Автобизнес журнал

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Андрей Махонин / Ведомости

Журнал «Автобизнесревю» составил рейтинг автоторговых холдингов за 2019 г. В него вошло 200 дилерских групп, каждая из которых продала не менее 1000 новых автомобилей. На топ-100 крупнейших автохолдингов пришлось 66% продаж новых машин. Рейтинг составлялся на основе анкет, которые заполняли автодилеры, и оценок «Автобизнесревю», уточнил главный редактор журнала Евгений Еськов.

В 2019 г. выручка 100 крупнейших дилерских групп выросла на 5,9% до 2,27 трлн руб., по данным «Автобизнесревю». Но в 2018 г. рост гораздо быстрее – на 20% год к году, напоминает Еськов. Он отмечает, что в выручке автодилеров продажи новых автомобилей занимают более 50%, соответственно, динамика сильно зависит от рынка новых машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2019 г. продажи новых автомобилей в России сократились на 2,3% до 1,76 млн штук.

Рынок снизился, согласен Еськов, но на увеличение оборота крупнейших дилеров повлияли рост цен на новые автомобили и развитие дополнительных направлений –продажи подержанных машин, сервиса и продажи запчастей. В 2019 г. продажи автомобилей с пробегом более чем у 50 ведущих дилерских холдингов России выросли на 12% почти до 0,5 млн машин (497 121). Зарабатывать только на продаже новых машин сейчас невозможно, говорит Еськов: маржинальность там составляет 2–3%. В других сегментах она выше – например, автомобили с пробегом могут приносить до 10%, считает он.

Лидером по выручке уже шестой год подряд остается «Рольф», оценивает «Автобизнесревю»: 253,5 млрд руб. (+3,3% год к году). Лидирует «Рольф» и по количеству проданных машин: 91 459 штук, на 5,4% меньше, чем в 2018 г.

На позиции «Рольфа» практически не повлияло уголовное дело против его основателя Сергея Петрова, бывших гендиректора Татьяны Луковецкой и директора департамента развития бизнеса автодилера Анатолия Кайро, которых подозревают в незаконном выводе за границу 4 млрд руб. В июне 2019 г. в офисах «Рольфа» прошли обыски, Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 193.1 УК (перевод денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов). Петров сразу покинул Россию. За границей тогда же находилась и Луковецкая. Оба они заочно арестованы. Задержанный в июне 2019 г. Кайро находится под домашним арестом до 25 мая. В ноябре 2019 г. Петров сообщил о намерении продать компанию. Представитель «Рольфа» это комментировать отказался.

Действия следствия не затрагивали оперативной деятельности «Рольфа», дилерские центры работали и продажи шли, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Представитель «Рольфа» не раскрыл планов по выручке и продажам на 2020 г. Строить прогнозы в текущей ситуации сложно, поясняет директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников. В России действует режим самоизоляции, с 28 марта деятельность автодилеров остановлена и выручка всех игроков сильно упала, а издержки остались прежними, пояснил он. Но «Рольф» подошел к кризису подготовленным, считает Мирошников: в 2019 г. завершены все крупные инвестпроекты, у компании сбалансированный кредитный портфель и оптимальные запасы на складах.

Продажи машин в первой десятке дилеров уменьшились у всех, кроме краснодарского «Ключавто» (50 804 автомобиля, +5,9% год к году) и группы «Авилон» (29 516 штук, +4,3%). Повлияло то, что шесть московских дилерских центров, запущенных «Ключавто» в конце 2018 г. (два Hyundai и по одному Volkswagen, Mazda, Nissan и Mitsubishi), вышли на норму продаж, пояснил заместитель исполнительного директора «Ключавто» Сергей Киселев. Также компания активно развивала сеть в регионах.

У «Авилона» рост продаж обусловлен широким портфелем из 29 брендов, считает гендиректор группы Андрей Павлович: если продажи одного бренда снизились, другой это компенсирует. К тому же в 2019 г. компания открыла новые премиальные центры продаж (Mercedes и Audi на территории бывшего завода ЗиЛ, а также Cadillac и Chevrolet) и дилерские центры массовых брендов (Peugeot-Citroen, Mitsubishi). Наибольшим спросом в прошлом году пользовались автомобили B-класса и компактные кроссоверы, вспоминает Еськов: это наиболее доступные для покупателей модели по соотношению цены и качества. Был спрос и на премиум-сегмент.

Рынок будет консолидироваться, дилеры сосредоточатся на оптимизации внутренних процессов, ждет Еськов. Зарабатывать дилеры будут на сервисах, продаже авто с пробегом и финансовых услуг – кредитов и страховок, продолжает он.

Сейчас очень небольшая доля продаж автомобилей с пробегом приходится на официальных дилеров, отмечает Беспалов: есть огромный потенциал роста. А дополнительные услуги крайне важны и как новые источники выручки, и как способ поддержания рентабельности, особенно в условиях стагнирующих продаж новых машин, рассуждает он.

5 мая еженедельник «Автобизнес-Weekly» опубликовал материал, в котором сообщалось о грядущих изменениях условий ввоза автомобилей на территорию Беларуси.
Издание предупредило своих читателей о том, что «точной информации о том, будут ли изменения приняты в таком виде, или в каком-то ином, пока нет, поэтому все данные, представленные в этом материале, редакция просит считать предварительными, непроверенными и неподтвержденными».
По информации еженедельника, условия ввоза новых и подержанных автомобилей иностранного производства должны измениться 1 июля 2005 года. Согласно документу, оказавшемуся в распоряжении редакции, изменения коснутся лишь размеров таможенных пошлин для физических лиц.
В этом документе сказано, что новые автомобили, а также те, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, будут проходить по единой ставке 0,75 евро за один кубический сантиметр рабочего объема двигателя. На данный момент таможенная ставка составляет 0,6 евро.
Для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет размер таможенного платежа будет составлять 0,4 евро за один «кубик». По нынешним правилам, автомобили в возрасте до 10 лет проходят по ставке 0,35 евро (при рабочем объеме двигателя до 2,5 литра) или по ставке 0,6 евро, если рабочий объем двигателя составляет более 2,5 литра.
Автомобили в возрасте от 7 до 10 лет, облагаются по следующим ставкам:
При рабочем объеме двигателя до 2500 кубических сантиметров (включительно) — 0,4 евро за «кубик».
При рабочем объеме двигателя свыше 2500 сантиметров кубических — 0,6 евро за «кубик»
Автомобили в возрасте от 10 до 14 лет растомаживаются по единой ставке 1 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя, независимо от его рабочего объема. Ставка для автомобилей старше 14 лет осталась прежней: 2 евро за каждый кубический сантиметр.
В телефонной беседе с корреспондентом TUT.BY начальник пресс-службы Государственного таможенного комитета Владимир Пехтерев не подтвердил и не опроверг информацию газеты «Автобизнес-Weekly» об изменениях условий ввоза автомобилей на территорию Беларуси. Документа, о котором идет речь в материале, В.Пехтерев не видел и сообщил лишь, что в ГТК его сейчас нет, он может находиться в Совете Министров или в Администрации президента.
Кроме того, по словам представителя ГТК, информация о том, что условия ввоза автомобилей на территорию Беларуси изменятся с 1 июля, также является «непроверенной, неподтвержденной и, возможно, ошибочной».
Напомним, что с 25 мая будет изменен порядок уплаты сборов за таможенное оформление перемещаемых через границу Беларуси товаров и транспортных средств. В соответствии с постановлением №17, за товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Беларуси (кроме товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами через границу) установлен размер сборов 20 евро, 35 евро, 50 евро в зависимости от классификации товаров по товарной накладной внешнеэкономической деятельности Беларуси. Если таможенное оформление проводится вне определенных для этого мест и (или) вне времени работы таможенных органов, размер сборов составит соответственно 30 евро, 45 евро или 60 евро.
Для товаров, не предназначенных для коммерческих целей, облагаемых таможенными пошлинами и налогами по единой ставке, размер сбора составит 5 евро, для автотранспортных средств, перемещаемых физическими лицами — 10 евро.

23 и 28 апреля 2020 года состоялись онлайн-конференции, организованные аналитическим агентством «Автостат», а также ТАСС, куда были приглашены независимые эксперты, представители автомобильного ретейла, банковской и страховой сферы, смежных отраслей, чтобы обсудить состояние авторынка России на текущий момент, а также возможные сценарии развития кризиса, вызванного пандемией. Журнал «Движок» выслушал всех спикеров.

С 28 марта по 12 мая в России официально было объявлено о нерабочих днях, когда большая часть человеческой деятельности была остановлена, а люди отправлены на самоизоляцию. Принятые меры по борьбе с пандемией коронавируса в первую очередь ударили по сфере услуг, развлекательной и, конечно, торговой индустрии, к которой относится и автобизнес.

В результате отрасль, и без того испытывающая большие проблемы, оказалась на грани коллапса. Избыточное число малообеспеченных и закредитованных дилерских предприятий, на которых не хватает покупателей, недозагруженные заводы, которые по ошибочным прогнозам строились под вдвое бо́льшие продажи, и падающие реальные доходы населения — с таким «багажом» автобизнес шагнул в 2020 год, показывая отрицательную динамику продаж и негативный прогноз на будущее.

Эксперты отрасли в основном смотрели вперед без розовых очков. Глава РОАД Олег Мосеев еще до пандемии прямо говорил, что в 2020 году продажи машин упадут еще сильнее — до минус 8%. Самые оптимистичные закладывали тот же уровень спроса, что и в 2019-м.

Как обычно бывает с нашим авторынком, не угадал никто. Тут, правда, у экспертов впервые появилось серьезное оправдание: пандемия коронавируса, которая охватила мир и, как к ней ни относись, стала неожиданной проблемой для всех стран.

Каковы реалии?

С 28 марта по 12 мая работа автобизнеса была почти полностью парализована. В зависимости от региона, власти либо частично, либо целиком закрыли автопредприятия. Под «частично» подразумевается переход на удаленную работу отделов продаж, страхования и кредитования, а также сокращение (но не остановка) работы сервисных центров.

Фактически показатели апреля — это закрытие мартовских сделок да неотложные ремонты автомобилей. По признанию дилеров, у тех, кто хоть как-то работал в апреле, контрактование упало почти до нуля (минус 92–95%). Люди в период самоизоляции, при неопределенности будущего, поняли, что безопасность и здоровье превыше всего, а новый автомобиль — это предмет даже не второй необходимости, отложив покупку до лучших времен.

Что это значит? Позитивный момент — формирование новой и достаточно большой волны отложенного спроса. Негативный — никто не знает, когда эта волна придет.

Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков прямо говорит, что последствия этого кризиса будут сказываться очень долго, а на восстановление может уйти несколько лет. Усугубляет ситуацию то, что показатель «восстановления» очень условный. Формально авторынок России по итогам 2019 года даже близко не подошел к показателям продаж обвального 2014-го, а это значит, что за пять лет индустрия еще не восстановилась после предыдущего кризиса 2014–2015 годов. Проще говоря, с 2012 года российский авторынок живет в реалиях постоянного и значительного сокращения спроса на новые автомобили.

Такая ситуация обусловлена главным образом аномальными всплесками кредитно-потребительского бума, которые произошли в 2007–2008 и в 2011–2012 годах из-за резкого, но краткосрочного взлета цен на нефть, которые быстро обвалились. Почувствовав запах быстрых денег и игнорируя все риски, предприниматели (да и не только они) набрали необеспеченных кредитов под необеспеченный спрос, что и стало началом конца. Если с 1998 по 2005 год среднегодовой прирост продаж составлял адекватные ситуации +74,6 тыс. автомобилей, то уже с 2005 по 2008-й этот показатель вырос до аномальных +363,7 тыс. машин в год, то есть в пять раз! О том, что подобные цифры не имеют под собой никакой экономической опоры, кроме спекулятивных, готовых в любой момент обвалиться цен на нефть, никто тогда и слышать не хотел.

Чисто теоретически, при идеальных раскладах, если мы берем за образец поступательное развитие потребительской экономики в Европе, отечественный авторынок должен выйти на показатель 2,4–2,5 млн проданных автомобилей только к 2020 году. И это без учета обвалов 2008 и 2014 годов! А если их учитывать, среднегодовой показатель проданных с 1998 года новых машин и вовсе составит 1,67 млн штук.

В реальности же и иностранные производители, и отечественные авторетейлеры неохотно, но признают тот факт, что всю бизнес-концепцию, включая постройку более 4 тыс. дилерских предприятий, рассчитывали исходя не из средневзвешенных цифр продаж, а из пиковых, то есть аномальных, в 3 млн машин, а то и вовсе из нереальных, ошибочно прогнозируемых 4 млн проданных автомобилей в год. То есть без всякого коронавируса и обвалов курса рубля индустрия автобизнеса в России на начало 2020 года в 1,7–2,3 раза превосходила реальный объем спроса.

Проще говоря, существующий авторынок России представляет собой классический «пузырь», который и без того активно сдувался, а сейчас, под давлением внешней угрозы, готов в любой момент лопнуть.

Что же теперь делать?

Руководство РОАД официально объявило о том, что под угрозой банкротства находится 30–50% дилерских предприятий, которые без поддержки государства будут вынуждены выгнать на улицу около 100 тыс. человек, что не только увеличит безработицу, но и потянет за собой автопроизводственную сферу.

Правда, жизнеспособность дилера, как и любого торгового предприятия, только наполовину зависит от собственных издержек, а на вторую половину — от спроса. Как ни обнуляй налоги и ни предоставляй беспроцентные кредиты, если в автосалоны не вернутся покупатели, спасительные дотации просто отсрочат неизбежное. Фактически это означает необходимость прямых и существенных дотаций государства на покупку новых автомобилей, что пока властью даже не рассматривается. По прогнозам аналитиков, пессимистичный сценарий развития авторынка может уронить спрос вдвое, откатив продажи машин на уровень дефолтного 1998 года.

О том, что пока все идет именно по негативному сценарию, представители дилерского сообщества говорят достаточно спокойно. Самое интересное, что объявленную государственную поддержку многие воспринимают не как основу для спасения, а как дополнительный фактор к собственным действиям.

Действия же эти таковы, что до 30% сотрудников дилерских центров, скорее всего, все равно придется сократить. А те, у кого зарплата привязана к обороту или к прибыли предприятия, уйдут сами.

Под нож пойдут все непрофильные расходы, в том числе большая часть затрат на рекламу. Многие игроки бизнеса сошлись на том, что все меньше смысла сохранять кредитный и страховой отделы, поскольку обе услуги постепенно переезжают в онлайн.

Продвижение лизинга для физических лиц часть дилеров считает реальной альтернативой кредитам. Главный аргумент — то, что в кризисной ситуации, когда велик риск невозврата, а сама машина банку не очень-то нужна, лизинговая компания как юридический владелец автомобиля может без проволочек изъять его у лизингополучателя, который не в состоянии платить

Нашлись среди дилеров и те, кто ратует за постепенный, но окончательный переезд процедуры покупки автомобиля в Сеть. Это позволит свести к минимуму затраты на содержание отдела продаж и сопутствующие услуги, оставив для реальной деятельности по большому счету только сервис.

Правда, представители большинства региональных дилеров к такой реформе относятся скептически, что имеет под собой реальные основания. Ни дилерские центры, ни главным образом покупатели в регионах не готовы в ближайшей перспективе ни к «слепой» купле-продаже машины по картинке на сайте, ни к онлайн-переводу миллионов рублей.

Последняя рекомендация — перевод основной деятельности на вторичный рынок, который 2,5 раза больше первичного, а главное, намного перспективнее в плане покупательской активности и свободнее в вопросе маржинальности.

Надежда на государство и представительства автомобильных брендов

Еще одна острая проблема для дилеров — взаимоотношения с представительством бренда. Игроки авторетейла все чаще называют такое партнерство игрой в одни ворота. Жесткие условия дилерского соглашения, нереальные планы продаж, негарантированные квоты на популярные модели и фиксированные на грани рентабельности доходы — все это, по мнению дилеров, требует пересмотра с учетом ситуации на рынке.

Что касается помощи государства, то ассоциации РОАД удалось убедить власть в необходимости оказания помощи отрасли, что уже подтвердил и президент России. Однако неожиданно игроки рынка столкнулись с техническими проблемами реализации программ господдержки. Оказалось, что до 80% дилерских предприятий не попадает под определение малого и среднего бизнеса, поскольку торговля дорогими автомобилями при больших затратах и небольшой прибыли подразумевает огромные финансовые обороты. А это фактически выводит дилеров из-под господдержки.

Еще одно препятствие — путаница с кодами ОКВЭД, то есть кодами экономической деятельности, которые при организации бизнеса указываются в качестве основного вида работы. Именно по этим кодам ориентируются госструктуры, принимая те или иные решения, указы или законы.

Так вот, торговля автомобилями по базе данных ОКВЭД имеет несколько кодовых подклассов — и не все они попали в указ о направлении помощи. Таким образом, те предприятия, в уставных документах которых указан не тот код, юридически не соответствуют условиям господдержки.

По словам главы РОАД, всеми этими вопросами предстоит оперативно заниматься.

Каков итог?

Острейший кризис заставил всплыть на поверхность проблемы, которые долго пытались скрывать или игнорировать. Автобизнес России нуждается в масштабных структурных изменениях — во-первых, этого требуют системообразующие и долгосрочные экономические реалии, а во-вторых, он может адекватно регулироваться не «дикими законами рынка», которые показали свою полную неэффективность, а объединенными усилиями основных участников отрасли: ретейла, представительств автомобильных брендов и государства. Как показывает история развития данной сферы, пока они напоминают героев басни «Лебедь, рак и щука».

В конце года «Евразия-Моторс» вновь запустила дилерский центр Ford в Омске. Фото предоставлено компанией.

Выбор компании года и персоны года в сфере автобизнеса в этом году оказался непростым. Уход бывших лидеров новосибирского авторынка — компаний «МАКС Моторс» и «СЛК-Моторс» — показал, что в условиях кризиса соревнования в активном пополнении портфелей брендов вряд ли целесообразно считать стратегией успеха. Компаний, которые в тяжелейших для рынка условиях вышли на новые рынки и действительно укрепили свои позиции, можно пересчитать по пальцам. Тем впрочем и значительнее их достижения.

Компания года

«Компанией года» в сфере автобизнеса по версии «КС» стала группа компаний «Евразия Моторс» (официальный дилер Hyundai, Nissan, Datsun, Mitsubishi, Peugeot, Citroen, Ford в Омске). Появившаяся на свет в 2010 году после раздела ГК «Барс» между его акционерами, «Евразия-Моторс» быстро стала набирать вес как в Омской области, так и в целом по Сибири. Подобно крупным новосибирским авторитейлерам компания также не отказывалась от пополнения портфеля брендов, но делала это достаточно осмотрительно. Индикатором может служить то, что именно «Евразия Моторс» стабильно удерживала первые строчки в общесибирском рейтинге автодилеров «КС», сформированном по доле рынка в основном регионе присутствия. Для сравнения: новосибирская группа компаний «МАКС Моторс» несмотря на самый большой среди дилеров СФО портфель брендов никогда не входила в ТОП-3 этого рейтинга.

Анализируя позиции «Евразии-Моторс», нельзя не отметить, что омский рынок традиционно по своему потенциалу продаж не соответствует «городу-миллионнику», что ставит дилеров в очень сложные условия, поскольку для московских дистрибьюторов они попадают в ту же категорию, что и гораздо более обеспеченные Новосибирск с Красноярском. Однако несмотря на это, омские авторитейлеры отмечают, что «Евразии-Моторс» удается развиваться и в таких условиях. Комментируя позиции «Евразии-Моторс», один из участников рынка отмечает, что группа компаний просто «стабильно генерирует «кэш» на массовых брендах, не испытывая проблем с дефицитом оборотных средств». Важную роль в обеспечении позиций «Евразии Моторс» собеседники «КС» отводят и лично бенефициару группы компаний Илье Фридману. «Он умеет извлечь прибыль даже в самых сложных рыночных условиях и даже при небольшой марже», — уверен один из омских бизнесменов.

Стоит отметить, что в 2016 году «Евразия Моторс» запустила в Омске второй дилерский центр Nissan, подхватила Citroen, объединив мощности по этому бренду с Peugeot, и в декабре запустила Ford, который когда-то уже был в ее портфеле. Останавливаться на этом «Евразия Моторс» пока не планирует. Свой опыт группа компаний может тиражировать и в соседних регионах. Во всяком случае в 2016 году омский авторитейлер пристально посматривал на Новосибирск в противоположность новосибирской «МАКС Моторс», вынужденной покинуть Омск.

Среди номинантов на «Компанию года» нельзя не выделить группу компаний «Крепость» (официальный дилер Toyota, Lexus, Volvo, Jaguar, Land Rover, Bentley, Porsche, Mazda, KIA в Красноярском крае и Хакасии) Александра Кангуна. С точки зрения докризисных критериев успешности, «Крепость» однозначно среди лидеров. Ведь она не только смогла выстоять в текущих экономических условиях, не закрывая свои подразделения, но и сумела реализовать ранее намеченные планы по запуску новых салонов. 2016-ый год пополнил копилку «Крепости» четырьмя новыми брендами — Jaguar, Land Rover, Bentley и Porsche. И если для бренда Porsche был использован дилерский центр, ранее занимаемый маркой Skoda, то для Jaguar и Land Rover, а также Bentley были построены отдельные салоны. Вместе с тем, в условиях кризиса строительство и запуск новых полнофункциональных дилерских центров влекут к увеличению финансовой нагрузки на компанию. Кроме того, если в случае с Bentley «Крепость» является единственным официальным дилером во всей Сибири, поэтому может ориентироваться и на клиентов из соседних городов, то с Jaguar и Land Rover она конкурирует с «Арсенал Груп», которая также представляет эти бренды в Красноярске. Насколько обоснованы такие амбиции в этом случае, покажет рынок, который порой бывает беспощадным. Впрочем, в профессионализме «Крепости» и ее топ-менеджмента ни у кого из участников рынка не возникает сомнений, поэтому первенство авторитейлера вполне оправдано. Как минимум, компания не боится рисковать.

Также в числе номинантов, которые были близки к победе, можно выделить двух кузбасских авторитейлеров — ГК «Сибинпэкс» (официальный дилер Audi, GM-Avtovaz, Cadillac, Volkswagen, Skoda, Renault, Hyundai, Suzuki, Mazda в Кемеровской области) Фании Сапожниковой и ГК «Картель Авто» (официальный дилер Nissan, Datsun, Subaru, Honda, Mitsubishi, Citroen в Кемеровской области) Сергея Малянова. Обе компании планомерно вот уже несколько лет забирают отдельные бренды, которые теряют другие игроки. Так, в этом году «Картель Авто» получила Mitsubishi вместо «Трансхимресурса», а «Сибинпэкс» ─ Hyundai вместо «Хендэ-Вектора».

Дилерский центр BMW «Медведь-Холдинга» в Новосибирске, фото Ильи Барышева

В числе хедлайнеров по итогам года оказался и «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi, Lada в Красноярском крае, Новосибирской области и республике Хакасия) Николая Бякова ─ в этом году он также продолжил экспансию, но более взвешенно, использовав для этого действующие мощности, а не строя новые салоны. Так, компания запустила салон Lada и Citroen в Красноярске, а также готовится к открытию Suzuki. Что касается других городов присутствия, то в автомобильных кругах активно обсуждается возможность выхода «Медведь-Холдинга» в Кемерово с брендом BMW подобно уже произошедшей в прошлом году экспансии в Новосибирск, а также расширение портфеля брендов в самом Новосибирске. Однако во многом возможность таких шагов будет зависеть от конъюнктуры рынка. В любом случае, несмотря на все изначальные сложности в Новосибирске, авторитейлеру успешно удалось следовать намеченным планам и добиться результатов. Как минимум за это «Медведь-Холдинг» достоин быть в числе победителей по итогам года.

Впрочем, в текущей экономической ситуации автодилеры с их моделью бизнеса становятся все более уязвимыми, вследствие чего набирают обороты независимые игроки рынка как в сфере продаж автомобилей, так и их обслуживания. «КС» впервые выделил в автомобильном рынке сегмент автосервисных услуг. В этой категории в 2016 году отличилась основанная в Новосибирске федеральная сеть сервисов постгарантийного обслуживания автомобилей Fit Service. На сегодня сеть присутствует в 22 городах. За 2016-ый год Fit Service открылся в Барнауле, Кургане, Махачкале, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Северске, Челябинске, Сергиеве Посаде, Ишиме, Черемхово, Братске, Владивостоке, а также запустил новые станции в Новосибирске, Томске, Красноярске, Москве. До конца года в компании планируют открыть ещё 10 станций.

Персона года

«Персоной года» в сфере автобизнеса в 2016 году по версии «КС» стал Андрей Бец, основатель и председатель совета директоров компании «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях). После ухода с рынка «СЛК-Моторс» и «МАКС Моторс» лично Андрея Беца и его компанию можно считать самым старейшим игроком сферы авторитейла в Новосибирске. Если по брендам Audi и BMW в Новосибирске уже сменилось по 3 дилера, и в настоящее время по Audi нет ни одного, то Mercedes-Benz был и остается в руках Андрея Беца — начиная с 1998 года, когда был открыт первый салон марки в Новосибирске на Большевистской, и заканчивая 2016-ым годом, когда у Андрея Беца уже 4 дилерских центра Mercedes-Benz — два в Новосибирске, по одному в Кемерове и Томске.

Стоит отметить, что Андрей Бец имел финансовые возможности представлять в Новосибирске сразу несколько автомобильных брендов, однако предпочел заниматься только Mercedes-Benz, но не в одном, а сразу в трех регионах. Концентрация на одном бренде в противовес активному пополнению портфеля дала свои результаты. И хотя многие участники авторынка сетуют не без основания, что компания «СТС-Автомобили» отнюдь не может служить примером для подражания другим дилерам региона, нельзя не отрицать, что простого везения было бы мало для того, чтобы удержаться на рынке в противовес ушедшим конкурентам. Во всяком случае пока.

Впрочем, не только поэтому именно Андрей Бец в этом году стал «Персоной года». В этом году бизнесмен расширил границы своей деятельности, став дилером Mercedes-Benz в Германии. Вместе с экс-главой дистрибьютора марки в России Юргеном Зауером он купил дилерское предприятие в земле Баден-Вюртенберг, где расположена штаб-квартира Mercedes-Benz. Речь идет о мультибрендовом салоне площадью 4,5 тыс кв м., где пока представлены Mercedes-Benz, Mitsubishi и Hyundai. По словам Андрея Беца, на стадии завершения переговоры по Porsche, а со временем, по его планам, будут представлены еще четыре марки, в числе которых Nissan и даже Tesla. В результате именно Андрей Бец становится «Персоной года» в автобизнесе по версии «КС».

Также среди номинантов на «Персону года» в сфере автобизнеса редакция выделила главу ГК «Евразия Моторс» Илью Фридмана, генерального директора ГК «Крепость» Александра Кангуна, генерального директора «Медведь-Холдинга» Николая Бякова, главу ГК «Сибинпэкс» Фанию Сапожникову, генерального директора ГК «Картель Авто» Сергея Малянова.

Другим хедлайнером года стал Роман Гречухин, глава «Harley-Davidson Новосибирск». Не являвшийся байкером и никогда ранее не связанный с автобизнесом, в 2014 году, в непростое для рынка время он вместе с женой открыл первый мотосалон Harley-Davidson в Новосибирске. Уже тогда скептики считали, что инвестиции в такой бренд в тех рыночных условиях необоснованны, и серьезного бизнеса на мотоциклах не построить, тем более с учетом особенностей сибирского климата. Однако финансист Роман Гречухин по сути доказал обратное, закрепив бизнес-модель и успешно запустив в 2016 году мотосалон в соседнем Красноярске.

Еще одним победителем можно признать Елену Марисину, генерального директора нескольких предприятий ГК «Терминал Моторс», включая «Альбион Моторс». Ее усилиями бийский авторитейлер успешно вышел в Новосибирск, получив дилерство Jaguar и Land Rover и тем самым оказавший значительную услугу дистрибьютору марки, «обжегшемуся» на прошлом партнере — «МАКС Моторс».

Фото: «Форд-Центр-Сибирь»

В другой «весовой» сегмент в этом году перешел Игорь Кошкин, компании которого являются дилерами УАЗа, SsangYong и FAW. В 2016 году в «копилку» авторитейлера добавился Ford, что стало выходом группы компаний в новую лигу. Открытый в 2016-ом году полнофункциональный салон, включающий как легковые, так и коммерческие автомобили, показывает серьезность намерений Игоря Кошкина, ранее стоявшего у истоков ГК «МАКС Моторс» (до ребрендинга — «Новосибспецпроект»). Однако имея «в рукаве» неплохие возможности, группа автодилерских предприятий Игоря Кошкина не торопится наращивать портфель брендов, но можно не сомневаться, что компания даст о себе знать, когда появится подходящий момент.

Наконец, по итогам года можно выделить и главу ГК «Сиал Авто» (официальный дилер Renault, KIA, авторизованный сервисный партнер Citroen в Красноярском крае) Сергея Нощика, которому удалось усилить свои позиции по оставшимся в портфеле брендам. В частности ГК «Сиал Авто» в 2016 году запустила второй салон Renault вместо ушедшего с рынка конкурента — «Рено центра Атлант», тем самым став единственным дилером по этому бренду в Красноярске. Удвоение присутствия может в дальнейшем произойти и по бренду KIA. Таким образом, возглавляемый Сергеем Нощиком «Сиал Авто» остался верен своим основным партнерам среди автопроизводителей и при этом продолжил наращивать позиции по ним.

Приз зрительских симпатий

Одновременно с выбором «Компании года» «КС» провел голосование на своем сайте. Всего в опросе приняло участие 9282 человек. Победителем стала компания Fit Service, получив приз зрительских симпатий. На втором и третьем местах оказалась красноярская компания «Сиал-Авто» и «Harley-Davidson Новосибирск».

Для участия в голосовании нужна авторизация.

Кто из игроков автомобильного рынка, на ваш взгляд, в наибольшей степени достоин быть «Компанией года»?

«Компания года» в сфере «Авто» 2016 — «Евразия-Моторс»

«Персона года» в сфере «Авто» 2016 — Андрей Бец

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона. Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *