Автодом из автобуса

Сергей Комков (Якутск), фото автора

Название ему придумали друзья – есть же имена из мира фауны: КАМАЗ «Сайгак», ГАЗ «Соболь», «Тигр», Ford Mustang, VW Fox… а у меня Polar Fox – ПАЗ «Песец»!

Сидели мы с товарищами в бане, я как всегда на листочках проект рисовал. Спорили. В угаре спора и обсуждения подаем с мобильного объявление в бегущую строку на местный телеканал: «Куплю ПАЗ-3201»!

Воскресное утро началось с восторженного звонка друга: «Поехали смотреть! Просят 35, ещё запчасти в придачу и заводной!!!»

И вот он стоит у меня во дворе, а я ошарашенно понимаю, что отступать некуда.

Сразу скажу, что поехал я на нём только через 3,5 года – 2,5 года работы и ещё год оформлений в инстанциях. Но, как говорится, не имей 100 рублей!

Не знаю, осилил бы я всё без помощи родственников (батя – слесарь, я – столяр) и верных друзей, поверивших в мечту? Но стимул был серьезный.

Идеей переделать автобус ПАЗ-3201 в дом на колесах я заболел лет 10 назад. По Якутску народ возят именно «пазики». Раньше было много кругломордых, лобастых ПАЗ-672 и ПАЗ-3201, и мне они почему-то очень нравились. Пока ездил на них, гонял мысли вперёд-назад, как и что тут можно ещё сделать. Проект мыслился слишком масштабным, поэтому и созревал долго.

Сначала построил гараж, затем оборудовал мастерскую. Добыл чертежи. С Интернетом тогда ещё не дружил и знакомился с местными «самоделкиными». Почти все знакомые отговаривали от этой затеи, мол, есть же грузовики с кунгами, «и неча изобретать велосипед». А я вот просто видел его – автобус с вездеходными колесами: удобный вход, широкий обзор, большие высокие кресла, непосредственная связь с водителем. Большой обитаемый салон, быстро трансформируемый под насущные потребности обеденную или спальную зоны.

Дополнительные удобства – это внешняя подвеска, на которой крепится габаритный груз, не загромождая салон (будь то катамараны, лыжи, велосипеды или воздушный шар). С дровяной печкой можно комфортно обитать в любой мороз и при непредвиденных поломках. Колеса с регулируемым давлением и лебедка позволяют преодолевать даже глубокое бездорожье.

Принципиально идея не нова. За рубежом в экспедициях и для туризма давно и широко используют полноприводные автобусы на шасси грузовиков. Кстати, в Интернете нашел подобные кемперы Engesa, Ford, Svkoda-LIAZ, Tatra, OKA, IFA, Unimog… но это уже было после того, как построил свой. Нужно заметить, что наша оборонка располагала автобусами АПП-66 и 38АС, которые более всего подходят для постройки внедорожных кемперов, но попробуй их сыскать!

А тут всё логично – серийный ПАЗ-3201, к которому нужно привинтить матчасть от ГАЗ-66: мосты и колеса. По мне так «пазики» 4х4 на худосочных шинах от ГАЗ-53 выглядят нелепо. Спрос на них был бы гораздо выше, если бы с завода они шли с вездеходной резиной. Короче, слишком много «бы» – и я начал подыскивать варианты с покупкой исходного автобуса. За понравившийся просили 100 тысяч, но он был не на ходу. Пока после банной субботы не нашёлся тот самый вариант за 35.

Купленный ПАЗ-3201С 1987 года выпуска первые две пятилетки числился за ведомством. Потом ещё десятилетку машина батрачила у частника. Уже при беглом взгляде стало ясно, что прежний владелец машину очень любил. C бывшим с хозяином, кстати, мы очень сдружились и он (редкий случай!) даже принял активное участие в перерождении машины.

Если первый проект подразумевал лишь доработку серийного ПАЗ-3201С для туризма и путешествий, то задача «максимум» выливалась в постройку вездеходного кемпера для месячного автономного проживания 8–10 человек в любую погоду и время года. Это же Якутия! Практичность была приоритетом: никаких там японских движков и приводов от экзотических БТР и БРДМ.

Что интересно: после всех переделок в техническом описании конструкции изменилось только количество шин, их размерность, количество посадочных мест и габаритные длина и высота. Тем не менее без БТР-60 не обошлось: мощную лебёдку от него поставили между КП и раздаткой. КОМ использовали стандартную. Трос протянули, как и полагается, через ролики.

Автобус разобрали буквально по винтику, каждый агрегат был или отремонтирован, или заменен. Все резьбы пройдены лерками и метчиками. Ведро краски и грунтовки, 3000 клёпок и саморезов, 5 пачек электродов, 30 дисков по металлу, а сколько свёрл сломал, уже и не вспомнить.

Переделка началась с обрезания выноса рамы за задним мостом. Из кузова убрали одну 80-см оконную секцию. Сзади приварили уголок на 100 мм, а нижнюю юбку обрезали на 20 см. По всему периметру к косынкам рамы приварили силовой уголок на 75 мм, на крылья поставили металл 1,5 мм. Каркас пола в салоне усилили квадратной трубой 50х25 мм (ферма ячеёй 300 мм), а затем утеплили пенопластом и водостойкой 10-мм фанерой.

Каркас пола над КП закрепили шестью болтами Мх10 к передним крыльям и обшили железом 0,75 мм. Усилили капот фанерой 10 мм, а вот утеплять и шумоизолировать пришлось минеральной ватой. Капот разбирается откручиванием 10 болтов за 5 минут, и можно даже добраться до двигателя или КП прямо из салона, что, конечно, удобно при ремонте в мороз. Для подпольных ящиков под аккумуляторы, ЗИП и вещи в пространстве рамы использовали 1-мм железо.

Потолок усиливали квадратной трубой и водостойкой 5-мм фанерой. Кузов утеплен «насмерть» – пол пенопластом, стены, потолок – минватой, изолоном и кожзаменителем. Двойные стекла по кругу. Замечу, что все стыки были пройдены герметиком! В салоне, используя разводку над термостатом, поставил дополнительный радиатор отопления (до 100% тепла от двигателя теперь направлено на отопление салона!).

Учитывая высокий расход топлива на бездорожье и длительные экспедиции, в свободное пространство сразу за основным бензобаком установили третий стандартный топливный бак на 105 литров. Так что даже при контрольном расходе топлива 33 л на 100 км запас хода на шоссе может достигать 1000 км. Зимой же на понижающей передаче аппетит достигает 50 л на «сотню».

Экспедиционная машина получилась очень УДОБНАЯ – так ее можно охарактеризовать одним словом. А слеплена она была в обычном гараже, обычными ручными инструментами, обычными людьми.

P.S. Долгими зимними вечерами не спеша с товарищем-дизайнером рисуем аналогичный проект в 3d, но уже под автобус ПАЗ-3206…

Из письма:

Александр, здравствуйте! Прошу прощения за задержку, дело в том что собирался в экспедицию и хотел добавить ещё зимних фоток. Ездили с местным поисковым отрядом РОСТО искать самолёт, который во время войны перегоняли с Аляски, и он вроде бы упал в озеро. Это видела местная доярка. Добраться до места можно только в середине осени по снегу: болота уже замерзли, а лед еще нетолстый, для водолазов удобно. Дорогу показывали нам местные жители из деревни Бяс-Кюель (на снимке). С нами были геофизики с аппаратурой, сканировали местность. Но ничего не смогли обнаружить. Так, поныряли для телевизионщиков. В машине проживало 12 (!) человек, так что план по обитанию выполнен аж на 120 %.

Кто ж знал, что страховые не любят категорию С оформлять на физ.лиц!

Дополнительная загвоздка: у нас автобус, но категория у него не Д. Поэтому при оформлении страховки online сайты не понимают! В категории «С» — нет марки ПАЗ, а если выбираем автобус, потом количество пассажирских мест (7 штук по ПТС) и сайт выдаёт:

💬 Такое невозможно, исправьте ОШИБКУ

Звоним в компанию:

— Ой, оставьте заявку нашим программистам. Они через месяц сделают!

Окей, с online страховкой не получилось. Идём в офис

— Мы страхуем только легковые автомобили. Вам надо оставить заявку и в течение месяца ждать ответ

— Какого нафиг месяца?!

— Если у вас юр.лицо, то мы спокойно оформим страховку

Я обзвонил все возможные компании, окликал все сайты. Подписчики очень помогли и дали десяток знакомых страховщиков! Мне кажется, весь город пытался оформить нам страховку!

Но БЕЗРЕЗУЛЬТАТНО!

Собрав информацию выяснилось:

Стоимость страховки 4.000₽, в случае ДТП сумма компенсации пострадавшей машине очень большая. Страховым просто не выгодно оформлять большие ТС на физ.лиц. По закону они НЕ МОГУТ ОТКАЗАТЬ, поэтому кидают людей из стороны в сторону! Чтобы человек психанул и ушёл в другую компанию.

Но мы не сдаемся. Очередная попытка приводит на сайт Ингосстрах, где вручную я смог выбрать в категории «С» – ПАЗ 3205 (марка ПАЗ, и тем более модель 3206 просто отсутствует на большинстве сайтов), вбиваю вручную в поле «отображаемая модель» 3206, после чего перекинуло на сайт РСА «Российский союз страховщиков».

Выбрал из списка Росгосстрах и на свой страх, оформляем страховку не на нашу модель.

И тут случается очередная «не случайность»

На сайте РСА технические работы, происходит сбой в системе и оформляют страховку на ИНОСТРАННЫЙ грузовой транспорт

В колл центре говорят:

— Исправить НЕВОЗМОЖНО! Оформляйте возврат, но сейчас его не сделать. Сайт РСА висит и у нас ещё нет информации.

Добрые тёти в офисе говорят:

— Забейте! Езжайте в МРЭО так, вам все оформят. Если что — я изменю модель.

Тетечки там на опыте и все могут провернуть

В МРЭО никто и слова не сказал, а в случае ДТП вин номер страховки совпадает. Вот такая очередная история нашей фантастической реальности.

P.S. Как ещё выяснилось, такая же история со страховками на мотоциклы.

P.P.S. Пока сняли всю мебель и обшивку, чтобы изменить планировку и проверить возможные слабые места в автодоме. Более подробно об этом уже напишу в следующих записях

В прошлом году совсем неожиданно для себя приобрел ПАЗ-3201. Решил переоборудовать в Автодом, как я тыкался писать небуду, напишу сразу правильные шаги.
1 этап и самый главный получить разрешение на переоборудование автомобиля. делал это так.
Можно пойти двумя путями. А) это полностью свое транспортное средство (это очень дорого и гиморойно- некому не советую) Б) это переоборудование существующего транспортного средства- вот этот путь наш.
Для начала нужно поставить на учет уже существующий автобус, тоесть ПАЗ-3201 с кат. Д и как пологается платить все налоги.
Следующий этат. нужно пойти в тех.надзор ГИБДД. есть такой орган будем говорить в (ГАИ легче выговаривать). у нас оказался такой отдел в городском ГАИ, это тот отдел который дает разрешение на переоборудование транспортных средств. (пример вместо бочки поставить кузов на грузовик)
Инспектор отдела выдал мне бланк заявления, и список того что мне необходимо, сказал как заполнишь приходи.
Я заполнил заявление, приложил документы на право собственности и пришел снова.
В заявлении описал какие изменения хочу внести в транспортное средство. ( Переоборудовать в автодом кат «С» с общим числом посажиров включая водителя 6 чел. В задней части установить кровать 2 мест поперек машины, Сразу за водителем гостинная стол и 2-а дивана, сидя 4 чел. лежачих мест 2-а, за гостинной душевая кабинка и биотуалет. С права от водителя убран радиатор и установлено место пасажира, за входной дверью справа кухонный уголок, холодильник газ плита микроволновка. Дверь водителя убирается вход через пасажирскую дверь, гармошка двери заменяется на распашную.
Внизу по бортам находятся бордачки для инструмента и хоз нужд. Окна заменяются на алюминиевый стеклопакет стекла триплекс, количество по месту.
Инспектор сказал мне что такие работы можно провести только на сертифицированом заводом изготовителем предприятии. (тоесть имеющим лицензию завода ГАЗ, они же и дадут заключение). Не споря с ним я ему сказал что заключение о возможности переоборудования я хочу получить в другом месте, тоесть в «НАМИ» он оказывается зназ что так можно и дал согласие. Дописал мне в низу моего заявления » после получения заключения согласно прилогаемого списка» поставил печать и выдал мне заявление.
Мужики дальше завтра допишу. подскажите как фото вставить а то у меня ничего не получается.
Я наверно к лету свою ветку про ПАЗа открою покажу чего уже сделал, правда я медленно работаю времени после работы нехватает.

Переделка фургона микроавтобуса в автодом начинается с предварительных чертежей и расчета дома на определенное количество пассажиров, производиться шумоизоляция и теплоизоляция микроавтобуса, врезка стекол и люков, установкой дополнительного кондиционера и отопителя для комфортабельного пребывания в пути и на стоянке. Затем устанавливается и размещается дополнительное оборудование микроавтобуса, а так же мебель. Места для сна обычно делаются трансформируемыми, это откидные полки раскладная мебель в автобусе, а так же диваны трансформеры которые раскладываются в спальные места, например такие как: диван-трансформер Ривьера. Хорошая и большая кровать в автобусе получается из такого комплекта как два авто-дивана 3+3.За основу можно брать грузовой фургон микроавтобуса и это переоборудование получиться из грузового в пассажирский. Так же можно переоборудовать пассажирский микроавтобус просто уменьшая число пассажирских мест. Для автодома лучше брать микроавтобус с длинным грузовым или пассажирским отсеком и достаточно высоким исполнением крыши, это позволяет сделать комфортабельный дом на колесах, где будет много места не только пассажирам, но и для размещения груза. В наше время переделка салона микроавтобуса в дом на колесах очень удобна тем, что на приезд на природу затрачивается меньше времени, а на отдых его остается намного больше. Многие из нас выезжают на дачу или за город на выходные, с автодомом Вам не придется раскладывать палатки надувать матрасы и думать о других бытовых вопросах во время стоянки, что значительно сокращает время. Для любителей зимней рыбалки в доме на колесах не возникнет вопроса, как согреться или приготовить еду, в доме на колесах у Вас будет все необходимое для времяпровождения.

Оснащение автодома бывает весьма разнообразным в зависимости от мест путешествий, в один автокемпер достаточно поставить газовую плиту и рукомойник, и ставит в дом на колесах холодильник. Но для полной мобильности автокемпера набор дополнительных функций очень широк и включает в себя: душевые кабинки и биотуалеты, дополнительные и выносные источники питания, цифровое и спутниковое телевидение в автомобиль. Внешнее подключение к питанию автодомов, к водопроводу и канализации. Если это выезды на природу в кемпере то он комплектуется дополнительными складными стульями, столами, маркизами и палатками что бы организовать дополнительное пространство и удобно размещаться на природе. Переделка в автодом это достаточно длительный процесс и рассчитывать срок постройки надо не менее 3-4 недель. Автодом при стоимости от 950 тысяч рублей весьма удобен для путешествий за границу и будет иметь очень большой функционал. Для рыбалки и лесных путешествий загород стоимость переделки автодома будет составлять порядка 600-750 тусяч рублей, хотя бывают и более бюджетные варианты автокемперов.

Еще одно из преимуществ автодома или яхты на колесах по сравнению с прицепом дачей это фаркоп. Установка фаркопа на микроавтобус позволяет осуществлять буксировку катера или лодки, прицепа с квадроциклом или снегоходом. Автокемпер с прицепом будет полезен как рыбакам так и охотникам, это повышает их мобильность. Так же на фаркоп ставиться дополнительное оборудование, например для перевозки велосипедов.

Сейчас в продаже имеется очень много автокемперов и новых и б/у, все они имеют свои особенности: автодома как таковые медлительны и на трассе имеют скорость не более 90 км/ч. Плюс проходимость автомобиля с прицепом дачей сильно падает по сравнению с микроавтобусом который переделан в автодом, это же касается и яхт на колесах. Конечно, яхта на колесах как таковая очень комфортабельна на стоянках, но выезды на ней на два три дня весьма не удобны именно по скоростным и маневренным характеристикам.

Еще один не маловажный фактор ширина автодомов, которым тяжело перемещаться по неподготовленным лесным дорогам, из за их ширины они еще имеют очень сильный угол наклона (крена) их раскачивает. Но если вы уже приобрели автокемпер или дачу прицеп в ООО «КАРБУС» мы всегда поможем его дооснастить. Если требуется ремонт автодома, вы можете так же смело обращаться к нам. Мы можем произвести перетяжку салона и заменить или восстановить деревянные накладки в салоне автомобиля. Внести новые интерьерные и декоративные изменения в салон. Отделать салон автомобиля в практически любом стиле по вашему эскизу, или разработать салон автомобиля по вашим желаниям.

В Санкт-Петербурге и Москве переделкой автобусов в автодома занимается не так и много фирм. Мы одни из тех, кто поможет Вам построить именно тот дом на колесах, который будет отвечать вашим требованиям.

Как настоящий! Андрей Михайлов, фото автора

Этот микроавтобус, похожий на миниатюрный «Икарус», не оставляет равнодушным ровным счётом никого. Ломая голову над его происхождением, можно ненароком решить, что это экспериментальная разработка не то самих мадьяров, не то советских «барбухаечных» предприятий. Но на деле это чистой воды самоделка, обязанная своим появлением любви автора к прославленной венгерской марке.

В советские годы легковой автомобиль был скорее роскошью, чем утилитарным средством передвижения. Отечественные автопроизводители сначала были недостаточно продуктивны, чтобы насытить спрос, а позже, нарастив мощности, они перестали поспевать за спросом на экспортных рынках, снабжая советских автолюбителей без очередей лишь малопопулярными за рубежом автомобилями, такими как «Запорожец», «ИЖ» и «Москвич-2140». Популярные же модели, такие как «Москвичи» до и после модели 2140, и «Лады» всех поколений, получившие признание за рубежом, традиционно были острым дефицитом. Очереди на легковые автомобили тянулись годами, а цены на вторичном рынке многократно превышали отпускные цены на новые.

Сделай сам!

Выход из этой ситуации в советской стране был придуман по-своему гениальный: если человек хочет автомобиль, то он может сделать его своими руками! Так зародилось массовое движение самодельщиков «Самавто», поддерживаемое прессой и телевидением. Движение «Самавто» породило несметное множество оригинальных и даже удивительных конструкций, начиная от убогих тележек с моторами от мотоциклов, заканчивая знаменитыми «Панголиной», «Юной» и «Лаурой».

Первоначально авторов «самоделок» ограничивали агрегатами мотоциклов и мотоколясок, позднее – двигателем «Запорожца», ещё позже – «Жигулей», а далее дозволили использовать любые приобретённые легально агрегаты, вплоть до мотора от «Волги».

Идея самодельного автомобиля позволяла не только в какой-то степени решить проблему дефицита личных авто, но и через техническое творчество конфигурировать конструкцию под замысел и задачи автора машины. Так получилось и с этим микроавтобусом, изготовленным ветераном нальчикской автоколонны 1438: машина зовётся АКХ-60, а автора зовут Качазум Хачатурович Алхазов.

«Икарус» для себя

В советской стране частным лицам запрещалось владеть личными грузовиками и автобусами. Даже легковые универсалы распределялись первоочередно в пользу организаций, изредка доставаясь лишь непростым частным лицам, обладающим соответствующими ходами. Выкупить автобус можно было разве что в качестве сарая на садовый участок, но не как машину для большой семьи.

Автор этой машины три десятка лет отдал работе на «Икарусе» в нальчикской автоколонне 1438. В шестьдесят лет, выйдя на пенсию, Качазум Хачатурович заскучал по автобусу с новой силой и взялся за постройку «Икаруса» собственными руками. Венгерские машины он очень полюбил.

Во многом ему помогла своей производственной базой процветавшая в те годы нальчикская автоколонна: например, остекление на АКХ-60 полностью оригинальное и изготовлено именно там. От самого начала и до легализации машины в ГАИ постройка автомобиля заняла пять лет – с 1986 по 1991 год.

«Мини-Икарус» имеет несущий каркасно-панельный кузов, в котором силовой пространственный каркас обвешан внешними панелями, а агрегаты размещены на прочном основании – ферме. Нельзя говорить о том, что машина создана на базе «Волги», РАФа или УАЗа – элементы шасси в этом автомобиле подобраны разнородные и смонтированы на несущем кузове, который сам по себе «база».

Ведущая ось у АКХ-60 – задняя, а компоновка – среднемоторная, подобно взрослому «Икарусу-260»: двигатель и коробка передач здесь расположены между осями. По первоначальному замыслу автора, самодельный микроавтобус должен был стать заднемоторным, как междугородный «Икарус-250», но такую конструкцию «зарубила» специальная комиссия, занимавшаяся вопросами легализации самоделок в ГАИ.

Передняя неведущая ось у АКХ-60 позаимствована у заднеприводного УАЗ-451: такую модель с шестидесятых годов выпускали небольшими тиражами параллельно с полноприводником 452 и сняли с производства ещё в 1982 году. Удивительно, но автор снабдил своё творение даже пневмоподвеской передней оси – совсем как у настоящего старшего брата из Венгрии. Происхождение элементов «пневмы» на данный момент неизвестно. Новые владельцы машины ищут, откуда позаимствованы пневмобаллоны подвески, для последующего ремонта, но их изыскания ни к чему пока не привели.

Двигатель самодельного микроавтобуса – бензиновая рядная «четвёрка», позаимствованная у ГАЗ-24. Коробка передач и другие узлы трансмиссии тоже от «Волги», но с рядом авторских доработок. Например, кулиса и рычаги взяты у заднемоторного «Запорожца» семейства 968, а сцепление – у «буханки» УАЗ-452. Задний ведущий мост у микроавтобуса – от ГАЗ-21 «Волга», но с картером и чулками от УАЗа. Реактивные тяги и втулки самодельные, с применением тракторных компонентов.

Оглядев «Мини-Икарус» снаружи, замечаешь его поразительное сходство с оригиналом не только во внешности, но и в деталях. Например, у него, как и на большом венгерском автобусе, выполнены багажные и технологические отсеки под полом снаружи, запираемые на четырёхгранную «специалку». Синий цвет – тоже не случайность: похожую ливрею «носят» автобусы «Икарус» в родном для них Будапеште по сей день.

В облицовке передней части узнаются фрагменты крыльев и «горшки» фар от ГАЗ-24, но при этом сама решётка самодельная и сделана на основе взятой у настоящего «Икаруса». От настоящего «Икаруса» же позаимствованы молдинги, украшающие переднюю часть, а в качестве «поворотников» служат огни подсветки узла сочленения в салоне «Икаруса-280». Задние фонари – от новейшей на тот момент «Волги» ГАЗ-3102: на момент постройки этой машины удешевлённая «Волга» ГАЗ-31029 ещё не выпускалась. Дабы выдержать пропорции, кузов опоясан молдингами по ватерлинии, прозрачно намекая на дизайн «старшего брата».

С национальным колоритом

Отдельно следует рассказать об авторской символике, выполненной специально для этой машины. Подкова, закреплённая на передней части – символ города Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, где и был построен «Мини-Икарус». Слово «Нальчик» на языках ряда местных народов переводится именно как «Подкова». Шрифтом, подобным настоящим «Икарусам», на передней решётке закреплены две надписи: буквы «АС 1» значат «Автомобиль самодельный, первый», а «АКХ 60» – инициалы автора, Качазума Хачатуровича Алхазова, и его возраст на момент закладки машины в 1986 году – 60 лет.

Продолжим осматриваться. Отдельная водительская дверь у самоделки, как и у большого «Икаруса» не предусмотрена, а дверь для входа в салон – всего одна, достаточно узкая и с двумя ступенями: человеку «в теле» придётся преодолевать её боком. Часть проёма входной двери «съедает» арка колеса, поэтому в самом низу дверь и ступени заужены. В корме ничего не открывается: задумано, что крупный багаж загружается в машину через салон, а мелкий можно разместить в «подпольных» отсеках.

На месте водителя достаточно уютно, но судя по вертикально стоящей рулевой колонке очевидно, что автор старался максимально «упаковать» место водителя в ограниченные габариты машины. Рычаг механической коробки передач «растёт» из пола и достаточно удобно лежит в руке – здесь не требуется, как на РАФе, переключать передачи где-то за спиной. Комбинация приборов и сиденье водителя взяты от автобуса ПАЗ-672, руль – от «24-й» «Волги». В качестве бокса для мелочей служит корзина «для использованных билетов» от ЛиАЗ-677, а кран стояночного тормоза взят у настоящего «Икаруса». Ещё на приборной панели «упаковались» простенькая магнитола, часы от вазовской «шестёрки», прикуриватель и блоки кнопок и переключателей.

Доступ к двигателю открывается под внушительным кофром, расположенным по центру салона. Он может мешать пассажирам при посадке и высадке, но, с другой стороны, такая компоновка позволяет проводить работы по ремонту и обслуживанию над моторным отделением в любую погоду, находясь под крышей и в тепле. Затруднения может вызвать лишь демонтаж двигателя целиком для крупного ремонта, но и на такой случай предусмотрены решения.

Не стоит забывать, что среднемоторная компоновка – это вынужденная мера: автор планировал разместить силовой агрегат сзади, но он был вынужден пересмотреть конструкцию в угоду комиссии из ГАИ, дававшей машине право выезжать на дороги.

Все пассажирские кресла позаимствованы у массового микроавтобуса РАФ-2203: кто помнит их, тот знает, что они достаточно удобны как при коротких, так и при дальних поездках. Сдвижных форточек для естественной вентиляции салона всего две, по одной на борт – одна у водителя, а вторая – сразу за входной дверью.

Так как самодельный микроавтобус соответствует водительской категории «В», в нём всего семь пассажирских мест. Кресел могло быть и больше (свободное пространство в салоне позволяет разместить ещё несколько), но самодельный микроавтобус категории «D» – это было бы уже слишком.

Из неудобств можно отметить разве что катастрофически низкий потолок: из-за того, что уровень пола поднят до двух ступеней, ходить по салону приходится пригнувшись. Впрочем, эта же проблема актуальна и для обоих поколений «РАФов», и для «буханки» УАЗ-452/2206, поэтому, думается, что мы просто стали об этом забывать. В заднем свесе же оборудован багажный отсек для крупных вещей, доступ к которому открывается исключительно из салона.

И немного о судьбе

В 1986 году автомобиль для большой семьи даже в глобальном смысле был явлением редким – появившийся в 1984 году Renault Espace стал прорывной моделью, открывшей рынок минивэнов, легковых автомобилей для большой семьи и активного отдыха. Можно осмелиться сказать, что АКХ-60 и другие самоделки подобного рода предвосхитили класс минивэнов в нашей стране. Исторически он был представлен разве что «Надеждой» ВАЗ-2120, нижегородским «Соболем», да с определённой натяжкой ископаемыми «буханками». Так что «Мини-Икарус», рождённый в середине восьмидесятых, шёл не то что в ногу со временем – концептуально он это время опережал.

Больше двадцати пяти лет самодельный микроавтобус служил большой семье Качазума Хачатуровича, который вместе с братом бережно эксплуатировал машину. Однако позже «Мини-Икарус» подарили родственникам в город Прохладный, где без участия автора машина встала с рядом поломок. В таком неходовом виде самодельный «Икарус» стали периодически выставлять на продажу: сначала задорого, а потом всё дешевле и дешевле… Продажа могла идти годами: самоделка – товар неходовой, на такие машины совсем нет очереди покупателей. В 2016 году на одно из предложений на известной доске объявлений откликнулся московский бизнесмен, собиравший в ту пору собственную коллекцию автобусов и самодельных авто. Так «мини-Икарус» идеально попал «в жилу» и переехал в Москву.

В силу обстоятельств взяться за восстановление машины в Москве судьба так и не распорядилась: бизнесмен распродал свою коллекцию. Машина досталась семейной паре Владимира Чапчаева и Екатерины Егоровой из Санкт-Петербурга – людям, связанным с компанией RetroBus и работающим в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» над музеем автобусов. Они выкупили микроавтобус в Москве, доставили в Петербург и начали его реанимацию. Непосредственно работами по постановке АКХ-60 на ход занимался Леонид Ончуков – сотрудник петербургского автобусного музея и по совместительству владелец другого любопытного экспоната – автобуса Škoda 706RTO, о котором мы обязательно расскажем в последующих номерах.

Через некоторое время после переезда в Северную столицу «Мини-Икарус» снова поехал своим ходом – впервые за несколько лет безжизненного простоя. АКХ-60 уже успешно презентовали публике на фестивале «Автофортуна» в Кронштадте, он отработал несколько экскурсионных поездок и стал украшением петербургского парада ретротранспорта, прошедшего в мае.

А Качазум Хачатурович, автор самоделки, даже несмотря на почтенный возраст (ему уже 92 года) продолжает заниматься старыми автомобилями в Нальчике. Вместе с командой помощников он восстанавливает «Победы» и «Волги» из своей молодости. От всей души пожелаем автору этой удивительной машины кавказского долголетия и крепкого здоровья!

Автор благодарит Екатерину Егорову, Владимира Чапчаева и компанию RetroBus за предоставленный для обзора автобус.

«Самавто» в наши дни

Формально в наши дни законодательство по-прежнему допускает изготовление самодельных автомобилей. В законодательстве они называются «Автомобилями, изготовленными в порядке индивидуального творчества». Однако де-факто сейчас этим никто не занимается: слишком дорого обходится легализация такого «технического творчества». Есть и противоречия в законодательстве, служащие палками в колёсах современным последователям движения «Самавто». Автору этих строк неизвестны самодельные автомобили, легализованные в России после 2000 года.

Для легализации построенного самодеятельно автомобиля требуется пройти комплекс испытаний, а после получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). На самодельные автомобили распространяются требования техрегламента, такие как наличие двигателя экостандарта Euro 5 или ABS.

Более того, определённые трудности составляет регистрация построенных и оформленных ранее самоделок в органах ГИБДД. В силу отсутствия не то, что VIN, а в принципе каких-либо заводских номеров и маркировок, в общем случае такие машины находятся на вечном учёте в руках их авторов. С другой стороны, эта проблема решаема: представленный в этом материале самодельный автомобиль, легализованный ещё в советские годы, а после перерегистрированный в современный российский учёт на исторической родине, был успешно переоформлен на новую хозяйку, жительницу Санкт-Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *