157 ЗИЛ

Полноприводный 2,5-тонный трехосный ЗИЛ-157 с популярными прозвищами «Захар Захарыч», «Крокодил» и «Колун» был создан как слегка модернизированная версия предшественника, в которой можно было реализовать самые передовые решения, которые не нашли поддержки у военных заказчиков в середине 40-х годов. Прежде всего, это были все одноколесные шины с одинаковой колеей, а также система регулирования внутреннего давления воздуха в шинах, позаимствованная у амфибии ZIS-485.

Серийное производство автомобиля ЗИЛ-157 началось в сентябре 1958 года, и вскоре он получил главный приз на Всемирной выставке в Брюсселе, где был представлен как грузовик для сельского хозяйства. Со временем оно превратилось в высшее достижение отечественного автопрома, долгожителя советского автопрома, производимого в трех поколениях, и основного транспортного средства советской армии и многих зарубежных стран.

Три поколения ЗИЛ-157

В первом поколении 1958-1961 гг. Практически не изменилась концепция и параметры всего семейства ЗИЛ-157 с двигателем, увеличенным до 104, увеличенной трехместной цельнометаллической кабиной с откидными ветровыми стеклами, старой боковой платформой и новым капотом. и прокладки радиатора были заложены. Наличие лебедки в маркировке не упоминалось.

Военный грузовик ЗИЛ-157 первого поколения с тентом и лебедкой. 1958 год

На машинах второго поколения ЗИЛ-157К (1961-1978) использовались узлы грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, которые устанавливались на соседних конвейерах. Они установили новое однодисковое сцепление, синхронизированную коробку передач и упрощенную систему регулирования давления в шинах.

Автомобиль ЗИЛ-157К второго поколения с передними гидравлическими амортизаторами. 1961 год

Выпуск трехтонных автомобилей третьего поколения ЗИЛ-157КД (1977-1992) был развернут на Уральском автомобильном заводе (УАМЗ). Ее продукция отличалась установкой 110-сильного двигателя, усиленного шасси, новых осветительных приборов и кузова от ЗИЛ-131.

ЗИЛ-157КД третьего поколения из коллекции завода ЗИЛ (фото автора, 2011)

Эти автомобили приобрели обширный кабель небольших вариантов, включая тягачи для одного грузовика, шасси для монтажа различных кузовов и надстроек с коробками отбора мощности для их привода, а также экспортные версии для эксплуатации в странах с другими климатическими условиями.

Базовые версии грузовых автомобилей с экранированным электрооборудованием трех поколений были проиндексированы ЗИЛ-157EG, 157KG и 157KDG соответственно.

Экспортный грузовик ЗИЛ-157КЭ с 4,5-тонной лебедкой в ​​вооруженных силах Финляндии

Военная техника на шасси ЗИЛ-157

Серийные бортовые грузовики перевозили 16–18 человек и военные грузы в кузовах, а также служили тракторами прицепной артиллерийской и ракетной систем. В их кабинах были предусмотрены приспособления для личного оружия членов экипажа, комплект для дегазации, аптечка и огнетушитель, а на некоторых автомобилях на крыше был установлен легкий «багажник».

ЗИЛ-157КД с поперечными скамьями сзади для личного состава на параде в Москве 9 мая 1985 годаГрузовик ЗИЛ-157К с солдатами Советской армии у памятника советскому танку в Праге. 1968 год

От ЗИС-151 новые автомобили унаследовали многие предыдущие профессии, а также впервые получили до 100 вариантов специальных надстроек, в том числе первые советские средства для транспортировки, погрузки и обеспечения боевой эффективности баллистических ракет. Мы уже говорили о знаменитых катюшах в ЗИЛах.

Типичный корпус коробки

В конце 50-х годов советская военная промышленность освоила серийное производство целой гаммы жилых корпусов различных конструкций, составляющих единую стандартную серию. На грузовых автомобилях ЗИЛ-157 впервые были установлены каркасы из дерева и металла КУНГ-1М, которые впоследствии были заменены легкими бескаркасными конструкциями К-66 и каркасно-металлическими КМ-66, предназначенными для установки на автомобили ГАЗ-66. Для специальных целей служили раздвижные фургоны К-44 и служебные фургоны К-35.

Серийный фургон КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157. 1961 (архив 21 научно-исследовательского института)Безрамный корпус KM-66U1D с панелями из армированного полистирола. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)ЗИЛ-157К с раздвижными стенками кузова К-44 для размещения штаб-квартиры и столовых. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)

Радиотехнические коммуникации и контроль

Многочисленные типы военных радиостанций, радиолокационных станций, командных приборов штаб-квартиры, радиопеленгаторов и даже тропосферных (космических) систем связи были размещены в фургонах KUNG или K-66, которые были основаны на шасси ЗИЛ-157 второго и третьего поколений с экранированное электрооборудование.

Радиостанция Р-140 «Полоска” в кузове К-66У1Д на шасси ЗИЛ-157КЕГ в венгерской армии Станция П-15М «След» в кузове КУНГ-1М. 1959 годАэродромная радиолокационная станция РСП-7

Инструменты для обслуживания и ремонта автомобилей

Узкая специализация авторемонтных инструментов для обслуживания и ремонта различной военной техники на местах привела к созданию в 50-х годах двух основных комплексов мобильных авторемонтных мастерских (ПАРМ) и военных авторемонтных мастерских (ВАРЕМ). , который использовал шасси ЗИЛ -157 с кузовами СН, КУНГ-1М и КМ-66 с ремонтным оборудованием.

Авторемонтная мастерская ВАРЕМ-3D в кузове СН с колесными нишамиПолевая мастерская МТО-60 по обслуживанию транспортных средств и вооружения в финской армии

Авто Сервис Топлива

Военные машины этой категории на шасси ЗИЛ-157 / 157К были разработкой автомобилей на базе ЗИС-151. На новом механизированном танкере ACM-4-157 появился новый насос, что позволило ему выполнять функции танкеров. АТЗ-3-157 был оснащен резервуаром, увеличенным на 200 литров, что позволило обслуживать одновременно четырех потребителей, но конструкция нового нефтегазового танкера ВМЗ-157 практически не изменилась.

Модернизированная заправка танкера ACM-4-157. 1958 годАвтоцистерна АТЗ-3-157 с баком на 3500 литров топлива. 1959 год

Средства обеспечения ракетных систем

С запуском экранированных грузовиков ЗИЛ-157КГ и 157КДЭ они начали устанавливать различные типы средств для обеспечения подвижных ракетных систем и подготовки к ним наземной подготовки баллистического оружия малой и средней дальности. Из-за особой секретности никто о них ничего не знал, а фотографии тех лет не сохранились.

В их число входили заправочные системы для ракетных систем с окислителями и компрессорные станции для заправки сжатым воздухом или кислородом, специальные кузова KUNG для сборки ракетных боеголовок, транспортные средства для хранения с глухими корпусами и контейнеры для транспортировки ракетных боеголовок, предпусковые машины для испытания кабельной аппаратуры и транспортировки запасных частей, аксессуаров и т. д.

Заправщик 8Г17М1 в машине ЗИЛ-157ЭГ в польской армии. 1962 годМобильная компрессорная станция УКС-400В на шасси ЗИЛ-157КДЭ. 1986 годАвтомобиль 2U657 с замаскированным фургоном КУНГ-1М, в котором были собраны ракетные боеголовки. 1959 год

Машины сил химической защиты

С появлением автомобиля ЗИЛ-157 завод «Пожтехника» выпустил наиболее распространенный автомобиль 8Т311 для мытья и нейтрализации ракетных систем, различного оборудования, оружия и ближайшего ландшафта со специальными жидкостями. АЗС ARS-12D была заменена модифицированной моделью ARS-12U. В химических отрядах также служили станция дегазации ADM-48D и комплекс дегазации воздуха AGV-3M.

Машина 8Т311 для очистки и обезвреживания военной техники. 1959 годМодернизированная автозаправочная станция ARS-12U на шасси ЗИЛ-157 в армии ГДР. 1958 год

Автомобилестроение

В 1958 году комплект мостовых механизированных мостов КММ мигрировал с ЗИС-151А на шасси ЗИЛ-157 с лебедкой, а затем на ЗИЛ-157К. С помощью перегрузочных устройств семиметровый мост каждого из пяти вагонов был опрокинут и уложен на желаемом участке местности, блокируя узкие канавы и канавы.

Базовая машина механизированной колеи моста КММ на шасси ЗИЛ-157. 1959 годМодифицированный ЗИЛ-157К парка ТПП в экспозиции Музея артиллерийских и инженерных войск (фото автора)

Такая же ситуация повторилась с тяжелым понтонным флотом CCI, который перешел на новый ЗИЛ с платформами для транспортировки и сброса понтонов в воду. Новинкой стала мобильная мачтовая буровая установка полка ПБУ-50 с глубиной бурения до 50 метров.

Средний понтон парка CCI с набором деревянных полов в Музее артиллерии в Санкт-Петербурге (фото автора)Мобильная мачтовая буровая установка ПБУ-50 на шасси ЗИЛ-157К (фото К. Дунаева)

Мобильные средства транспортировки и погрузки ракет

Дальнейшее развитие принципиально новых мобильных зенитных, тактических и оперативно-тактических ракетных систем в 1950-х и 1960-х годах привело к появлению принципиально новых автомобилей для перегрузки и транспортно-погрузочной техники (ТЗМ).

В 1961 году TZM PR-14A был принят для использования на одном шасси автомобиля ЗИЛ-157, который был частью зенитного комплекса С-125 с двумя твердотопливными ракетами весом около одной тонны каждая.

Транспортно-погрузочная машина ПР-14А с ракетами комплекса Невы, напоминающая обычную катюшу. 1962 год

Между тем большие габариты и увеличенная масса крупных ракет, а также требования к их безопасности на пути и поддержанию постоянной боевой готовности привели к преобладающему использованию для этой цели автопоездов с тягачами ЗИЛ-157В / КВ и специальные одноосные полуприцепы для перевозки одной ракеты.

Впервые опытные образцы ЗИЛ-157В заменили предыдущие тракторы ЗИС-151 в 1957 году и работали в составе Т-ПРМ-11А комплекса С-75 «Двина”. Впоследствии они были выпущены в нескольких версиях для разных версий ракетного оружия. С 1958 года модернизированная установка ПР-11АМ, которая поставляла зенитные ракеты комплекса «Двина” СА-75М, была первой в вооруженных силах социалистических стран. В дальнейшем эта система пережила еще несколько вариантов, пока ее не заменили тракторы ЗИЛ-131В.

Автомобили ПР-11АМ с ракетами комплекса ДВИНА СА-75М и тракторами ЗИЛ-157КВ. 1967 год

В 1965 г. модернизированный полуприцепной транспортно-установочный аппарат ПР-3М3 был введен в эксплуатацию в московских полках противоракетной обороны для доставки и установки новых зенитных ракет комплекса С-25М «Беркут” на стационарные стартовые позиции. Масса заправленной ракеты составила 3,5 тонны, граница пораженного участка – 45 километров.

Установка машины ПР-3М3 с 12-метровой ракетой системы ПРО С-25М «Беркут”

Другие военные автопоезда 60-х годов с тракторами ЗИЛ-157КВ включали в себя полуприцепы-транспортники или грязные тележки с автомобильными компонентами, которые использовались для доставки оружия на колесные и гусеничные оперативно-тактические комплексы с взрывоопасной фрагментацией или ядерными боеголовками. Их длина немного превышала 15 метров, максимально допустимая скорость составляет 40 км / ч.

Транспортная машина 2У663У с теплозащитным экраном для доставки ядерных ракет комплекса «Луна”. 1964 годГрунтовая тележка 2Т3М для перевозки тактических ракет с системой подогрева боеголовки. 1965 год

На титульном фото изображен армейский грузовик ЗИЛ-157КД Уральского автомобильного завода в экспозиции Музея военного автомобилестроения в Рязани.

Итак. Развалились подшипники вала ведущей шестерни. Как говорится, «от обильной смазки».
Задача — снять и выпотрошить мост, отремонтировать, установить на место.
Решено было снять тележку целиком. По факту открутить 12 гаек крепления балансира, снять карданы со среднего моста, выбить пальцы верхних реактивных тяг, открутить 4 шланга, снять задние брызговики.
Автомобиль приподнимаем сзади, устанавливаем козлики под раму перед средним мостом. Тележка выкатывается руками. Козлики для вящего спокойствия переставляем ближе к фаркопу.

Под ось балансира так же ставим козлики для удобства дальнейших манипуляций.

Откручиваем кардан от среднего моста, выбиваем пальцы нижних реактивных тяг. При этом гайки пальцев полностью не откручиваем, оставляем на несколько ниток резьбы во избежание травм.
Мост весит 380 кг (по литературе).

Дальше можно открутить гайки колес. Я оставил по одной, потом сковырнул пальцы тяг. Монтажкой скинул мост с рессор. Тут тоже действовать осторожно.
Пальцы реактивных тяг выбил так: ослабил гайки, и молотил кувалдой по кронштейну, пока палец не ослаб.
Мост поднял вилочным погрузчиком, колеса снял. Повез отмывать.

После мойки разбираем мост. Под обе стороны чулка подкладываем бруски, чтобы корпус редуктора был чуть выше поверхности пола, то есть висел. Вынимаем полуоси, располовиниваем мост.

На валу ведущей шестерни развалились подшипники. Зубья шестерни тоже.

Сальники полуосей кончились, да и где их найти в оригинале. Равно как и сальник фланца.
Выбил старые сальники полуосями.
Заменил на сальники от ГАЗ-66.

ZoomСальник полуоси

Подшипники дифференциала решил не менять, живые. Заменил одну наружную обойму, на которой были раковины. Обойму взял с донорского переднего моста. Мост отыскал в металлоломе за приемлемые деньги.
Главную пару тоже оттуда взял, но заменил два конических подшипника.
Наружную обойму подшипника извлек при помощи трехлапого съемника.

Принцип таков. Заводим лапки в щель между корпусом и обоймой. Вставляем полуось и закрепляем её одной гайкой. Таки образом, полуось не даст соскочить лапкам съемника, и послужит упором для винта.
Забивал обойму подходящим отрезком трубы.
Отмываем внутренности от грязи.
Теперь собрать нужно.
Первым делом заменил подшипники вала ведущей шестерни. Снял прессом, одевал нагретый. Это внутренний конический. Наружный руками идет. Далее их регулировка. Процесс описывать не буду. Остановлюсь лишь на регулировочных кольцах. Взять их негде, выручил донорский мост. Кое-как настроил.
Дальше регулировка пятна контакта.
Поставил левую полуось в чулок, на неё одел дифференциал. Дальше измазал краской ведущую шестерню, немного отодвинул дифференциал, вставил вал цилиндрическим подшипником на место до упора. Придвинул ведомую шестерню. Затем прикрутил вторую половинку моста на 4 болта без прокладок и герметика.
Дальше поставил набор прокладок от донорского моста под корпус подшипников, сам корпус, и крышку с сальником. Притянул болтами. Установил фланец, покрутил вправо-влево несколько оборотов. Опять всё разобрал. Пятно оказалось как нужно.
Ну а дальше сборка. Вместо бумажных прокладок посадил на герметик.

Категория: Устройство и работа двигателя
Публикация: Карбюратор К-84м автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-157К
Читать далее:
Карбюратор К-84м автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-157К

Карбюратор К-84М двухкамерный, с падающим потоком, двухдиффу-зорный, балансированный, с компенсацией смеси пневматическим тормоя^е-нием топлива. Каждая смесительная камера карбюратора имеет диффузоры и все дозирующие топливо устройства и обслуживает три цилиндра двигателя. Карбюратор состоит из трех разъемных частей, стянутых на прокладках винтами.

В карбюраторе имеются: общий воздушный патрубок с воздушной заслонкой, снабженной автоматическим клапаном; общая поплавковая камера с поплавком, игольчатым клапаном и топливным фильтром; общий ускорительный насос с механическим приводом от рычага валика дроссельных заслонок, состоящий из плунжера, впускного и нагнетательного клапанов и двух распылителей; общий экономайзер с механическим приводом клапана со штоком; общий экономайзер с пневматическим приводом иглы с помощью поршня.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 1. Схема карбюратора К-84М

В каждой смесительной камере расположены двойной диффузор, главный жиклер, жиклер полной мощности под пробкой, распылитель с воздушным жиклером системы компенсации смеси; система холостого хода с топливным и воздушным жиклерами, каналом с выходными отверстиями и регулировочным винтом. Обе дроссельные заслонки установлены на одном валике и имеют общий привод. Действие карбюратора К-84М аналогично действию карбюратора К-88.

Между нижним патрубком карбюратора и впускным трубопроводом установлен в отдельном патрубке ограничитель числа оборотов двигателя с двумя заслонками, закрепленными на общем валике, имеющем общее натяжное устройство. Действие ограничителя аналогично действию ограничителя карбюратора К-82М.

Рекламные предложения:

Читать далее: Карбюратор К-85 автомобиля ЗИЛ-111
Категория: — Устройство и работа двигателя

Летом 1971 года четыре автомобиля ЗИЛ отправились в автопробег Москва – Каракумы – Москва. Заводские испытатели решили повторить маршрут пробега 1933 года, в котором участвовали грузовики АМО-3.

Протяжённость маршрута автопробега, продолжавшегося 54 дня, составила 9500 км, из них 1400 км пришлось на полное бездорожье. Испытатели проехали через Казань, Оренбург, Аральск, Ташкент, Самарканд, Баку, Тбилиси, Ростов-на-Дону, Харьков.

В путешествие отправились четыре грузовика: ЗИЛ-130С с термоизоляционной защитой кабины, длиннобазный ЗИЛ-130Г, полноприводный ЗИЛ-131 и опытный вариант модели ЗИЛ-130 со стеклопластиковой кабиной.

В пробеге участвовали 14 человек: заводские испытатели и студенты-кинооператоры. В Казани к колонне присоединился пятнадцатый участник — щенок дворняги, получивший кличку Каракум.

Автомобили обычно начинали движение в семь утра и останавливались на ночёвку в семь часов вечера. Днём в пустыне жара достигала 40–44 градусов.

Грузовики подготовили к участию в пробеге. Машины получили подрессоренные сиденья, пластиковый тепловой экран на крыше, дополнительный топливный бак, противотуманные фары. Кабины всех автомобилей были окрашены в красный цвет.

Кроме четырёх грузовиков, в пробеге участвовал и внедорожник ГАЗ-69, выполнявший роль машины разведки и ведущего колонны.

Одним из развлечений участников пробега стали забеги скорпионов: у каждого экипажа было своё членистоногое животное, живущее в стеклянной банке.

За весь пробег у машин случилось лишь две заметных поломки: на одном из грузовиков заменили головку блока цилиндров, на другом — одну рессору.

Полученный в автопробеге опыт впоследствии использовали при разработке бескапотного ЗИЛа-170, ставшего в дальнейшем КамАЗом, и прототипов семейства ЗИЛ-4331.

Опытный ЗИЛ-130Г со стеклопластиковой кабиной хорошо зарекомендовал себя в тяжёлых условиях пробега — спасибо лучшей термоизоляции кабины. Но в серию наработки по этому проекту так и не пошли.

Наши новости теперь можно читать в Whatsapp — заходите!

Подпишитесь на наши новости в Яндекс Дзене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *