Армата 14

«Применение «Армат» в Сирии – это красивая легенда». Такую точку зрения высказывают авторитетные военные эксперты, реагируя на сенсационные слова главы Минпромторга Дениса Мантурова. Почему информация об отправке новейших российских танков на сирийские полигоны вызвала удивление и для кого было сделано это громкое заявление?

О том, что танк Т-14 «Армата», который претендует на мировую гегемонию в танкостроении, прошел «обкатку боем» в Сирии, сообщил не главком Сухопутных войск генерал-полковник Олег Салюков (ему подчиняются все танкисты ВС РФ) и даже не начальник Генштаба Валерий Герасимов (ему вообще все в армии подчиняются, не говоря уж про министра Шойгу), а министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

«Армату» явно пиарят таким способом именно на экспорт, так как сама Российская армия от нового танка пока де-факто отказывается. Почему? Во-первых, из-за достаточно высокой цены. Во-вторых, из-за того, что российские танкисты сделали ставку на модернизированные и очень успешные танки Т-90М. Их Минобороны, как стало известно, заказало около 1500 единиц. «Армат» же сейчас в танковых полках 20 штук, плюс контракт на поставку еще 100 машин.

Танк Т-14 «Армата» в России прозвали «парадным танком» – из-за небольшого количества выпущенных на данный момент машин, позволяющего участвовать лишь в испытаниях и в прохождениях во время военных парадов на Красной площади в Москве. При этом у «Арматы» потрясающие перспективы, просто он опередил время.

То есть ситуация видится такой, что действительно прекрасный танк «Армата», обладающий уникальными возможностями и техническими характеристиками, оказался… невостребованным. Он вроде как и нужен, но без него пока можно и обойтись. Но вот другой вопрос – этот танк нужно продать. Окупить его разработку и производство. По экспорту, по лицензии, как угодно – деньги-то ведь в него вложены, и немалые.

Здесь можно вспомнить историю с танком Т-90, который родился на базе уже обкатанного и проверенного (и успешно продаваемого) Т-72. «Уралвагонзавод», основной производитель тяжелой бронетехники в России, этот танк не просто усовершенствовал или модернизировал, а довел до совершенно нового уровня.

И поставив Вооруженным силам РФ Т-90АМ, предложил его на продажу в экспортном варианте, как Т-90С, стоимостью около двух с половиной миллионов долларов за единицу, а глубоко модернизированный Т-90МС – уже за 4,3 миллиона. Нынешнее продление российско-индийского контракта по лицензионному производству танков Т-90С/СК, согласно которому Индия получит дополнительно 464 машинокомплекта для собственной сборки, принесет России («Уралвагонзаводу») как минимум 2,8 млрд долларов. Тех самых средств, которые потребуются для выполнения внутренней потребности в производстве танков.

России необходимо сейчас убедить потенциальных покупателей в том, что товар в виде уникальной бронированной системы «Армата», на базе которой возможно размещение танка, боевой машины пехоты, вспомогательной машины поддержки на поле боя, является самой эффективной машиной.

Банальное сравнение ТТХ Т-14 «Армата», американского Abrams М1А1 или немецкого Leopard 2А6 в «бумажном» варианте никого особо не впечатлит – калибр и толщина брони, конечно, имеют значение, но практика применения, конечно, предпочтительнее. Чем большая практика эффективного боевого применения техники, тем выше на нее спрос.

Образно говоря, тот же автомат Калашникова в рекламе не нуждается (производство АК-47 сейчас наладили даже в США), хорошо зарекомендовали себя танки Т-90, истребители семейства Су-30, МиГ-29 и другая проверенная боевая техника. Хороший пиар российским зенитным ракетным системам С-400 «Триумф» сделала Турция, предпочтя С-400 американским Patriot. У российских танков Т-14 «Армата», равно как и у истребителей пятого поколения Су-57, такой рекламы пока что нет. Не участвовали они в боевых действиях. И если учесть, что их массового применения (постановки на вооружение) в Российской армии тоже нет, то необходимы некие ходы, подтверждающие их выдающиеся боевые характеристики.

О том, что российские истребители Су-57 побывали в небе Сирии, известно достоверно. Вроде бы даже случился «контакт» с американскими самолетами F-35. Почему бы не обкатать в Сирии, на боевой площадке, и перспективный российский танк Т-14 «Армата»? Или хотя бы заявить о том, что подобное произошло?

«Применение «Армат» в Сирии – это красивая легенда, – заявил газете ВЗГЛЯД один из пессимистично настроенных военных экспертов, сам бывший танкист Виктор Мураховский. – Мог быть использован любой полигон, в том числе и с максимальной приближенностью к боевым условиям. У нас подобный «полигон» сейчас существует только в Сирии. При этом давайте вспомним, что российская группировка в этой арабской республике прямого вооруженного контакта ни с какой из сторон-участниц конфликта не имеет. С Турцией у нас вообще такой нейтралитет по Идлибу, где фиксируется каждый выстрел.

При возможностях воздушной разведки, как при использовании беспилотников, так и космических средств спутниковой разведки США, о появлении «Арматы» в Сирии было бы уже известно. Другое дело, что может идти речь о неких намерениях по возможным поставкам новых российских танков в Сирию. Ну такое «взрыхление почвы» перед поставкой Т-14 в эту страну».

Можно вспомнить инфоповод недельной давности, когда ряд изданий, изначально сирийских и турецких, а затем и российских, сообщили о переброске в Сирийскую Арабскую Республику около 150 тяжелых танков и бронетранспортеров.

Сообщалось, что «бронированную армаду» доставил в сирийский порт Тартус большой десантный корабль (БДК) «Саратов». Для понимания: российские БДК способны принять на борт 10-13 танков, либо 30-35 бронетранспортеров, плюс 300 морских пехотинцев. Больше не поместится, водоизмещение не позволит. Чисто теоретически в составе «рассекреченного» груза могли быть и несколько (2-5-10 штук) Т-14 «Армата», которые могли прокатить по пыльным просторам Сирии для испытания надежности. Вот только зачем? Можно было использовать, например, российские полигоны в Таджикистане (201-я военная база) или в Армении (102-я в Гюмри), где схожие с Сирией погодно-климатические и ландшафтные условия.

С другой стороны, сложно заподозрить федерального министра в дезинформации. Тем более что просто случайно оговориться г-н министр Мантуров в интервью с журналистом телеканала «Россия 1» об испытаниях российского танка в Сирии не мог. Даже если предположить, что его спровоцировали на подобный ответ. «Да, совершенно верно… они были в Сирии», – ответил Мантуров на вопрос телеведущей Наили Аскар-заде. Пожалуй, можно предположить, что ответ этот был в большей степени ориентирован на потенциальных покупателей «Арматы» на Ближнем Востоке и в Саудовской Аравии.

Позиция Минобороны России в этой ситуации осталось непонятной. Ни подтверждений, ни опровержений из военного ведомства не последовало. И если о «командировке» истребителей Су-57 в Сирию было дано подтверждение, то вот по поводу танка Т-14 «Армата» военные предпочли промолчать. Здесь может быть одно предположение – танки пошли в Сирию по другим «каналам». И, что не исключено, именно по ведомству Министерства промышленности и торговли – не для испытаний, а для первой экспортной партии? О чем и был осведомлен министр Мантуров.

«Потенциальный рынок продаж российской «Арматы» ориентирован именно на Ближний Восток,

– считает эксперт танкового производства Константин Белоусов. – Европа, Китай, Египет, а уж тем более США этот российский танк, при всех его характеристиках, точно не купят. Но он может оказаться привлекательным для Ближнего Востока, Аравийских стран. Его возможности привлекательны именно в условиях пустынных или просто стран с жарким климатом. Этот танк обладает высокими скоростными характеристиками, мощной пушкой, имеет активную и динамическую защиту, это непревзойденный убийца.

Но он очень дорогой. Вероятно, что в процессе доработок и модификаций будет стоить еще больше, для Российской армии сумма в 250 миллионов рублей завышенная, здесь эффективнее заказать не менее надежные Т-90, а вот для экспорта это вполне объяснимо. Главное, продать такой танк «красиво». А для этого как раз и могла понадобиться история про испытания в Сирии.

В Сирии прошел испытания новейший российский танк Т-14 на тяжелой гусеничной платформе «Армата». Об этом сообщил глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров.

Реклама

«Это , во-первых, существенно влияет на то, чтобы учесть все нюансы в боевых условиях: в Сирии, как вы понимаете, именно такого рода испытания, поэтому мы учли все нюансы для того, чтобы в финальном облике, который будет поставляться в Сирию, эти все моменты были отражены», — обратил внимание министр в эфире программы «Действующие лица с Наилей Аскер-заде» на канале «Россия 1».

По его словам, у «Арматы» нет аналогов мире, а сама боевая машина постоянно проходит цикл дополнительных тестов и модернизаций. Мантуров отметил, что в Россию поступили несколько предварительных заявок на экспорт танка. Но отправлять за рубеж его начнут после того, как начнутся серийные поставки в российские войска, и он получит паспорт экспортного облика.

«Со следующего года, после того, как начнут поставляться уже серийно машины Министерству обороны, при получении паспорта экспортного облика мы начнем работать с иностранными заказчиками», — сказал министр.

Он также обратил внимание на дороговизну этого оружия. «Она дорогая еще потому, что проходит еще цикл дополнительных испытаний, модернизации», — добавил Мантуров. В 2015 году стоимость одного танка оценивалась в 400 млн руб., в 2016 году «Уралвагонзавод» заявлял о «немногим более 250 млн руб.», передает издание РБК, которое принадлежит Григорию Березкину.

«Министерство обороны заказало дополнительные технические решения для того, чтобы выйти уже на серийную поставку со следующего года в рамках того контракта, который был подписан», — объяснил Мантуров проведение дополнительных испытаний.

В начале февраля этого года глава «Уралвагонзавода» (разработчик и производитель платформы, входит в Ростех) Александр Потапов в интервью «Ведомостям» рассказал, что поставки для опытно-войсковой эксплуатации начнутся уже в 2020 году. Он также отметил, что обычно иностранные заказчики предпочитают приобретать оружие после того, как товар будет поставлен российскому Министерству обороны. Тогда он рассказал о том, что паспорт экспортного облика будет разработан в ближайшее время.

Немногим позднее этого заявления официальный представитель концерна «Уралвагонзавод» отметил в комментарии РИА «Новости», что у перспективного танка Т-14 «Армата» огневая мощь гораздо выше, чем у любых существующих мировых аналогов.

Во время беседы на выставке Defexpo India-2020 представитель УВЗ отметил, что такой вывод позволяет сделать модернизации в виде новой пушки и боеприпасов, установленных на танке.

«Разработка пушки для танка Т-14 успешно завершена одним из предприятий, входящих в «Уралвагонзавод». Новый комплекс «пушка-боеприпас» обеспечивает танку Т-14 огневую мощь, значительно превышающую показатели современных российских и зарубежных танков», — отметил он.

«Армата» представляет из себя тяжелую гусеничную унифицированную платформу. Ее разработали российские специалисты на концерне «Уралвагонзавод». На основе платформы создаются основной танк, боевая машина пехоты, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и ряд других бронемашин.

Так, Т-14 «Армата» является единственным в мире танком третьего послевоенного поколения. Он предназначен для ведения боя при соприкосновении с противником. Боевая машина может использоваться для поддержки наступления мотострелковых подразделений, фортификационных сооружений, живой силы оппонента, расположенной в укрытиях и на открытой местности.

Ранее Минобороны подписало контракт на закупку 132 единиц техники Т-14 и Т-15, созданных на платформе «Армата». Соглашение должно быть выполнено до конца следующего года. Планируется, что в этом году будут завершены государственные испытания танка.

Фото: Антон Тушин

Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста. Уралвагонзавод готовится отпраздновать эту дату особенно – практически вся 100-летняя история отечественного танкостроения связана с УВЗ и Нижним Тагилом. Когда-то здесь производились легендарные Т-34, а сегодня создается современная «Армата».
Танк Т-14 на платформе «Армата» − перспективная разработка уральских конструкторов. Впервые танк был представлен на параде Победы 2015 года. С тех пор Т-14 успел избавиться от «детских болезней» и значительно усовершенствоваться. Полностью автономная система целеуказания и ведения огня, стелс-технологии, интеллектуальная защита от снарядов – чем еще может удивить новейший российский танк.

Революция в танкостроении

Т-14 можно смело назвать квинтэссенцией всей истории отечественного танкостроения – международные эксперты уже признали, что сегодня лучше танка в мире нет. Но он ни в коем случае не является итогом этой истории, ведь танк продолжает развиваться. Уральские конструкторы доводят машину до совершенства, учитывая поступающие от заказчиков комментарии. В ближайшее время Т-14 ждут очередные испытания, теперь уже войсковые.

По словам директора УВЗ Александра Потапова, «Армата» сейчас находится на стадии, когда «ребенок, который переболел детскими болезнями, нашел все рецепты для лечения, залечился и уже крепко становится на ноги». Это танк самого ближайшего будущего. Важным моментом является то, что Т-14 – это не модернизация, а полноценная новая разработка. Это результат большой работы над несколькими экспериментальными проектами, которая началась в 1980-е годы. Кстати, благодаря этому новый танк проходит испытания в такой короткий срок.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров недавно подтвердил в интервью, что Т-14 успешно справляется с проблемами, выявленными на первых моделях. Конструкторам удалось полностью решить два вопроса – с двигателями и с тепловизорами. Теперь у силовой установки «Арматы» есть заданные ТТЗ мощность и ресурс. Что касается тепловизоров, то изначально в танке использовались французские устройства, и с введением санкций потребовалось время на запуск собственного производства. Теперь операторы Т-14 смотрят на ночные цели в отечественные тепловизоры холдинга «Швабе».

Для войн нового поколения

Т-14 – будущий основной танк российской армии, созданный на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Впервые он появился на широкой публике в 2015 году на параде Победы 9 мая. Это уникальная машина не только для отечественного танкостроения, но и в мировом масштабе. Любители систематизации относят танк то к третьему, то к четвертому поколению, но в любом случае по своим характеристикам Т-14 оторвался далеко от своих собратьев.

Основное отличие заключается в том, что «Армата» стала первым танком, созданным специально под задачи так называемых сетецентрических войн. То есть Т-14 воюет не один, а в составе тактической группы, которая постоянно находится в режиме взаимодействия и управляется через единую систему. В группу могут входить тяжелые БМП, САУ, танки Т-90, ударные вертолеты, а Т-14 в этом звене отводится роль разведчика, целеуказателя и корректировщика огня. Успех такого рода войн будет зависеть от скорости и качества передаваемой информации. Для этого у нового российского танка имеются все возможности.

Т-14 можно назвать первым в мире SMART-танком – настолько он наполнен и пронизан современной цифровой электроникой. С ее помощью экипаж в реальном времени отслеживает обстановку, состояние техники, управляет движением, проводит нацеливание и осуществляет огонь. Открытый характер компоновки позволяет без труда заменять одни устройства другими, не перестраивая заново всю систему.

Экипаж в любой момент боя имеет полную осведомленность о происходящем на поле боя. В Т-14 не осталось оптических каналов, электроника взяла всё на себя. По периметру танка установлены широкоугольные камеры высокого разрешения, которые позволяют осуществлять обзор в диапазоне 360 градусов.

Защита и нападение

Комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает защиту Т-14 от любых существующих боеприпасов. Противотанковые ракеты отводятся от танка средствами радиоэлектронной борьбы, ракеты с теплонаведением сбивает с толку дымометаллическая завеса. В дополнение к «Афганиту» используется динамическая защита − реактивная броня, с помощью которой снаряды, прорвавшиеся ближе к танку, физически уничтожаются детонирующими модулями на безопасном от корпуса расстоянии.

Ко всему прочему в Т-14 впервые использовано революционное решение – необитаемая башня. Благодаря этому экипаж размещается отдельно в корпусе танка в бронированной капсуле. Степень защиты танкистов такова, что они способны работать даже в условиях химической или ядерной атаки.

По огневой мощи танк «Армата» тоже превосходит все существующие аналоги. Гладкоствольная 125-миллиметровая основная пушка 2А82-1М с полностью автоматизированной системой заряжания может управляться дистанционно. Для различных целей могут использоваться разные снаряды: кумулятивные, управляемые или фугасные.

Стоит отметить и стелс-средства, примененные конструкторами Т-14. Они снижают заметность танка в ИК- и радиомагнитных диапазонах. Специальная система смешивает выхлопные газы танка с холодным воздухом. А корпус машины теплоизолирован изнутри и покрыт специальной краской снаружи.

В шаге от полной автоматизации

Большинство процессов в Т-14 ведется в автоматическом режиме. В танке есть встроенная система диагностирования, сообщающая о неполадках. Сообщение выводится на экран и дублируется приятным женским голосом. Следующий шаг – создание полностью роботизированных танковых подразделений.

На форуме «Армия-2020» представители УВЗ рассказали, что по заказу Минобороны уже проводятся научно-исследовательские работы по такому перспективному направлению, как создание роботизированных боевых машин переднего края. В том числе в рамках этих работ в автоматическом режиме тестировался и танк Т-14. Появление беспилотных машин такого класса, которое ожидается в ближайшие годы, может существенно изменить тактику ведения боя, принятую сегодня.

Те, кто уже успел побывать в отделении управления «Арматы» и взять в руки штурвал, отмечают легкость управления танка, плавность его хода. Удивительно, что при таких габаритах и внешней мощи, Т-14 очень послушен и отзывчив для оператора. Одно из преимуществ необитаемой башни и отдельной бронированной капсулы для управления – весь экипаж на виду у друг друга, и команда использует эту возможность для эффективного общения. При выполнении задания экипаж часто подолгу находится внутри машины, поэтому конструкторы заложили повышенный уровень комфорта для команды. А кроме того, Т-14 попросту очень красив.

Еще не принятый на вооружение армии РФ танк уже давно обсуждают эксперты всего мира. В рейтингах лучших боевых машин он неизменно занимает лидирующие места. По словам Дениса Мантурова, «Армата» может быть принята на вооружение уже в конце текущего – начале следующего года. Только после этого станут возможны экспортные поставки Т-14. А очередь из желающих купить танк, определивший будущее танкостроения на ближайшие 15-20 лет, гарантирована.

С развитием информационных технологий изменилась доктрина ведения войны. Акцент стал делаться не на массированные удары и скопления войск, а на тактический обмен данными и применение высокоточного оружия.

На основе подобной концепции в США разработана доктрина сетецентрической войны. Ее ключевой аспект заключается в координации действий подразделений, обмене информацией в реальном времени и эффективном нанесении ударов. Принципы данной доктрины перенимаются и другими государствами, включая Россию.

Т-14 «Армата» (Armata) — российский основной боевой танк, разработанный в рамках концепции сетецентрической войны. Рассчитан на действия в составе группы, разведку, корректировку и управление огнем. Значительный акцент сделан на коммуникационном оборудовании машины.

История разработки и поколение танков

Танк «Армата»

История разработки платформы и танка «Армата» связана с соперничеством США и СССР в создании машин с необитаемой башней. Первые чертежи подобных проектов начали разрабатываться в 1980-х годах. Позднее они были продолжены несколькими разработками — объектами 195, 640 и 299.

Несмотря на экономические трудности 90-х российским конструктором удалось создать первый танк, ориентированный на ведение сетецентрической войны. В основу разработки легло создание универсальной боевой платформы «Армата», работа над которой велась с 2009.

Для ее конструирования использовались наработки предыдущих опытных танков и боевых машин. Особенность новой платформы заключалась в широком спектре ее применения. Модульная система позволяла дополнять ее необходимыми вооружениями в соответствии со спецификой заказа.

С учетом универсальности платформы башня Т-14 Армата сделана необитаемой с автоматизированным управлением вооружениями. Сам экипаж полностью перемещен в отделение управления в носовой части корпуса.

Подобная компоновка обеспечила экипажу дополнительную защиту. Данный аспект решает одновременно две задачи — повышает эффективность экипажа, чувствующего свою «неуязвимость» и защищает подготовленных профессионалов, ценность которых стала приравниваться к стоимости самого танка.

Также при разработке танка «Армата» учитывалось возросшее значение пехотных соединений, вооруженных современными противотанковыми ракетными комплексами. В данном контексте понятие одиночного танка признано устаревшим. В новой концепции ведения боя акцент ставится на тактические звенья из нескольких боевых машин.

С учетом данного фактора и создавалась универсальная платформа «Армата». Разработанный на ее основе Т-14 выполняет функцию разведки и координации действий с другими машинами тактического звена. Это не уменьшает боевых характеристик танка, однако меняет условия его применения в бою.

Наименование платформы и танка не имеет ничего общего с армадой. За основу взято название первых русских пушек XIV века на базе латинского корня arma, переводимого как «оружие».

Первая демонстрация

Т-14 на Параде Победы

Первые прототипы техники на платформе «Армата» были представлены в 2013 году на международной выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле. Через два года несколько вариантов боевой техники было показано на Параде Победы 9 мая 2015. Именно тогда Т-14 представили в качестве перспективного современного танка.

Конструкция танка Т-14

Конструкция танка Т-14 имеет несколько ключевых особенностей, отличающих его от современных аналогов. С учетом универсальности платформы и модульной сборки изменена компоновка машины. Больший акцент сделан на автоматизацию боевой части и безопасность экипажа. С учетом данных аспектов и строится конструкция танка.

«Армата» оснащена танковой информационно-управляющей системой (ТИУС). Она обеспечивает автоматизированное управление узлами и агрегатами машины. О возникновении неисправностей сообщается экипажу. Также данная система определяет, какие поломки необходимо ремонтировать в первую очередь.

Бронекапсула и необитаемая башня

Задняя часть башни с боекомплектом (справа) и пулеметной установкой

Основная проблема многих танков заключалась в нахождении боекомплекта вместе с экипажем. Это создавало угрозу его гибели в случае попадания кумулятивного снаряда, в этом случае даже исправный технически танк выходил из строя.

Разработки автоматизированной подачи снарядов в орудие велись во многих странах. Сложность заключалась в подаче боеприпасов при изменении положения башни и угла стрельбы. Пробные механизмы показали свою ненадежность, из-за чего в экипажах многих зарубежных танков до сих пор присутствует заряжающий, хотя сам боекомплект хранится отдельно от экипажа.

Российские разработчики сумели оптимизировать данный процесс, сделав его более надежным. Благодаря этому средняя часть корпуса и башня стали необитаемыми, а боекомплект надежно изолирован от экипажа. Последний перемещен в переднюю часть с собственным бронированием, отделяющим его от остальной части танка.

Бронирование башни состоит из двух слоев — основная защита и противоосколочный кожух. Последний защищает приборы от пуль, осколков и фугасных снарядов. Также обеспечивает машине радиолокационную незаметность и защиту от радиомагнитных импульсов. Часть боекомплекта орудия хранится в задней части башни. Здесь же располагается дополнительное питание для пулемета. Вся зарядка автоматизирована.

Бронекапсула Т-14 обеспечивает надежную защиту экипажа и радиоэлектронного оборудования от кумулятивных и осколочных снарядов. Выживаемость обеспечивается и в случае детонации боекомплекта или топливных баков. Они также изолированы бронированными перегородками и имеют выбиваемые люки, направляющие силу взрыва в сторону от экипажа.

РЛС с фазированной решеткой

Радиолокационная защита (РЛС) Т-14 «Армата» входит в систему «Афганит». Ее ключевая особенность — применение радара на активной фазированной решетке (АФАР), выполненного по аналогии с разработками для истребителей Су-57. В основе технологии — применение низкотемпературной керамики Ка-диапазона 26,5-40 ГГц (LTCC).

Конструктивно радар размещается на башне четырьмя панелями, защищенными противоосколочным экраном. Их расположение обеспечивает обзор в 360 градусов без вращения. По предварительным данным «Армата» способна обнаруживать до 40 наземных и 25 воздушных динамических целей одновременно.

Спорным считается радиус обнаружения целей. Источники указывают на покрытие в 100 км. Известно о попытке снизить мощность радара, однако в итоге решено было оставить ее как есть. Именно данный аспект и предопределил роль Т-14 в тактическом звене — разведка и целеуказание для ведения огня другими машинами.

В дополнение к РЛС с фазированной решеткой имеются два радара для обнаружения целей на коротких дистанциях. Их работа ориентируется на обнаружение снарядов и целей в случае, когда основной радар выключен.

Активная защита «Афганит»

Особенности компоновки Т-14

Комплекс активной защиты «Афганит» — это радиолокационное распознавание угроз и целей. Включает следующие возможности и функции:

  • автоматический поворот башни в сторону подлетающего снаряда, что подставляет под удар наиболее защищенную лобовую часть;
  • открытие ответного огня для защиты машины и ближайшей техники, управление пулеметом для отстрела подлетающих снарядов;
  • защита от средств радиоэлектронной борьбы и обнаружения;
  • обеспечение стелс-маскировки за счет теплоизоляции корпуса и снижение радиолокационной видимости;
  • создание дымометаллических завес для защиты ближайшей пехоты, включая десант на корпусе машины, радиоэлектронное поражение подлетающих управляемых снарядов.

С учетом дальности радаров «Афганита» комплексная защита используется как для отражения угроз, так и для координации и нанесения ответных ударов вплоть до превентивных мер. Данный аспект актуален для действий в составе тактического звена.

Компоновка

Т-14 «Армата» имеет классическую компоновку с поправкой на размещение экипажа. Конструкция делится на три части:

  • в передней располагается бронекапсула с тремя членами экипажа и всем оборудованием по управлению машиной;
  • в средней части хранится основной боекомплект, здесь же расположен механизм подачи снарядов в башню;
  • в кормовой части традиционно располагается моторно-трансмиссионное отделение с топливными баками.

Необитаемая башня танка «Армата» сообщается со средней его частью. В ней имеется собственное разделение, в кормовой части располагается часть боекомплекта. Здесь же располагаются основные радары, вооружение, приборы наблюдения и наведения.

Защита

Т-14 имеет три уровня защиты

«Армата» имеет комбинированную комплексную защиту в несколько уровней. Помимо системы «Афганит», способной отражать угрозы на подлете, имеется комплекс «Малахит». Принцип действия последнего рассчитан на упреждающую детонацию приближающихся снарядов.

Подобная система защищает танк от бронебойных снарядов, легких ракет РПГ и тяжелых противотанковых управляемых ракет (ПТРК). Акцент также делается на защите ближайшей пехоты от детонации боеприпасов, а также снижении вероятности ослепления приборов наблюдения и наведения.

Пассивная защита корпуса Т-14 представлена следующими элементами:

  • лобовая защита на основе композитных материалов, по неподтвержденным данным способна выдерживать попадания ПТРК калибром до 150 мм и бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) до 120 мм;
  • внутренние бронированные ограждения, изолирующие отсеки в случае попадания и детонации топливных баков и боекомплекта.

Противокумулятивные экраны используются преимущественно на башне. Предусмотрены они и для топливных баков, обеспечивая им дополнительное бронирование.

Противоминная защита

Противоминная защита «Арматы» представлена двумя ключевыми аспектами: V-образным бронированным днищем и дистанционными миноискателями. Последние подключаются к системе удаленного уничтожения мин. Взрыв осуществляется за счет искажения магнитного поля танка.

V-образное днище дополняется энергопоглощающими материалами (пеноалюминий с закрытыми порами) и специальными противоминными креслами. Конструкция последних позволяет значительно снизить ударную волну и нагрузку на экипаж как от взрывов, так от движения по неровной поверхности.

Противоракетная защита

Противоракетная защита Т-14 «Армата» представлена тремя ступенями:

  • комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает перехват снарядов, подавление их управления, уничтожение;
  • динамическая защита «Малахит» обеспечивает отражение и уничтожение снарядов разного калибра на близкой дистанции;
  • собственное бронирование танка защищает от попаданий боеприпасов, преодолевших первые два уровня.

Сведения о способности танка выдерживать попадания современных управляемых боеприпасов пока не имеют точных данных. По заключению экспертов лобовое бронирование машины даже без динамической защиты не пробивают лучшие ПТУР НАТО. Многие западные аналитики также считают, что броня «Арматы» способна выдерживать попадания самых современных противотанковых снарядов.

Технологии невидимости

Технология невидимости «Арматы» представлена следующими аспектами:

  • теплоизоляционное покрытие корпуса с внутренней стороны;
  • система смешивания выхлопных газов с холодным воздухом;
  • плоские отражающие грани в конструкции корпуса снижают радиолокационную заметность;
  • покраска танка снижает нагрев от солнца и обеспечивает поглощение радиолокационных волн;
  • присутствует система искажения магнитного поля.

Все эти факторы значительно уменьшают радиолокационную, инфракрасную и магнитную заметность «Арматы». В ряде случаев исключается идентификация Т-14 именно как танка или боевой машины.

Двигатель и трансмиссия

На «Армате» установлен двенадцатицилиндровый X-образный четырехтактный дизельный двигатель с турбонаддувом 12Н360. Мощность силовой установки переключается и может соответствовать одному из трех показателей — 1200, 1500 или 1800 л. с.

Применение четырехтактного двигателя улучшило экономичность хода, что увеличило дальность марша без дозаправки. Повысился моторесурс машины, она легче заводится при низких температурах, для обдува требуется меньше воздуха, что снижает инфракрасную заметность танка. При необходимости замена двигателя производится за 30 минут.

Коробка передач «Арматы» автоматическая, есть возможность ручного переключения. Всего 16 передач, по восемь для переднего и заднего хода.

Экипаж

Экипаж Т-14 «Армата» состоит из трех человек: командира, механика-водителя и наводчика. Все трое размещаются в передней части, в бронекапсуле. Конструкция танка, его компоновка, внешняя и внутренняя защита обеспечивают высокую вероятность выживания экипажа даже в случае потери самой машины.

Подвеска

Смоделированное изображение компоновки танка

Танк Армата использует активную подвеску, обеспечивающее ему значительное преимущество по сравнению с машинами предыдущих поколений. В отличие от неуправляемых гидропневматических и торсионных подвесок, активная за счет датчиков учитывает неровности местности и самостоятельно дает команду системе подрессоривания на вертикальное смещение катков.

Подобный принцип действия позволяет машине подстраиваться под неровности местности. Соответственно обеспечивается плавность хода танка, сохраняется скорость, увеличивается точность целеуказания и стрельбы в движении.

Максимальная скорость

Танк «Армата» при своем весе способен развивать скорость в 80-90 км/ч по шоссе, запас хода составляет 500 км. На пересеченной местности скорость снижается до 45-60 км/ч. Запас хода в этом случае зависит от грунта и сложности местности.

Габариты и вес

Технические характеристики танка «Армата» по габаритам имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 8,7 м;
  • общая длина с повернутой вперед пушкой — 10,8 м;
  • ширина корпуса — 3,5 м;
  • высота — 2,7 м;
  • ширина колеи — 2,8 м.

Вес танка «Армата» в тоннах составляет 48-55 т, сведения различаются у разных источников. Удельное давление на грунт с учетом массы — 0,775 килограмм на кубический сантиметр.

Вооружение

ТТХ «Арматы» и ее вооружения

Несмотря на концепцию применения Т-14 для разведки и координации танкового звена, собственное вооружение «Арматы» соответствует параметрам основного боевого танка. В данном вопросе выделяют следующие аспекты:

  • 125-миллиметровая пушка 2А82-1М;
  • пулеметы «Корд» и ПКТМ.

Наведение орудия и пулеметов осуществляется за счет системы управления огнем (СУО). Баллистический вычислитель производит необходимые расчеты за счет следующих параметров:

  • определение собственного положения танка по ГЛОНАСС-приемнику и инерциальной системе навигации;
  • гироскопическое вычисление положения танка по угловой ориентации в пространстве;
  • расчет направления и скорости ветра;
  • определение температуры и влажности воздуха;
  • учет искривления ствола при нагреве.

Все датчики располагаются на крыше танка. В совокупности система позволяет автоматически рассчитывать необходимые параметры. Многие эксперты сходятся на мнении, что подобный принцип работы делает управление вооружениями более похожим на компьютерную игру, нежели на реальное управление боевой машиной.

Гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М

Танки «Армата» оснащаются гладкоствольными орудиями 2А82-1М калибром 125 мм. Их дальность поражения составляет 7 км, скорострельность — 10-12 выстрелов в минуту. По техническим характеристикам такие орудия превосходят лучшие танковые пушки НАТО на 17% по дульной энергии и на 20% по точности поражения.

Подача боеприпасов осуществляется автоматически. Имеется возможность заряжать пушку снарядами в метр длиной, что позволяет применять подкалиберные бронебойные боеприпасы повышенной силы. Общий боекомплект пушки составляет 45 снарядов, однако его штатный состав еще не утвержден.

По необходимости на танки «Армата» допускается установка пушек 2А83 калибра 152 мм. Данное орудие обладает способностью пробивать броню эквивалентом до 1000 мм, что значительно превышает защиту современных танков НАТО. С учетом мощи такой пушки отпадает необходимости в бронебойных снарядах — кинетической энергии выпущенного боеприпаса хватает, чтобы оторвать башню любому танку целиком.

С учетом этого фактора установка данных орудий пока считается нецелесообразной. Это делает Т-14 модернизируемым в случае необходимости усилить огневую мощь танкового звена. Учитывается и вероятное снижение боекомплекта нового орудия — для его увеличения предполагается использовать забашенную нишу.

Ракеты «Рефлекс-М»

Помимо стандартных танковых снарядов Т-14 может поражать цели твердотопливными противотанковыми управляемыми ракетами «Рефлекс-М». Они способны поражать практически любые высокозащищенные надводные, наземные и низколетящие цели.

Заряд данных ракет выполнен по тандемной схеме. Лидирующая часть рассчитана на преодоление динамической защиты цели. Основной заряд ориентирован на пробитие брони и непосредственное поражение техники или дота. Траектория полета снаряда — винтовая линия.

По необходимости танк может использоваться вариант ракеты с термобарической боевой частью. Такие снаряды рассчитаны на поражение живой силы противника, инженерных сооружений и легкобронированной техники.

Пулемет ПКТМ

Пулемет Калашникова танковый модернизированный (ПКТМ) на Т-14 спарен с орудием. Калибр — 7,62 мм. О боекомплекте сведений пока не имеется. Предназначен преимущественно для поражения пехоты и легкобронированных целей.

Пулемет «Корд» для уничтожения вражеских снарядов и ракет

Пулемет «Корд» выполняет роль зенитной установки танка и его ПВО. Интегрирован с активной защита танка. Имеет собственную роботизированную башню, тепловизоры и АФАР-радар, благодаря чему способен поражать даже высокоскоростные цели на расстоянии в 1,5 километра. Предназначен преимущественно для поражения снарядов и ракет.

Достоинства и недостатки

Т-14 интегрирует в себе много инновационных разработок и технологий

С учетом устройства и ТТХ Т-14 выделяют следующие преимущества нового танка:

  • защищенность экипажа, улучшенная защита самой машины и ее узлов;
  • высокая огневая мощь, точность ведения огня;
  • высокая скорость и плавность хода на пересеченной местности с учетом того, сколько весит танк;
  • незаметность машины для различных способов обнаружения;
  • высокая дальность обнаружения и поражения целей;
  • ресурс для дальнейшей модернизации танка, включая наращивание огневой мощи.

Многие характеристики и показатели при этом остаются неподтвержденными или засекреченными. Однако и имеющиеся данные подтверждают исключительное положение «Арматы» среди современных танков. Вместе с тем обращают внимание и на недостатки Т-14.

Основные вопросы вызывает решение перевести экипаж в бронекапсулу. Это повышает его защищенность, однако не позволяет вести обзор с башни. Соответственно увеличивается роль оптической техники, что создает особые требования к ее защите от поражения и ослепления.

Другой недостаток — стоимость нового танка. Даже в серийном производстве его сборка обходится порядка 250-350 млн рублей, что ставит под сомнение массовый выпуск таких танков для армии, а также вероятность их изготовления для экспорта.

Несмотря на противоречивость и неточность ряда аспектов, проект оценивается положительно. Западные военные аналитики указывают на конструкторское понимание российских разработчиков современной концепции боевых действий. Создание «Арматы» демонстрирует переход от количества используемой техники к качественной боеспособности небольших тактических групп.

Сравнение Арматы с другими танками

Сравнение характеристик с зарубежными аналогами

Сравнивая Т-14 с современными танками, западные эксперты сходятся на мнении, что «Армата» принадлежит к следующему поколению. Отмечается целый ряд преимуществ и разработок, которые впервые сочетаются в конструкции одной машины.

Так, АФАР-радар, способный рассчитать позицию выстрела по подлетающему снаряду, имеется и у израильского танка «Меркава». Однако последний не имеет способности отражать боеприпасы, а лобовая броня у него более слабая. С учетом расположения двигателя в передней части корпуса, пробитие лобовой защиты почти гарантированно выводит такую машину из строя.

Британские эксперты также высказывают опасения о способности собственных машин вступать в противостояние с «Арматой». Имеющийся на вооружении «Челленджер-2» не способен пробить броню Т-14, что требует его срочной замены.

Аналогичную оценку «Армате» выдвинуло и германское Министерство обороны. По его оценке, «Леопард-2» не способен пробить броню Т-14. На основе данного аспекта создан франко-германский концерн по совместной разработке нового современного танка.

Китайские разработчики уверены, что их VT-4 превосходит «Армату», хотя и указывают на более лучшую трансмиссию Т-14. При этом правительство рассматривает вопрос о возможности закупок российских танков.

Официальных заявлений от США не имеется, однако по оценкам экспертов и различных изданий новостей, американский «Абрамс» также уступает «Армате» по ряду параметров. Высказывается мнение о его модернизации и способности после нее первым обнаруживать противника, что повышает его шансы на выживание.

Участие в учениях

В 2020 «Армата» проходит государственные испытания

Танк «Армата» еще не принимал участия в масштабных учениях и боевых действиях. С 31 декабря 2020 он проходит государственные испытания. С учетом его стоимости первоначальные заказы Минобороны РФ на закупку были сокращены. Пока речь идет о сборке 132 машин, в число которых входят и БМП Т-15.

Несмотря на отсутствие учений с применением Т-14, ТТХ и конструктивные особенности «Арматы» формируют сегодня новые требования к танкам следующего поколения:

  • на пересеченной местности должна сохраняться хорошая скорость и точность мобильной стрельбы;
  • радар АФАР для обнаружения угроз становится обязательным атрибутом современной техники;
  • танк должен оборудоваться стелс-технологиями для снижения заметности, включая создание помех и динамическое изменение сигнатур;
  • прежние дымовые завесы не способны скрывать машину в инфракрасном и радиолокационном диапазоне, что требует создания новых непрозрачных мультиспектральных заслонов;
  • активная защита танка должна иметь возможность поражать управляемые ракеты и бронебойно-подкалиберные снаряды;
  • зенитный пулемет также устаревает, вместо него акцент смещается в пользу роботизированных установок, способных сбивать объекты с высокой скоростью движения;
  • в вооружение танка должны входить электромагнитные средства борьбы хотя бы против управляемых ракет;
  • лобовое бронирование танка должно соответствовать эквивалентной толщине в 1000 мм;
  • динамическая броня машины должна отражать атаки ручных гранатометов и тяжелые противотанковые ракеты с тандемными боеголовками;
  • чтобы значительно повредить танк уже недостаточно пробить его башню, требуется значительная ударная сила;
  • боеприпасы, рассчитанные на поражение экипажа осколками, становятся малоэффективными при наличии броневой капсулы.

В контексте подобных описаний и требований, выдвинутых разработкой и испытаниями Т-14 ожидается, что и другие государства активно начнут разрабатывать танки нового поколения. Останется ли «Армата» конкурентоспособной после появления аналогов в других странах — покажет время.

Практически сразу после появления танков Т-14 «Армата» на брусчатке Красной площади в Москве ключевые зарубежные разработчики и предприятия стали заявлять о планах создания собственных перспективных машин. Однако за два с лишним года бронетехника зарубежного производства пережила тяжелый период: «Леопарды» и «Абрамсы» не раз горели в Сирии, Ираке и Йемене, а планы по созданию «конкурента для «Арматы»» практически перестали озвучиваться.

Из стороны в сторону

Всякий раз при обсуждении вопросов создания перспективной бронетехники военные эксперты старались озвучивать две новости: хорошую и плохую. Касалось это в основном наличия/отсутствия готовых решений или технологического задела, возможности эффективно конкурировать и других ключевых факторов, неразрывно связанных с успешными военными проектами. Драма в новейшей истории с перспективными американскими танками заключается в том, что хороших новостей для командования Сухопутных войск США по этому вопросу пока нет.

Первая плохая новость состоит в том, что танк М1 фактически подошел к пределу технологического развития, а производство новых машин наладить невозможно. Завод «Детройтский арсенал», некогда производивший танки М1 «Абрамс», давно закрыт.

Фактически всю судьбу танков М1 в американской армии еще в 2012 году решил начальник штаба Сухопутных войск генерал Рэй Одьерно, заявивший, что армия США не заинтересована в дальнейших закупках и глубокой модернизации этой машины.

Однако привыкшие чувствовать себя на пике технологического прогресса американские военные задумались о том, какую боевую машину в ближайшей перспективе противопоставить российским танкам Т-14. Здесь стоит сказать о второй плохой новости, суть которой заключается в том, что готового, испытанного и согласованного решения по выводу на арену конкурента российским перспективным боевым машинам в Соединенных Штатах по-прежнему не предвидится.

Метания из стороны в сторону привели к серьезным разногласиям штаба Сухопутных войск с производителями вооружений. Боевые действия в Ираке и Йемене показали, что основные боевые танки М1 по-прежнему уязвимы даже для устаревших противотанковых управляемых ракет, а серьезная масса не позволяет экипажам боевых машин показывать «войну будущего», превращая танки в неподвижные мишени.

Другой стороной вопроса является общее отсутствие понимания, какой проект в итоге понадобится армии США в ближайшие десятилетия. Стоит заранее оговориться и сказать, что экспериментами по созданию тяжелых машин с необитаемой башней в Соединенных Штатах больше не занимаются: единственный прототип, созданный по программе TTB (Test Tank Bed) на базе танка М1 «Абрамс», закрыт более 30 лет и выставлен в качестве музейного экспоната. При этом в Соединенных Штатах было решено отказаться не только от концепции необитаемой башни, но и от размещения в бронемашине 140-мм гладкоствольной пушки АТАС.

С перспективными программами, направленными на повышение мобильности Сухопутных войск, дела обстоят не лучше. Программы NGV и FCS так и не вышли за рамки эскизного проектирования и создания полноразмерных макетов. Крест на судьбе первой поставили американские традиции: масса боевой машины с посредственным вооружением вплотную приближалась к показателям танка М1. Взвесив все за и против Сухопутные войска США захотели получить в распоряжение так называемый «мобильный корпус» – бронетехнику на единой облегченной унифицированной платформе, по массе и габаритам близкую к современным БМП. Однако и этой программой было решено пожертвовать в пользу «пакетов для модернизации» танков М1 и боевых машин пехоты «Брэдли».

Американские военные эксперты утверждают, что срок службы модернизированных боевых машин истечет в 2040 году, однако ответа на вопрос о будущем основного боевого танка, сделанного в США, по-прежнему нет.

Европейские поля

Одними из первых, кто решил ответить на создание танков четвертого поколения в России, стали европейские производители бронетехники. Правда, вместо двух отдельных проектов – французского и немецкого – в целях экономии через консолидацию усилий было решено сделать один.

Однако эксперты высказывают предположение, что на проектирование, согласование и расчеты перспективного ОБТ силами французской Nexter и немецкой Krauss-Maffei Wegmann придется потратить не только значительное количество денег, но и времени. Однако даже внушительные суммы не гарантируют быстрого результата: на создание «конкурента» для танка Т-14, по разным подсчетам, уйдет от десяти до 15 лет.

Стоит отметить, что от погони за современными технологиями для сухопутной техники отказались прагматичные британцы: вместо того, чтобы присоединиться франко-германскому альянсу или создать собственный перспективный ОБТ, британские военные решили бросить все усилия на продвижение в войска боевой машины «Аякс», близкой по составу вооружения, бронированию, массе и выполняемым задачам к американским «Брэдли».

При формировании облика перспективного боевого танка и составлении технического задания европейские разработчики неизбежно столкнулись с теми же проблемами, что и их американские коллеги. Все дело в том, что у европейских танков и машин холодной войны из США есть общий недостаток – грацией и прытью на поле боя зарубежные ОБТ никогда не отличались.

Традиционный подход к наращиванию брони обернулся неизбежным ростом массы: французский «Леклерк» в последней модификации набрал 58 т чистого веса, а самая защищенная версия немецкого танка «Леопард-2» А7 отличается от других машин с классической компоновкой еще более внушительной массой – почти 68 т.

Судя по всему, в новом проекте MGCS (Main Ground Combat System) франко-германский консорциум не будет отходить от традиционных методов танкостроения: база танка «Леопард-2» видна невооруженным глазом, а это значит, что проблем с лишним весом, скорее всего, избежать не удастся.

Военные эксперты склонны считать, что заявления о создании «конкурента для «Арматы»» если и не были популистскими, то сказаны были явно сгоряча.

«Европейцы всерьез включаться в работу по конкуренту для «Арматы» в ближайшее время не намерены. Уже потрачено значительное количество средств на модернизацию существующих танков, и по большому счету боевые возможности Т-14 для них сейчас – темный лес. Они пока не совсем понимают, на что именно нужно отвечать», – рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Виталий Моисеев.

При этом озвученные сроки реализации трехэтапной программы MGCS заметно сдвигаются «вправо». По мнению американского военного эксперта Майкла Кофмана, до 2030 года европейские танкостроители ограничатся лишь небольшой модернизацией танков «Леопард-2» А7: для этих машин предусмотрены установка новой 130-мм пушки и небольшая доработка подсистем.

«Производить новые машины европейские производственные объединения смогут не ранее, чем 2035 году. И это при условии хорошего финансирования, чего на данный момент не наблюдается», – сообщил телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Хлопотов.

Проверка боем

Через несколько месяцев после презентации новейшей российской бронетехники на Параде Победы в Москве эксперты обнаружили, что созданием единой унифицированной платформы увлеклись и китайские разработчики. Однако в этом вопросе важно разделять заявления о создании «танка-близнеца» российского Т-14 и реальную способность повторить успехи УКБТМ и «Уралвагонзавода».

Особенность успешного проектирования танков в КНР долгое время состояла в умении подсматривать хорошие идеи, уже давно реализованные и проверенные на практике. В этом отношении военно-промышленный комплекс КНР шагнул дальше остальных, создав десятки собственных лицензионных (и не очень) бронемашин. Однако на простом копировании хорошей, конкурентоспособной бронетехники в долгосрочной перспективе не построишь.

Важно отметить, что для китайских танкостроительных концернов первостепенной задачей всегда оказывалось не насыщение бронемашинами собственных вооруженных сил, а масштабная экспортная кампания. Однако демонстрацию на стендах, эффектные «прохваты» в рамках профильных форумов и боевые действия, в которых вместо двоек за проваленные упражнения существует риск уничтожения танка вместе с экипажем, необходимо разделять.

Справедливости ради стоит отметить, что в новейшей истории конфликтов китайские танки в боевых действиях практически не участвуют, а если и участвуют, то применение таких машин носит единичный характер, собственной школы танкостроения, оплаченной кровью и потом, в КНР не было, нет и, вероятно, не будет еще очень долго.

О перспективах и технологичности собственной бронетехники можно рассказывать сколько угодно, однако важно помнить, что даже самый современный китайский танк «Тип-99» создавали с оглядкой на советские и российские машины. Взять хотя бы орудие 2А46 , принцип бронирования и размещения дополнительных средств защиты, а также элементы подвески и многое другое, принятые за эталон при разработке «Тип-99».

«»Тип-99″ делали долго, а за основу взяли российский Т-90. В итоге получился танк весом в 58 т, что значительно тяжелее российской машины. Поэтому для обеспечения подвижности туда поставили 1500-сильный двигатель. Получилось, конечно, не очень удачно, но они старались», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.

При этом бронетехника из КНР по-прежнему остается аутсайдером по количеству успешно пройденных горячих точек. Поставки относительно дешевой техники в страны Азии в разрезе общей успешности такой техники рассматривать не стоит, поскольку серьезных боевых действий такие импортеры китайской техники, как Таиланд, не вели и не ведут.

Амбиции и желание нарастить присутствие на мировых рынках вооружений в этом смысле понятны, однако для серьезных заявлений нужно иметь что-то большее, чем спроектированные в графическом редакторе 3D-модели. Эксперты поясняют, что для успешного создания «аналога» российскому Т-14 китайским промышленникам, науке и профильным специалистам предстоит долгий и трудный путь, который в простонародье называют методом проб и ошибок.

Но для создания полноценного конкурента российской боевой машины специалистам из Поднебесной придется отказаться от главного двигателя китайской промышленности – желания копировать удачные решения. Эксперты поясняют: продешевить в этом вопросе уже не получится, ведь уникальные технологии, заложенные в основу бронетехники на платформе «Армата», секретны, а значит, китайским инженерам остается выбрать одно из двух – либо реализовать не уступающие по качеству решения, испытать и доказать на практике надежность выбранного подхода, либо ограничиться существующими на данный момент возможностями в проектировании ультрасовременной бронетехники.

Суммируя принятые во внимание факторы, успехи отдельных производителей и заявления, стоит отметить, что мероприятие под названием «Создание конкурента для танка «Армата»», несмотря на десятки заявлений, ни одним из мировых производителей не выполнено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *