Автобусы в СССР фото

Все модели ПАЗ 2020 года: модельный ряд автомобилей PAZ, цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев ПАЗ, история марки PAZ, обзор моделей ПАЗ, архив моделей PAZ. Также здесь вы можете найти «горячие» предложения от дилеров марки ПАЗ.
В нашем каталоге указаны ориентировочные цены на автомобили ПАЗ. Если Вы хотите приобрести определенную модель PAZ из числа представленных на сайте — обращайтесь к официальным дилерам ПАЗ в вашем городе или регионе. 
От 3 000 000 ₽ Автобус Россия Год: 2009 От 1 600 000 ₽ Автобус Россия Год: 2015 От 1 900 000 ₽ Автобус Россия Год: 2015 От 2 500 000 ₽ Автобус Россия Год: 2015 

Архив моделей марки PAZ

ПАЗ 3010
2005 года

ПАЗ 3201
1972 года

ПАЗ 3237
2002 года

ПАЗ 3742
1977 года

ПАЗ 672
1967 года

ПАЗ Реал
2007 года

ПАЗ Вектор
2016 года

История марки PAZ / ПАЗ

ОАО «Павловский автобус» (ранее Павловский автобусный завод им. А. А. Жданова) — производитель автобусов малого и среднего классов в России. Расположен в городе Павлово Нижегородской области. Решение о создании в Павлово завода для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шоферским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство было завершено и начался выпуск техники. 12 ноября 1968 года впервые в истории отечественного автобусостроения, без остановки главного конвейера завода ПАЗ переходит к выпуску разработанной на базе ПАЗ-652 новой базовой модели предприятия — ПАЗ-672, производившейся вплоть до 1989 года. Среди его модификаций была, в том числе, полноприводная 2-дверная модель повышенной проходимости ПАЗ-3201.
В 1960-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия — удовлетворение самых широких слоев потребителей, путем создания возможно большего количества модификаций базовой модели. Именно в эти годы завод впервые участвует в международных выставках. 1 декабря 1989 года был начат серийный выпуск нынешней базовой модели завода — автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения (специализированные и люксовые) и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях. Из них серийно выпускается около десяти. В 2000 году в эксплуатацию были введены новые мощности для производства городских и междугородных автобусов большого и среднего класса — 3-дверного ПАЗ-5272 и 2-дверного ПАЗ-4230 «Аврора». Ввиду конкуренции с основными российскими производителями автобусов большого класса ЛиАЗ и НефАЗ, производство больших автобусов ПАЗ-5272 и других большими сериями налажено не было.
В конце 2000-х годов завод создал первый российский низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237 «Лужок» а также на смену семейству ПАЗ-3205 было разработано новое семейство малых автобусов на рессорной подвеске — ПАЗ-3204. На рубеже 2000-х — 2010-х годов на заводе также разработаны перспективные модели автобусов ПАЗ-3202 «Валдай» и ПАЗ «Сити». В ходе реструктуризации производственных мощностей объединены в единый корпус сварочно-окрасочный, прессовый и металлозаготовительный цеха. Самый масштабный проект по оптимизации производства связан со сборочным цехом — были сокращены нитки конвейеров до четырёх. В 2009 году введен в действие окрасочный комплекс нового поколения «Айзенман». Автобусы ПАЗ неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» (приз профессионалов) и «Комтранс» (приз жюри конкурса).

Очень многие из тех, кому довелось пожить в Советском Союзе, с большой теплотой вспоминают старые «ламповые» автобусы и грузовики. Эти машины ходили по дорогам страны изо дня в день, исправно выполняя свою работу. В этом обзоре два десятка ностальгических фотографий, посвященных этим транспортным средствам.

Фотография автобуса ЛиАЗ-677М, сделанная в Лужниках в 1988 году. Многие называли этот автобус «Луноход». Сегодня увидеть такой автобус на дорогах страны уже почти невозможно, хотя где-то еще наверняка остались заводящиеся образцы.

Инсталляция рядом с заводом ЗИЛ в Москве. Именно здесь делали легендарные ЗИЛ-130 (и многие другие яркие модели). Сейчас завода уже не существует, и все что от него осталось – это вот такие фотографии.

Сочлененный троллейбус СВАРЗ ТС-2 в Москве на улице Горького (Тверская). На фотографии транспорт движется к площади 50-летию Октября (Манежная).

А вот стоянка круглолобых автобусов ЛАЗ, расположенная на автостанции в городе Мацеста. Стоит обратить внимание на то, что тут стоят автобусы разных моделей, некоторые из них достаточно старые.

Автобус ЛАЗ-699 – один из самых любимых среди граждан СССР. Очень комфортный, теплый и мягкий. Снимок был сделан где-то в Ярославской области. В основном такие использовались для самых дальних поездок по стране.

Фотография с места сборки ЛиАЗ-677 на Ликинском автобусном заводе в 1975 году. На фоне можно видеть ранние модели автобусов с четырьмя задними фонарями.

Сейчас можно подумать, что на фотографии какая-то выставка автобусов. На самом деле — нет. Подобные стоянки в Советском Союзе были в каждом городе. Сейчас такого уже не встретишь.

В советское время в Кургане также производились автобусы. Интересно и то, что тираж тамошней техники был самым большим. На данной фотографии можно увидеть уже готовую. Продукцию, ждущую своего распределения.

Фотография из конца 80-х годов прошлого века. Таким образом, осуществляется перегонка грузовиков ЗИЛ-130. Данный способ называется «методом частичной погрузки».

Фотография из Коломна, местного автобусного предприятия. На фото можно увидеть автобусы Ikarus, а также несколько такси ГАЗ-24 «Волга», ЛАЗ-695. На фоне также видел совсем старый автобус Ikarus-55.

Старые ЗИС-155 считались слишком маленькими и тесными для городов. Именно поэтому, подавляющее большинство этих автобусов отправлялось доживать свой век на службу в сельскую местность.

Фотография депо №1 из Житомира. На снимке видно как ремонтируют троллейбусы. Удивительно, в какой чистоте и порядке находится рабочая область. Абсалютно очевидно, что к ремонту тогда подходили со всей ответственностью.

Междугородний советский автобус ЗИС-127 можно смело считать самым красивым. Дизайн, кстати, чем-то напоминает американские автобусы. Передняя часть транспортного средства очень похожа на электровозы.

Снимок с восточного автовокзала Минска. Совершенно очевидно, что венгерские Ikarus были невероятно популярны в СССР. Особенно часто их использовали для междугородних перевозок. После распада союза их еще достаточно долго использовали в бывших республиках.

Конвейер завода ЗИЛ. Когда-то здесь кипела жизнь, люди с удовольствием спешили на свою работу, а торопливые бригадиры прикладывали все своим силы для того, чтобы коллектив выполнил план.

Творения на базе ГАЗ-51А – автобусы ПАЗ-652 и ПАЗ-651.Чаще всего увидеть такие машины можно было на междугородних рейсах.

Фотография сделанная на конвейере Львовского автобусного завода, по которому идут автобусы ЛАЗ-695. Многие граждане считали эти красные и синие транспортные средства невероятно красивыми.

Никопольский АТП. На фотографии видны автобусы ЛИАЗ-677 и несколько Икарусов. В частности, на заднем плане присутствует очень старая модель венгерского автобуса.

Может кто-нибудь еще помнит вот такие детские педальные автомобили? Собирали их на заводе Ленинского комсомола. Для самых маленьких граждан СССР эта машина становилась самым первым настоящим транспортным средством.

А вот так выглядел 3-й автобусный парк в городе Ленинград. Этот снимок был сделан в 1970 году. На нем можно видеть автобусы ЛиАЗ-677 стоящие на техническом обслуживании. Обратите внимание на наличие плакатов с напоминанием о необходимости соблюдения техники безопасности.

1. ПАЗ-3205 на выставке «Автопром-1984» на ВДНХ, посвящённой 60-летию советской автомобильной промышленности. На мой взгляд, в такой окраске очень романтичен.
2. Пригородный автобус ЛАЗ-4206. Во второй половине 1980-х должен был прийти на замену старине ЛАЗ-695Н.
3. Король советских автотрасс – междугородний автобус ЗИЛ-127.
4. Передвижной детский театр, созданный на базе автобуса ЗИС-155.
5. Опытный ЛАЗ-699Б, 1969 год. По габаритам кузов автобуса соответствовал модели 699Н, но имел третью пассажирскую дверь в пределах колесной базы. При трехрядной планировке и отсутствии накопительных площадок удалось разместить 31 сиденье, а общая вместимость составила 74 человека. Другими особенностями автобуса стали двигатель ЗиЛ-375, АКПП и рессорно-пневматическая подвеска.
6. Симпатяга! Микроавтобус производства московского Завода имени Лихачева.
7. Один из опытных образцов будующей легенды – городского автобуса ЛиАЗ-677. 1964 год.
8. Экспериментальный микроавтобус «Десна», на шасси УАЗ-452Д, имевший 11 посадочных мест. Был создан в середине 1970-х на «Черниговском Заводе Специального Автотранспорта» (ООО «ЧЗСА»).
9. ЗИУ-6-2М — опытный автобус, 1967 год. В интернете можно найти подробности этого проекта. Советую, много интересных вещей там можно прочитать.
10. ЛАЗ-695М – у каждого свои воспоминания, связанные с этой моделью из Львова.
11. А здесь на фото более ранний ЛАЗ-695Е «Львов». Кто-то и такие вспомнит.

12. Опытный КАвЗ-3100 на испытаниях в Москве. В серию курганский вариант укороченного на одну оконную секцию автобуса ЛиАЗ-677 так и не пошел.
13. ЗиС-154 в Казани, середина 1950-х годов.
14. А вот такие экскурсионные автобусы возили наших туристов по дорогам советских курортов у побережья Черного моря.
15. ЛиАЗ-5256.05 — опытный образец кафе-мобиля, созданный НТЦ ЛиАЗа. 1990 год.
16. Автобус – гигант ЯА-2. Самый большой в мире городской автобус был построен в 1934 году на Ярославском автозаводе. Собственная масса машины превышала 9000 кг. Автобус мог перевозить 100 человек — 54 сидящими в креслах, обитых натуральной кожей и 46 стоящими. В салоне имелись занавески на окнах, часы, радиоустановка с двумя динамиками, зеркала.
17. «Космический» ЛАЗ-699И, 1974 год. Автобус предполетной подготовки на стартовой площадке, предназначался для обеспечения и перронной доставки космонавтов.
18. Вариант ЛиАЗа-5256 с модернизированной внешностью. 1988 год.
19. Автобусы ЗИС-155 на конвейере в Москве. 1950 год.
20. Ну и напоследок сегодня. Легендарный микроавтобус «Старт».

Всем солнечного настроения!

Еще больше уникальной информации и любопытных картинок в нашей группе в «В контакте»: vk.com/sovietbus

На прошлой неделе мы писали про старт необычной акции пивного бренда «Жигули». В Беларуси при помощи открытого голосования была найдена автолегенда – автомобиль «Москвич». Силами специалистов он будет восстановлен. Стать же обладателем «легендарного авто» может каждый желающий, зарегистрировавшийся на сайте проекта. Тема советского автопрома заинтересовала и нас. Сегодня мы решили взять ее шире, и вспомнить, что кроме автомобилей путешествия во времена СССР совершались и на туристических автобусах.

Первые серийные автобусы появились в мире еще в ХІХ веке. Интересно, что первоначально этот городской транспорт был электрическим, автобусы с двигателями внутреннего сгорания были построены только в самом конце позапрошлого века – первым был созданный в Германии в 1895 году 8-миместный омнибус марки «Бенц». С началом ХХ века автобусы прочно укрепились на городских и междугородних линиях Европы и Америки. Уже в 1900-е годы начали появляться и первые туристические модели автобусов. Часто они имели открытые многоместные кузова, и использовались для неспешных поездок по городским маршрутам с осмотром достопримечательностей не выходя из салона. Впрочем, до Беларуси туристические автобусы добрались не скоро, об этом пути наш новый материал на Holiday.by.

Туристический автобус в Южной Австралии, 1920-е годы. Источник: www.slsa.sa.gov.au (Государственная библиотека Южной Австралии)

Первые автобусы в межвоенной Беларуси

По итогам Советско-Польской войны с 1921 по 1939 годы Беларусь была разделена на две части: западная была включена в состав Польской Республики, а на территории восточной была провозглашена БССР. Если говорить о Советской Беларуси, то первые автобусы тут появились в середине 1920-х годов. Впрочем, их было не так много: например, в 1925 году в БССР насчитывалось только 20 автобусов зарубежных марок. В СССР в те годы автобусное производство было малоразвито, поэтому правительству БССР приходилось закупать за валюту австрийские «Steyr», немецкие «MAN», британские «Leyland» и пр. Использовались они в основном на междугородних линиях, так что об организованных автобусных туристических маршрутах в те годы говорить не приходилось. Хотя сам туризм в Советской Беларуси поощрялся и пропагандировался на государственном уровне. Так, например, в конце 1920-х годов в журнале «Наш край» издательства Института белорусской культуры почти в каждом номере публиковались разработанные специалистами туристические маршруты по крупным городам и по стране в целом, правда, ориентированы они были в основном на железнодорожный транспорт. Позже в 1930-е годы по территории БССР прошло несколько десятков автопробегов, в которых испытаниям подвергались, в том числе и новые советские автобусы. Эти поездки сквозь страну на экспериментальных автобусах с натяжкой можно назвать экскурсионными.

Автобус марки «Steyr» на маршруте Минск-Червень, середина 1920-х. Фото: yozas-gubka.livejournal.com

В Западной Беларуси, которая входила в состав Польши, с автобусным туризмом в 1920-е, 1930-е годы дела обстояли немного лучше, чем в БССР. В стане действовали польские туристические организации, так же было образовано несколько курортных зон, самая известная из которых была на Браславских озерах. Организовывались маршруты и в Новогрудок, на родину поэта Адама Мицкевича. Впрочем, мировой экономический кризис начала 1929 года сильно ударил по этой отрасли, количество автобусных маршрутов на территории Западной Беларуси в начале 1930-х годов сократилось в несколько раз.

Автобус на заправочной станции «Польского туристического союза» в Кракове, 1920-е годы. Фото: https://audiovis.nac.gov.pl/

Послевоенные дестилетия: ЗиСы, ЛАЗы и первый «Икарус»

Полноценные туристические автобусы появились в Беларуси только после войны, но далеко не сразу. Разрушенная боевыми действиями экономика и инфраструктура страны в первое послевоенное десятилетие требовала огромных вложений. Только в начале 1950-х годов в СССР задумались о создании собственных междугородних и туристических автобусов. Первой ласточкой был ЗиС-127, производимый с 1955 года. После 1956 года московский Завод имени Сталина был переименован в Завод имени Лихачева и автобус также получил новое название ЗИЛ-127. ЗиС-127 создавался с оглядкой на американские магистральные автобусы фирмы «Пасифик Грейхаунд». Новые советские автобусы ставились в основном на дальние междугородние маршруты, и изредка использовались для туристических целей. В БССР в 1950-е попало несколько ЗиС-127, которые работали на междугородних маршрутах до 1970-х годов.

ЗиС-127 на маршруте Минск-Брест, 1950-е годы. Фото: альбом «Савецкая Беларусь у фотаілюстрацыях», 1958

Первым по-настоящему туристическим автобусом в СССР стал львовский ЛАЗ-697. Выпущенная в 1959 модель предназначалась в первую очередь именно для экскурсионных маршрутов и имела соответствующую приставку к названию ЛАЗ-697 «Турист». Вместительность автобусов этого семейства составляла 33 человека, машина также была оборудована местом для экскурсовода. Впрочем, на дорогах Беларуси эта модель встречалась редко, чаще можно было увидеть городскую версию ЛАЗ-695. Выпуск 697-х был прекращен только в 1982 году.

ЛАЗ-697 «Турист». Фото: commons.wikimedia.org

Кроме советских туристических автобусов на территории БССР в конце 1950-х стали появляться машины известной венгерской марки Ikarus. Первыми «Икарусами» в Беларуси были междугородние и туристические Ikarus-55 Lux, они поставлялись в Минск с 1959 по 1969 годы. В огромном салоне могли с комфортом разместится 32 пассажира, прекрасный обзор на достопримечательности для них обеспечивали панорамные гнутые окна на крыше автобуса. До недавнего времени считалось, что «Икарусов» этой модели в Беларуси не сохранилось, но в 2016 году энтузиастами в одной из деревень Минской области был найден заброшенный экземпляр Ikarus-55 Lux, который в скором (или не слишком скором) будущем ждет восстановление.

Найденный в Беларуси Ikarus-55 Lux 1969 года постройки. Фото: https://www.drive2.ru/l/454709906688182061/

1970-е, 1980-е: эпоха красных «Икарусов»

Автобусный туризм в позднем СССР нельзя представить без Ikarus 250-й серии. Красно-белые «Икарусы» заполонили междугородние линии дальнего следования, а так же оккупировали туристические маршруты. Их можно было увидеть на стоянках, находящихся возле основных экскурсионных объектов БССР: Брестской крепости, мемориального комплекса Хатыни, на площади Ленина в Минске и других местах, куда во времена БССР возили туристов со всего Союза. «Икарусы» 250-й и 256-й моделей, отличались высоким уровнем комфорта. Каждое пассажирское место было оборудовано собственным светильником, динамиком оповещения и соплом индивидуальной вентиляции. В салоне могло находиться от 44 до 57 мест для пассажиров, а также дополнительное место для экскурсовода или экспедитора. Многие туристы вспоминают, что это были самые теплые автобусы из всех встречавшихся на советских дорогах того времени.

Туристические Ikarus 256 на привокзальной площади в Бресте, 1980-е годы. Фото: альбом «Росквіт рэспублікі маей», 1984.

Не смотря на то, что первые автобусы Ikarus 250 были выпущены в далеком 1968 году, некоторые поздние модели можно встретить на белорусских дорогах до сих пор. «Икарусы» активно использовались на туристических маршрутах в 1990-е и даже в 2000-е годы наряду с поддержанными моделями туристических автобусов из Западной Европы.

Ikarus 250 на маршруте Климовичи-Гомель, 2014 год. Фото: Владимир Садовский

Несмотря на почти монополию «Икаруса» в сфере туристических автобусов, свои экскурсионные модели делал в 1970-е и Львовский автобусный завод. За несколько десятилетий вышел ряд модификаций автобуса ЛАЗ-699 «Турист». Впрочем, эти машины запомнились слабо, потому что имели мало отличимый от пригородных моделей ЛАЗов вид.

Туристический ЛАЗ-699. Фото: www.autowp.ru

Бонус: экспериментальные туристические автобусы СССР не попавшие в серию

В эпоху всеобъемлющего советского дефицита специальных экскурсионных автобусов не всегда хватало. Для туристических нужд использовали обычные рейсовые модели машин. Но, тем не менее, советские конструкторы постоянно занимались созданием новых максимально удобных туристических автобусов. К сожалению, чаще всего эти машины так и не доходили до конвейера. Например, на ЛАЗе с 1961 по 1973 годы был создан ряд экспериментальных международных автобусов под общей серией ЛАЗ «Украина». Эти машины имели повышенный уровень комфорта, некоторые даже были оборудованы кондиционерами, гардеробными и туалетными комнатами, а также телевизорами с проигрывателями. Но каждая из моделей серии была построена только в единственном экземпляре. Первенец ЛАЗ «Украина-1» засветился в советском фильме 1962 года «Королева бензоколонки».

Экспериментальный ЛАЗ «Украина-1» 1961 года. Фото: http://www.retro-brend.ru

Также на Львовском автобусном заводе в 1960 году была построена модель редкой для Советского Союза полутораэтажной компоновки. ЛАЗ-698 «Карпати-1» должен был стать междугородним и экскурсионным автобусом повышенной комфортности: в автобусе были установлены регулируемые пассажирские кресла самолетного типа, присутствовал гардероб, туалет и даже буфет. Панорамные окна и сдвижная крыша обеспечивали отличный обзор для туристов. Автобус был построен в единственном экземпляре.

ЛАЗ-698 «Карпати-1». Фото: http://sovcarhistory.ru

На Павловском автобусном заводе тоже задумывались над туристической версией своих пригородных автобусов. Созданный в 1969 году опытный ПАЗ-Турист был показан в том же году на международной выставке в Ницце, где получил множество положительных отзывов и несколько наград. Впрочем, успех экспериментального автобуса на выставке, остался единственным его достижением, в серию машина не пошла.

ПАЗ-Турист 1969 год. Фото: www.zr.ru

Уже совсем скоро мы расскажем и покажем, куда отправлялись во времена БССР туристы на своих автомобилях. До 20 июля 2017 у всех есть шанс стать обладателем собственной автолегенды — для этого принимайте участие в акции «Жигули. Возраждая легенды».

Смотрите также архивные фото и продолжение серии — Автотуризм времен БССР: частные автомобили.

Автор материала Владимир Садовский на Facebook

Автопутешествия на Holiday.by: репортажи, тест-драйвы и обзоры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *