131 3774 01

Система зажигания ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-402

Двигатели ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 оборудованы бесконтактной системой зажигания, состоящей из транзисторного коммутатора, распределителя зажигания типа 19.3706, катушки зажигания типа Б116 или Б116–01, свечей и высоковольтных и низковольтных проводов.

Датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.

Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор*.

На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Катушка зажигания

Снятие

1. Отвернуть гайки 1 и отсоединить низковольтные провода от клемм катушки 3.

Отсоединить высоковольтный провод 4 от катушки зажигания.

Отвернуть гайки 2 и снять катушку 3 (рис. 2).

Проверка

1. Катушки зажигания Б116 и Б116–01 проверяют на стенде мод. К–295.

Катушка должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на разряднике с зазором 7 мм при частоте вращения валика распределителя зажигания не менее 2500 мин –1.

Осмотреть катушку. Если на пластмассовой крышке есть сколы, трещины, следы прогревания или вытекания масла, катушки заменить.

Проверить сопротивление первичной обмотки катушки зажигания, для чего подсоединить омметр между клеммами низкого напряжения.

Омметр должен показать сопротивление 0,48–0,72 Ом.

Затем проверить сопротивление вторичной обмотки, подсоединив омметр между высоковольтной клеммой и клеммой «К» катушки.

Омметр должен показать сопротивление 13 200–19 800 Ом. Если измеренные параметры отличаются, катушку необходимо заменить.

Коммутатор системы зажигания

Транзисторный коммутатор типа 131.3734 или 90.3734 установлен на левом брызговике за аккумуляторной батареей.

Он преобразует управляющие импульсы датчика Холла в распределителе зажигания в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Так как коммутатор во время работы выделяет большое количество тепла, необходимо периодически очищать корпус коммутатора от грязи и пыли и не закрывать его посторонними предметами.

1. Снять коммутатор с автомобиля, отвернув две гайки крепления и отсоединив провода.

2. Собрать схему, показанную на рисунке 3, на подходящей металлической пластине.

Наконечник провода 5 высокого напряжения закрепить на расстоянии 6–7 мм от пластины.

При включении выключателя 4 амперметр 1 должен показать ток в пределах 6–7 А, а через 1–3 с ток должен снизиться до 0.

В момент выключения выключателя 4 между наконечником провода 5 высокого напряжения и пластиной должна проскакивать искра (возможно постоянное искрение).

В противном случае коммутатор 3 неисправен и подлежит замене.

Проверяем коммутатор самостоятельно

Среди всего разнообразия деталей автомобиля существует много элементов, от исправности которых зависит нормальная работа силового агрегата. Одной из них является небезызвестный коммутатор, являющийся составляющей частью электрооборудования. Основное его предназначение заключается в обеспечении нормального функционирования бесконтактной системы зажигания, поэтому в случае поломки элемента проблем с запуском двигателя не избежать. В большинстве ситуаций этот узел отличается надежностью и износостойкостью, но иногда и с ним случаются неприятности.

1. Признаки неисправности коммутатора

Проблемы в работе коммутатора являются одной из наиболее распространенных причин рабочих сбоев силового агрегата (конечно, при условии, что с топливной системой все в порядке). Чаще всего неисправности коммутатора проявляются в виде падения динамики разгона, отказа пуска мотора, «провалов» при резком ускорении, а также в «троении» двигателя. Опытный водитель сразу заметит неладное, а чтобы убедиться в своей теории, достаточно будет провести несложную диагностику.

Наиболее распространенной причиной поломки коммутатора является «плохая масса», что чаще всего проявляется после длительных ремонтных работ или же из-за окисления контактов. В результате этого устройство просто не может посылать на катушку зажигания соответствующие импульсы, а без них двигатель не запустится и машина не заведется.

В отдельных случаях импульсы не доходят до самого коммутатора, причиной чего являются неполадки в работе бесконтактного датчика. В обоих вариантах такой ситуации устройствам требуется более детальная диагностика с последующим ремонтом или заменой.

К примеру, для проверки состояния бесконтактного датчика нужно измерить напряжение на выходе датчика – распределителя. В исправном состоянии проворачивание коленвала с помощью ключа должно вызывать резкое изменение (зачастую в пределах от 0,2 — 0,4 В до 5 – 11 В). Если этого не происходит, скорее всего, датчик нуждается в замене. Диагностика состояния коммутатора также не занимает много времени, а для ее выполнения чаще всего не потребуется никакого специального оборудования.

2. Алгоритм действий по проверке коммутатора

Многие автомобилисты предпочитают не терять время на поиск неисправностей, а сразу заменить коммутатор новым узлом. В принципе, в таком решении присутствует логика: во-первых, не придется тратить время на проведение проверки, во-вторых, поставив новую деталь, сразу станет понятно, в ней проблема или нет. Правда, переживать за потраченное время не нужно, ведь диагностика коммутатора не задержит вас надолго.

Выполнить проверку коммутатора можно двумя основными способами. Первый немного проще, и для него понадобится лампа-переноска. Алгоритм проведения процедуры в этом случае следующий:

1. Отсоединяем от катушки зажигания провод, идущий от клеммы коммутатора;

2. Подключаем освобожденный наконечник провода к контрольной лампе, а второй вывод лампы – к клемме катушки зажигания;

3. Включаем зажигание и проворачиваем коленчатый вал двигателя с помощью стартера.

Если при вращении коленвала контрольная лампа не мигает, значит, от коммутатора на катушку зажигания не исходят соответствующие импульсы тока. То есть деталь неисправна и требует замены. Для второго способа диагностики коммутатора вам потребуется больше инструментов, в том числе паяльник и металлический лист в роли «массы».

В этом случае последовательность выполнения проверочных действий несколько отличается. Для начала следует знать определенные обозначения, располагающиеся на корпусе устройства. Зачастую эти обозначения представлены в виде латинских букв (к примеру, B, C, T, K).

Во-вторых, нужно понимать, что при проверке устройства необходимо обращать внимание на надежность соединений, а на самом корпусе должен присутствовать хороший «минус». Довольно часто после длительных ремонтных работ или же под воздействием окислительных процессов в работе коммутатора возникают определенные неполадки, объясняющиеся «плохой массой».

Для проверки коммутатор вместе с катушкой зажигания необходимо поместить на один металлический лист, исполняющий роль «массы», и еще раз проверить надежность всех соединений, а также расстояние от катушки зажигания (точнее, «выхода на ней») до металлического листа. Значение этого расстояния должно соответствовать 15-25 мм.

На следующем этапе диагностики следует поочередно замыкать и размыкать провод, который должен идти на контакт коммутатора. Его подключают к контрольной 12-вольтной лампе, и по общим правилам сигнал блока не должен превышать 5 В.

Однако, если этих самых 12 В подавать кратковременно, то можно проверить коммутатор сразу в двух направлениях: на его исправность и на качество работы в «экстремальных» условиях.

Как и в первом варианте, для результативности проверочных работ необходимо провернуть мотор стартером, и если коммутатор находится в работоспособном состоянии, то вы увидите, как искра бьет в металлический лист (лампочка начинает светиться). Использование металлического листа – совсем необязательное условие, и можно обойтись без него (как описано в первом варианте); главное, чтобы имелась хорошая «масса».

Для проверки работоспособности внутреннего коммутатора выполняют все те же действия, только уже снимается и подставляется другой контакт.

3. Материалы для проверки коммутатора

Для выполнения проверки коммутатора, в обоих вышеописанных случаях вам понадобится контрольная лампа с номинальным напряжением в 12 В и стандартный набор ключей, с помощью которых можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов (то есть в исправности самого устройства). Второй вариант диагностики предусматривает присутствие и других элементов: самой обычной кнопки, паяльника и металлического листа в качестве «массы».

Однако, если вы совсем не желаете тратить время, тогда для проверки исправности коммутатора вам всего лишь необходимо купить новое устройство. Если после установки все будет нормально, значит, проблема и правда была в старом элементе.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Неисправность зажигания — ГАЗ Газель, 2.4 л., 2001 года на DRIVE2

Имею в машине электронный блок зажигания типа 131.3734, трамблёр бесконтактный, но не с датчиком Холла, а с обмоткой и магнитной системой.

Ситуация такая включаю я зажигание, и блок зажигания начинает генерить импульс с частотой в 1 секунду, примерно, искра после катушки тоже присутствует, проверял подключая бронепровод от первого цилиндра со свечёй прямо на катушку. Снимаю чёрный (сигнальный) провод с трамблёра, генерация прекращается, как только ставлю на место, снова появляется искра на свече. Это моя первая машина с карбюратором, мне показалось это не нормально. Пробовал подключать сигнальный провод к массе машины, искра на свече возникает в момент разрыва, по моему тут всё правильно, но почему тогда через катушку трамблёра генерит? Может это быть неисправен блок зажигания? диод пробитый, кондёр высохший или ещё что?

Перелопатил весь интернет, нашел даташиты на электронную начинку начал разбираться с коммутаторами, так вот, как оказалось алгоритм работы довольно прост. После включения, при всех исправных цепях, контроллер К1055ХП1, ХП2, ХП4, и их зарубежные аналоги дают сигнал на выходной транзистор, если на вход контроллера в течении 2-3 секунд не приходит импульса, сигнал с выхода микросхемы пропадает, транзистор закрывается, так осуществляется защита катушки зажигания от постоянного напряжения. Как только мы проворачиваем стартером двигатель, трамблёр начинает генерировать импульсы, а коммутатор открывая и закрывая выходной транзистор, даёт прерывание на катушку зажигания, генерируя искру, к тому-же у контроллера предусмотрен контроль тока.У меня ситуация сложилась так, что микросхема начала периодически выходить из режима защиты, и стала генерировать импульсы раз в секунду, с чем это связано, я пока не знаю, может конденсатор С2 высох может ещё что, сегодня снял, завтра на операционный стол.Заметил случайно, когда настраивал карбюратор, машина периодически глохла и были слышны щелчки со стороны трамблёра…

Снял крышку трамблёра а там…

Полный размер

картина маслом, похоже неисправный коммутатор спалил резистор бегунка

Дали мне коммутатор с сгоревшим выходным транзистором, транзистор заменил взял то что было под рукой КТ872 отечественного производства, правда корпус у него не изолированный, пришлось взять изолирующую, теплопроводящую прокладку из компьютерного блока питания. Собрал схему, правда в качестве генератора импульсов поставил шаговый двигатель от принтера а вместо катушки лампочку на 12V 21W. Получилось вполне наглядно.По пути с работы забежал в магаз, прикупил новый коммутатор бегунок от газона, поскольку резисторов для трамблёров там отдельно не было, вынул резюк

Полный размер

сопротивление резистора 5.6 КОм.

и поставил в свой бегунок. Всё поменял, протянул все соединения завёл машину, завелась без подсоса и почти с пол оборота, что порадовало, заглушил карбюратором, т и ш н а … ни одного постороннего звука, жаль не смог свечи поменять, жена уехала на маленькой машине вместе с инструментом, завтра поменяю свечи и разберу снятый коммутатор.

P.S. Отдельное спасибо за подробную информацию пользователю evgenson в его теме IGBT транзисторы в системах зажигания ч2 а так же всем кто откликнулся на Господа и возможно Дамы, вопрос по зажиганию

Проверка коммутатора ГАЗ-3110

Транзисторный коммутатор типа 131.3734 или 90.3734 установлен на автомобиле на левом брызговике за аккумуляторной батареей.

Он преобразует управляющие импульсы датчика Холла в распределителе зажигания в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Так как коммутатор во время работы выделяет большое количество тепла, необходимо периодически очищать корпус коммутатора от грязи и пыли и не закрывать его посторонними предметами.

Снятие коммутатора

Отсоединяем минусовую клемму от аккумуляторной батареи.

Пометив положение проводов на коммутаторе, отверткой отворачиваем три винта.

Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления коммутатора и снимаем его.

Установив коммутатор на место, проверяем правильность подсоединения проводов по схеме.

Проверка коммутатора

Схема проверки коммутатора

1 – амперметр;

2 – аккумуляторная батарея;

3 – коммутатор;

4 – выключатель;

5 – провод высокого напряжения;

6 – катушка зажигания

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Снять коммутатор с автомобиля, отвернув две гайки крепления и отсоединив провода.

2. Собрать схему, показанную на рисунке, на подходящей металлической пластине.

Наконечник провода 5 высокого напряжения закрепить на расстоянии 6–7 мм от пластины.

При включении выключателя 4 амперметр 1 должен показать ток в пределах 6–7 А, а через 1–3 с ток должен снизиться до 0.

В момент выключения выключателя 4 между наконечником провода 5 высокого напряжения и пластиной должна проскакивать искра (возможно постоянное искрение). В противном случае коммутатор 3 неисправен и подлежит замене.

Компания СОАТЭ – крупный поставщик электрооборудования для автотранспорта. Известна, как один из лучших в России производителей компонентов для автомобильной промышленности. Всего предлагается более 300 позиций электрооборудования. Ассортимент представлен блоками управления двигателем, электрическими бензонасосами, катушками зажигания, датчиками зажигания, топливными рампами, подрулевыми выключателями, распределителями зажигания, коммутаторами, звуковыми сигналами, прикуривателями, переключателями и прочими элементами. Более половины продукции завода отправляется предприятиям МАЗ, КАМАЗ, ЗАЗ и другим автогигантам.

На предприятии СОАТЭ применяется высокотехнологичное оборудование и самые передовые технологии. Существуют основные и вспомогательные цеха, что позволяет организовать множество разных производств: горячая штамповка, холодное выдавливание, поперечно-клиновая прокатка, порошковая металлургия и прочее. Литье из алюминиевых и цинковых сплавов является одним из производственных направлений компании. Процесс механической обработки обеспечивает высокоточные отливки с точностью до микрон. Продукция сертифицирована, соответствует требованиям ISO.

Общие сведения:

Коммутатор электронный 131.3734-11 предназначен для работы в бесконтактных системах зажигания автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и других с магнитоэлектрическим датчиком, с катушкой зажигания типа Б116 без добавочного резистора или любой другой с аналогичными параметрами.

По функциональному назначению, способу крепления, соединению с электрической схемой автомобиля данное изделие не отличается от коммутаторов типа 131.3734, 90.3734, 94.3734.

Для обработки сигнала и управления выходным ключом применен современный микроконтроллер.

Коммутатор 131.3734-11 имеет повышенный рабочий температурный диапазон. Надежность и соответствие техническим условиям гарантируется при температуре радиатора коммутатора до 115 °С.

Рабочий режим коммутатора — S1 по ГОСТ 3940.

Коммутатор устанавливается на предусмотренное для него место в автомобиле при помощи штатных крепежных деталей, при этом необходимо обеспечить надежный контакт между радиатором коммутатора и корпусом автомобиля.

Гарантийный срок эксплуатации — 3 года с даты ввода в эксплуатацию или со дня продажи в розничной торговой сети. Гарантийные обязательства производителя имеют силу в течение четырех лет с даты выпуска изделия.

Технические данные:

Диапазон рабочих температур, °С -40 .. +100
Номинальное напряжение питания, В 12,0
Допустимые пределы напряжения питания, В 6,0 .. 18,0
Диапазон бесперебойного искрообразования, об/мин коленчатого вала 4-тактного 4-цилиндрового двигателя 20 .. 7000
Ток коммутации, А 7,0 ± 0,2
Максимально допустимое воздействие повышенного напряжения питания длительностью до 5 мин. при частоте искрообразования более 200 Гц (6000 об/мин коленчатого вала 4-тактного 4-цилиндрового
двигателя), В
25,0
Максимально допустимые импульсные перенапряжения положительной и отрицательной полярности, В 160,0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *