Авто за наличные

Лишних денег нет, но нужен автомобиль. Как быть? Разбираем доступные способы взять кредит на покупку автомобиля.

Накопить на машину — вариант разумный, но, очевидно, он не сработает, если автомобиль нужен срочно. Например, вам предложили работу мечты, но на ней будет сложно без собственного авто. К тому же в попытке накопить вы можете переплатить, как бы абсурдно это ни звучало. Сейчас авто вашей мечты стоит недешево. Но пока вы копите, автомобиль может стать еще дороже — и вам придется заплатить больше.

Логичным решением становится автокредит. Но с ним, как и на дороге, необходимо соблюдать правила безопасности: трезво оценить свои силы и выбрать решение, которое не пробьет дыру в вашем бюджете.

Чем автокредит отличается от обычного потребительского кредита?

Кредит на автомобиль — это один из видов целевого кредита, и у него есть свои особенности.

Залог

И этот залог — сам автомобиль. То есть пока вы не погасите кредит, вы не сможете продать или обменять машину без согласия банка. Если же вы перестанете платить по кредиту или будете систематически задерживать платежи, то банк имеет право забрать автомобиль и продать его, чтобы погасить ваш долг.

Цель

Целевой кредит, как понятно из его названия, подразумевает, что деньги вам выдают на конкретную покупку. Чаще всего банк рассчитывается с продавцом авто напрямую и покупатель не получает деньги на руки. Но бывают случаи, когда деньги выдают заемщику. Если он потратит эти деньги на что-то другое, то банк может потребовать вернуть весь кредит вместе с процентами раньше срока.

Кроме того, предложения по автокредитам часто подразумевают конкретную программу: например, только на новый автомобиль или выпущенный именно в России, или даже на определенную модель. Если вы выберете автомобиль, который не отвечает условиям программы, вам могут не одобрить кредит или предложить другие условия.

Страховка

Обычно при получении кредита нужно оплатить страховку авто — каско. Она поможет и вам, и банку снизить риск потерять деньги, если с машиной что-то случится (попадете в аварию или ее украдут).

Кроме каско вам могут предложить застраховать вашу жизнь и здоровье — это тоже способ банка снизить риск того, что вы не сможете вернуть долг, если с вами что-то случится.

Банки часто предлагают включить страховку в стоимость кредита. Стоит учитывать, что в этом случае она обойдется вам дороже — ведь на цену полисов тоже будут начисляться проценты.

Где и как можно взять автокредит?

Вряд ли вы выбираете себе авто по принципу «что первое увидел, то и купил». Вы изучаете технические характеристики машины и смотрите много вариантов. Так же стоит поступить и с автокредитом, тем более что не обязательно идти за ним в банк — кредит можно оформить и в магазине (хотя тоже через банк).

Но для начала трезво оцените свои силы: определитесь, какую сумму вы можете выплачивать без ущерба для семейного бюджета. Обычно на выплаты всех кредитов не рекомендуют выделять больше 30% ежемесячного семейного бюджета.

Пойти в банк

Главный плюс обращения в банк в том, что вы можете взять автокредит и потом отправиться в любой автосалон. Или даже купить машину с рук.

  • Если вы идете за кредитом в банк, обязательно проверьте, есть ли у него лицензия Банка России, чтобы не попасть к так называемым черным кредиторам.
  • Не забудьте прочесть общие правила кредитования выбранного банка (их можно найти на официальном сайте или посмотреть в офисе).
  • Подготовьте документы. Какие именно документы нужны для автокредита, каждый банк выбирает сам. Список требований вы можете также найти на официальном сайте банка или посмотреть в офисе. Чаще всего для кредитов нужны: документ, удостоверяющий личность (паспорт), водительские права, заполненная анкета заемщика и документ, подтверждающий платежеспособность (например, справка 2-НДФЛ, справка о зарплате).
  • Дождитесь решения банка — вы узнаете, какую сумму вам могут предоставить на покупку автомобиля.
  • Выберите машину в автосалоне или у того, кто продает авто с рук, если банк допускает такой вариант покупки. Оформите договор купли-продажи. Проследите, чтобы в нем был прописан безналичный способ оплаты и указаны реквизиты счета продавца. Внесите первый взнос, если это необходимо.
  • Теперь пришло время заключить договор автокредита с банком, оформить страховку каско и выполнить другие условия, если они предусмотрены договором.
  • После этого банк перечислит продавцу деньги на счет, указанный в договоре. Теперь можно приступать к оформлению акта приема-передачи самой машины.

Продавцу вы больше ничего не должны, деньги за покупку перечисляет банк.

Пойти в автосалон

Если вы берете кредит в автосалоне, то, скорее всего, будете привязаны к конкретному банку или сможете выбирать только из нескольких банков-партнеров. Но можно рассчитывать на выгодные условия автокредита на некоторые модели или комплектации.

  • Выберите автомобиль в автосалоне.
  • Выясните у менеджера или консультанта, какие у салона банки-партнеры и как можно получить кредит. На этом этапе обязательно уточните, распространяются ли условия кредита, которые вас заинтересовали, на выбранный вами автомобиль. Некоторые кредитные предложения могут действовать только на определенные модели или комплектации.
  • Подайте документы. Список документов каждый банк определяет сам. Требования банка вы можете также узнать на его официальном сайте или в офисе. Чаще всего для кредита нужны: документ, удостоверяющий личность (паспорт), водительские права, заполненная анкета заемщика и документ, подтверждающий платежеспособность (например, справка 2-НДФЛ, справка о зарплате).
  • Когда заявку одобрят, проверьте, не изменились ли условия, которые вас изначально интересовали (например, срок кредита, ставка, отсутствие дополнительных услуг). Если все в порядке, можно вносить первоначальный взнос, оформлять каско и выполнять другие обязательства, предусмотренные договором. Если не хотите переплачивать за страховку, оплачивайте ее отдельно, а не включайте в сумму кредита.
  • Только после этого заключается кредитный договор. Теперь можно приступать к оформлению акта приема-передачи самой машины.

Пойти в банк от производителя авто

Можно взять кредит в банке от автопроизводителя — в так называемом кэптивном банке. Крупные концерны для повышения продаж открывают специальные кредитные организации, в которых чаще всего ставки по кредиту будут чуть ниже рыночных. Обычно в названии такого банка есть наименование концерна, который производит автомобили. Если вы нашли такой банк, обязательно проверьте, имеет ли он лицензию Банка России, чтобы не попасть к мошенникам, которые могут использовать громкое имя для наживы.

Дальше действуйте по первой схеме — в кэптивном банке кредит выдают так же, как и в обычном.

На что стоит обратить внимание

  • Первое, что нужно учесть: подержанный автомобиль, взятый в кредит, может обойтись дороже, ведь банки дают на них кредиты по высоким ставкам и, как и при покупке новой машины, обязательно требуют оформить страховку авто.

Сравнивая предложения и условия, обязательно посмотрите полную стоимость кредита на первой странице договора.

  • Не забудьте про каско и дополнительное страхование жизни — эти пункты могут прописать в кредитном договоре как обязательное условие выдачи кредита. При этом банк, как правило, рекомендует определенные страховые компании. Если вы решите купить полисы у других страховщиков, условия договора могут измениться.
  • Еще один важный момент — первоначальный взнос. Обычно чем он больше, тем меньше проценты, но нужно рассчитать так, чтобы этот первый взнос не образовал дыру в вашем бюджете. Можно брать кредит и без первоначального взноса, но для него нужно больше документов. Вам придется доказать банку, что вы сможете выплатить этот кредит: как минимум собрать справки о доходах.
  • Внимательно прочитайте договор купли-продажи. Проверьте, правильно ли указаны характеристики автомобиля, включая цвет и номер, как в договоре прописан вопрос регистрации авто в ГИБДД. Если что-то непонятно, уточняйте, чтобы потом не обнаружились какие-то скрытые платежи и дополнительные сборы — например, «за услуги по подбору автомобиля». Конечно, при покупке не забудьте внимательно осмотреть саму машину. Если это не новое средство передвижения, обязательно проверьте его по Федеральной нотариальной палаты. Может оказаться, что он уже заложен — и его в любой момент могут у вас отобрать за чужие долги.
  • Внимательно прочитайте общие и индивидуальные условия автокредита, особенно положения о страховании. Сопутствующее кредиту страхование жизни и здоровья удобнее покупать по индивидуальным договорам страхования, а не по коллективным — иначе отказаться от такой страховки и вернуть за нее деньги вам не удастся.

Не забудьте про льготы

До 2020 года действует система автокредитования с государственной поддержкой. Машина обойдется вам дешевле, если вы выберете недорогой новый автомобиль отечественной сборки. То есть это могут быть и модели иностранных марок, но они должны быть собраны на заводе в России.

В рамках льготной программы государство субсидирует 10% от стоимости автомобиля, а в Дальневосточном федеральном округе — 25%. На эту сумму можно уменьшить первоначальный взнос за автомобиль. Фактически банк, который выдает автокредит, сделает вам скидку на эту сумму, а потом государство компенсирует ему деньги.

Претендовать на льготы вы можете в одном из двух случаев: или это ваш первый в жизни автомобиль, или у вас как минимум двое несовершеннолетних детей.

На 2018 год условия льготного кредита выглядят так:

  • автомобиль должен быть выпущен в 2017 или 2018 году, причем ПТС должен быть выдан не раньше 1 декабря 2017 года;
  • до покупки в кредит автомобиль не должен быть зарегистрирован на другого человека;
  • стоимость автомобиля не должна превышать 1,450 млн рублей;
  • масса машины — не более 3,5 тонны;
  • период кредитования — до 3 лет;
  • необходимо заключить договор залога и оформить каско.

На компенсации государство выделило 15 млрд рублей. Вы можете рассчитывать на льготы, пока эти деньги не закончатся.

Что еще стоит сделать, прежде чем взять кредит на авто?

Если вы уже брали кредиты, проверьте свою кредитную историю — все ли кредиты закрыты, все ли взносы отмечены.

В России в скором времени могут ограничить продажу автомобилей физическим лицам за наличные. С соответствующим предложением выступила Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Письмо с просьбой на данный момент организация уже направила в Центробанк, сообщает РБК.

Таким образом автодилеры предлагают бороться с нелегальным оборотом наличных, в том числе на авторынке. За образец предложено взять правила для юридических лиц, которым запрещено платить наличными более 100 тыс. рублей.

Кроме этого в РОАД попросили ЦБ снизить комиссию при безналичном расчете с 1,5–2 до 0,2–0,3%. В письме объясняется, что это станет «мощным стимулом» для увеличения доли таких платежей.

«Применение таких условий к национальной системе «Мир» позволит получить существенное преимущество перед иностранными платежными системами», — говорится в документе, автором которого является глава РОАД Олег Мосеев.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2018 г. в России было продано 1,80 млн новых легковых автомобилей, что на 205 тыс. машин (или 12,8%) больше, чем в 2017 году. В декабре автопроизводители реализовали в России 175 тыс. автомобилей — на 5,6% больше прошлогоднего показателя. Таким образом, российский автомобильный рынок продемонстрировал рост на протяжении 12 месяцев.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 — Автокредит: достоинства и недостатки.
2 — Потребительский кредит на авто.
3 — Страховка – важный момент!
4 — Так что выбрать: автокредит или обычный заем?
5 — «Лизинг» — альтернатива автокредиту.
Введение…
Купить автомобиль за наличку в наше время могут позволить себе очень немногие, особенно, если речь идет о дорогих машинах зарубежной сборки. Чаще всего транспорт приобретается в кредит. Банки предлагают специализированные программы автокредитования. Но так ли они выгодны, или лучше взять обычный потребительский заем? Попробуем разобраться.

Автокредит: достоинства и недостатки.

Получить специализированный заем на покупку автомобиля можно, практически, в любом крупном банке.
Достоинства такого кредита очевидны:
• предлагается пониженная процентная ставка, равная примерно 16-17% (и ниже) против 20-21% у обычного потребительского кредита;
• размер выделяемых заемных средств выше, чем по обычному кредиту, и ограничен только стоимостью автомобиля;
• банки охотнее выдают автокредит, даже если дохода заемщика слегка не хватает, так как заем является обеспеченным (машина передается в залог);
• не начисляются дополнительные комиссии, например, за снятие средств, так как деньги передаются напрямую продавцу – дилеру в автосалоне или частному лицу.
Если удастся получить автокредит с господдержкой, процентную ставку можно уменьшить еще сильнее. Она снижается на 2/3 от текущей ставки рефинансирования (2/3 от 10,5% составляют ровно 7%) за счет государственного субсидирования. На практике это означает, что если клиент берет, к примеру, автокредит под 17% годовых, по факту он платит только 10% годовых – остальное банку возмещает государство.
Правда, автокредит с господдержкой можно взять только на отечественные автомобили определенных марок и 2015-2016 годов сборки. Точный список моделей и марок, подпадающих под действие программы, нужно уточнять в банке, так как в каждом учреждении он свой.
Таким образом, главное существенное достоинство автокредита – пониженная процентная ставка и отсутствие дополнительных комиссионных сборов.
Рассмотрим недостатки, к ним относятся:
• относительно краткий срок кредитования – обычно заем выдают на 3 года, 5 лет – редкость;
• машина переходит под залог банку, следовательно, ее нельзя продать, подарить, сдать в аренду без ведома кредитора, а за неуплату долга транспорт конфискуют;
• обязательно придется оформить страховку – ОСАГО и по желанию, но строго рекомендовано – КАСКО;
• необходим минимальный первоначальный взнос – от 10 до 20% от стоимости авто, так что перед покупкой придется поднакопить денег.
Если клиент рассчитывает купить машину не для личного пользования, а для сдачи в аренду или в лизинг, у него могут возникнуть сложности с оформлением автокредита. Не все хотят, чтобы транспорт был в залоге у банка, например, если планируется продать автомобиль через год-другой. В этих случаях поможет обычный потребительский кредит.

Потребительский кредит на авто.

Собственно, потребительский кредит выдается без конкретной цели, отчитываться в том, как потрачены средства, клиент не обязан. Поэтому главное преимущество потребительского кредита на авто – отсутствие обременения на машине. После покупки транспорта клиент волен распоряжаться им как угодно – хоть продать на следующий день.
Другое преимущество обычного займа: нет ограничений на выбор автомобиля. Когда банк ссуживает средства по программе, он может наложить ограничения. Например, по программе с господдержкой можно купить автомобили отечественных и зарубежных марок, но собранные на российских заводах.
Однако у такого способа имеются существенные недостатки:
• высокая процентная ставка, на 5-10 пунктов выше, чем по автокредиту и, тем более, по автокредиту с господдержкой;
• ограничения по максимальной сумме – если автокредит можно взять на довольно крупную сумму, так как заем является обеспеченным, то при взятии обычного кредита без залога и поручителей на внушительную ссуду рассчитывать не придется;
• большая переплата за счет длительного срока кредитования и высокой ставки;
• жесткие требования к заемщику по его платежеспособности.
Таким образом, взятие потребительского кредита для покупки авто убережет покупателя от необходимости оформления залога и прочих формальностей, но он обойдется значительно дороже. Такой вариант предпочтителен для обеспеченных заемщиков, способных «потянуть» дорогой кредит. Выбирая, что выгоднее: автокредит или потребительскй кредит, обязательно нужно учесть эти обстоятельства.

Страховка – важный момент!

Необходимость оформления страховки – камень преткновения при оформлении кредитов. Не будем скрывать, что большинство банков настаивают на обязательном приобретении полисов, хотя страховка является добровольной, и заемщик может от нее отказаться. Правда, в этом случае ему предложат худшие условия, а то и вовсе откажут в оформлении кредита.
При покупке автомобиля придется как минимум приобретать полис ОСАГО – без этого никуда, это требование закреплено в законодательстве. Кроме того, так как машина становится залоговым имуществом, банк совершенно законным образом обяжет клиента оформить один из двух полисов:
• КАСКО;
• страхование кредита.
Дело в том, что этот вид страховки защищает авто от риска умышленного повреждения, аварии, кражи, поломки и т.д. Банк страхует собственные риски: ведь если транспорт придет в негодность, а заемщик откажется платить кредит, даже изъятие залога не поможет компенсировать издержки. При наличии КАСКО клиент получит компенсацию, которую сможет потратить на ремонт и восстановление машины или досрочное погашение долга.
Его стоимость, как известно, зависит от стоимости машины. Чем дороже транспорт, тем больше придется заплатить за страховку. В среднем, КАСКО составляет 7% от стоимости машины. Это значит, что ежегодная ставка автоматически поднимается на это значение. Например, если ставка по автокредиту составила 16%, то вместе с КАСКО итоговая ставка будет 23%. Естественно, что каждый год страховки придется платить всё меньше, так как стоимости машины снизится, но это обязательно надо учесть.
При выборе второго варианта заемщик страхует сам кредит – точнее, риск его невыплаты. Например, из-за своей болезни. При наступлении страхового случая все тяготы по обслуживанию кредита берет на себя страховая компания.
Выбирая, что выгоднее – автокредит или потребительский заем, следует учесть, что при оформлении обычного кредита страховка не обязательна. От нее можно отказаться, последствие будет только одно – увеличение процентной ставки на 2-3 пункта.
При оформлении кредита возможна только одна программа: страхование жизни и здоровья заемщика, полис можно расширить путем включения дополнительных рисков, например, сокращения на работе. По факту такая страховка только уменьшает размер кредитных средств, так как премия компании списывается сразу при выдаче ссуды.

Таким образом, при оформлении автокредита страховка транспорта обязательна как залогового имущества, при взятии обычного кредита можно по желанию застраховать свою жизнь и здоровье. В этом плане потребительский заем выгоднее, так как не нужно переплачивать.
Хотя, если быть объективными, то нужно признать, что с одной стороны, страховка машины или здоровья – дополнительные расходы, с другой – при покупке КАСКО или полиса добровольного страхования собственник авто полностью защищен от всех неприятностей.

Так что выбрать: автокредит или обычный заем?

Универсального ответа на этот вопрос не существует. Каждый потенциальный владелец собственного транспортного средства должен взвесить все достоинства и недостатки обоих видов ссуды и сделать вывод, что ему предпочтительнее в данный момент.
Стоит обобщить основные тезисы, чтобы было проще разобраться:
• процентная ставка – у автокредита ниже, чем у обычного займа;
• продолжительность кредитования – для автокредита 3-5 лет, для займа – от 5 лет и больше;
• максимальная сумма ссуды – для автокредита выше, так как машина является залогом, для необеспеченного кредита – ниже;
• первоначальный взнос – для автокредита 10-20%, для потребительского кредита – отсутствует;
• оформление страховки – для автокредита обязательно, для обычного займа – желательно, но можно отказаться;
• залог – при автокредите на машину накладывается обременение, при обычном займе – ограничений на использование авто нет;
• ограничения в выборе машины – при автокредите по некоторым программам (господдержка) имеется, при обычном – нет.
Автокредит можно взять, если транспорт покупается для личного пользования, не планируется в ближайшее время его продажа, а стоимость машины достаточно велика, что ежемесячного дохода может не хватить для обслуживания долга. Если же клиент имеет достаточный доход и не хочет обременять себя залогом и дополнительной страховкой, то можно взять обычный потребительский кредит.

Альтернатива – лизинг.

В качестве альтернативы обоим способам выступает лизинг. Он нивелирует недостатки обычного кредита и автозайма и позволяет получить личный транспорт на исключительно выгодных условиях. Всё больше россиян предпочитают именно лизинг стандартному кредитования за счет его преимуществ.
Что такое лизинг? По сути – это приобретение авто в аренду с последующим выкупом. Посредником между дилерским салоном и покупателем выступает лизинговая компания. Она оформляет транспорт на себя, а водитель просто арендует его по договору. После определенного времени размера выплаченной арендной платы хватает, чтобы машина перешла в собственность клиента компании.
Достоинства лизинга:
• нет необходимости оформлять страховку – только ОСАГО;
• техосмотр оплачивает лизинговая компания;
• сниженная процентная ставка (намного ниже, чем по автокредиту, в районе 10-13% годовых);
• быстрое принятие решение со стороны лизинговой компании, т.к. нет доскональной проверки кредитоспособности покупателя;
• автомобиль при разводе не делится, при аресте имущества на него не накладывается взыскания, т.к. формально он принадлежит лизинговой компании;
• машину можно поменять на другую, более новую, еще до окончания действия срока договора.
Но следует учесть и ряд недостатков:
• машину нельзя продать, подарить, заложить и т.д., так как она не принадлежит водителю;
• довольно ограниченный выбор авто для эксплуатации;
• длительный срок платежей – в итоге переплата больше, чем при покупке авто в кредит;
• нельзя выписать доверенность на вождение третьему лицу;
• текущие расходы, в том числе оформление ОСАГО, водитель несет сам.
Если вы не можете решить, что лучше: автокредит или потребительский кредит, обязательно рассмотрите возможность приобретения машины в лизинг: возможно, в вашей ситуации это намного выгоднее.

Проверку дилеров на честность специально для «РГ» провели коллеги с автомобильного сайта-агрегатора Autospot.ru. Условия были просты настолько, насколько просты действия покупателя, попытавшегося найти нужный ему автомобиль через интернет. Открыл поисковый сайт, забил в строку фразу вроде «купить такую-то машину» — и можно два дня листать страницы, отбирая предложение за предложением. Да, можно и три, но к чему такие сложности, если даже бесчувственный робот тут же подсовывает наиболее интересные варианты. А уж простому потребителю тем более сложно отбиться от всевозможных «зазывалок» с солидным дисконтом и специальными ценами.

Впрочем, чтобы не попасть на крючок алчным продавцам, мы решили ограничить наш эксперимент общением лишь с официальными дилерами автокомпаний, которые, по логике, должны придерживаться официальных же прайс-листов, найденных на опять же совершенно официальных сайтах брендов. А приобрести мы попробовали три автомобиля из числа бестселлеров российского рынка — седан Kia Rio, кроссовер Nissan Qashqai и внедорожник Renault Duster. И обязательно — по самой доступной цене.

— Заходим на сайт официального дилера Kia, — рассказывает о первой попытке наш экспериментатор, редактор проекта Autospot Кира Каддаха. — Открываем первую попавшуюся привлекательную акцию: «Специальные цены и подарки при покупке Kia Rio». Нам обещают бонус до 100 000 рублей. В ходе телефонного разговора с сотрудником выясняется, что в наличии есть базовая версия за 513 900. С учетом всех скидок ее можно будет купить за 474 000 рублей. Машина в наличии! Нужно только приехать и забрать ее. Мы не верим своим ушам. Как такое возможно? Во-первых, базовых версий в наличии почти никогда не бывает. Обычно их приходится ждать 5-6 месяцев. Во-вторых, дилер предлагает автомобиль даже ниже той стоимости, которая заявлена у производителя — те же 513 900. Подозреваем, что здесь не все в порядке. Но приезжаем в салон и спрашиваем кристально-белый Kia Rio за 474 000 рублей. Однако нам сообщают, что, к сожалению, данная модель уже забронирована и за нее внесли предоплату. Что, собственно, и требовалось доказать. Но нас убедительно просили рассмотреть другую версию по выгодной цене, которая продавалась за 671 900 рублей.

Пробуем выбрать бюджетный внедорожник, — продолжает Кира Каддаха. — Открываем официальный сайт представительства Renault. Нам предлагают Renault Duster в базовой комплектации (без кондиционера и магнитолы) за 579 000. Далее на этом же сайте выбираем дилера, который продает машину за 492 637 рублей. Звоним и узнаем об условиях. Менеджер утверждает, что модель есть на складе. В белом цвете. Спрашиваем: «Можно прямо сейчас с наличными приехать и забрать автомобиль?» Продавец отвечает одобрительно, но уже в салоне выясняется, что этим предложением можно воспользоваться только в том случае, если покупаешь авто в кредит, вносишь половину стоимости, а кроме того в обязательном порядке добавляется КАСКО. Также нужно непременно сдать машину в Trade-in, причем именно Renault. Да и в наличии нужного Duster, «к сожалению, уже нет». Ждать нужно от двух месяцев, которые, подозреваем, сильно затянутся. Впрочем, «пустой» внедорожник за наличные есть за 630 000 рублей. Его тоже придется подождать, но от двух недель. «А если вы много ездите, то лучше остановиться на Duster с дизельным двигателем, — разошелся менеджер. — Получите полный привод и 109 «лошадок», но придется выложить 980 000 рублей»…

Далее наши «покупатели» решили прицениться к «японцу».

— Сначала заглядываем на сайт Nissan.ru, где компания просит за стильный кроссовер в минимальной комплектации 969 000 рублей. А вот официальному дилеру, судя по кричащей рекламе, достаточно заплатить 939 000. В сотый раз сталкиваемся с тем, что официал просто блефует. На деле выясняется, что в наличии есть пустой Qashqai, но он продается за 1 056 000 рублей. При этом бренд-менеджер другого официального дилера раскрыл нам карты, сообщив, что они не продают кроссоверы дешевле, чем за 1 238 000 рублей. Другими словами, в один миллион рублей никак не уложиться, что бы не утверждала реклама, — констатирует Кира Каддаха.

В общем, если подытожить, то за японский кроссовер нашим экспериментаторам пришлось бы переплатить в лучшем случае 87 тысяч, за Duster — почти 147, а Rio обошлась бы еще дороже и аж на 197 тысяч больше минимальной стоимости.

— Каждый покупатель, прежде чем приобрести автомобиль, надеется воспользоваться наиболее выгодным предложением. Но выгоды выгодами, а любимая рекламная формулировка «Цена от 999», на наш взгляд, должна соответствовать действительности. То есть, если минимальная цена от 499 999, значит именно эту сумму я и буду собирать и, накопив, с ней приеду в салон, — отмечает директор по маркетингу сервиса Autospot.ru Дмитрий Рыбальченко. — Но мы убедились в обратном. На сайте официальных дилеров в разделе акций фигурируют заголовки: «Обвал цен!», «Только сегодня действует специальное предложение!», «При покупке автомобиля вы получаете выгоду до 100 000 рублей». И даже пообщавшись по телефону с менеджером по продажам, вы убедитесь в том, что бонус якобы распространяется на модель желаемой комплектации. Но стоит приехать в автосалон, как выяснится, что спецпредложение действует на машину только в максимальной комплектации или вовсе уже не работает.

По словам Дмитрия Рыбальченко, казалось бы, при обращении к официальному дилеру вопросов с ценами быть не должно, поскольку производитель диктует правила, которые продавцы обязаны строго соблюдать.

— Но, по нашим наблюдениям, происходит чуть ли не наоборот. «Официалы» не гнушаются старых методов, когда по телефону менеджер сообщает цену ниже, чем она на самом деле, а когда покупатель приезжает, ему объясняют, что он что-то не понял и заявляют реальный прайс. Данный эксперимент, безусловно, не претендует на абсолютную истину, но покупатель должен быть лишен иллюзий и сконцентрирован. Дилерам требуется заманивать покупателей в салоны, «допродавать» опции, кредиты, страховки и так далее. Так что, уже собравшись выдвинуться в салон, приготовьте еще тысяч двести на всякий случай. Или сверьтесь со специализированными сервисами в интернете, — констатирует Дмитрий Рыбальченко.

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости.

Разумеется, «РГ» обратилась за комментариями к автопроизводителям. В нашем понимании, они больше других заинтересованы в том, чтобы клиент не только уехал из фирменного салона на новой машине, но и был этим фактом абсолютно доволен. Однако во всех случаях представители автокомпаний заверили, что дилеры вправе менять цены, указанные в прайс-листах.

— Как независимое юридическое лицо, несущее ответственность за продажу товара, дилер самостоятельно устанавливает конечную стоимость автомобиля при заключении договора розничной купли-продажи с клиентом, а цены, указанные на сайте Renault Россия, являются рекомендованными, — сообщили нам в представительстве французской компании.

Там пояснили, что в дилерском центре могут быть в наличии автомобили разных комплектаций, в том числе с дополнительным оборудованием. Клиент имеет право отказаться от покупки такой машины и сделать заказ на автомобиль в другой комплектации.

— Главное — конечная стоимость должна быть согласована дилером с клиентом до момента подписания договора купли-продажи, — заметили в Renault Россия. — Но если клиент не согласен с действиями дилера, он может обратиться на «горячую линию». Renault стремится делать все возможное для удовлетворения потребностей клиентов, поэтому мы обращаем внимание дилеров на необходимость строго соблюдать законодательство.

— Дилеры получают от производителя рекомендованные цены. Это значит, что указать дилеру, какую цену называть клиенту, мы не можем, — заверил директор по связям с общественностью представительства Nissan Роман Скольский. — Тем не менее, в большинстве случаев дилеры придерживаются этих цен. Небольшие вариации возможны, и это вполне законно. Мы мониторим ситуацию на постоянной основе путем обзвона салонов. Если же возникают спорные ситуации или происходит серьезное завышение цены, разбираемся с дилером по каждому конкретному случаю.

В то же время в компании рекомендовали клиентам быть внимательнее при изучении прайс-листов и обращать внимание на так называемые дисклеймеры (сноски со «звездочкой»), уточняющие условия, при которых цена может быть ниже. «Если вы увидели действительно «вкусное» предложение, отнюдь не значит, что это обман. Такая цена обычно складывается при соблюдении нескольких составляющих — например, участии в программах Trade-in и утилизации», — пояснил Роман Скольский. Речь идет о специальных предложениях

— Мы, как импортер и дистрибьютор, не имеем прямых взаимоотношений с клиентами, — отметили в пресс-службе KIA Motors Rus. — Мы поставляем автомобили и обеспечиваем маркетинговую поддержку. Как и другие дистрибьюторы, мы определяем рекомендованные розничные цены на наш модельный ряд. Именно они отражены в прайс-листах, которые клиенты могут видеть, например, на официальном сайте kia.ru. При этом розничная цена автомобиля определяется дилером с учетом выбранной клиентом комплектации, стоимости дополнительного оборудования на заказанном клиентом автомобиле или автомобиле в наличии, а также с учетом действующих в настоящий момент спецпредложений. Финальная розничная цена фиксируется в договоре купли-продажи между дилером и клиентом.

Любопытно, что у вице-президента РОАД (Ассоциация российских автодилеров) Олега Мосеева совсем другое мнение относительного того, насколько дилеры могут «играть» рекомендованными им ценами.

— Любые факты недобросовестной работы в нашей сфере вызывают у меня одновременно удивление и огорчение. Во-первых, дилерский бизнес довольно сильно регламентирован производителями, а во-вторых, компании уже давно научились работать в тех условиях, которые есть, и по тем правилам, что установлены на авторынке. Дилер не должен превышать рекомендованные цены. Да, мы можем не дать покупателю скидку или, напротив, по каким-то финансовым соображениям продать машину себе в убыток, но увеличить маржу не в праве, — заявил специалист. — У всех производителей есть бонусные системы, которые предусматривают наличие чек-листа по выполнению стандартов. Нарушение ценообразования относится к числу грубых — а значит, допустивший их дилер может остаться без бонуса. Но поскольку больше половины маржи на автомобили мы сейчас получаем в виде бонусов, без них наш бизнес существовать не может — так недалеко и до банкротства.

Понятно, что задача каждого дилера — продать автомобиль подороже, — согласился Олег Мосеев. — Но, разумеется, не за счет увеличения наценки, а благодаря вполне законным и этичным маркетинговым приемам. Конечно, клиента убеждают, что ему необходима комплектация на уровень выше или какое-то дополнительное оборудование. Но это делается впрямую. И я даже допускаю ситуации, когда с вами по телефону обсуждают цены стандартной комплектации ходовой машины, в то время как в наличии они могут быть с допоборудованием. Но тогда дилер должен честно и открыто сказать клиенту, что вот автомобиль, его розничная цена такая-то, но он продается, скажем, уже с защитой картера, брызговиками, ковриками. Клиент имеет возможность взять такую машину, отказаться от покупки или заказать нужную модель без допоборудования. Но, естественно, когда вы с менеджером по телефону обсудили какой-то конкретный автомобиль в конкретной комплектации, а затем в салоне вам говорят, что машина продана, но есть другая, подороже, — это непрофессионализм. Так поступают перекупщики. И если в действительности это происходит у официальных дилеров — мне остается только извиниться за коллег, которые позволяют себе так работать.

Олег Мосеев посоветовал потребителям, которые столкнулись с фактом превышения рекомендованных цен, сразу обращаться к старшему продавцу салона, руководителю отдела продаж либо директору дилерского центра.

— Нужно объяснить ситуацию и назвать имя менеджера, с которым довелось разговаривать по телефону. Уверен, что в большинстве случаев на этом конфликт будет исчерпан, потому что руководство салонов сейчас бьется за лояльность клиентов и такие истории ни одному нормальному дилеру не нужны. Другой вариант — и он даже более правильный — развернуться и уйти, потому что недобросовестных продавцов надо наказывать тем, что они останутся без клиента и его денег. Ну и, конечно, звонок на «горячую линию» производителя тоже быстро решает вопрос, — убежден вице-президент РОАД.

Подписывайтесь на автомобильные новости «РГ» в Telegram: telegram.me/rgruavto

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *