Аттестация водителей

Темы: АттестацияКадрыОрганизация бизнеса

Аттестация водителей в логистических, транспортных и пассажирских предприятиях проводится с целью выявления степени профессиональной подготовленности каждого из них. Все мероприятия, проводимые в рамках профессионального тестирования, позволяют выявить уровень соответствия квалификационной категории сотрудника и степень его мастерства. Выводы аттестационной комиссии позволят руководству сделать использование трудовых ресурсов на предприятии более логичным и рациональным.

Зачем нужна аттестация водителей

Комплекс мероприятий в рамках аттестации стимулирует персонал для постоянного личностного и профессионального роста. Сотрудники осознанно стремятся повысить свою квалификацию, поскольку итоги аттестационной комиссии напрямую определяют возможность карьерного роста и повышения оклада.

Профессиональное тестирование водителей поддерживает личный интерес каждого из них к овладению смежными специальностями и к совершенствованию мастерства.

При помощи подготовки и реализации аттестации вырабатывается заинтересованность персонала в повышении качества выполняемых работ. Кроме того, зная, что уровень профессионального мастерства подлежит периодической оценке, водитель вырабатывает в себе чувство ответственности за результаты своего труда.

Аттестационная система работает на повышение конкурентоспособности предприятия. Если аттестация водителей на соответствие занимаемой должности подготовлена грамотно и проведена со всеми законодательными нюансами и корпоративными требованиями, то у руководства есть возможность сформировать действительно профессиональную сильную команду, с которой можно расширять бизнес и выводить на рынок высококачественные услуги.

Что касается системы поощрения членов коллектива, которые успешно сдали все тесты, то это также один из стимулов водителей и способ выработки серьезного отношения к собственным трудовым обязанностям.

Подготовительный период аттестации водителей

Не существует федеральных нормативов для проведения профессионального тестирования, на каждом предприятии локально решается этот вопрос в зависимости от производственной ситуации. Однако тестирование должно проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

Аттестация распространяется на всех водителей, которые отработали на предприятии не менее 3-х месяцев. Кроме того, работодатель имеет право потребовать проведения аттестации в отношении лиц, если кто-то из персонала допустил грубое нарушение ПДД или был уличен в ненадлежащем содержании техники, находящейся в автопарке предприятия.

Подготовка к очередной аттестации начинается с создания соответствующей комиссии. Ее состав оговаривается в приказе работодателя по предприятию. В нем должен быть перечень членов комиссии и секретаря, а также председатель. Администрация устанавливает график проведения аттестационных мероприятий, которые также доводятся до сведения персонала примерно за один месяц.

Координация подготовительной части вменяется в обязанность должностному лицу, которое отвечает за профессиональную подготовку кадров. Как правило, это менеджер по персоналу.

В его обязанности входит:

  • подготовка бланков по форме, которая устанавливается локальным актом;
  • подготовка аттестационных листов на каждого аттестуемого;
  • подготовка теоретических и практических частей аттестации.

Что касается конкретного срока участия в тестах, то водителей предупреждают о них за 2 дня.

Правила проведения аттестации водителей

Прежде всего, комиссия определяет критерии оценки сотрудников.

Созданная комиссия должна оценить:

  • степень соответствия имеющейся квалификации реальному мастерству водителя;
  • степень сложности его участка работы;
  • качество выполняемой работы и ее производительность;
  • личные достижения.

Кроме того, отдельной графой в аттестационных листах комиссия оценивает морально-этические качества сотрудника. В частности, оцениванию подлежит уровень соблюдения конкретным работником дисциплинарных требований, а также наличие или отсутствие у него взысканий по линии администрации или профсоюза.

Письменное тестирование должно включать в себя анализ подготовленности водителя в области:

  • правил дорожного движения;
  • правил эксплуатации автомобилей;
  • правил технического обслуживания транспортных средств;
  • правил работы с клиентом;
  • правил составления учетной документации, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Наконец, каждый аттестуемый должен продемонстрировать знания того маршрута, на котором он работает. Это могут быть знания близлежащих загородных трасс или внутри городских магистралей. При этом аттестационная комиссия может попросить водителя в качестве дополнительного вопроса составить оптимальный маршрут перемещения в каком-либо направлении с учетом пробок или проведения ремонтных работ.

Выполнение письменных заданий водителем должно выполняться здесь же, в помещении, подготовленном под тестирование. Члены комиссии должны при этом присутствовать.

Итоговая оценка может выставляться в баллах или иных символах. На заключительном этапе до каждого аттестуемого доводится решение аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации

Секретарь комиссии отвечает за заполнение аттестационных листов на каждого водителя. В зависимости от того, какие результаты показал водитель, по их итогам выносится вердикт комиссии.

Он может иметь несколько формулировок:

  1. Соответствие занимаемой должности.
  2. Несоответствие занимаемой должности. При этом особо подчеркивается, что работнику может быть оказано содействие в поисках трудоустройства.
  3. Рекомендация к переводу на другую должность или на другой участок работы в связи с недостаточным уровнем подготовленности.
  4. Соответствие занимаемой должности с условием повторного тестирования. При этом дату переаттестации назначает комиссия. Как правило, она назначается через месяц.

Коллегиальные решения членов комиссии должны быть отражены в соответствующем протоколе.

Если водитель продемонстрировал достойные результаты во время тестирования, то комиссия может рекомендовать:

  • повышение в должности;
  • материальное поощрение;
  • перемещение в резерв на повышение (имеется в виду должность дежурного механика или же водителя-наставника);
  • повышение оклада.

При этом мнение членов комиссии носит исключительно рекомендательный характер. Юридического права на перемещение водителей по карьерной лестнице или на изменение размеров окладов у экзаменаторов нет.

Каждый водитель должен ознакомиться в письменном виде с итогами аттестации. В случае несогласия работника с результатами он имеет право выразить свое мнение, которое также отражается в итоговом документе.

Важно, чтобы все аттестационные листы после ознакомления с ними работодателя хранились в личном деле водителей не менее 12 месяцев.

Аттестация водителя автобуса и погрузчика

К работе водителя автобуса предъявляются особые требования. Большой процент аварийности, связанным с данным видом транспорта, обязывает руководителей ужесточить контроль в этой области и систематически проводить профессиональное тестирование среди этой категории работников.

Аттестация водителей автобусов является обязательной для всех, каким бы видом транспорта они ни управляли. Например, сюда относятся и водители малогабаритных маршрутных автобусов, и рядовых таксистов.

Водитель, отказавшийся от плановой аттестации, может быть уволен. Министерство транспорта объясняет такую позицию тем, что она поможет повысить квалификационный уровень водителей и одновременно минимизировать процент непрофессиональных работников в данной области.

В настоящее время, по статистике Министерства транспорта, среди водителей очень много мигрантов, которые с большим нежеланием идут на квалификационный экзамен.

Наличие российского гражданства у тех водителей, которых обязывают подтверждать свою квалификацию, — особая тема. Интересы Министерства транспорта находятся не в области социального расслоения или миграционной политики. Прямая заинтересованность их заключается в снижении аварийности. Согласно ст. 25/1 ФЗ «О безопасности дорожного движения», водитель, не подтвердивший во время аттестации имеющуюся квалификационную категорию, не должен быть допущен к управлению автобусом.

Аттестация водителей погрузчика проводится с той же периодичностью, что и в смежных специальностях. Все манипуляции, связанные с транспортировкой грузов, могут быть доверены только работникам с соответствующей квалификацией. Часто для выполнения профессиональных задач на погрузчике требуется мгновенно принимать решения, что обязывает водителя знать данное транспортное средство досконально.

Предприятия, на балансе которых находится погрузчик, делают все возможное, чтобы автоматизировать этот вид работ. Для этого привлекается новая техника, в которой процесс управления практически полностью электрифицирован и автоматизирован.

Тем не менее, снижать роль человеческого фактора в этой области нельзя. Трудовые функции, ориентированные на размещение, погрузку или выгрузку товаров или материалов требуют высокой квалификации и больших практических навыков. Поэтому водители погрузчиков должны в установленном работодателем порядке проходить профессиональную аттестацию, чтобы подтвердить свое право работать на указанной должности.

Работа на погрузчике требует не только обычного удостоверения, но и допуска по безопасности. Например, водитель погрузчика должен разбираться в правилах обслуживания техники и принимать самостоятельные решения по безопасным способам погрузки и разгрузки товаров.

Аттестационная комиссия должна выяснить весь комплекс знаний, которыми владеет водитель погрузчика. Это позволит работодателю составить свое представление о том, можно ли доверять ему этот участок работы. При этом водитель во время аттестации должен продемонстрировать также умение устранять разнообразные неисправности в транспортном средстве.

Еще до того, как водитель погрузчика приступает к своим обязанностям, он должен пройти курс обучения в специализированном лицензированном центре. Позже на предприятии ему будет предложено пройти специализированную аттестацию (не путать с плановой аттестацией персонала).

В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей водитель погрузчика вместе с остальными сотрудниками периодически подтверждает свой квалификационный уровень во время плановых аттестаций. Это необходимо, поскольку в разные промежутки времени правила безопасности и требования эксплуатации транспортных средств меняются.

Самоподготовка к плановой аттестации стимулирует водителей изучать новые нормативные документы и ориентировать свою работу по ним. Аттестационная комиссия во время планового профессионального тестирования одним из критериев считает прохождение обучающих курсов и курсов повышения квалификации.

Если водитель погрузчика, также как водитель автобуса, отказывается от прохождения плановой аттестации, работодатель имеет право отстранить его от выполнения обязанностей. Однако этого практически никогда не происходит, поскольку плановая профессиональная аттестация для водителей — это хороший повод подтвердить свою квалификацию и, возможно, попасть в резерв на повышение или поощрение.

Князева Ирина Олеговна

1. Бланк свидетельства о профессии водителя (далее – бланк свидетельства) является защищённой от подделок полиграфической продукцией уровня «А».
1.2. На лицевой стороне бланка свидетельства в правой части нанесены:
надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ»;
ниже специально разработанная надпись «СВИДЕТЕЛЬСТВО о профессии водителя»;
ниже в фоновой сетке изображение «RUS» в овале, выполненное раскопировкой линий;
ниже элемент в виде гильоширной розетки оранжевого цвета с микротекстом, выполненным по сложной кривой.
На лицевой стороне титула в левой части нанесены:
надпись «Документ не предоставляет право на управление транспортным средством»;
высокозащищенный элемент предприятия – изготовителя;
выходные данные предприятия – изготовителя.
На оборотной стороне титула в левой верхней части находится:
надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ»,
ниже специально разработанная надпись «СВИДЕТЕЛЬСТВО о профессии водителя»;
ниже нумерация бланка свидетельства;
ниже надпись курсивом «Документ о квалификации»;
ниже с выравниванием по центру надпись «Прошел(а) обучение по программе»,
ниже надпись «и сдал(а) квалификационный экзамен», отпечатанная краской, не имеющее поглощение в ИК-диапазоне спектра.
По всему полю бланка в фоновой сетке изображение «RUS» в овале, выполненное раскопировкой линий.
1.3. Бланк свидетельства имеет серию и номер.
Серия бланка содержит 12 символов:
первый и второй символы — двузначный цифровой код субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предприятие-изготовитель бланка;
третий и четвертый символы — двузначный номер лицензии, выданной предприятию-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции (при однозначном номере лицензии он дополняется слева цифрой «0»);
Номер бланка представляет собой 8-значный порядковый номер, присвоенный бланку свидетельства предприятием-изготовителем (начиная с 00000001).
1.4. Бланки изготавливаются на бумаге массой 100 гр/м2, которая содержит не менее 50% хлопкового или льняного волокна, без оптического отбеливателя с графическим знаком «RUS» в овале по всему полю. Графический элемент выполняется и в негативном и в позитивном изображении в одинаковой пропорции. Бумага не должна иметь свечения (видимой люминесценции) под действием УФ-излучения и должна содержать не менее двух видов защитных волокон, контролируемых в видимых или иных областях спектра.
Допускается применение дополнительного защитного волокна, являющегося отличительным признаком предприятия-изготовителя.
1.5. Бланк свидетельства содержит следующие защитные элементы:
оригинальная гильоширная композиция, содержащая негативно-позитивные гильоширные элементы с толщиной линий 40 — 90 мкм;
две взаимосвязанные гильоширные сетки с ирисным раскатом;
в верхней части бордюра не видимый графический элемент проявляющийся при изменении угла обзора ( буква «С»).
ирисовый раскат сине-голубого цвета, переходящий в желто-коричневый и обратно в сине-голубой;
элемент «RUS» выполненный бесцветной краской, имеющей зеленое свечение в УФ-излучении;
надписи выполнены краской синего цвета с химзащитой, препятствующей несанкционированному внесению изменений;
нумерация выполнена высоким способом печати красной краской и обладающей красным свечением под воздействием УФ-излучения.
1.6. На усмотрение организации, осуществляющей образовательную деятельность, допускается применение твёрдой обложки.
Твёрдая обложка имеет размер в развороте 225х165 мм и изготавливается из тканвинила №28 синего цвета. На лицевой стороне твердой обложки фольгой серебристого цвета и методом горячего тиснения нанесена надпись «СВИДЕТЕЛЬСТВО о профессии водителя» и ниже эмблема «RUS» в овале.
Бумага на форзац массой 110 грамм без оптического отбеливателя, с химзащитой без водяного знака из 100% древесной целлюлозы и содержит 3 вида волокон: красное видимое без свечения, невидимые СВ в УФ желто-зеленым и видимое синее без свечения.
На сгибе твердой обложки приклеивается лента-сутаж.

Чиновники и руководство ГИБДД не раз поднимали вопрос о некачественной подготовки профессиональных водителей. На фоне участившихся случаев дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов и большегрузных машин, вопрос стал еще более актуальным.

Министерство транспорта хочет внести изменения в нынешнее трудовое законодательство, предусматривающее введение получения независимой оценки работы водителя или простыми словами переаттестация с периодичностью в 5 лет. Подобные методы, как считают в Минтрансе, помогут поддерживать уровень профессионализма водителей по всей отрасли, начиная от водителей такси и заканчивая водителями магистральных тягачей. Поводом для увольнения работника станет отказ от прохождения переэкзаменовки. Кроме того, подтверждение квалификации будет доступно только для водителей с российскими правами.

Водитель будет получать на руки свидетельство о прохождении аттестации, которое будет действительно в течение пяти лет.

Остается не понятным, как будут регулироваться отношения с водителями работающими на себя и теми, кто занимается международными перевозками.

по материалам: http://schofer.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *