76 бензин

Над выбором бензина для лодочного мотора не стоит размышлять – его марка не зря указывается в паспорте. На топливе, рекомендованном производителем, двигатель работает экономно, детали не выходят из строя раньше времени.

Споры о том, какой бензин заливать в лодочный мотор, связаны с его качеством: на российских нефтеперерабатывающих заводах делают только 92-й бензин, а 95-й на заправках – это на самом деле 92-й бензин, октановое число которого повышено с помощью железосодержащих антидетонационных присадок, метил-трет-бутилового эфира, бензола, метилового спирта, пропан-бутана.

Железосодержащие антидетонационные присадки создают токопроводящую пленку на свечах. Из-за этого сначала уменьшается энергия искры и растет расход топлива (до 40%), затем двигатель начинает троить, и свечи выходят из строя.

При сгорании бензина с добавлением метил-трет-бутилового эфира или бензола образуется много нагара на поршнях, что приводит к их заклиниванию.

Метиловый спирт гигроскопичен (поглощает влагу из воздуха). Результат: в бензобаке фальсифицированный 95-й бензин разделяется на исходный 92-й бензин и воду, которая оседает на дно.

Пропан-бутан не приносит вреда деталям: без давления он моментально испаряется, после чего 95-й бензин снова становится исходным 92-м. Переплата на 1 литре топлива – до 30%.

Вывод: если производитель рекомендует 95-й бензин, а импортного на заправке нет, лучше залить в лодочный мотор российский 92-й.

Как разбавить бензин для лодочного мотора

Двухтактные лодочные моторы с совмещенной системой смазки требуют приготовления топливной смеси из бензина и масла:

  • ● для обкатки – в пропорции 1:25 (1 л масла на 25 л бензина);
  • ● для дальних перемещений в высокоскоростном режиме, транспортировки тяжелых грузов – в пропорции 1:50 (1 л масла на 50 л бензина);
  • ● для перемещений с кратковременной работой двигателя на полных оборотах – в пропорции 1:75 (1 л масла на 75 л бензина);
  • ● для эксплуатации в ненапряженном режиме (троллинга, неспешных водных путешествий) допускается пропорция 1:100 (1 л масла на 100 л бензина), но опытные водномоторники предпочитают не экономить на масле до такой степени – на воде всякое случается.

Когда содержание масла в смеси превышает норму, мотор сильно дымит, в камере сгорания и на свечах образуется много нагара, происходит коксование колец поршня. Заниженная концентрация масла приводит к преждевременному износу движущихся деталей, заклиниванию двигателя на высоких оборотах.

Чтобы развести бензин, используйте только масло, предназначенное для водного транспорта (с маркировкой TC-W3) – оно содержит присадки, которые препятствуют образованию эмульсии при попадании воды, коррозии металла, ускоренному износу деталей.

Разбавить бензин маслом желательно в отдельной емкости – если компоненты вливать прямо в бак, они хуже перемешиваются, из-за чего возможны перебои в работе двигателя. Заливать смесь рекомендуется через воронку с фильтрующей сеткой, даже если топливо фильтровалось при ее приготовлении.

Не стоит готовить топливную смесь с большим запасом – чем дольше она хранится, тем сильнее окисляется масло. Из-за этого перестают работать присадки.

Учтите, что после вскрытия упаковки масло сохраняет рабочие свойства 6÷8 месяцев.

Чтобы не спутать топливную смесь с чистым бензином, покупайте масло зеленого, синего или красного цвета.

В интернет-магазине MARLIN MOTORS вы можете в один клик купить масло MARLIN Премиум 2Т, TC-W3 для двухтактников и масло MARLIN Премиум 4Т, SAE 10W30 для четырехтактных моторов.

Одним из ключевых показателей топлива является детонация. Именно от нее зависит, насколько качественный бензин предлагается, и какие условия для работы двигателя он будет обеспечивать. Октановое число напрямую на него влияет. Чем выше октан, тем меньше вероятности, что топливо будет детонировать раньше положенного срока. Поэтому водители стараются покупать марки бензина с максимальным октановым числом.

Однако встречаются случаи, когда необходимо топливо с низким октаном. Часто это наблюдается при использовании мотоциклов, сельскохозяйственной техники, старых моделей тракторов или иной спецтехники. Они выпускались тогда, когда 92 и выше бензина еще не было, поэтому ориентированы на работу только на 80 или немного ниже.

Сложность в том, что найти топливо с низким октановым числом сегодня почти невозможно. Поэтому владельцам спецтехники необходимо искать различные возможности, чтобы удалось понизить октановое число, ведь в противном случае продолжать пользоваться оборудование не представляется возможным.

Способы понижения октанового числа

В сети можно найти множество различных способов, посредством которых удастся снизить октановое число. Однако многие из них являются недейственными. Другие – опасны для выполнения в домашних или гаражных условиях, поскольку для этого требуется специальное лабораторное оборудование.

Можно выделить несколько вариантов, доступных каждому водителю. К ним относятся:

  1. Длительное хранение. Нужно взять широкую тару, вроде таза (желательно металлическую, т.к. пластик плохо контактирует с бензином и вступает в химическую реакцию). Далее в нее наливают топливо. Лучше покупать самое низкое октановое число, которое сможете найти. Затем оставляют на некоторое время (не менее суток). Постепенно бензин будет выветриваться, из-за чего опускается его октан, повышается свойства детонации.
  2. Сернистые соединения. Нужно добавить к топливу любое вещество, содержащее серу. Она вступает с бензином в химическую реакцию, минимизируя его детонационные свойства. Здесь следует быть предельно осторожными, поскольку топливо вовсе можно испортить. Необходимо тщательно просчитать пропорцию, и строго придерживаться инструкции.
  3. Топливо с низким октановым числом. Можно попросту разбавить бензин. Однако делать это с помощью воды нельзя, т.к. она отличается жесткостью и негативно сказывается на состоянии силового агрегата техники. Поэтому лучше использовать полностью выветрившийся бензин или иные топливные соединения.

В первую очередь, когда возникла необходимость в топливе с 80 октановым числом, необходимо проверить его наличие на АЗС. Бензин на заправках Укрнафта представлен в ассортименте и отличается повышенным качеством. Кроме того, вы в режиме реального времени можете наблюдать наличие марок и ценовые характеристики на сайте auto.ria.com. Перечисленные методы можно задействовать только после того, как вы не обнаружили нужную марку на заправках.

Полезные рекомендации

Понижать октановое число следует внимательно и ответственно. Это не самая простая процедура, учитывая, что вы будете работать с взрывоопасными веществами. Поэтому главной рекомендацией в процессе станет строгое соблюдение правил безопасности и предельная аккуратность. Другие советы:

  • Предварительно изучите способы, которые позволят вам определять октановое число. Если понижение октана – постоянная процедура, то лучше купить специальные измерительные приборы. Также важно строго придерживаться инструкций;
  • Используйте маски и иные средства защиты при работе с бензином. Вдыхать его пары очень опасно и вредно для здоровья. Когда будете выветривать топливо, лучше поставить его на крышу, чтобы испарения не доставляли неудобств окружающим, а уходили в атмосферу;
  • Задействуйте несколько способов измерения октанового числа. Особенно при условии, что решили выветривать топливо. Тогда его верхняя часть теряет октан быстрее, и чтобы получить точные данные, необходимо тщательно перемешать жидкость.

В промышленных условиях методы понижения октанового числа топлива не выполняются. Дело в том, что чем ниже октановое число, тем дешевле бензин. Поэтому такая процедура является экономически нерациональной. Однако есть возможность найти присадки, которые выпускаются специально для того, чтобы понижать октановое число. Их использование простое, действуют они быстро, но нужно придерживаться рекомендаций производителя.

Самый лучший способ понижения октана в домашних условиях – длительное хранение. Важно, чтобы испарение уходило высоко, а не контактировало с людьми. Также важно, чтобы в непосредственной близости от тары не было искры. Даже после выветривания бензин является взрывоопасным, поэтому нужно соблюдать меры предосторожности.

Октановое число определяет марку бензина. Чем оно выше, тем меньше вероятность, что горючая смесь будет детонировать раньше положенного времени. В некоторых случаях наблюдается детонация до того, как к процессу подключится свеча зажигания. Из-за этого не только увеличивается расход топлива, но и портится двигатель. Кроме того, снижаются его технические характеристики непосредственно в процессе эксплуатации.

Существует много присадок, способных повысить октановое число бензина, чтобы улучшить его основные качества. Однако некоторые водители интересуются обратным процессом. Для чего нужно снижать число, ведь характеристики продукта от этого сильно страдают? Стоит разобрать вопрос подробнее.

Керосин, как лучшее средство

В первую очередь, если вместо 92 бензина вам требуется 80, рекомендуется подыскать заправочную станцию, которая реализует такую марку. Найти будет сложно, а то и вовсе невозможно. Но если удастся купить сразу нужное топливо, это избавит вас от лишних забот.

Чаще всего для снижения октанового числа в домашних условиях используют керосин. Его число – 45. Поэтому если разбавить 92 бензин в нужном соответствии, то вполне доступно получить 80. Однако использование данного метода приводит к негативным последствиям:

  1. Керосин сильнее коптит, поэтому свечи зажигания будут быстрее выходить из строя.
  2. Керосин намного грязнее. Топливо будет засорять выхлопную систему намного быстрее. Поэтому потребуется чаще менять фильтры и проводить техническое обслуживание.
  3. Если выбрать продукт для смешения плохого качества, то есть риск испортить двигатель без возможности восстановления.
  4. Повышение температуры при работе двигателя. Поскольку необходимо перерабатывать новый вид топлива, который не предусмотрен техникой, двигатель нагревается сильнее. Поэтому потребуется время от времени останавливаться, чтобы дать силовому агрегату возможность остыть. Перегрев грозит серьезными неисправностями, причем многие из них случаются непосредственно во время движения. Это приводит к созданию аварийных ситуаций.

Когда планируется разводить бензин соответствующим способом, рекомендуется использовать топливо, предназначенное для легкомоторного автомобильного или авиационного транспорта.

На сайте https://auto.ria.com/toplivo/wog/ можно просмотреть, какие виды топлива на текущий момент продаются на заправках Украины. Велика вероятность, что вы сможете найти марку с подходящим октановым числом. Лучше покупать бензин, созданный на нефтеперерабатывающем заводе, чем в домашних условиях пытаться его изготовить. Неверные подсчеты приводят не только к поломкам двигателя, но и ухудшению уровня безопасности.

Другие способы понижения октанового числа

Для чего нужно понижение октанового числа? Дело в том, что есть транспортные средства и мотоциклы, которые могут работать только на бензине 80. А поскольку найти таковую марку на заправках сложно, приходится искать различные способы сделать ее самостоятельно в домашних условиях. Также некоторые сельскохозяйственные приборы работают только на 80, а то и вовсе на 76 бензине.

Есть несколько других проверенных пользователями способов:

  1. Оставить топливо в открытой емкости на несколько дней. Тогда из бензина будут выветриваться вещества, влияющие на октановое число. Спустя 4-5 дней топливо станет той марки, которая вам требуется. Но нужно быть предельно осторожными, оставляя воспламеняющуюся жидкость в таких условиях. Строго следите, чтобы помещение было хорошо проветриваемым, а лучше даже использовать для этого открытое уличное пространство.
  2. Стачивание головок. Некоторые мастерские предлагают сточить головки двигателя, чтобы появилась возможность пользоваться хорошими марками топлива. Однако такой подход подразумевает прямое вмешательство в техническую часть. Поэтому если и доверять такую работу, то только специалистам высшего класса, в которых вы полностью уверены.
  3. Сместить зажигание. Тоже сложная техническая процедура, которой не следует заниматься самостоятельно.
  4. Разбавить моторным маслом. Берется специальная марка, штилевская, разбавляется в соотношении 1:1, если купили 92 бензин. Такое топливо не портит двигатель, однако его стоимость достаточно высокая. Литр бензина обойдется дороже, чем самая лучшая марка, представленная производителем. Однако если вы хотите, чтобы автомобильная или сельскохозяйственная техника хорошо работала и долго не ломалась, не рекомендуется экономить.

Если есть возможность, можно обратиться к работникам заправочных станций. Возможно, у них есть контакты нефтеперерабатывающих заводов. Если получится, следует заказывать нужную марку непосредственно у производителя.

Как сделать из 92 бензина 80? Как понизить октановое число бензина?

Редко люди интересуются тем, как сделать из 92 бензина 80. Чаще всего интересна обратная ситуация, когда топливо с низким октановым числом нужно преобразовать в топливо с более высоким октаном. Сегодня поговорим о том, как понизить октановое число бензина. Получившееся топливо можно заливать в бензопилы и даже двухтактные двигатели мопедов, которые плохо воспринимают топливо с высоким октановым числом. Но чтобы разобраться в процессе, необходимо прежде понять, что представляет собой бензин. Итак, приступим.

Бензин – это смесь изооктана и гептана. Изооктан всегда принимается за 100 единиц, он не взрывоопасен при повышении давления. Гептан принимается за ноль единиц, так как он не стоек к детонации при повышении давление. Так, смесь бензина АИ 92 содержит в своем составе 92% изооктана и 8% гептана. После первой перегонки нефти октановое число топлива обычно равно 70. С целью улучшения его качества используют специальные антидетонаторы. Самый распространенный антидетонатор – метил-трет-бутиловый (МТБЭ). Ранее использовались свинцовые антидетонаторы, но так как они загрязняли окружающую среду, они были запрещены. Существует также бензин с октановым числом 100. В нем используется только изооктан и различные объемные присадки. Такое топливо используется в моторах гоночных автомобилей.

Октановое число оказывает прямое влияние на скорость сгорания топлива. Бензин с высоким октановым числом сгорает плавно и долго, в результате чего не создаются ударные нагрузки на поршни. Поэтому производители выпускают современные автомобили, двигатели которых рассчитаны на использование бензина АИ 92, АИ 95 и даже АИ 98.

Низкооктановый бензин в двигателе, который не предназначен для него, сгорает преждевременно, из-за чего часть энергии расходуется впустую, в цилиндрах возникает детонация, что влечет за собой порчу клапанов и возникновение отложений на стенках цилиндров.

К сожалению, не существует специализированной литературы, где бы описывались способы понижения октанового числа, так как превращать эффективное топливо в дешевый бензин с низким октановым числом неэкономично, глупо и неэффективно, ведь стоимость бензина 92 выше, чем стоимость бензина АИ 80. Впрочем, подобная необходимость иногда возникает.

Понизить октановое число могут:

  1. Сернистые соединения и смолистые вещества.
  2. Добавление в высокооктановый бензин низкооктанового топлива.
  3. Длительное хранение бензина. При неправильных условиях хранения (повышенная температура, например) он теряет свои свойства. Вещества в его составе, повышающие октановое число, испаряются, и в результате топливо становится худшим по качеству. В среднем, октановое число может понижаться на 0,2 единицы за день.

В зависимости от способа понижения октанового числа, нам понадобится однопоршневый мотор, сернистые соединения, портативный прибор для определения октанового числа, низкооктановый бензин.

Для начала нам нужно определить детонационную устойчивость топлива. Лучше всего для этого использовать обычный портативный прибор. Популярным является, например, OKTIS-2. Стоимость подобных приборов составляет 4-6 тысяч рублей. Возможно, можно найти и дешевле. К сожалению, без такого прибора не обойтись. Не существует способов, как сделать из 92 бензина 80, не зная при этом текущего октанового числа после проведений манипуляций с топливом.

Самый простой способ – добавить в бензин АИ 92 низкооктановое топливо – АИ 76, например. Учитывая, что последнее практически нигде не продается, можно добавить в бензин сернистые соединения. Также его можно разбавить бензином АИ 80, но серьезно понизить октановое число таким образом не получится. Правда, перед тем, как разбавить бензин, необходимо замерить его текущее октановое число и производить замер после каждой порционной добавки топлива.

Еще один способ, который не требует особых усилий, заключается в том, чтобы оставить бензин АИ 92 на открытом воздухе и желательно на солнце. При таких недопустимых условиях хранения топлива его октановое число может снижаться до 0,5 единиц за сутки. Оставив топливо отстаиваться, необходимо несколько раз за день проверять его текущее октановое число. Вполне возможно, что через некоторое время (точные цифры назвать невозможно) бензин АИ 92 обретет октановое число 80.

В промышленных масштабах никто не понижает октаны в топливе, ведь стоимость бензина 92 выше, чем цена за топливо АИ 80. Нет смысла делать из дорогого бензина дешевый, поэтому на рынке существует множество добавок в топливо, которые могут повышать октановое число, но не понижать его. Здесь приходится размышлять и экспериментировать.

Выше названы самые простые способы, но есть и другие. Некоторые методы для определения октанового числа предусматривают использование однопоршневого двигателя для имитации напряженной езды. Однако, такие методы несовершенны и часто возникают большие погрешности при определении октанового числа.

Теоретически смысл есть, поскольку двигатели, предназначенные для работы на низкооктановом бензине, плохо справляются с более эффективным топливом. Здесь все дело в моменте взрыва топлива: в двигателях, которые разработаны для бензина АИ-92, низкооктановое топливо будет взрываться слишком рано, и тогда часть энергии теряется. Возникает детонация, которая ведет к скорейшему износу пар трения двигателя. Также на стенках цилиндров могут откладываться продукты сгорания, поскольку они не успевают отводиться из камеры сгорания при открытии выпускного клапана.

Напротив, в моторах, рассчитанных на низкооктановое топливо, бензин АИ 92 или АИ 95 будет взрываться с некоторым опозданием, что приводит приблизительно к тем же последствиям. Но это в теории. На самом деле нельзя заправлять низкооктановое топливо в современные двигатели, а наоборот – можно. Причина – низкое качество бензина, который продается на российских АЗС. К сожалению, его качество хуже по сравнению с европейским топливом, поэтому многие водители стараются использовать топливо с более высоким октановым числом, чем то, которое требуется для двигателя.

Поэтому можно смело использовать высокооктановое топливо для старых мопедов, бензопил, газонокосилок и даже добавлять масло в бензин для бензопилы. И хотя двухтактные двигатели рассчитаны на работу с низкооктановым топливом, ничего страшного в использовании топлива с более высокой детонационной стойкостью нет.

Теперь вы знаете, как сделать из 92 бензина 80. К сожалению, для понижения октанового числа не обойтись без специального прибора, который дорого стоит. Его нерационально покупать, если данную операцию необходимо произвести всего лишь один раз. Однако в тех случаях, когда разбавлять бензин с целью понижения детонационной устойчивости приходится часто, то подобный прибор можно и приобрести.

Что же касается выбора способа понижения октанового числа, то лучшим и самым практичным кажется способ с хранением топлива под солнцем на открытом пространстве. В данном случае не требуется никаких действий, нужно всего лишь время от времени замерять октановое число.

Не ищите в магазинах специальную «химию”, которая бы позволила снизить детонационную стойкость. Полным-полно в магазинах присадок, которые повышают октановое число. Их заливают прямо в бензобак автомобиля. Однако никто не производит продукты, способные понижать октановое число по вполне естественной причине.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Можно ли в «Запорожец” заливать современный 92 или 95 бензин?
Что будет если залить высокооктановое топливо в старый двигатель, рассчитанный на низкооктановый бензин?

Zoom

картинка для привлечения внимания

Эти вопросы задавал себе наверное любой из современных владельцев «Запорожцев” или других ретро-автомобилей, особенно те из нас, кто владеет двигателями мемз-965 и мемз-966 рассчитанными на бензин А-72 и обладающие степенью сжатия 6.5.
Однозначного ответа «интернет” на эти вопросы не дает. Присутствуют две основных «теории”:
—-Ни в коем случае лить нельзя, движок перегреется и прогорят клапана.
—-Лейте спокойно, ничего плохого не случится, двигатель только спасибо скажет.
Есть и промежуточные варианты, например «клапана прогорят, но если настроить зажигание, то ездить можно”.

Ситуация усложняется тем, что ни 76, ни тем более 72 бензина в продаже найти нельзя. Что же делать? Убивать движок высокооктановым бензином или бодяжить его с ослиной мочёй и дизелем в надежде, что это снизит октановое число и «спасет” клапана.

Признаться честно, чем больше я читал форумы с «авторитетными” мнениями «специалистов”, тем больше я запутывался и менял свое мнение в зависимости от того, насколько убедительно звучали доводы одной или другой стороны.
Главное особенностью всех подобных обсуждений на всех формумах было то, что ни одна из сторон даже не пыталась предоставить ссылки на какие-нибудь доказательства подтверждающие их версии.
Обычно объяснения начинались с фразы «как известно, чем выше октановое число, тем медленнее горит бензин”.
В итоге я психанул и решил сам разобраться.

Собственно главным вопросом на который мне хотелось найти ответ, был тот самый:
«Действительно ли высокооктановое топливо сгорает медленнее низкооктанового?”
Самое интересно что если искать ответ именно в таком ключе, то все ссылки в гугле будут на те самые форумы или статьи в «желтых” изданиях.
Поэтому я решил зайти с другой стороны и поискать ответ на вопрос: «От чего зависит скорость сгорания топлива?”

В идеале ответ стоило искать в какой-нить академической литературе, например в учебниках для ВУЗов. К сожалению ни в одном учебнике или серьезной книге, посвященной скорости сгорания бензина, я не смог найти упоминание октанового числа как фактора влияющего на скорость. Более того в разделах посвященной октановому числу, тоже ничего не было сказано о том, что оно как-то влияет на скорость сгорания.

Zoom

пример типичной статьи из учебника описывающий параметры влияющие на скорость сгорания топлива

В принципе тут я уже сильно засомневался в достоверности версии о том, что чем выше октановое число, тем медленнее горит бензин. Потому как, если бы зависимость была настолько большой, что это разрушало бы клапана двигателя, то об этом должны были бы упомянуть во всевозможных справочниках, так как, банально, студенты столкнулись бы с разными результатами лабораторных работ в зависимости от того, какой бензин они используют.

Но для того, чтобы быть уверенным на 100% мне хотелось бы найти результаты исследований, где сравнивались бы топлива с разным октановым числом на предмет скорости их сгорания. В ходе этих поисков я наткнулся на вот этот вот материал в ЖЖ.

Там человек задался тем же вопросом и нарыл несколько исследований на этот счет, которые показали что зависимости скорости горения с октановым числом либо нет, либо она в рамках «погрешности”.

В принципе на этом можно было бы опять остановится. Типа, раз те, кто топят за «прогар клапанов» не правы в своем основополагающим моменте, то следовательно, правы те, кто говорит, что клапана не прогорят.

Но во-первых, а вдруг клапана прогорят, но просто причина у этого другая, а совсем не скорость сгорания. И во-вторых «легенда” о прогаре клапанов появилась далеко не в последнее время, я это знал хотя бы потому, что когда искал информацию по двигателю мемз-968А, в журнале «за рулем” наткнулся на ответ читателю о том, что клапана в поставляемых на экспорт «Запорожцах” специально покрывают каким-то жаропрочным составом для того, чтобы они могли пережить кратковременную. эксплуатацию на бензине АИ-93.

Поэтому я решил копнуть глубже и изучить историю «проблемы”, для того чтобы понять откуда у нее растут так сказать тентакли.

Архив журнала «За Рулем” подходит для этого как нельзя лучше, поэтому я попытался найти все возможные упоминания вопроса о том, что будет если заправить машину более высокооктановым бензином, чем рекомендовано производителем.

Во-первых хочу отметить, что данная тема не пользовалось особым вниманием со стороны как читателей так и журналистов, по сравнению с вопросом о том, что будет если заправлять машину более дешевым и более низкооктановым бензином, чем рекомендовано изготовителем. Более того в 99% случаев упоминания бензина использовалась конструкция «с октановым числом не менее Х”.
Тем не менее, кое какие упоминания вопрос высокооктановых бензинов найти удалось. Что интересно первое упоминание этой темы датируется 62 годом, а последнее 78. До 60х и после 70х тема, по какой-то причине, интереса ни у читателей ни у журналистов не вызывала.
Итак, вот результат поиска по журналу:

Как видно, однозначного мнения на этот счет у журналистов и экспертов не было даже тогда. В каких-то случаях сообщалось, что можно спокойно лить любой высокооктановый бензин и это пойдет только на пользу мотору. Пару раз сообщалось о том, что высокооктановый бензин вызывает перегрев.
Но чаще всего упоминался ТЭС — тетраэтилсвинец и именно его наличие в высокооктановых бензинах, особенно авиационных, называлось причиной перегрева двигателя и быстрого выхода из строя клапанов.

Вот это уже интересно!
Тут у меня возникло два вопроса.
Как именно тетраэтилсвинец влияет(влиял) на двигатель?

Если современные бензины его не содержат, значит ли это, что с ними двигателю перегрев не грозит?

Из объяснений в журнале выходило, что тетраэтилсвинец накапливается внутри двигателя и тем самым способствует перегреву и в первую очередь страдают выпускные клапана.

В принципе уже к этому моменту многое вставало на свои места.
Во-первых, стало понятна «фобия» высокооктанового топлива, так как в те времена любой бензин выше 76 был этилированным. И формула «высокооктановый = вредный для двигателя” была вполне рабочей пусть и не совсем корректной.

Но мне хотелось найти больше информации и в ходе своих поисков я наткнулся на достаточно интересный документ.
По сути это была небольшая книга, страниц на 300, выпущенная в 1951 году и представляющая из себя доклады, зачитанные в 1949 году на совещании в «Институте Машиноведения АН СССР”. Книга сама по себе будет интересна тем, кто интересуется историей автомобилестроения в СССР, так как дает понимание того, на каком этапе находилась наука в стране в те годы.
Но в нашем случае она интересна тем, что несколько докладов в ней посвящаны как раз «тетраэтилсвинцу” и «прогоранию клапанов”.

А я попробую кратко пересказать интересующие нас моменты.

1)Впервые этилированный бензин появился в СССР во время войны, так как поставляемые союзниками транспорт имел более высокую степень сжатия.
2)Сразу же советские специалисты столкнулись со случаями выхода из строя двигателей при использовании топлива с ТЭС.
(тут нужно отметить кое что:
ТЭС в чистом виде — подобен смерти для любого двигателя. Для того чтобы снизить вредный эффект в ТЭС добавляют специальный «выноситель”, вещество которой вступит в контакт со свинцом и безопасно выведет его из двигателя вместе с газами, тем самым восприпятсвуя отложениям свинца внутри.
Смесь ТЭС с вытеснителем и называется «этиловой жидкостью”)

3)в время войны проводились опыты с более дешевыми «выносителями”, которые показали что повышение концентрации этиловой жидкости с 1 до 2мл на 1кг бензина приводило к выходу из строя двигателя через 70-80 часов на стенде.

т.е малейшее превышение концентрации этиловой жидкости — смерть

дальше ставится следующий вопрос. даже при небольших концентрациях этиловой жидкости сообщается о перегреве двигателей. Вот «академики” и пытаются в этом разобраться, так как ответ пока неизвестен.

Звучат версии о том что этилированный бензин сгорает медленнее. Кто-то говорит о том что возможно дело не в ТЭС, а в том что вообще чем выше ОЧ — тем медленнее горит бензин(версия дожившая до наших времен). Есть версии что этилированный бензин требует других настроек карбюратора.

Но я хочу обратить внимание на несколько описанных в докладах экспериментах. вот один из них:
был взят автомобильный неэтилированный бензин и точно такой же бензин но с добавкой этиловой жидкости в достаточно большем количестве 4мл\кг.
степень сжатия была подобрана таким образом чтобы гарантированно не было детонации даже не неэтилированном бензине.
цель опыта заключалась в том чтобы проверить влияет ли ТЭС на температуру двигателя.
Результат оказался следующим:

Тут самое главное что речь идет о степени сжатия далекой от детонации. Но как заметили сами «академики” в ходе обсуждения этого доклада в реальности автомобильные двигатели работают на пределе детонации.
Даже если вспомнить метод проверки правильно выставленного зажигания — предлагается на скорости 40-50кмч вызвать «детонацию” и считать «удары”.

А если есть детонация, пусть и слабая, то очевидно в этом случае детонирующий низкооктановый бензин будет за счет этой самой детонации сгорать быстрее не детонирующего высокооктанового.

Так же был описан еще один эксперимент. в ходе которого изучалось влияние ТЭС на разные этапы горения при разных составах смеси. Этот эксперимент показал что ТЭС не влияет на скорость горения при нормальном составе смеси, но немного ускоряет скорость при бедных смесях и несколько замедляет на очень богатых.

Еще одним интересным замечанием было то, что при применении высокооктановых авиационных бензинов без ТЭС, перегрев двигателя был чаще всего заметен в жаркую погоду. и вызывалось это скорее всего не ОЧ или добавками ТЭС, а тем что из-за более низкого удельного веса, при неизменных настройках карбюратора, смесь становится еще более бедной, что гарантированно(из-за медленного сгорания бедной смеси) приводит к перегреву.

Это интересное замечания я предлагаю вам запомнить
Так же было предположено что при использовании ТЭС как ни странно прогорать клапана могут и при невысоких температурах из-за отложениях на седлах бромистого и хлористого свинца. Причем степень прогара сильно зависит от того какой именно «выноситель” был использован.

Полностью с вопросом «академики” в 49 году так и не разобрались. Но для нашего вопроса некую дополнительную ясность они все же внесли.

Итак что получается:
1)раньше почти весь бензин выше 76 был этилированными
2)этилированный бензин особенно если в его составе был некачественный «выноситель” гарантированно убивал клапана из-за отложений свинца на них
3)в двигателях изначально рассчитанных на этилированный бензин клапан приходилось делать из более прочных материалов дабы нивелировать вредное влияние свинца
4)при отсутствии детонации даже этилированый бензин горит с той же скоростью как и обычный.(небольшое замедление скорости сгорания при очень богатых смесях в расчет можно не брать)
5)даже в те годы среди научного сообщества высказывались обоснованные сомнения в том что более высокое ОЧ или антидетонаторы сами по себе виноваты в перегреве двигателя.
6)Ну и самое главное, стали понятны истоки легенд о медленно горящем высокооктановом топливе.
Очевидно что для простых людей, сваливание вины на ОЧ — было самым простым решением, а любый попытки проверить это в домашних условиях — лишь подтверждали «легенду”.

Ладно не смотря на все вышенаписанное, у меня еще остались вопросы:
1)Что там с «современными” присадками, может они замедляют горение?
2)Если нормальной работой двигателя считается работа на пределе детонации, когда небольшие объемы топлива всегда дожигаются детонацией. то при условии отсутствия детонации вообще. как это скажется на двигателе?

С современными присадками все оказалось достаточно интересно, выяснилось что в том числе с детонацией помогают бороться в том числе «активаторы горения”. Так как детонация достаточно сложный процесс, то при определенных условиях, если топливо сгорит быстрее чем возникнут необходимые для детонации условия — ее не будет.
таким образом не исключено что современное топливо имеющее целый букет разнообразных присадок «с завода» горит даже несколько быстрее чем топливо 60х-70х годов.

Кроме того я наткнулся на относительно свежую статью в ”За Рулем” 2008 года. в которой проверялось влияние современных высокооктановых бензинов на разные вещи. и в том числе в тестах участвовал для сравнения карбюраторный двигатель и проверялась легенда о влиянии октанового числа на температуру двигателя.
Опыты показали что никакой разницы нет.

Ну и как завершающий аккорд.
Как ни странно но в забугорных интернетах кажется что никакой проблемы особо и нет. я изучал разные форумы владельцев ретро-хлама и большинство из них вообще не парятся о том, каким бензином своё старье заправлять.
Тем не менее на сайте Бритишь Петролиум, я нашел очень интересных документ называющийся:Modern petrol in Vintage Engines
найди я его сразу, не пришлось бы проходить такой длинный путь.

В общем для тех кто не умеет в английский, суть его в том, что октановое число никак не влияет ни на скорость сгорание топлива ни на температуру двигателя.
Но есть вещи которые влияют. дело в том что современный бензин сильно отличается по составу от бензина прошлых времен. Вместе с бензином менялись и карбюраторы, подстраиваясь под него.
В конце концов получилось так что современный бензин в старых карбюраторах смешивается с воздухом совсем не так хорошо как смешивался старый. причем чем более древний у вас карбюратор тем больше проблем вы можете отхватить.
чаще всего получается что в старых карбюраторах при современных бензинах смесь получается слишком бедной изза того что не все фракции бензина успевают\могут растворится в воздухе, а бедная смесь сгорает медленнее и движок перегревается.

В итоге причина не в октановом числе а в бедной смеси.

Самое смешное что ответа на некоторый вопросы я так и не получил. Не очень понятно насколько карбюраторы «Запорожцев” подходят под современные бензины. Я думаю что скорее всего более менее подходят. По крайней мере К-133А должен быть лучше чем более ранние.

Не очень понятно насколько работа на грани детонации при использовании 72 бензина сокращала его время горения. Но я думаю что не сильно и скорее всего 30ка спокойно переварит и 92 и 95 и успеет его дожечь при условии что смесь не будет слишком бедной.

Скорее всего при использовании 92 или 95 будет намного сложнее настроить опережение зажигания, так как способ из инструкции с ловлей детонации может не подойти. Так что тут еще большой вопрос как его правильно настроить.

Скорее всего работа без детонации хорошо скажется на долговечности мотора. и не исключено что так как детонация так же сама по себе приводила к перегреву, то при условии что современное высокооктановое топливо успеет догореть, температурный режим 30чных МеМЗов даже улучшится.

Кроме того интересно насколько современный бензин по своему фракционному составу отличается от такового в 60е 70е или 80е.
Я вполне себе верю что он сильно отличается от бензина 19 века или 20-30 годов.
Но вполне может быть от бензина 60-70х он отличается слабо. И для карбюратора «Запорожца” не составит никаких проблем правильного его смешать.

Еще одним интересным моментом является то что сейчас даже при наличии оборудования(можно с помощью ардуино и пары датчиков соорудить стенд и замерить ту же температуру выхлопных газов и многое другое) результаты современных бензинов будет банально не с чем сравнить. Бензин 60х взять просто неоткуда, если у вас конечно нет машины времени.

У меня всё.
Если кто-то нашел или найдет какие-то пруфы на другие научные опыты и исследования на темы освещенные в этом посте, противоречащие или подтверждающие что-то, прошу делиться ссылками на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *