Гомы Ирина, которая называет транспорт своим и распоряжается по своему усмотрению.

Согласно правилам, нельзя воспользоваться «гуманитарной» льготой при растаможке авто, если у нее в пользовании или собственности уже есть автомобиль, однако это правило также постоянно нарушают.

«Несколько лет назад бабушке судьи из Хмельницкой Ивана Заярнюк «подарили» гуманитарную Audi A3 2016 выпуска. Ездила на ней, правда, не бабушка — а жена судьи. После смерти родственницы автомобиль перешел в собственность служителя Фемиды», — говорится в сюжете.

В то же время на Полтавщине, как отмечается, ввоз легковых авто из Европы под видом гуманитарки поставили на поток.

По версии правоохранителей, посредники покупали машины в Германии, а чтобы растаможить их «под ноль», то есть не платя налогов, подделывали дарственные письма, и покупали у медиков справки об инвалидности с нужными показаниями. Чиновников Полтавской ОГА также подозревают в участии в этой схеме: именно они брали на учет людей с инвалидностью, «не замечая» уже зарегистрированные на них авто.

Дело расследуется уже два года, приговоров в судебном реестре до сих пор нет.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, определившим новую систему предоставления мер социальной поддержки, отменена норма законодательства, предусматривавшая обеспечение инвалидов всех категорий автотранспортными средствами за счет средств федерального бюджета. В связи с этим с 01 января 2005 года инвалиды всех категорий утратили право на получение транспортных средств и материальных компенсаций за них из средств федерального бюджета.

Транспортное средство не входит в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, однако является одним из видов реабилитации, поскольку, компенсируя ограничение способности к самостоятельному передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

В то же время Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (далее — Закон) федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы предоставлено право разрабатывать инвалидам индивидуальные программы реабилитации (далее — ИПР), в том числе определять виды, формы, сроки и объем мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (статьи 8 и 11).

Согласно статье 11 Закона, ИПР может содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Таким образом, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, при наличии соответствующих медицинских показаний и Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, правомочны включать в ИПР заключение: «имеются медицинские показания для приобретения инвалидом (законным представителем ребёнка-инвалида) транспортного средства», с указанием, при необходимости, типа ручного управления.

В качестве исполнителя (приобретателя автомобиля) указывается «сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности».

Перечни медицинских показаний для обеспечения инвалидов транспортными средствами (мотоколясками и автомобилями с ручным управлением) были утверждены Минздравом СССР 01.07.1969 и 11.08.1970 и до настоящего времени являются действующими.

Допуск к управлению транспортными средствами, в том числе с определёнными конструктивными характеристиками, водителям-инвалидам (кандидатам в водители) производится врачебной комиссией по медицинскому освидетельствованию водителей транспортных средств (кандидатов в водители).

В случае наличия показаний к управлению транспортным средством с определёнными конструктивными характеристиками, в графу 7 «Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами», форма которой утверждена приказом Минздрава России от 28.09.2010 № 831н, вносятся соответствующие отметки, например:

  • «разрешается управление транспортным средством с автоматической коробкой перемены передач (АКПП);
  • «разрешается управление транспортным средством с использованием специальных приспособлений».

Вид устройства (модификация) ручного управления, устанавливаемого на автомобиль, зависит от вида нарушений опорно-двигательного аппарата:

  • отсутствие двух; нижних конечностей, или частичная ампутация обеих ног, или эквивалентное нарушение функций;
  • отсутствие левой нижней конечности, или частичная ампутация левой ноги, или эквивалентное нарушение функций;
  • отсутствие правой нижней конечности, или частичная ампутация правой ноги, или эквивалентное нарушение функций.

При одновременном отсутствии нижней и верхней конечности необходимо заключение протезного предприятия, о том, что пациент получил протез руки, снабженный насадкой для вождения автомобиля. На основании этой справки врачебная комиссия допускает инвалида к управлению автомобилем, снабженным ответной частью этой насадки. Насадки бывают двух типов: для функционально-косметического протеза и для рабочего протеза.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению автомобилем с ручным управлением и мотоколяской для всех категорий инвалидов также регламентированы и даны в приложении № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (пункты 12.11 и 12.12).

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям, предоставляется компенсация страховых премий по договору обязательного страхования. При этом указанным Законом не ограничено, за счет каких средств данные транспортные средства могут быть приобретены.

В пункте 1 «Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», компенсации страховых премий выплачиваются инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с установленными учреждениями медико-социальной экспертизы медицинскими показаниями на обеспечение транспортными средствами.

Реализация этого права ограничена некоторыми рамками:

  • предельный размер компенсации составляет 50% от уплаченной страховой премии по договору ОСАГО;
  • использование транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями;
  • компенсация, как правило, предоставляется в отношении одного транспортного средства;
  • к числу законных представителей, имеющих право на данную компенсацию, не относятся органы опеки и попечительства, а также организации, в которых под надзором находятся недееспособные (не полностью дееспособные) граждане.

Являются ли объектом налогообложения легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке?

Не являются объектом налогообложения транспортным налогом легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 358 главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на обеспечение автотранспортным средством имеют инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания.

Для непризнания автомобиля легкового объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного автомобиля легкового через органы социальной защиты населения.

В соответствии с инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утвержденной Постановлением СМ РФ от 22 февраля 1993 г. N 156 и письмом Минсоцзащиты России и Минфина России от 23.03.93 N 1-707018/28 при наличии у инвалида соответствующих медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих доступу к управлению ими, существует возможность покупки автомобиля с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости специально модифицированных автомобилей.

ГАРАНТ:

По-видимому в предыдущем абзаце допущена опечатка в номере письма: вместо N 1-707-18,28 указано N 1-707018/28

Разрешение на приобретение инвалидами легковых автомобилей с зачетом стоимости полагающихся бесплатно автомобиля с ручным управлением или мотоколяски выдаются министерствами социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, комитетами, департаментами, главными управлениями, управлениями и отделами социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по заявлениям инвалидов.

Таким образом, легковые автомобили, приобретенные инвалидами за счет собственных средств и переоборудованные ими для использования, в соответствии с медицинскими показаниями, не подлежат налогообложению транспортным налогом при условии наличия вышеуказанного разрешения органов социальной защиты населения и документов, подтверждающих возмещение данными органами расходов в размере фактической стоимости приобретенного автомобиля, но не выше стоимости полагающегося бесплатно автомобиля.

Действительный государственный

советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Н.О. Аристархова

Производим переоборудование автомобилей для людей с ограниченными возможностями (Инвалиды). Выдаем всю необходимую документацию для регистрации переоборудования в УГИБДД и возмещения в органах соц. защиты населения (Сертификат соответствия, Заявление-декларация, Заказ-наряд, Акт выполненных работ).

Стоимость переоборудования от 16 000 рублей (В зависимости от модели а/м и типа ручного управления). Возможность установки имеется на все марки автомобилей отечественного производства газ-тормоз-сцепление и все популярные автомобили зарубежных марок.

Здесь вы можете посмотреть видео по наглядному пособию принципа работы ручного управления.

Мы работаем совместно с отделом технического надзора УГИБДД МВД по РБ, кафедрой Тракторы и Автомобили Башкирского Государственного Аграрного Университета и компаниями производителями специального оборудования Manual-Auto, ПП- Мастер Химичев и Handcontrol.

Уточнить стоимость установки конкретно на вашу модель автомобиля и ориентировочные сроки поставки Вы можете позвонив по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *