41 москвич

1991-й год памятен в основном Павловской реформой денег да путчем ГКЧП. Но что творилось в магазинах и кошельках в тот год?

Покупательская истерия и ажиотаж были привычной моделью поведения советского гражданина. Но в 1991-м было слишком много стимулирующих факторов: и денежная реформа, и слухи о либерализации цен, которые ещё регулировались государством, и введение 5% налога с продаж — поводов для беспокойства было немало. Даже в относительно благополучной Москве, после введения Моссоветом ограничений цен, прилавки опустели, а оставшиеся товары и продукты стали сильно хуже. При этом введение таможенных ограничений в Прибалтике привело к замещению традиционных качественных товаров — трикотажа и верхней одежды — менее добротными изделиями из других республик СССР.

В начале года импортные телевизоры стоили 12-15 тысяч рублей, видеомагнитофон можно было купить за 8-10, видеокассеты продавали за 75 рублей. Цены на автомобили оставались более-менее стабильными, но купить их было непросто — даже на чёрном рынке машин в свободной продаже не было. ВАЗ-21063 стоил 35-38 тысяч, за ВАЗ-2109 просили до 60 тысяч рублей, Москвич-2141 оценивали в 50-60 тысяч. При этом формальные цены госторговли, которые ещё не отменили, были раз в 10 ниже. Даже из государственных валютных магазинов исчезли доступные товары — на прилавках остались только самые дорогие изделия.

По состоянию на январь 1991 года «элитная» потребительская корзина (обычный набор товаров среднестатистического жителя страны в 2017 году) оценивалась в 1700 рублей, обычный набор продуктов и товаров стоил около 400, а минимальная корзина оценивалась в 150 рублей. Зарплаты в то время продолжали оставаться советскими: сборщик на заводе АЗЛК получал около 400 рублей. Килограмм мяса стоил 15-20 рублей, а десяток яиц — 8-10. Но это было лишь начало.

Минимальная заработная плата, установленная в СССР с 1972 года, вплоть до октября 1991 года составляла 70 рублей. С 1 октября 1991 года её подняли до 180, с 1 декабря до 200, а с 1 января 1992 года она составляла уже 342 рубля (в апреле того же года её поднимут до 900 рублей, минимальную пенсию назначат в 800). Динамика официальной минимальной зарплаты лишь в малой мере отражает происходящее в стране.

В октябре 1991 года председатель правления ЦБ России заявил о готовности к переводу союзных денег в российские. И началось: доллар подорожал до 55 рублей, а потом и до 65. Хотя ещё в начале месяца обменный курс был 44-50 рублей за доллар, а в начале 1991 года — 25-30. Но при этом зачаточная коммерческая торговля, в основном в комиссионных и валютных магазинах, держала на прилавках товары, закупленные ещё по 20-30 рублей — народ кинулся выгодно сбрасывать советские рубли, магазины опустели.

Тот же самый видеомагнитофон Panasonic формально имел цену в 747 инвалютных рублей (1 доллар равнялся 1,75 инв. рубля) и продавался за 15 500 рублей деревянных. То есть реально он продавался по курсу около 36 рублей за доллар, но можно было найти технику и по курсу в 20-25 рублей.

Биржевые цены октября 1991 года (в рознице это всё стоило ещё дороже, разумеется):

Ажиотажный спрос на дорогие товары в первую очередь привёл к исчезновению из продажи автомобилей и к резкому росту их долларовых цен. Причём цены в долларах на советские автомобили в СССР превысили розничные цены на эти же машины в странах Восточной Европы — раньше это был потолок цены для совавтопрома. ВАЗ-21093 продавали в СССР за 4300 долларов, а в Польше цена на него не превышала 3500, ГАЗ-24-10 «Волга» стоила 7 200 долларов, хотя в Европе за неё просили 3 500, а то и меньше. Золото в СССР стоило порядка 15 долларов за грамм, что превышало мировые цены на 30%!

Единственным островком стабильности оставались валютные магазины: цены на импортные товары, которые западные производители продавали за свободно конвертируемую валюту, оставались прежними. В октябре 1991, например, в ГУМе открылся магазин OWEC, в котором продавали импортную бытовую технику за инвалюту — несмотря на космические по меркам советского инженера цены, в этот салон стояли огромные очереди. Телевизор JVC с диагональю 72 см стоил 1350 долларов (без малого 90 000,- рублей по курсу 65 руб. за доллар), видеомагнитофоны — от 450 до 800 (от 30 до 52 тысяч рублей). ЛуАЗ-969М стоил тогда 32 тысячи.

28 октября 1991 года Борис Ельцин заявил о намерениях Правительства провести в январе 1992 года либерализацию цен, оставив государственное регулирование только на хлеб, молоко, соль, водку и лекарства. Цены на продукты тоже незамедлительно подскочили: мясо подорожало в Москве до 70-80 рублей, хотя месяц назад его можно было купить за 50-60.

Хорошие сигареты, Marlboro и Camel подорожали с 30 до 80 рублей к концу 1991 года, импортное курево попроще стоило 40 рублей вместо 25, но потом ситуация странным образом нормализовалась и цены на сигареты вернулись на прежний уровень.

На фоне этих скачков и инфляции, даже пенсионеры со своей невеликой пенсией научились пересчитывать цены в доллары, а торговля востребованными товарами — автомобилями, компьютерами и квартирами — стала не просто номинироваться в долларах: купить их за рубли, даже по коммерческому курсу, было практически невозможно.

Актуальная модель IBM PC/AT стоила 850 долларов, а однокомнатная квартира в спальных районах Москвы — 20 000 (за двушку просили около 30 тысяч), недвижимость в центре стоила раза в два дороже, но при этом в областных центрах СССР квартиры продавались по ценам раз в десять ниже.

При этом прожиточный минимум оценивался в 350-370 рублей в месяц, потребительская корзина москвича была в районе 1800 рублей, а нормальный уровень жизни, который тогда называли стандартом потребления высшего уровня к концу года достиг 17 тысяч рублей, хотя ещё в сентябре его оценивали в 11 000.

В конце года более-менее стабилизировались цены на автомобили: ВАЗ-21063 стоил 3000 долларов, ВАЗ-2109 — 4000, за ВАЗ-21093 просили 4500. Но при этом, на фоне стихийного роста цен на все товары, безумно подорожали компьютеры — за IBM PC/AT 286 просили 200 000 рублей, а за AT 486 — 2 миллиона!

В целом за 1991 год потребительские цены выросли в 8 раз.

В 1992-м году курс доллара пойдёт вниз, но при этом рублёвые цены продолжат расти: тот же IBM PC/AT 286 будет стоить около 4000 долларов, хотя на Западе цена компьютера составляла примерно 1000 долларов.

Но 1992-й год — это отдельная история.

По материалам советской печати 1991 года.

Поделиться ссылкой:

Эта статья про российский автомобиль. Для использования в других целях, см Алеко (значения) .

Москвич 2141 Алеко

Москвич 2141С «Алеко»

Обзор

Производитель

ОАО «Москвич»

Также называется

Лада Алеко (для автомобилей, экспортируемых АвтоВАЗом )

Производство

1986–1997, 1998–2003 гг. Для более совершенных версий М-2141-02 / -45 / -00 / -22

Сборка

Москва , Советский Союз / Россия
Ловеч , Болгария (Балканкар)

Кузов и шасси

Класс

Автомобиль среднего размера

Тип кузова

5-дверный хэтчбек

Макет

Макет FF

Связанный

Simca +1307 / +1308
МОСКВИЧ 2142

Трансмиссия

Двигатель

1.5 УЗАМ-331.10
1.6 ВАЗ-2106-70
1.7 ВАЗ-21213-70
1.7 УЗАМ-3317
1.8 УЗАМ-3318
1.8 Ford-XLD418
1.9 D Peugeot-XLD418
2.0 Renault F3R

Размеры

Колесная база

2580 мм (101,6 дюйма)

Длина

4,35 м (171,3 дюйма)

Ширина

1,69 м (66,5 дюйма)

Рост

1,4 м (55,1 дюйма)

Снаряженная масса

1 070–1 080 кг (2358,9–2 381,0 фунта)

Хронология

Предшественник

Москвич 2140

Преемник

Москвич 2142

МОСКВИЧ-2141 , также известный под торговым названием Алеко ( русский : «АЛЕКО», производное от названия автопроизводителя » А втомобильный завод имени Ле нинского Ко мсомола», vtomobilny завод имени Ле ninskogo Ко msomola , означающего «Автомобильный завод Ленинского комсомола «), российский автомобиль среднего размера, который был впервые анонсирован в 1985 году и продан в Советском Союзе и его государствах-преемниках в период с 1986 по 1997 год ныне несуществующей компанией Москвич , базирующейся в Москве , Россия. На смену ему в 1997–2003 годах пришел модернизированный М-2141-02 » Святогор» и его версия кузова седан М-2142 .

Aleko был огромным улучшением по сравнению с предыдущими моделями Москвича, которые были прочными, но старомодными седанами и универсалами ( универсалами ) с задним приводом и твердой задней осью, и не имели с ними общих частей, кроме двигателя и некоторых других. мелкие детали.

Новый автомобиль имел такие новаторские особенности, как передний привод , кузов хэтчбек , переднюю подвеску со стойками Макферсон и торсионно-кривошипную заднюю подвеску . У него было реечное рулевое управление и складная рулевая колонка. Запасное колесо располагалось под багажником и было доступно снаружи, как это принято во французских автомобилях. Колесный поднялся почти 20 сантиметров (7,9 дюйма), корпус получил 14 сантиметров (5,5 дюйма) шире, размер колеса поднялся на один дюйм (14 дюймов). Автомобиль стал просторнее, комфортнее и безопаснее. Впервые в истории советского и российского автомобилестроения профиль автомобиля был оптимизирован с точки зрения аэродинамики с помощью российских и частично французских инженеров , которые вскоре сотрудничали с ними на заключительном этапе процесса разработки. Официально заявленный коэффициент лобового сопротивления составил 0,35.

Перед началом разработки М-2141 инженеры Москвича работали над новой серией заднеприводных автомобилей и довели ее до стадии предсерийных прототипов. Однако, к их удивлению, министр автомобильной промышленности потребовал от них прекратить все работы над незавершенным проектом и вместо этого создать переднеприводный автомобиль с верхней частью, идентичной французской Simca 1307 , которую он предпочитал. Хотя это решение помогло сократить расходы на разработку, оно стало оскорблением для инженеров и дизайнеров, у которых были готовы собственные макеты будущего автомобиля. Дизайнер Игорь Зайцев напомнил, что больше месяца ушло на то, чтобы мотивировать разочарованных коллег включиться в новый проект.

Однако, помимо того факта, что конструкторы АЗЛК считали «оскорбительным и унизительным» копирование существующего автомобиля, выяснилось, что для новой трансмиссии и шасси требовался другой кузов, и, несмотря на то, что у двух автомобилей были похожие формы, единственные части Французские машины, которые были заимствованы у Москвич-2141, имели некоторые конструктивные элементы крыши и форму оконных уплотнителей. Как заявил в 1992 году главный конструктор компании Юрий Ткаченко, различия между Simca и M-2141 были настолько многочисленными и значительными, что правильнее было сказать, какие детали были заимствованы у Simca, а не что было добавлено к ее дизайну. Объединяет эти модели только верхнюю часть корпуса. Существующий двигатель был слишком длинным для поперечного размещения, поэтому он был помещен в продольном направлении, как на Renault 20/30 или Audi 80 / 100 серии.

Алеко интерьер

Aleko оказался настоящим прорывом для советского автомобилестроения того времени. Он почти стал первым переднеприводным хэтчбеком в Советском Союзе, но из-за того, что на его разработку у Москвича ушло еще два года, чтобы наладить производство, первой появилась Lada Samara . Хотя М-2141 имел более удобную конструкцию, чем Самара, распад Советского Союза в 1991 году, за которым последовал экономический кризис, неэффективное финансовое управление и сбои в работе компании, привели к снижению качества сборки в 1990-х годах и повредили репутация этой машины на рынках. Тем не менее, даже тогда его хвалили за высокий уровень пассивной безопасности , надежность конструкции, хорошие внедорожные качества и простоту ремонта. В 2001 году стареющий M-2141, спроектированный в конце 1970-х — начале 1980-х годов и не имеющий современных подушек безопасности и ремней безопасности с преднатяжителями, получил ноль звезд из возможных четырех по новой российской программе оценки безопасности ARCAP , но рецензенты отметили, что для Автомобиль 20-летней давности показал «отличный» результат краш-теста. Рулевая колонка и передняя стойка были смещены меньше, чем в Citroen Xantia и ранних Audi A4.

До 1991 года конструкторы АЗЛК также создали полноприводный Москвич-21416СЕ и седан М-2141 с другим рулевым колесом и электронной комбинацией приборов , публично продемонстрированный в 1990 году, но ни один из этих автомобилей не был поставлен. в серийное производство из-за лишений, вызванных распадом Советского Союза. Несмотря на то, что АЗЛК разработал и полностью испытал новое, более мощное поколение четырехцилиндровых бензиновых и дизельных двигателей для М-2141, строительство завода по производству двигателей компании было остановлено и больше не возобновлялось.

Сравнение дизайна кузова Simca 1307 (черный) и Aleko (красный)

Aleko продавался в основном на внутреннем рынке, но в конце 80-х годов прошлого века он также был отправлен на экспорт. На некоторых экспортных рынках, в том числе во Франции и Германии, автомобили рекламировались как Lada Aleko, а дизельные двигатели Ford и Indenor могли поставляться в дополнение к стандартным бензиновым двигателям. Aleko также собирался в Болгарии по лицензии в течение короткого периода в конце 1980-х годов. Одними из последних построенных «Москвичей» были модернизированные «Алекос», переименованные в «Святогор» (модели М-214122, М-214100, М-214145) и М-2142 » Долгорукий» (1997–2002 гг.). Они также были основаны на конструкции М-2141.

Альтернативные названия оригинального автомобиля и модификаций

  • Алеко 141 (для внешнего рынка)
  • Москвич-2141 (для внутреннего рынка, латинский алфавит )
  • Москвич-2141 (для внутреннего рынка, русская кириллица )
  • АЗЛК-2141 (для внутреннего рынка, латинский алфавит)
  • АЗЛК-2141 (для внутреннего рынка, русская кириллица)
  • Святогор (с 1997 г., для внутреннего рынка, латиницей)
  • Святогор (с 1997 г., для внутреннего рынка, русская кириллица)
  • АЗЛК-214145 (с 1997 г. двигатель Renault F3R 2.0)

Галерея

Викискладе есть медиафайлы по теме Москвич 2141 .

1 2 3

(SIMCA) Нантерр/Пуасси, Франция, 1934-1978

В 1934 году итальянец Анри-Теодор Пигоцци (Henry-Theodore Pigozzi) основал во Франции «Промышленное общество по производству автомобилей и кузовов» (Societe Industrielle de Mechanique et Carrosserie Automobile), сокращенно SIMCA. Он намеревался выпускать по лицензии автомобили ФИАТ (FIAT). Первая модель «6CV», которая в ноябре 1934 года вышла из ворот завода в Нантерре, оказалась модификацией «ФИАТа-508 Балилла» (Balilla). Затем появился автомобиль СИМКА-ФИАТ 11CV, аналог «ФИАТа-518 Ардита» (Ardita). В 1936-м началось производство моделей СИМКА-5 («ФИАТ-500 Тополино») и СИМКА-8 (ФИАТ-1100). На базе этих автомобилей Амадей Гордини (Amedee Gordini) изготовлял гоночные и спортивные машины. В 1939 году «СИМКА-Гордини-8» победила в Ле Мане в своем классе.

Первой собственной разработкой фирмы СИМКА стал малолитражный автомобиль «Аронд» (Aronde) с несущим кузовом, представленный в 1951 году. Модели сопутствовал большой успех на рынке — уже в первый год производства было продано более 20 тысяч экземпляров, а в 1959 году объем продаж превысил 100 тысяч штук. Модель «Аронд» выпускалась в многочисленных исполнениях до 1964 года.

В 1954 году СИМКА, воспользовавшись благоприятной возможностью, приобрела завод французского отделения американского концерна «Форд» (Ford) в Пуасси, получив впридачу права на производство модели «Ведетт» (Vedette). Эта машина среднего класса с двигателем V8 рабочим объемом 2350 см3 мощностью 84 л.с. выпускалась во Франции до 1961 года, затем ее производство продолжилось в Бразилии (до 1967 года). Завод в Пуасси стал главным производственным центром фирмы СИМКА, а предприятие в Нантерре в 1961 году было продано компании «Ситроен» (Citroen).

Некоторое время спустя начался закат самой фирмы СИМКА. Для того, чтобы выжить, было решено продать 15% акций американскому концерну «Крайслер» (Chrysler).

В 1962 году на рынке появилась СИМКА-1000 с двигателем заднего расположения и подчеркнуто угловатой формой кузова. Год спустя «Крайслер» увеличил свою долю в капитале СИМКА до 63%, став ее фактическим хозяином. Производственная программа фирмы пополнилась тремя новыми моделями: «900», «1300» и «1500». В 1964 году Пигоцци скончался, через три года «Крайслер» владел уже 77% акций французской компании.

В 1968 году родилась переднеприводная СИМКА 1100 с поперечно расположенным силовым агрегатом и двигателем в 1118 см3. В 1970 году СИМКА приобрела автомобильное отделение военно-промышленной группы «Матра» (Matra), при сотрудничестве с которым выпускались спортивный автомобиль «Багира» (Bagheera) и грузопассажирский «Ранчо» (Rancho). В июле 1970 года «Крайслер» выкупил 99% акционерного капитала СИМКА. Это привело к переименованию СИМКА в «Крайслер-Франс» (Chrysler-France), хотя старые модели первое время носили обозначение СИМКА, потом «СИМКА-Крайслер» и «Крайслер-СИМКА». В том же 1970 году появились модели «160» и «180» марки «Крайслер». В 1975 году была выпущена новая гамма «СИМКА-Крайслер», состоявшая из переднеприводных моделей серий «1307» и «1308» с 5-дверным кузовом хэтчбек. Они оснащались поперечно расположенными моторами рабочим объемом 1294; 1442 см3 мощностью 68-85 л.с. Последовавшие за этими удачными автомобилями в 1977 году модели классической компоновки «1609» и «1610» успехом не пользовались. В сентябре 1978 года «Крайслер», решая сложные финансовые проблемы, уступил все свои европейские предприятия группе «Пежо-Ситроен» (PSA). Через некоторое время автомобили «СИМКА-Крайслер» получили новую марку «Тальбо».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *