А 34

Дорогие друзья!
Уникальный музейно-мемориальный комплекс, целиком посвященный конкретному образцу вооружения, является данью уважения к легендарной боевой машине ХХ века – среднему танку Т-34.
Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности стало классическим примером для разработки последующих образцов практически всех отечественных и зарубежных танков.
Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Универсальный по своей сути, он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных маневренных боевых действий.
В годы Великой Отечественной войны «Тридцатьчетверка» стала основой танкового парка Красной Армии. На семи крупнейших заводах страны было произведено свыше 54000 танков Т-34 – более 70 % выпущенных танков всех типов. Танк Т-34 оказался наилучшим образом приспособлен для массового производства, был достаточно прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, обладал относительно низкой стоимостью. Важная особенность «Тридцатьчетверки» – простота освоения боевой машины её экипажем.
В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев. Подавляющее большинство современных граждан сразу же узнают «Тридцатьчетверку» по её неповторимому облику, но что известно о ней?..
Как зарождалась «Тридцатьчетверка»? Кто создавал её?
Михаил Кошкин, Александр Морозов, Николай Кучеренко, удостоенные в 1942 году Сталинской премии первой степени «за создание нового типа среднего танка», или в числе созидателей шедевра мирового танкостроения ХХ столетия есть и другие имена?
Каково родословное древо машины?
Имеются ли у неё иностранные корни или же она целиком – создание отечественное?
Кто сотворил сердце танка – дизель, до сих пор не утративший своей актуальности?
Как было возможно всего за два месяца в условиях эвакуации наладить в ноябре–декабре 1941 года массовое производство танков Т-34 на Уральском вагоностроительном заводе?
Почему в годы Второй мировой войны «грубый» Т-34 не смогли воспроизвести на самых прецизионных заводах Германии?
На эти и другие вопросы отвечает экспозиция музея.
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» открыт на 37 км Дмитровского шоссе 6 декабря 2001 года – в день 60-летия начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Именно 6 декабря 1941 года с рубежа, на котором расположен музейный комплекс, танки Т-34 пошли в наступление на Лобню и Белый Раст, занятые врагом.
В музее впервые представлены ранее не известные и подтвержденные документально факты истории создания танка Т-34, его участия в сражениях Второй мировой войны, раскрывается не только тактическая, но и стратегическая роль танка Т-34 в защите Москвы. Данная тема – «ноу-хау» музейно-мемориального комплекса.
Экспозиция размещена в здании и на открытой площадке. Экспозиция первого этажа посвящена истории создания и развития танка Т-34. На втором этаже – тематическая экспозиция о боевом применении «Тридцатьчетверок» в годы Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах ХХ века. На открытой площадке – восемь танков и самоходная артиллерийская установка.
Люди разных интересов и возрастов найдут в музее свое. Дети узнают, что такое танк, познакомятся с его устройством, посидят за его рычагами. Взрослые через танковый «триплекс» увидят ушедшее столетие. Старики вернутся в незабываемое время молодости, дополнят его своими воспоминаниями. Все вместе – прикоснутся к эпохе, которой больше не будет, и поклонятся подвигам тех, благодаря кому мы сегодня живем на Земле.
Добро пожаловать в музей!

Большинство экспертов придерживаются мнения, что танк Т-34 был лучшим во Второй мировой войне, он дошел до победы, однако есть и другие мнения. Над созданием этого танка трудился целый штат разработчиков еще до начала Второй мировой войны.

Считается, что история танка т 34 началась с создания опытного танка А-20. С 1931 года на вооружении стали появляться колесно-гусеничные танки типа БТ, они считались быстроходными. После того как был накоплен опыт в боевых действиях, Харьковский паровозостроительный завод получил задание создать проект колесно-гусеничного танка, который будет способен в будущем заменить БТ. По историческим данным проектирование было начато в 1937 году техническим отделом под руководством Кошкина. Предполагалось, что новый танк будет иметь пушку 45 мм и броню толщиной 30 мм. В качестве двигателя предлагался дизельный вариант В-2. Двигатель должен был снизить уязвимость танка и пожароопасность техники. Было также предусмотрено по три ведущих колеса с каждой стороны в связи с заметно увеличенной массой техники. Вес машины стал более 18 тонн, вся конструкция была усложнена.

Прототипы танка Т-34

Производство танкового двигателя начиналось на основе авиационных нефтяных двигателей. Двигатель получил индексацию В-2 в военное время, а в его конструкции было заложено много прогрессивных идей. Был предусмотрен непосредственный впрыск топлива, предусмотрено 4 клапана в каждом цилиндре, литая алюминиевая головка. Двигатель проходил государственные испытания в течение ста часов. Дизельное массовое производство началось в 1939 году на специальном заводе, возглавляемом Кочетковым.

В процессе создания конструкция А-20 показалась слишком сложной, поэтому предполагалось создание чисто гусеничного танка, однако он должен был иметь противоснарядное бронирование. За счет этой идеи снижалась масса танка, что позволило увеличить бронирование. Однако изначально предполагалось создание двух одинаковых по весу машин, чтобы провести равноценное испытание и определить, какой танк лучше.

В мае 1938 года все таки был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка, он имел довольно рациональную форму, был создан из катаных броневых листов, имел коническую башню. Однако после рассмотрения было решено создать точно такую модель, однако только на гусеничном ходу. Главное для танка было суметь создать отличную противоснарядную броню. Такие танки уже создавались в 1936 году. Они имели массу 22 тонны, но при этом броня составляла 60 мм. Опытный танк на гусеничном ходу получил название А-32.

Обе модели А-32 и А-20 были полностью подошли к завершению создания в 1938 году. Большинство военных начальников склонялось к версии А-20, считалось, что танк на колесно-гусеничном ходу более эффективен в бою. Однако в рассмотрение проектов вмешался Сталин и приказал начать инициативное строительство двух моделей для того, чтобы проверить их в сравнительных испытаниях.

К разработке обеих моделей было привлечено более ста сотрудников, так как оба танка должны были быть завершены в самые короткие сроки. Все опытные цехи были сведены в один и все сотрудники работали под лучшим разработчиком танков – Кошкиным. В мае были завершены оба проекта. Все танки были представлены на испытания в 1939 году.

Особенности танка А-32

Танк А — 32 имел следующие характеристики:

  • очень высокая скорость,
  • корпус машины из прокатных листов стали,
  • рациональные углы наклона брони,
  • 45 мм пушка,
  • пулемет ДТ.

В 1939 А — 32 был снова модифицирован. Была усилена броня за счет добавления различных грузов на броню танка, от этого масса машины увеличилась до 24 тонн. Было установлено новое танковое Л-10 орудие, разработанное на кировском заводе. В декабре 1939 года комитетом обороны было принято решение построить несколько испытательных моделей с усиленной броней в 45 мм и с танковым орудием 76 мм.

Именно эта модель и станет знаменитой Т -34, в процессе создания конструкции данной машины особое внимание уделялось упрощению конструкции. В этом очень помогли специалисты Сталинградского тракторного заводы и специалисты технологического бюро. Именно благодаря им и была окончательно разработана модель танка Т-34 для массового производства. Начало производства первых экспериментальных моделей произошло в Харькове зимой 1940 года. 5 марта того же года первые две модели покинули пределы завода и были отправлены на первый свой марш бросок Харьков Москва под чутким контролем М.И. Кошкина.

Начало производства Т-34

17 марта танки были показаны всему руководству Кремля, после чего началось полигонное испытание машин. Танки подвергли полному испытанию брони, обстреляв танки прямой наводкой бронебойными и фугасными снарядами. Летом оба танка были отправлены на полигон по проходимости противотанковых заграждений. После этого машины отправились на свой родной завод в Харьков . 31 марта был одобрено решение ЦК ВКП на серийное производство танка. До конца года планировалось построить около 200 Т-34.

Уже к лету их количество увеличили до пятисот. Производство постоянно тормозилось в связи с плохими рекомендациями и данными специалистов с испытательного полигона, который был добавлен в отчет по испытанием ГАБТУ. В итоге к осени было выпущено только три машины, но после проведенных доработок по замечаниям к новому году успели выпустить еще 113 машин.

После смерти Кошкина начальство ХПЗ А.А.Морозов не только сумел исправить возникшие серьезные проблемы с танком, но и сумел улучшить огневую мощь танка, установив значительно мощную пушку Ф -34 чем Л-11. После этого производство танка существенно увеличилось, за первые шесть месяцев 1941 года было построено 1100 машин. Осенью 1941 ХПЗ был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области.

Уже в декабре на новом месте были выпущены первые танки Т-34. В связи с военной обстановкой не хватало резины, цветных металлов, чтобы не останавливать производства танков, конструкторы переработали все детали конструкции и существенно смогли сократить количество деталей. В скором времени началась разработка новой машины Т-43.

Танк 34 был большим достижением танкостроения. Конструкция танка была очень надежна, имела очень мощное вооружение надежное бронирование корпуса и башни танка. Самое главное машина была очень динамична.

Видео история создания Т-34

Общепризнанным является факт, что советский танк Т-34 считается лучшим танком не только Второй мировой войны, но и всего XX века. Огневая мощь, уровень защищённости, подвижность позволяют называть Т-34 «танком № 1» в истории военной техники.

Шишкин Сергей Валерьевич.

Методические рекомендации к тематическому занятию «Танк Т-34 – лучший танк ХХ века»
для обучающихся 6–9-х классов

Вариант проведения занятия
Презентация

Цель: формирование ценностного отношения к истории страны, её героическому прошлому в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., уважительного отношения к ветеранам войны и труженикам тыла, деятелям науки, советским конструкторам.

Задачи:

  • ознакомление обучающихся со славными страницами истории Российской армии;
  • расширение представления обучающихся об истории создания отечественного вооружения;
  • воспитание у обучающихся патриотизма и чувства гражданской ответственности на примере изучения истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, источниках информации; аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

В этом году легендарному танку, прославившемуся во время Второй Мировой войны, исполнилось 80 лет. Его серийное производство было начато на Харьковском паровозостроительном заводе. Автором легендарной машины стал советский инженер Михаил Кошкин.

Как вы думаете, о каком танке пойдёт речь на сегодняшнем занятии?

В сентябре 1937 года директору Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (завод № 183) было направлено распоряжение «Для проектирования машины создать на заводе отдельное конструкторское бюро (ОКБ)…».

В ноябре 1937 года начальником ОКБ завода № 183 назначен М. И. Кошкин.

19 декабря 1939 года постановлением Комитета обороны при СНК Союза ССР № 443сс на вооружение РККА принят танк А-32, получивший аббревиатуру Т-34, с толщиной основных броневых листов 45 миллиметров. А 27 апреля 1940 года подписан отчёт о войсковых испытаниях двух танков Т-34.

Как вы считаете, чем были вызваны такие сжатые сроки создания нового танка?

Посмотрите фрагмент фильма.

Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой войны. Известно, что на третий день войны с Советским Союзом рейхсканцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжёлом КВ и среднем Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о существовании этих танков. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», – заявил фюрер своим генералам.

Прочитайте на слайде высказывания немецких генералов о Т-34. Найдите в тексте подтверждение того, что:

  1. Немецкие войска не были готовы к встрече с танком Т-34 в бою.
  2. Т-34 показал полное превосходство над немецкими танками начального периода Великой Отечественной войны.
  3. Противотанковые средства немецких войск были практически бессильны в борьбе с Т-34.

На протяжении всей войны осуществлялась модернизация танка исходя из потребностей фронта.

В конце 1942 года на Восточный фронт поступили новейшие германские танки и самоходные артиллерийские установки с усиленной броневой защитой и мощным длинноствольным вооружением.

Советский средний танк Т-34 с 76-мм пушкой Ф-34 сохранил своё превосходство над противником в быстроходности, манёвренности и проходимости, но значительно уступал «Тигру», «Фердинанду» и «Пантере» в броневой защите и вооружении.

Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 года на вооружение РККА принят средний танк Т-34 с орудием калибра 85 мм. спроектированный на базе серийного танка Т-34 образца 1942 года. Установка 85-мм пушки и конструктивные доработки значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85 по сравнению с Т-34-76.

На слайде представлены два танка с кратким техническим описанием. Внимательно ознакомьтесь с материалом слайда и сделайте вывод об основных отличиях танков. По каким показателям можно судить о превосходстве Т-34-85 над Т-34-76?

В годы Второй мировой войны было выпущено 58 881 танков Т-34 различной модификации. Премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль, подводя итоги Второй мировой войны, на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк…».

В знаменитой книге-альбоме Стивена Бисти «Чудесные сечения» (Incredible cross-sections), вышедшей в свет в Великобритании в 1992 году, рассказывается о величайших творениях человечества всех времён и народов. Их всего 18, среди них – танк Т-34!

Выполните задание.

Для выполнения задания перейдите по или отсканируйте QR-Code

По итогам ХХ столетия советский средний танк Т-34 признан специалистами различных стран шедевром мирового танкостроения.

Т-34, созданный в конце 1930-х годов, находился на вооружении Вооружённых сил СССР и Российской Федерации с июня 1940 по сентябрь 1997 года.

Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах – от Заполярья до Южной Африки.

А в настоящее время является самым массовым памятником воинской доблести.

Выполните задание.

Для выполнения задания перейдите по или отсканируйте QR-Code.

На слайде представлены ссылки на дополнительный материал для ознакомления с историей Т-34:

Военно-технический музей «Танк Т-34»,

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»,

Сайт «История РФ»

Итак, мы с вами в танке «Т-34 85». Та самая машина, в которой снимались самые угарные сцены фильма. На моём месте сидел Александр Петров. Рядом с ним товарищ мехвод Василёнок в исполнении Виктора Добронравова.

Танк Т-34 изнутри

Вообще «Т-34» первый в истории мирового кино фильм, боевые сцены которого снимаются в кабине настоящего танка, а не в декорации.
Внутри «Т-34»: как устроен танк из фильма
Внутри очень тесно. Вдвоём-то с оператором не знаешь куда повернуться, а как в таком крохотном пространстве умещался экипаж, уму непостижимо. Создатели голливудской «Ярости» не стали мудрить и сделали для фильма сборную модель «Шермана». Наши в прямом смысле проявили чудеса изобретательности, о которой, глядишь, ещё напишут в учебниках по операторскому мастерству: вручную собрали миниатюрные камеры и закрепили их в кабине. Всю остальную работу сделали актёры.
«Т-34». Иван Кудрявцев рассказывает о визуальных эффектах фильма
Виктор Добронравов, исполнивший роль Василёнка, поделился с «Индустрией кино» впечатлениями от работы внутри танка:Задач было много. Оператор тебе говорит в рацию: «Витюш, проверь диафрагму” Ты, значит, смотришь, диафрагму. «А там вот кнопочку нажми и какой-то фильтр поставь”. «А камеру продуй, потому что пыльно”. «Камеру запусти, хлопушку хлопни, партнёру кровь в ухе поправь!”. Да, это было смешно».
Трейлер фильма «Т-34»
Вот командирское место, за которым десятки съёмочных дней провел Александр Петров. Место командира боевой машины. Вот это щель, через которую можно было обозревать окрестности. Вот прямо передо мной сидел наводчик. Справа от меня заряжающий, впереди — водитель-механик. И справа от него — механик-радист.

Место командира в танке Т-34

В большинстве маневровых сцен актёры сами управляли танком, наводили и заряжали орудия. Тут стукнешься, там ударишься, здесь поцарапешься. А между дублями не вылезали. Сидели в грязи, в масле, в солярке, оглохшие от рёва двигателей. Только чтобы зритель у экрана тоже переживал эти невзгоды.
Антон Богданов, сыгравший в фильме «Т-34″ Демьяна, признался, что ему внутри танка очень понравилось:В танке мы снимались по 12 часов в день. Но он, конечно, как вся советская техника, очень колючий. Но после двух дней ты настолько к нему привыкаешь и считаешь, Господи, какая удобная техника. Всё удобненько, ноги командира на плечах, всё по-свойски».
Трейлер фильма «Т-34»
Александр Петров, сыгравший роль танкового командира Ивушкина, поделился подробностями съёмочного процесса:Как был процесс построен. Мы приезжали на съёмочную площадку, нас гримировали полностью, мы садились за четыре или за пять стульев, и мы на земле всё это дело отыгрывали. Лёша нам рисовал, где мы едем. Каждый из нас сейчас может воссоздать по памяти процентов сорок или пятьдесят как устроена деревня, кто откуда выезжает».

Толщина брони танка Т-34

Что ни говори, а гордая машина, недаром «танк Победы». Броня — 52 миллиметра, не дай Бог, как экипаж Ивушкина, испытать её в реальном бою, но «тэшка», и в фильме и в жизни, не была лёгкой мишенью. Наоборот, сама била немецкие «Тигры» и «Пантеры», хоть те и превосходили Т-34 по многим параметрам.

Александр Петров не скрывает радости от возможности лично поуправлять танком:А он плюс маневренный очень. Он маленький достаточно. Он, вж-ж-ж, он юркий очень!»

Рабочее место наводчика в танке

С другой стороны, куда спешить?! Это не бой, не марш-бросок. В этих случаях «тридцатьчетвёрка» благодаря 12-ти цилиндровому дизельному двигателю мощностью в 500 лошадиных сил разгонялась до 25 километров в час на пересечённой местности, а на шоссе танк выжимал все 50 км с лишним. В фильме скорость Т-34 ему пригодилась.
Трейлер фильма «Т-34»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *