Американский автобус

Думаю, многие заметили, сколько внимания в Великобритании уделяется символике. Здесь обожают и чуть ли не боготворят королевскую семью, а национальный флаг стал настоящей иконой стиля, впрочем, как и простая чайная чашка. Благодаря такому отношению британцев даже английская погода завоевала мировую славу!
Двухэтажные автобусы используются во многих странах, но именно красный лондонский double decker (с английского двухъярусный) стал всемирно узнаваемым символом столицы Великобритании. Сегодня мы с вами узнаем, с чего всё начиналось.


Первые автобусы появились на улицах Лондона еще в 1829 году. Они были, конечно же, запряжены лошадьми и назывались «омнибусами». Для повышения своей эффективности (перевезти как можно больше народу по довольно узким лондонским улицам) омнибусы стали предлагать два класса обслуживания: комфортный первый для более состоятельных граждан и открытый второй для простого люда. Так появились прототипы современных двухэтажников.
Постепенно омнибусы видоизменялись. Чтобы лошадям было легче (или, если посмотреть на это с другой стороны, чтобы можно было провезти большее количество людей), для омнибусов проложили рельсы. С приходом электричества отпала необходимость в лошадях — появились трамваи (тоже, разумеется, двухэтажные). Их сменили троллейбусы, обладавшие чуть большей маневренностью. Паралельно развивались и моторные омнибусы, позже переименованные в «автобусы».
Самым известным двухэтажным автобусом был и остается, конечно же, Routemaster (с английского можно перевести как хозяин дорог). Он был создан в 1954 году и появился на улицах столицы в феврале 1956 года в рамках плана по замене троллейбусов. Практически сразу же «Рутмастер» стал ультрапопулярным символом Лондона.

Причин его популярности было несколько, но главная из них — уникальный дизайн: у «Рутмастера» совершенно не было дверей, а вход-выход осуществлялся через открытую заднюю платформу. Таким образом, можно было в буквальном смысле слова сойти с автобуса, причем не только на остановках, но и на перекрестках, светофорах и — что особенно ценно — в пробках. Очень хорошо отражает британский дух свободомыслия, не правда ли?

Несколько лет назад в российских СМИ появилась новость о том, что двухэтажные автобусы пропадут с улиц Лондона, и мне стоило огромных трудов убедить своих гостей, что это не совсем так: на самом деле, сами автобусы никуда исчезать не собирались — просто с улиц убрали старенький Routemaster. Основная причина — соображения техники безопасности (так называемые Health and Safety regulations). Но строго говоря, и он не исчез бесследно. Сегодня старые автобусы можно увидеть вживую на двух «исторических маршрутах» — 9 и 15 — и даже прокатиться на них, причем по обычному билету. Историческими маршруты названы потому, что они проходят мимо многих важных памятников и достопримечательностей Лондона — от Тауэра до Кенсинтонских садов.
После списания «Рутмастеры» не отправлялись на слом, а выставлялись на продажу, где абсолютно каждый желающий мог приобрести частичку лондонской истории за несколько тысяч фунтов. Имено так автобусы попали в частные руки, и новый владелец мог сделать из них все, на что хватало фантазии. Одни автобусы были перевезены в Канаду, Шри-Ланку, Китай, Малазию, Японию и другие страны, другие — оказались в музеях и частных туристических компаниях. Некоторых постигла еще более интересная судьба: из одного автобуса, например, сделали популярный вегетарианский ресторан в лондонском Ист-Энде.

Лондонские автобусы постоянно изменяются: уходят старые модели, приходят новые, более современные, более удобные и экологичные. Но ни одна из них не сравнится по популярности со стареньким «Рутмастером».
В 2012 году на улицах британской столицы появилась новая, современная версия классического двухэтажного «Рутмастера». Вот он во всей красе — приезжайте покататься!
Мэр Лондона Борис Джонсон на платформе нового Routemaster-а.
А. Краснов, рисунки автора

Тема американских автобусов, конечно же, безгранична, но мы попытаемся уложиться в одном рассказе – от первого американского автобуса до одного из последних. Но сначала уточним, что же считать автобусом, ведь споры вокруг этого вопроса ведутся и сегодня. Одни считают, что это экипажи, имеющие более шести посадочных мест. Но сегодня существует целый ряд лимузинов, берущих гораздо больше пассажиров. Другие говорят об обязательной оплате проезда, но с начала прошлого века были многоместные гостиничные экипажи, где стоимость проезда на вокзал и обратно была заложена в смету проживания в номере. Так что читателю самому придется разобраться, что такое автобус… Но то, что он предназначен для перевозки большого количества пассажиров – не вызывает сомнения.

Первый автобус Северной Америки в нашем понимании был выпущен в 1900 г. фирмой Mack и назывался Touring Coach. Он оснащался 4-цилиндровым двигателем, позволявшим разгоняться до 30 км/ч, и 3-ступенчатой коробкой передач. Автобус имел 27 мест для сидения, т.е. это был далеко не кроха. Кстати, с именем этой фирмы мы встретимся еще не раз. А вообще, ее автобусная продукция, так же, как и тяжелые грузовики, всегда имела авангардную конструкцию и очень оригинальный внешний вид. Первый автобус в прекраснейшем состоянии сохранился до наших дней и экспонируется в заводском музее в Аллентауне.

В 1903 г. фирма Fischer подписала контракт с Лондонской автобусной компанией на поставку нескольких автобусов для английской столицы. Может быть, этот факт и не заслужил бы нашего внимания в «американском контексте», но конструкция машины была такова, что не остановиться на ней просто невозможно. Автобус имел гибридный привод – это в начале-то прошлого века! Задние колеса вращал 10-сильный электродвигатель (каждое), которые питались от генератора мощностью 15 кВт. Тот, в свою очередь, приводился 20-сильным 4-цилиндровым двигателем внутреннего сгорания, а накопителем энергии служили аккумуляторные батареи, включенные в сеть между генератором и тяговыми электродвигателями. Из-за сложности конструкции автобус показал себя не с лучшей стороны и был возвращен в США.

Настал 1910 г. Известная сегодня своими роскошными легковыми автомобилями фирма Buick выпустила Motor Bus – заметьте, вагонной компоновки. Двухцилиндровый оппозитный двигатель мощностью 22 л.с. располагался спереди и позволял небольшому автобусу разгоняться до 40 км/ч. Эта 12-местная машина в основном использовалась отелями и вокзалами. Но начало вагонной компоновке, как видит читатель, она уже положила.

Вскоре была основана транспортная компания Greyhound (1914 г.), которая и сегодня успешно конкурирует с железнодорожным пассажирским транспортом. С массовым строительством автомобильных дорог на Североамериканском континенте сразу же появилась возможность трансконтинентальных дорожных пассажирских рейсов, причем маршруты прокладывались таким образом, чтобы охватить почти все штаты от Востока до Запада и от Севера до Юга. Появились комфортабельные многоместные автобусы со специальными низкорамными шасси и особыми пневматическими амортизаторами, обеспечивающими плавность хода намного большую, чем мог предложить железнодорожный транспорт. В такой конкурентной борьбе Европе участвовать не приходилось, а Америка начала свое победное шествие на колесах по асфальту. Кроме того, автобусные станции, разбросанные в самых неожиданных местах, также способствовали развитию именно этого вида транспорта.

Интересно, что Greyhound не только эксплуатировала автобусы, но и делала инвестиции в разработку нового подвижного состава, отвечающего ее требованиям. В этих разработках участвовали практически все американские производители автобусов и грузовиков того времени, пока круг не сузился до нескольких компаний, причем эмблема самого изготовителя, как правило, отсутствовала – ее заменяло изображение борзой. Примером может служить 26-местный автобус Modern Motor Coaches 1927 г. выпуска. У автобусов тех лет хорошо заметны пневматические амортизаторы, чисто американские клаксоны, прописанные на бортах маршруты и, конечно, хорошо заметное изображение легендарной борзой.

Примерно в то же время в США появились автобусы со ступенчатой крышей (европейское название «хохдеккер» здесь не подходит). Автобус A.C.F. 1925 г. стал одной из первых таких машин в Новом Свете. Хотя европейская фирма Gebruder Ludewig приписывает себе изобретение такого кузова уже после окончания(!) Второй мировой войны.

В 30-е годы стали популярными небольшие роскошные автобусы на удлиненном шасси легковых автомобилей. Один из них – 12-местный Sedan-Bus фирмы Fitzjohn, построенный на шасси Chevrolet для одной из транспортных фирм. Несмотря на свои небольшие размеры, эти автобусы-автомобили курсировали через Аляску, Соединенные Штаты и Мексику. И даже при такой маленькой пассажиро-вместимости поездки через всю Северную Америку были весьма выгодны и удобны. Обратите внимание, что так любимого хрома и полированного алюминия в отделке большинства автобусов еще нет.

И еще несколько слов о предвоенных автобусах. Вернее, об их дизайне. Речь пойдет не о своеобразной окраске, а о скульптуре объекта. Вот, например, Fitzjohn 1939 г. Легко заметить, что на характер некоторых поверхностей повлиял легковой автомобиль. Да-да, именно легковой. Обратите внимание на передние крылья. Складывается впечатление, что их чисто механически перенесли на кузов автобуса с легковушки, и «появилась» настоящая скульптура. Таким приемом в то время пользовались довольно многие американские автобусные фирмы, но этот период прошел довольно быстро. Скорее всего, это была всего лишь дань моде.

Несколько слов о городском автобусе. В США в 20-е и 30-е годы на улицах крупных городов довольно часто можно было встретить двухэтажные автобусы. Некоторые фирмы выпускали их до начала Второй мировой войны. Но, по большому счету, при наличии огромного парка личных автомобилей и довольно слабом развитии общественного городского транспорта надобность в таких машинах отпала сама собой. Кстати, многие американские города и сегодня не имеют развитой инфраструктуры общественного транспорта. Но, тем не менее, интереснейшие конструкции городского автобуса время от времени появлялись.

New-York Double-Decker

Например, сочлененный Twin-Coach 1938 г. Я бы сказал – «условно-сочлененный», так как полуприцеп этого автобуса не смещался вправо или влево в повороте, как мы привыкли, а лишь повторял рельеф местности, покачиваясь в вертикальной плоскости. Жизнь этого «недоразумения» из-за непродуманной концепции оказалась недолгой.

Послевоенный GM, прозванный New Look, появившийся в 1960 г., являл собой чисто городскую машину, хотя зачастую использовался и на транзитных рейсах. Основными отличиями автобуса были: многосекционное лобовое стекло, сдвоенные фары головного света, умеренное количество полированного алюминия и нержавейки и по паре наклонных боковых окон между дверями. Двигатель располагался сзади, но проводились эксперименты с газовой турбиной и даже с паровой машиной. Выпускался автобус несколько десятилетий с незначительными изменениями.

В 1956 г. уже известная нам фирма Mack изготовила экспериментальный городской автобус ADS-1 по эскизам дизайнера Алекса де Шахновски. Автобус был назван «транспортом будущего». Сегодня смотреть на это творение без улыбки довольно трудно, а тогда он произвел на зрителя немалое впечатление. Плавные кривые организовывали непривычные поверхности, смелые рисунки стекол выдавали неординарность мышления дизайнера. Одним словом, ADS-1 стал событием не только в американском, но и в мировом автобусостроении. К сожалению, единственный построенный экземпляр погиб при пожаре.

Двумя годами позже все та же Mack построила трехосный автобус для сверхдальних рейсов. Кстати, и здесь не обошлось без финансовых вливаний Greyhound. Автобус, прежде всего, поражал зрителя своими размерами – это видно по фотографиям. В задней застекленной части находилась так называемая зона отдыха, где за столиками можно было выпить кофе или поиграть в азартные игры…

Внешне – это был до мелочей американский классицизм. Здоровенный передок с относительно узким лобовым стеклом, небольшие боковые стекла и огромное количество хрома по всему периметру автобуса. Автобус длиной 12 м имел 255-сильный турбодизель, расположенный сзади. Кстати, насчет выступающей задней части кузова: автобус имел даже небольшие крылышки. Это, видимо, дань последним годам аэростиля в легковом автостроении.

А теперь об автобусе MCI (Motor Coach Industries) Crusader, выпускавшемся и в Канаде, и в США с 1972 г. MCI – своеобразная фирма, строящая роскошные автобусы практически со дня своего рождения. Создание этого трехосного автобуса было субсидировано опять же Greyhound, которая собиралась использовать серию таких машин на своих маршрутах. Автобус представлял собой чисто американское видение этого вида транспорта, лишь крыша пассажирского салона была приподнята из-за увеличенного объема нижних багажных отделений. Отдельно следует сказать об окраске внешних элементов – особенно это касается оконных стоек, имевших все без исключения черный цвет, что вкупе с тонированными стеклами создавали иллюзию непрерывной темной полосы. Совместно с обилием хрома и фирменными цветами Greyhound такая окраска придавала машине непередаваемый шарм. На борту, в зависимости от типа сидений и планировки салона, можно было расположить от 43 до 53 кресел. Позже на автобусе попытались поставить газовую турбину, но в серию этот вариант не пошел.

Вспомним еще один, не совсем обычный вид транспорта, основанного на автобусе. В качестве примера мы возьмем одну из последних моделей канадской фирмы Prevost с глубоким и богатым прошлым. Наряду с пассажирскими автобусами фирма довольно активно выпускает в последнее время так называемые Bus-Shell (в свободном переводе – автобусы-«ракушки»). Эти экипажи, как правило, не имеют никакого внутреннего оборудования и рассчитаны на богатых клиентов, которые платят многочисленным мастерским, чтобы получить эксклюзивный вариант дома на колесах. Таких мастерских в последнее время становится все больше, но вот двух одинаковых автобусов встретить не удастся, хотя стоимость иного из них приближается к миллиону долларов…

И, конечно же, нельзя обойти молчанием один из символов Америки – школьный автобус. Первый из них появился в 1927 г. в одной из дилерских контор Ford. Сметливый хозяин поставил на фордовское шасси деревянный, обитый железом кузовок с маленькими сиденьями специально для перевозки детей в школу и обратно. Именно так родился знаменитый School Bus. С тех пор изготовителей таких автобусов было столько, что не перечесть. А самих машин было еще больше.

Расскажем лишь об одной из них – Envire Bus 2000, выпускаемой фирмой Blue Bird. Судя по названию, автобус очень сильно «дружит» с окружающей средой, поскольку оснащен двигателем John Deere, работающим на природном газе. В зависимости от длины автобуса число посадочных мест для учеников или студентов может достигать сотни. Практически каждая мелочь в салоне и снаружи призваны служить безопасности пассажиров. Этой же цели подчинена навигационная система с присвоенным каждому автобусу кодом. Диспетчер, например, в курсе любой остановки автобуса и ее причины – или это простая поломка или его захват террористами. Видите, как серьезно подходят американцы к своим чадам? А голографическая надпись STOP чего стоит!

В общем, автобус в Северной Америке выполняет свои функции, если можно так выразиться, на 200%. Но не забывайте, что здесь мы только КОСНУЛИСЬ темы.

Семейство междугородних и туристических автобусов Volvo 9700 выпускается уже почти двадцать лет и хорошо известно во всем мире. Эти автобусы базируются на разных шасси, комплектуются собственными дизелями, ручными или автоматическими коробками передач и существуют в разных вариантах по длине — от 10 до 15 метров. До сих пор предлагались и три варианта таких автобусов по высоте: 3,42, 3,61 и 3,73 м. А недавно компания Volvo сообщила о появлении автобуса этого семейства, претендующего на титул мирового чемпиона по высоте.

У двухэтажного гиганта Volvo 9700DD этот параметр максимален — 4,25 метра. Причем рассчитан он вовсе не на далекие экзотические места вроде Гонконга, а на Северную Европу — Швецию, Норвегию и Финляндию. Дело в либерализации параметров: с недавних пор в этих странах высота транспортных средств увеличена до 4,40 м. Конечно, пока далеко не все дороги рассчитаны на подобных великанов, но работа над этим активно ведется.

Комплектоваться 96-местный автобус будет собственным 11-литровым дизелем мощностью 460 л.с. и автоматической коробкой передач Voith. Само собой, в нем есть все «примочки» современных автобусов: многозонный климат-контроль, широкий спектр мультимедиа и множество активных систем безопасности.

Сборка нового двухэтажника будет организована финским заводом Carrus Delta. Интересно, что именно эта компания когда-то разработала все семейство 9700. Образовавшись в 1989 году из трех авторитетных финских автобусных марок Ajokki, Delta и Wiima, она в 1998 году вошла в состав корпорации Volvo. На базе собственных моделей Star и Regal Carrus в 2001-м и представил первый Volvo 9700. В 2008 году Carrus снова стал независимым, но остался аффилированным с Volvo и производит автобусы лишь на компонентах этой компании.


«Почти как Боинг»: американская версия Ikarus 286.

Рядом с этими гусеницами для перевозки пассажиров «Икарус-гармошка» длиной 16,5 метров кажется просто крохой. Неповоротливые, здоровенные машины с трудом помещаются на узких уличках, но им нет цены на широких проспектах и бульварах городов с современной инфраструктурой, а также на пригородных маршрутах.
Самые длинные автобусы в мире сделаны из двух или трех частей, сочлененных с помощью «гармошек». Максимальная скорость таких машин – до 90 км/ч, которые достигаются с помощью мощных дизельных двигателей. А перевозить они могут до 350 человек за один раз.

Neoplan Jumbocruiser (1972-1992) – 18 метров


Последний экземпляр Neoplan Jumbocruiser в гавани Дувра.


Jumbocruiser в немецком городе Дрезден.

Это единственный в истории двухэтажный сочлененный автобус, сделанный в Германии. В нем 103 пассажирских сиденья и он рекордсмен книги рекордов Гиннесса.

Ikarus 286 (1980-1988) – 18,3 метров


Такие тонированный «Икарусы» колесили по всей Америке.

Ikarus 286 — Специальная версия знаменитого венгерского автобуса, которую собирали в США. Он на 2 метра длиннее привычной нам «гармошки», и у него хромированный «американский» бампер.

МАЗ-215.069 (2011) – 18,75 метров


Этот современный автобус — продукция Минского автомобильного завода.

Автобус минских специалистов рассчитан на 176 пассажиров, которые заходят и выходят через пять дверей. Использование иностранных комплектующих обеспечивает высокую надежность и качество машины: дизельный двигатель Mercedes-Benz OM926 в 326 л.с., 6-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF, рулевой механизм ZF с гидроусилителем, тормоза Knorr-Bremse. Применяемые технологии обеспечивают экологичность машины на уровне Евро-5+.

Mercedes-Benz Citaro «CapaCity L» (2014) – 21 метр


Мировой дебют самого длинного из автобусов Mercedes-Benz.

Эта модель, как и другие автобусы Mercedes-Benz, возят пассажиров во многих странах мира. Наряду с дизельными и газовыми двигателями, доступны экологичные гибридные версии: с водородными топливными ячейками, а также автобус с электромотором, аккумуляторной батареей, и функцией рекуперации энергии при торможении.

Ikarus 293 (1988) – 22,7 метра


«Икарус», не попавший на наши дороги.


Масштабная модель Ikarus 293.

Венгерская трехзвенная машина после неудачной опытной эксплуатации не была запущена в серию. Небольшие партии поставлялись в Тегеран и на Кубу. Автобус массой 33 тонны разгонялся до 70 км/ч, а его вместимость — 229 человек.

Van Hool AGG 300 — 24,8 метра


Van Hool newAGG300 на улицах голландского города Утрехт.

200-местные автобусы Van Hool развозят пассажиров по Голландии, Бельгии и даже в далекой Анголе.

Youngman Bus JNP6250G – 25 метров


Трехзвенный автобус из Поднебесной.

В этом китайском автобусе 290 мест, из которых 40 сидячих. Автопарки таких машин возят пассажиров в мегаполисах Пекине и Ханчжоу.

Neobus Mega BRT (2011) – 28 метров


Обтекаемый кузов 28-метрового Neobus Mega BRT.

Бразильский город Куритиба (Curitiba) – самый первый успешный пример использования транспортной системы «скоростных автобусов». По выделенным полосах широких проспектов этого южноамериканского города курсирует транспорт большой вместимости, такой как Neobus Mega BRT.

Голубой гигант Куритибы — Neobus Mega BRT Volvo B12M.

Модели Neobus созданы при поддержке шведских спецов автобусостроения Scania и Volvo. Автобус ездит на экологически чистом 100%-ном биотопливе. Двери как в поездах, позволяют быстро перемещаться большому количеству пассажиров.

Göppel AutoTram Extra Grand (2012) — 30,73 метров


30-метровая немецкая «сосиска» на улицах Дрездена.

Проект автобуса разработан в стенах института Фраунгофера для решения транспортной проблемы европейских городов. Он работает на экономичных гибридных электродвигателях – как миниметро на городских улицах. Специальная компьютерная система помогает водителю управлять трехзвенным автобусом, словно небольшим бусом.

Улыбчивый дизайн Goeppel AutoTram Extra Grand.

Göppel AutoTram Extra Grand успешно дебютировал на улицах Дрездена (Германия), где он развозит 258 пассажиров. Пекин и Шанхай уже заказали такие машины.

Историческая справка. История компании NEOPLAN Bus GmbH началась еще в 1935 г., когда она была известна под названием Gotllob Auwarter GmbH и занималась выпуском грузовой техники и автобусов. С появлением в 1953 г. несущего автомобиля длиной в 10 м, названного NEOPLAN, компания снискала мировую известность, которая была в большей степени упрочена выпущенной в 1966 г. моделью двухэтажного автобуса Skyliner. С 1998 г. компания выпускает разнообразные модели одно- и двухэтажных автобусов городского и пригородного назначения, с двигателями мощностью от 220 до 354 л.с. С 1 июля 2001 г. компания Gotllob Auwarter GmbH вошла в группу компаний NEOMAN Bus, получила официальное название NEOPLAN Bus GmbH и продолжила разработку, выпуск и продажу автобусов марок NEOPLAN и MAN. В 2003 г. NEOPLAN Bus GmbH выпустил новый туристический автобус семейства NEOPLAN, который был назван Tourliner и стал уже пятой моделью автобусов NEOPLAN, которая получила титул «Лучший автобус года».

Спецификация: автобусы различной пассажировместимости и различного назначения.

Модельный ряд: на данном этапе своей деятельности компания NEOPLAN предлагает широкий выбор автобусов для туристических, междугородных и городских перевозок, а также автобусы VIP-класса. Транспортные средства NEOPLAN вобрали в себя все самые передовые разработки компании в области дизайна и технического оснащения.

Модель туристического автобуса Starliner была представлена компанией NEOPLAN в 2004 г. Starliner – это модель трехосного автобуса с габаритными размерами 2,55 м – ширина, 13,9 м — длина, 3,9 м — высота. Автобус Starliner оснащен шестицилиндровым рядным турбодизельным двигателем MAN D 26 с системой Common Rail, установленным вертикально в задней части автобуса. В серийном выпуске автобуса Starliner такой двигатель показывает мощность до 480 л.с. и агрегатируется автоматической коробкой передач TripMatic. Пассажировместимость автобуса Starliner составляет от 50 до 54 сидячих мест, автобус отличается высокой оснащенностью системами пассивной безопасности, а также системами активной безопасности, куда входят тормозная система EBD 2 с дисковыми тормозами на всех колесах автобуса, система экстренного торможения, система ограничения максимальной скорости движения (MSC).

Модель туристического автобуса Skyliner в своей самой короткой модификации имеет длину до 12,44 м, ширина модели Skyliner составляет 2 .55 м, высота – 4 м. Силовое оснащение автобуса включает в себя шестицилиндровый двигатель (объем цилиндра составляет 12 500 см3) MAN D 2667 LOH Euro 4. Мощность двигателя доходит до 480 л.с., а максимальный крутящий момент — до 2 3000 Нм. Двигатель агрегатируется автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач TripMatic. Трехосное шасси автобуса Skyliner оснащено дисковыми тормозами на каждой оси, передняя ось выдерживает нагрузку до 8 000 кг, задняя ось – до 11 500 кг, ведущая ось – 6 500 кг. Двухдверный автобус Skyliner может вместить до 69 сидящих пассажиров.

Обновленная модель автобуса туристического назначения Cityliner была представлена в 2006 г., отличается инновационным оригинальным дизайном экстерьера и является абсолютно экологичной моделью автобуса, соответствующего нормам Euro 4. Габаритные размеры туристического автобуса Cityliner составляют: 12 240 мм – длина, 2 550 мм — ширина, 3 682 мм — высота. Cityliner агрегатируется шестицилиндровым рядным двигателем (объем цилиндра- 10 500 см3) MAN D 2066 LOH мощностью 400-440 л.с. и максимальным крутящим моментом 1 900 и 2 100 Нм. На выбор предлагается оснащение либо механической шестискоростной коробкой передач, либо автоматизированной КПП «MAN TripMatic” Модель двухосного автобуса Cityliner имеет шасси, оснащенные дисковыми тормозами с системой ESP, нагрузка на переднюю и заднюю ось автобуса составляет соответственно 7 100 и 11 500 кг. В автобусе могут расположиться до 55 сидячих пассажиров, объем багажного отделения автобуса Cityliner доходит до 9,4 м3.
Модификация Cityliner C имеет габаритные размеры: 12 990/2 550/3 720 мм, оснащается шестицилиндровым рядным двигателем (объем цилиндра составляет 10 500 см3) двигателем MAN D 2066 LOH мощностью 440-480 л.с. и с максимальным крутящим моментом в 2 100, 2 300 Нм, шестискоростной МКПП или автоматизированной коробкой передач «MAN TripMatic». Модель трехосного автобуса Cityliner C имеет шасси с допустимой нагрузкой на переднюю ось – 8 000 кг, на заднюю ось- 11 500 кг, на ведущую ось- 6 500 кг. Вместимость данной модификации автобуса Cityliner составляет до 59 сидячих мест.
Модификация туристического автобуса Cityliner L с габаритами 13 900/2 500/3 720 мм оснащается шестицилиндровым рядным двигателем (объем цилиндра составляет 10 500/12419 см3) двигателем MAN D 2066/ 2676 LOH мощностью 440-480 л.с. и с максимальным крутящим моментом в 2 100, 2 300 Нм. Агрегатируется такая модификация автобуса шестискоростной МКПП (или автоматизированной коробкой передач «MAN TripMatic» с системой «Easy-Start»).Трехосный автобус Cityliner L с максимальной нагрузкой на заднюю ось в 11 500 кг может перевозить до 69 сидячих пассажиров и вместить в свое багажное отделение до 11,4 м3 багажа.

Для туристических поездок по коротким маршрутам используется модель автобуса Tourliner, которые отличатся не только привлекательным дизайном, бережным отношением к окружающей среде, но и оказывается достаточно экономичным в эксплуатации. Модель туристического автобуса Tourliner представлена в трех модификациях. Габаритные размеры базовой модификации автобуса составляют 12 000/2 550/3 800 мм, модификации Tourliner С – 13 260/2 550/3 800 мм, модификации Tourliner L – 13 800/2 550/3 800 мм. Силовое оснащение базовой модификации автобуса Tourliner состоит из шестицилиндрового рядного двигателя (объем цилиндра – 10 500 см3) MAN D 2066 LOH мощностью 400 и 440 л.с. и максимальным крутящим моментов в 1 900 и 2 100 Нм. Модификации Tourliner C и Tourliner L оснащаются шестицилиндровыми рядными двигателями (объем цилиндра 10 500 см3) MAN D 2066 LOH мощностью до 440 л.с. и максимальным крутящим моментом 2 100 Нм. В зависимости от модификации автобус Tourliner агрегатируется шестискоростной МКПП, автоматизированной коробкой передач TripMatic с системой «Easy Start». Базовая двухосная модификация автобуса Tourliner с максимальной нагрузкой на заднюю ось в 11 500 кг имеет пассажировместимость до 49 сидячих мест. Трехосная модификация Tourliner C с допустимой нагрузкой на ведущую ось до 6 300 кг вмещает до 55 сидячих пассажиров, оснащается дисковыми тормозами с системой безопасности EBS. Модификация Tourliner L может перевозить до 59 сидячих пассажиров, допустимая нагрузка на ведущую ось шасси этого трехосного автобуса также составляет 6 300 кг.

Модель автобуса Trendliner используется на междугородных маршрутах. Trendliner представлен в трех модификациях: Trendliner Ü/ ÜC/ ÜL габаритные размеры которых составляют соответственно 12 250/13010/1900 мм – длина, 2 550 мм – ширина, 3 400 мм- высота. Модификации автобуса Trendliner Ü/ ÜC/ ÜL оснащаются дизельным 10,5-литровым двигателем MAN D 2066 LUH мощностью 310-390 л.с. и максимальным крутящим моментом от 1 550 до 1 750 Нм. В зависимости от модификации автобус Trendliner комплектуется шестискоростной механической КПП, 12-ступенчатой КПП типа TipMatic, четырех- или шестиступенчатой автоматической КПП. Модель двух- и трехосного автобуса Trendliner имеет шасси, допустимые нагрузки на оси которого распределяются так: передняя ось 7 100 кг, задняя ось: 11 500 кг, ведущая ось – 6 300 кг. Шасси автобуса Trendliner оснащены передней пневматической подвеской, тормозами с системой EBS. В зависимости от модификации модели автобуса Trendliner вмещают от 55 до 69 сидячих мест для пассажиров и имеют багажное отделение емкостью от 5,6 м3 до 6,8 м3.

Компания NEOPLAN выпускает также модели автобусов городского назначения. Модельный ряд сочлененных автобусов Centroliner представлен несколькими модификациями: Centroliner 4516/4516Р/4522 с габаритными размерами: 11 950/18720 мм — длина, 2 500/2800 мм – ширина, 2879/2880 мм – высота. Силовое оснащение автобусов Centroliner состоит из двигателя MAN D 2066 LUH мощностью от 270 до 360 л.с. и четырех- или шестиступенчатой автоматической КПП. В зависимости от своей модификации автобус Centroliner имеет от 36 до 56 посадочных мест.

Модель сочлененного городского автобуса Electroliner может работать и как троллейбус, и как автобус (в случае наличия дополнительного дизельного двигателя). Автобус приводится в движение благодаря работе двухполюсной цепной электролинии. Модельный ряд автобусов Electroliner состоит из двух модификаций автобуса длиной от 12 до 18, 57 м, оснащенных усиленными системами безопасности, системой контроля работы пневмоподвески, дисковыми тормозами на каждой из оси.

Компания осуществляет также выпуск аэродромных автобусов, предназначенных для перевозки пассажиров от аэропорта к месту посадки в самолет и обратно. Модели аэродромных автобусов Airliner 9112K/9112/9112L/9122/9122L имеет габаритные размеры: длина от 11 946 до 14 720 мм, ширина от 2 750 до 3 170 мм, высота двери такого автобуса составляет 2090 мм, ширина от 1 350 до 1180 мм. Автобусы Airliner оснащаются шестицилиндровыми рядными двигателями MAN D 0836 LOH, Euro 4 мощностью до 177 кВт, максимальным крутящим моментом до 9 25 Нм.

Современный этап: за последние три года своей работы компания NEOPLAN обновила свои самые популярные модели автобусов, оснастив их новейшими системами безопасности и расширив их модификацию, а также начала выпуск новой серии туристических автобусов Cityliner, который получил дизайнерский приз 2007 в категории «Лучший из лучших». Предприятие активно работает на мировом рынке, а также размещает свое производство во многих зарубежных странах: США, Польше, Иране и проч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *