1090 приказ

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Коробкин, Михаил Владимирович, 2011 год

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2954.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 200Г г. № 195-Ф37/ Собрание законодательства РФ. 2002. -№ 1. — Ст. 1.

4. О частной детективной’и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и* Верховного Совета РФ. 1992.-№ 17.-Ст. 888.

5. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. — 1993. № 41. — Ст. 8220.

6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. 1993. — № 19. — Ст. 685.

7. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 // Ведомости

8. Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993. № 32. -Ст. 1227.

10. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-Ф37/ Собрание законодательства РФ. 1996. — №51. — Ст. 5681.

12. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. — № 31. — Ст. 4179.

13. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. — № 7.— Ст. 900.

14. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. — № 15. — Ст. 2037.

16. О регламенте Правительства РФ и положении об аппарате Правительства РФ: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 260 // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 23. — Ст. 2313.

17. О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 // Собрание законодательства РФ. 2005. — № 4. -Ст. 305.

18. О типовом регламенте внутренней организации; федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005′ г. № 452 // Собрание законодательства РФ. 2005. -№ 31. -Ст. 3233; ‘

19. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление- Правительства Российской! Федерации от 26 января. 2006 г. № 45 // Собрание законодательства РФ: 2005. — № 47. — Ст. 4933.

20. Об утверждении регламента взаимодействия МВД России, с федеральными органами исполнительной власти: Приказ МВД России1 от 28 февраля 2005 г. № 132 // Бюллетень нормативных- актов;федеральных- органов исполнительной власти. — 2005. №25.

21. Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России: Приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2006.-№49.

22. О проведении независимой экспертизы административных, регламентов МВД России: Приказ МВД РФ от 205сентября 2006 г. № 742 // Документ опубликован не был.

23. Об утверждении регламента взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти: Приказ МВД РФ от 2 сентября 2009 г. № 684 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. — № 49.

24. ФМС РФ № 264, ФНС РФ № ММВ-7-6/437@ от 03 сентября 2010 г. // Документ опубликован не был.

25. Монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия

26. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1.-М., 1981.

27. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1998.

28. Абросимова Е.Б. Административный процесс в России // Федеральный закон «Об административных процедурах»: инициативный проект с комментариями разработчиков. М., 2001.

29. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. — СПб., 2003.

30. Административная реформа: проблемы развития и совершенствования (IX «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2006. — № 8.

31. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. -М., 1999.

32. Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козы-рина, М.А. Штатиной. М., 2003.

33. Административное право России / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. — М., 2007.

34. Административно-процессуальное право / Под ред. И.Ш. Килясха-нова. -М., 2004.

35. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.

36. Амельчаков И.Ф., Белорусов В.Б. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел. — Тамбов, 2003.

37. Анисимов H.H. Проблемы правового регулирования ответственности за нарушение лицензионно-разрешительного порядка // Государство и право.-2000.-№ 9.

38. Анюров Ф.Ф. Организация руководителями регистрационно-учетной работы в органах внутренних дел и пути ее совершенствования. -М., 2008.

39. Абдурахманов А.А. Роль административных регламентов в обеспечении прав граждан // Проблемы защиты прав: история и современность. -СПб., 2009.

40. Алехин А.Н. Административные процедуры и административные регламенты как правовые категории // Актуальные вопросы административного законодательства и деятельности подразделений ГИБДД. Курск, 2010.

41. Бабушкин К.А. Понятие и принципы административных процедур // Субъективные права и законные интересы: теория и проблемы юридической защиты. Воронеж, 2002.

42. Баранчиков В.А. Судебные органы Великобритании. М., 1998.

43. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.

44. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. — 2000. — № 9.

45. Бахрах Д.Н., Осинцев Д.В. Правовой режим разрешительной системы // Правовая реформа и реформа юридического образования. Воронеж, 1995.

47. Безденежных В.М. Обеспечение законности в административной деятельности органов внутренних дел. — М., 1999.

48. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997 г. — № 3.

49. Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004.

50. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. — № 5.

51. Бородянский В.И. Гражданское право: принципы и нормы. М., 2004.

52. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 1991.

53. Барциц И.Н. Административный регламент: предложения к методике разработки // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. — № 1.

54. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Государство и право. 2008. — № 3.

55. Буряга В.О. Административная регламентация управленческих процедур // Актуальные проблемы российского права. 2009. — № 1.

57. Власенков, В.В: Роль административных процедур в деятельности органов исполнительной’власти по обеспечению прав и законных интересов граждан // Закон Российской Федерации «О милиции» 15 лет на защите прав и свобод граждан. М., 2006.

58. Воронина Т.Н. К вопросу о разработке административных регламентов исполнения государственных функций в сфере внутренних дел // Административная реформа и.наука административного права. М., 2007.

59. Васильева А.Ф. Зарубежный опыт правового регулирования публичных услуг // Журнал российского права. 2007. — № 12.

60. Великанов К.В. Административные регламенты как источник административного права-России // Преступность в России: состояние, проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. — Воронеж, 2008.

61. Васильев Ф.П. Место и роль административного регламента в деятельности государственных органов // Право и государство: теории и практика. — 2008. -№9.

62. Величкина Е.А. О понятиях государственных, муниципальных, публичных и социальных услуг // Современное право. 2008. — № 5.

63. Газиева И.А. Административные процедуры в законодательстве о товарных знаках стран Юго-Восточной Азии // Современное право. — 2006.—№ 5.

64. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.

65. Григорьев Ф.А. Акты применения права. — Саратов, 1995.

66. Грицай Г.И. Административный регламент обеспечения деятельности федеральных-судов // Государственная власть и местное самоуправление. -2009.-№9.

67. Грицай Г.И., Чибинев В.М. Административные регламенты в системе законодательства Российской Федерации. — СПб., 2009.

68. Грицай Г.И. Об административных регламентах органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009:’— № 4.

69. Гриценко Е:В. Административные процедуры организации* оказания услуг в странах Европейского Союза: проблемы имплементации директивы об услугах в национальном праве (на примере Германии) // Правоведеtние. 2009. — №3.

70. Гостев A.C. Административный регламент. Достоинства и недостатки // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях. Тюмень, 2010.

71. Демин A.A. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2000. — № 11.

72. Демин-А.А. Субъекты административного права Российской Федерации.-М., 2010.

73. Денисов Р.И. Административный надзор: сущность и соотношение с контролем // Проблемы теории практики административной ответственности. М., 1983.

74. Давыдов К.В. Юридическая сила и формы административных регламентов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. 2008. -№ 1.

75. Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории. — М., 2010.

76. Джермакян В.Ю. Изобретения, административный регламент и гражданский кодекс // Патенты и лицензии. — 2009. —№ 8.

77. Егоров М.О., Ялбулганов A.A. Правовые основы деятельности Правительства ФРГ //Правоведение. — 2006. — № 5.

78. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965.

79. Ефремов М.О. Административные процедуры как основной правовой элемент в административной деятельности // Право: теория и практика. -2003. -№ 18.

80. Евдокимова В.Н., Еременко В.И. Административный регламент в сфере регистрации договоров о предоставлении права на объекты интеллектуальной собственности // Законодательство и экономика. — 2009. — № 11.

81. Жданов A.A. Административное право буржуазных государств. -М., 1979.

82. Жуйков A.B. Некоторые вопросы развития законодательства об административных процедурах в Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. — № 4.

83. Загладин Н.В. Проблемы* методологии изучения и адаптации зарубежного опыта управления и кадровой работы в условиях реформирования России // Ежегодник РАГС при Президенте России 95. М., 1996.

84. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. — 1996. № 11.

85. Законодательное регулирование административных процедур в странах Западной Европы и Японии // Подготовлено Информационно-аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы. — М., 2003.

86. Злотник П., Злотник Г. Проблемы правового регулирования лицензирования // Хозяйство и право. 2000. — № 2.

87. Заклязминская А.Н., Федосеева H.H. Административные регламенты: инструменты современного государственного управления и новый институт административного права // Административное право и процесс. -2010.- №5.

88. Измайлов А. Административные процедуры и административный процесс в Российской Федерации: опыт реформенного процесса в отдельных сферах регулирования // Сравнительное конституционное обозрение. — 2005. -№ 4.

89. Ионова Ж.А. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательства: сходства и различия // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей института государства и права РАН. -М., 1996. ‘ ‘

90. Игнатюк H.A. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. 2006. — № 10.

91. Килясханов И.Ш. Институт необходимой защиты граждан и его реализация в КоАП Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2003. — № 1.

92. Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в учетно-регистрационной и лицензионно-разрешительной деятельности милиции. -Омск, 1997.

93. Кинчене JI.B. Ведомственный контроль в сфере административно-процессуальной деятельности органов внутренних дел // Вестник МВД России. 1997.-№ 6.

94. Князев С.Д. Принципы российского административного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития).-М., 2003.

95. Кобалевский В.Jl. Советское административное право. Харьков, 1929.

96. Козырин А.Н. Административное право зарубежных стран. М., 1996.

97. Колонтаевский Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности. -М., 1995.

98. Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998.

99. Кононов А.Л, Об общих принципах права во Французской и Бельгийской судебной практике по административным делам // Государство и право. -2001. -№3.

100. Кононов П.И. Административное право и административный процесс. — Киров, 2001.

101. Кононов П.И. Административное право. Общая часть. — Киров, 2002.

102. Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Киров, 2001.

103. Коренев А.П. Административное право России. М., 2000.

104. Костенников М.В., Куракин A.B. Принципы кодификации норм административного права // Государство и право. 2006. — № 8.

105. Костенников М.В., Теоретические проблемы кодификации административного права России. М.: ЩИТ-М, 2000.

106. Костенников М.В. Право жалобы и особенности его реализации в деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2009. — № 1.

107. Кудря B.C. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. — 2005. — №8.

108. Куракин A.B. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007.

109. Кучер С.П. Досудебное регулирование споров, возникающих по инициативе налогоплательщиков // Налоговые споры. 2004. — № 2.

110. Кузнецов В.И. Административные регламенты как инструмент административной реформы // Актуальные проблемы правового обеспечения государственного управления. М., 2009.

111. Киселева Н.В. Вопросы административно-правового управления качеством публичных услуг // Вестник Воронежского государственного управления. — 2007. — № 1.

112. Кисилева Н.В. К вопросу о сущности административного регламента // Научные труды РАЮН, 2009.

113. Кудилинский М.Н. Административные процедуры размещения государственного заказа // Правоведение. 2009. — № 3.

114. Козлова JI.C., Садовская Т.Д. Административные регламенты как правовое средство предупреждения коррупции // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. — № 2.

115. Лазарев Б.М. Понятие и виды управленческих процедур. Их роль в механизме государственного управления. М., 1988.

116. Лапшин В.Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. — Караганда, 1986.

117. Лебедева H.H. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.-2005.-№5.

118. Лапа Е.П. Проблемы разработки и внедрения административных регламентов федеральных органов исполнительной власти (на примере Роспотребнадзора) // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Иркутск, 2009.

119. Леонова Г.Б. Технические регламенты и стандарты // Законодательство. 2010.- №2.

120. Макаров А.П. Законодательство Европейских Балканских стран. — М.,1993.

121. Малько A.B. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. — № 8.

122. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: понятие и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности // Государство и право. 2001. — № 2.

123. Минашкин A.B. Административные производства и процедуры в науке административно-процессуального права // Административное право: теория и практика. — М., 2002.

124. Минашкин A.B. Административные процедуры организации и деятельности Правительства Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2005. — № 7.

125. Миронов А.Н. Основные виды правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел. — М., 2000.

126. Мицкевич JI.A. Понятие государственного управления в административном праве Германии // Государство и право. 2002. — № 6.

127. Моргунова А.И. Проблемы административного права Италии. М.,1994.

128. Машаров Е. К вопросу об административной процедуре как механизме взаимодействия бизнеса и власти // Безопасность бизнеса. 2006. — № 3.

129. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России: проблемы правового регулирования. — М., 2009.

130. Матвиенко Г.В. Административные процедуры в таможенном праве. -М., 2008.

131. Мартынов A.B. Административные регламенты как правовые источники административно-надзорной деятельности // Бизнес в законе. — 2009. — №4.

132. Никеров Г.И. Административно-процессуальное право США // Государство и право. 1997. — № 12.

133. Николаева JI.A. Административная ответственность как охранительное правоотношение // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2005.

134. Николаева JI.A., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство. — СПб., 2004.

135. Никольская A.A. Административные процедуры и тенденции государственного и правового развития России // Юридические записки. Вып. 18.- Воронеж, 2005.

136. Новиков A.B. Административные процедуры в системе государственного управления // Правовая наука и реформа юридического образования.- Воронеж, 2004.

137. Новиков A.B. Административные процедуры и правовая культура // Трибуна молодых ученых. Воронеж, 2005.

138. Новиков A.B. Административные процедуры как неотъемлемый институт правового государства // Юридические записки. Воронеж, 2005.

139. Нестеров A.B. Юридические аспекты электронных административных регламентов // Вестник Российской правовой академии. — 2005. — № 4.

141. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.

143. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия. -СПб., 2005.

144. Павлючук В. Роль и значение административных процедур в стимулировании государством предпринимательской деятельности // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. — 2002. № 4.

145. Панова И.В. Административное производство нуждается в скорейшей юридизации // Журнал российского права. — 2000. № 2.

146. Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. — № 4.

147. Панова И.В. Административно-процессуальное право России. М., 2003.

148. Протасов В.Н. Правоотношение как система. — М., 1991.

149. Протасов В.Н. Юридическая процедура. — М., 1991.

150. Пыхтин C.B. Лицензирование банковской деятельности в-Российской Федерации. М., 2005.

151. Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2007. — № 6.

152. Петров А.Ю. Административные процедуры и реформирование механизма внесудебного обжалования // Актуальные проблемы административного законодательства. — Саратов, 2009.

153. Рагимов А.Т. Содержание юрисдикционных правоприменительных актов органов внутренних дел // Проблемы развития правоохранительных органов.-М., 1994.

154. Радько Т.Н. Теория государства и права. — М., 2001.

155. Решетник Ю.Ф. Административные производства в деятельности органов внутренних дел. М., 2004.

156. Салищева Н., Абросимова Е. О проблемах формирования в Российской Федерации института административной процедуры // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. — 2002. № 4.

157. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.

158. Святохина Ю.В. Административно-процессуальная форма и юридические процедуры: проблемы соотношения // Правовая наука и реформа юридического образования: Процессуальное право и правовая культура: проблемы взаимодействия и развития. Воронеж, 2005.

159. Семин H.JI. О регистрационном законодательстве США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2006. — № 4.

160. Соколов Ю.А. О специфических признаках актов применения правовых норм // Советское государство и право. 1954. — № 8.

161. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». М., 2000.

162. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. — СПб., 2004.

163. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2002.

164. Студеникин М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987.

165. Сухинин А. Милиция — специфическая система органов внутренних дел // Профессионал. — 1999. — № 6.

166. Соколова О.С. Парадоксы административных регламентов // Современное право. 2007. — № 9.

167. Сургутсков В.И. Административные регламенты исполнения государственных функций в деятельности ОВД // Административное и муниципальное право. 2009. — № 3.

168. Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. — № 5.

169. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. -М., 1997.

170. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. — № 4.

172. Труфанов М.Е. Акты применения норм административного права в сфере реализации прав граждан // Труды юридического факультета СевероКавказского государственного технического университета. Ставрополь, 2005.

173. Тарасов A.B. Административные регламенты и поведение мониторинга их исполнения // Организационно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в современных условиях развития общества. СПб., 2010.

174. Удалов Д.Э. Административный регламент как источник административно-процессуального права // Вестник Российской правовой академии. -2009.-№3.

175. Филатова A.B. Влияние качества подготовки на качество реализации административных процедур // Правовая политика и правовая жизнь. — 2007. № 2.

176. Филатова A.B. Административные регламенты исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по контролю, надзору // Трудовое право. 2008. — № 7.

177. Филатова A.B. Административные регламенты исполнения контрольно-надзорных функций: проблемы правового регулирования // Научные труды РАЮН. М, 2008.

178. Филатова A.B. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). — Саратов, 2009.

179. Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. — М., 2002.

180. Федосеева H.H. Административные регламенты как инструмент современного государственного управления // Государственного власть и местное самоуправление. — 2009. — № 6.

181. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. — № 1.

182. Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М., 2000.

183. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. -М., 1997.

184. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995.

185. Административные процедуры и контроль в свете Европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой и Ж. Марку. — М., 2011.

186. Цветков С.И. Организация регистрации и рассмотрения органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях. М., 1982.

187. Чекалин К.С. Контроль деятельности советской милиции. М., 1976.

188. Черкасов А.Д. Акты применения права органами внутренних дел -разновидность управленческой деятельности // Актуальные проблемы теории и практики государственного управления. Воронеж, 1990.

189. Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления. — М., 1996.

190. Чибинев В.М. Роль и значение административных регламентов в административной реформе РФ // Мир экономики и права. — 2009. — № 3.

191. Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972.

192. Шергин А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования // Административное и административно-процессуальное право. М., 2004.

193. Шергин А.П. Права человека и административная политика // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел. — М., 1994.

194. Штанина М.А. Управление в зарубежных странах (Великобритания, США, Франция, страны Латинской Америки). М., 1994.

195. Штатина М.А. К вопросу о принципах административного права // Административное право: теория и практика. М., 2002.

196. Экштайн К. Административная процедура основа административного процесса // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. — 2002. -№ 4.

198. Якимов А.Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса // Государство и право. 1999. — № 5.

199. Яцкин A.B. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. 2006. — № 10.

200. Диссертации и авторефераты диссертаций

205. Агафонов С.И. Административные процедуры и их реализация в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. М., 2008.

208. Бекетов О.И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. . д-ра. юрид. наук. М., 2010.

210. Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005.

213. Котюргин С.И. Административный процесс в деятельности советской милиции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1968.

216. Клоков Е.А. Административное расследование в органах внутренних дел: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Омск, 2005.

217. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

221. Озюминко C.B. Административные процедуры в деятельности Банка России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008.

223. Поникаров В.А. Гарантии законности в административной деятельности милиции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1998.

226. Силайчев М.В. Правовая теория и праетика^административной процедуры: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009.

229. Яковенко О.В. Правовая процедура: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

УДК 351:321

Барциц И.Н. Административный регламент:

предложения к методике разработки

Дается интерпретация понятия «административный регламент». Анализируется общественная модель административного регламентирования. Рекомендуется примерная структура административного регламента. Сформированы требования к регламенту исполнения государственной функции. Дана характеристика административной процедуры.

Ключевые слова: Административный регламент. Административное регламентирование. Административная процедура.

Bartsits I.N. Administrative regulation and

developing methodic

Due words: The administrative regulation. Administrative regulating. Administrative procedures.

Отечественной нормотворческой модели свойственна весьма интересная черта, слишком явно выразившаяся в схеме разработки административных регламентов. Так уж сложилось: научная экспертиза методики разработки административных регламентов хронологически следует за фактом принятия целого их ряда. Ситуацию не спасает даже утверждение 11 ноября 2005 г. Правительством Российской Федерации Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг1.

Не будем сетовать на нарушение логики в последовательности расположения «лошади» и «телеги» и попытаемся представить основные положения к методике разработки административных регламентов.

Очевидно, что административно-правовое регулирование механизма реализации полномочий органов исполнительной власти — значимое направление административной реформы. В этой связи следует привести итоги проведенного в 2003 г. (год, который признается в качестве точки отсчета реализации административной реформы) опроса Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ. На вопрос «Способна или нет, на Ваш взгляд, сегодня административная система страны эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам?» лишь 18,9% респондентов ответили «в основном способна», а 59,6% признали неспособность системы управления выполнить данную функцию.

В программном для административной реформы в России Послании Президента

Игорь Нязбеевич Барциц — доктор юридических наук, заведующий кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Российской Федерации Федеральному Собранию в 2003 г была обозначена цель повышения эффективности государственного аппарата, в том числе за счет совершенствования административных процедур взаимодействия между гражданином и государством. Однако, как справедливо отмечает А.В. Яцкин, среди приоритетных направлений административной реформы в 2003 -2004 гг, сформулированных в Указе Президента РФ № 824 от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах»2, стандартизация и регламентация названы не были3.

Годом позже в статье 47 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» идея административного регламента нашла свое легальное отражение в контексте необходимости принятия должностных регламентов гражданского служащего как составной части административного регламента посвящены преимущественно характеристикам административно-правового статуса должности гражданской службы и правового статуса государственного органа, хотя в них включены и некоторые процедурные правила. Однако лишь в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти4 понятие административного регламента было дано через раскрытие его структуры.

В юридической литературе под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры). Административный регламент исполнения государственной функции(предоставления государственной услуги) — это нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий или принятия решений федерального органа исполнительной власти по вопросам, входящим в его компетенцию. Административный регламент определяет порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами федерального органа исполнительной власти, а также порядок их взаимодействия с гражданами и другими федеральными органами испол-

нительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг.

Регламентация административных процедур должна ориентировать органы исполнительной власти на обеспечение: а) полноты, всесторонности и объективности анализа проблем и задач правильного применения закона; б) необходимых условий для реализации прав, законных интересов и обязанностей граждан и юридических лиц; в) развития демократических начал в управлении, участия в нем структур гражданского общества и учета мнения граждан; г) эффективного взаимодействия с другими государственными органами; д) предоставления значимых публичных услуг гражданам и юридическим лицам, выступающим потребителями услуг; е) экономии сил, средств и служебного времени государственных служащих; ж) реализации принципа ответственности каждого органа исполнительной власти, должностного лица за порученное дело.

Формируемая в России отечественная модель административного регламентирования демонстрирует следование германскому опыту. В ФРГ (равно как и в США) действует закон об административной процедуре, на базе которого принимаются регламенты органов Федерации, определяющие, в частности, процедуры разработки законопроектов и постановлений по направлениям деятельности органов Федерации. Однако подобный опыт нельзя признать универсальным. Универсальности этой модели препятствуют вполне обоснованные опасения, что детальная регламентация административных процедур, нацеленная на ограничение волюнтаризма бюрократии, при своей чрезмерности может привести к обратным результатам. Если выразиться более открыто, излишняя регламентация может привести к ситуациям, в которых государственный служащий, четко следуя требованиям административного регламента, будет обладать куда большей свободой в отказе запросов граждан, нежели это имеет место сегодня. Не видеть этой опасности при разработке административных процедур было бы непростительно.

Кроме того, административный регламент государственной функции может предусматривать применение упрощенной административной процедуры при наличии определенных, точно установленных в тексте административного регламента оснований или в отношении определенного круга лиц. Применение упрощенной процедуры в отношении определенного круга лиц и организаций возможно только в соответствии с законодательством и не может носить дискриминационный характер по отношению к иным лицам и организациям.

Это понимание предопределяет поддержку позиции Н.А. Игнатюк, которая отмечает, что общие положения об административных процедурах(действиях) должны закрепляться законами, а их детализация, конкретизация и развитие должны осуществляться в подзаконных нормативных правовых актах. В противном случае механизм реализации полномочий указанных органов власти, эффективность и демократичность решений публичных и частных дел не могут быть обеспечены в достаточной мере5.

Эта поддержка не отрицает факта, что административный регламент является подзаконным актом и в нем не могут быть установлены дополнительные полномочия федеральных органов исполнительной власти, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Административным регламентом также не могут быть введены ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. При условии, что возможность таких ограничений прямо установлена законом, в административном регламенте может содержаться порядок реализации указанных ограничений.

Для учета мнения общественности, структур гражданского общества при подготовке административного регламента в самом регламенте следует указать обязательные или рекомендуемые экспертные организации, обеспечивающие независимую экспертизу проектов административ-

ных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Экспертизу осуществляют, как правило, негосударственные некоммерческие организации, но могут осуществлять также консультативные и совещательные органы при органах государственной власти, научные учреждения, общественные объединения, объединения работодателей и иные некоммерческие организации, включая саморегулируемые и профессиональные организации участников рынка, например: Общественная палата Российской Федерации; Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Торгово-промышленная палата Российской Федерации; Российский союз промышленников и предпринимателей; профессиональные объединения, институты и научные центры РАН, вузы и иные организации, компетентные в соответствующей сфере, отрасли и т. д.

Административный регламент исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) должен содержать информацию, необходимую и достаточную как для получения государственной услуги гражданином или организацией, так и для исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги должностными лицами федерального органа исполнительной власти.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг от 11 ноября 2005 г. предусмотрел весьма усеченную структуру этого акта. Рекомендуется следующая примерная структура административного регламента:

1) Общие положения.

2) Требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги: а) основные условия исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги; порядок информирования о государственной услуге; б) инфор-

мационное обеспечение исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги (включая информационное обеспечение граждан и организаций); в) требования к качеству обслуживания; г) другие положения (при необходимости).

3) Административные процедуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Порядок осуществления контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги).

5) Особенности подготовки проекта административного регламента исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).

6) Мониторинг исполнения административного регламента и подготовка необходимых изменений.

Административный регламент федерального органа исполнительной власти, согласно абзацу второму п. 1.2 Типового регламента, состоит из: регламента органа власти; административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг; должностных регламентов государственных служащих. Таким образом, выделяется несколько типов регламентов, каждый из которых обладает определенной спецификой.

Нормативно были определены важнейшие характеристики административных регламентов: описание последовательности действий по исполнению государственных функций (предоставления государственных услуг) и нормативные сроки осуществления таких действий. Тем не менее практика разработки федеральными органами исполнительной власти административных регламентов в 2005 г. показала, что многие ведомства были не заинтересованы и не мотивированы осуществлять эту деятельность. За 2005 г. ни один административный регламент в смысле вышеуказанных положений не был утвержден в федеральных органах исполнительной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации. Лишь в 2006 г. эта практика была преодолена, что тем не менее не сняло актуальности четкого установления порядка разработки административных регламентов.

Определенная последовательность действий структурных подразделений, должностных лиц и иных государственных служащих федерального органа исполнительной власти при исполнении государственной функции(предоставлении государственной услуги), направленных на достижение конкретного результата (например, прием документов и регистрация заявления, оформление лицензии, внесение изменений, предоставление информации заявителю и т.п.), представляет собой административную процедуру. Результатом административной процедуры может быть принятие правового акта, который изменяет, порождает или прекращает правоотношения, создание документа, подтверждающего юридический факт или содержащего необходимую информацию. В зависимости от содержания этой целенаправленной деятельности в административном регламенте могут быть выделена одна или несколько административных процедур.

При разработке административных регламентов необходимо обеспечить: а) устранение избыточных и необоснованных административных действий и упрощение административных процедур, их унификацию и оптимизацию; б) устранение необоснованных обременений для граждан и организаций, сокращение финансовых, временных и иных видов затрат, в том числе на получение ими информации; в) прозрачность всех административных действий и процедур для граждан и организаций, которая обеспечивается за счет доступности информации о ходе исполнения функции или оказания услуги; д) устранение возможностей для незаконных поборов и коррупции; е) оптимальное качество и сроки исполнения государственной функции и оказания государственной услуги; ж) исчерпывающий характер требований и предписаний административного регламента, сокращение возможностей для принятия решений по усмотрению государственного служащего; з) возможность оперативного внутриведомственного контроля за исполнением государственной функции или оказанием услуги; и) пер-сонализацию ответственности должностных

лиц за соблюдение требований административных регламентов; к) взаимосвязь всех действий и административных процедур исполнения конкретной государственной функции или оказания услуги; л) порядок обжалования действий и решений, принятых в процессе осуществления административной процедуры, с указанием органа исполнительной власти, должностного лица, которому может быть подана жалоба, сроков рассмотрения жалобы, а также разъяснение возможностей судебного обжалования.

Разработка проекта административного регламента исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) должна осуществляться тем федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого в соответствии с законодательством (включая Положение об этом органе) относится исполнение соответствующей государственной функции или предоставление государственной услуги. При разработке регламента должно быть также обеспечено соответствие содержание регламента утвержденным положениям, определяющим порядок осуществления отдельных видов деятельности6.

Особо надлежит отметить то обстоятельство, что в качестве приложения к проекту административного регламента разрабатываются типовые формы обращений, заявлений и иных документов, необходимых для исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги.

Субъектами выполнения государственной функции или оказания государственной услуги (а также составляющих их административных процедур) являются не только орган исполнительной власти в целом, но прежде всего его структурные и территориальные подразделения, а также должностные лица и иные государственные служащие этого государственного органа. Персональная ответственность за соблюдение требований административных регламентов должна быть закреплена в должностных регламентах или должностных инструкциях государственных гражданских служащих данного органа испол-

нительной власти. После утверждения административного регламента требуется внесение соответствующих изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих или в должностные инструкции лиц, участвующих в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги.

Предусмотренные административным регламентом процедуры должны содержать исчерпывающий перечень возможных действий государственных служащих, должностных лиц и точные критерии их выбора, а также закрытый перечень требований к гражданам и организациям по совершению ими действий, предоставлению документов и т.п. в связи с их участием в исполнении государственной функции или получении государственной услуги.

В конкретном административном регламенте должны быть сосредоточены все требования, касающиеся исполнения данной функции или услуги, и другими решениями органа исполнительной власти устанавливаться не могут. В тексте административного регламента могут содержаться необходимые разъяснения специальных терминов,требований, действий, которые необходимо совершать гражданам и организациям в рамках административной процедуры, а также справочные и информационные материалы. Подобные материалы, имеющие большой объем и вспомогательный характер, могут быть включены в виде приложения к нормативному правовому акту, которым является административный регламент (например, блок-схемы административных процедур, формы документов, порядок и часы приема, перечни подразделений и.т.п.).

В тексте административного регламента необходимо сформулировать правовые основания для начала реализации административной процедуры. К правовым основаниям могут относиться как решения вышестоящих органов государственной власти, так и юридические факты. Такими юридическими фактами служат объективные события, которые порождают или могут при определенных обстоятельствах породить обязанность должностных лиц к действиям в рамках административной

процедуры (например, наступление совершеннолетия порождает обязанность государственных органов оформить паспорт гражданина, а для регистрации брака это событие является необходимым, но недостаточным условием, поскольку необходимо заявление).

Применительно к каждой административной процедуре должны быть определены: а) основания, условия и сроки реализации процедуры или отдельных действий; б) полномочия структурных подразделений, права и обязанности ответственных должностных лиц, а при возможности иных государственных служащих с указанием должности; в) виды и порядок принятия решений, распорядительных указаний, устных поручений и т.п.; г) виды документов, их свойства, реквизиты; д) виды создаваемой или передаваемой информации, в том числе в электронной форме; е) порядок и формы контроля за совершением действий и принятием решений; ж) виды и формы представления результатов. При необходимости в состав административной процедуры могут быть включены требования к качеству обслуживания, информационного обеспечения, специфические для данной административной процедуры, и другие положения.

Содержащиеся в административном регламенте положения о возмездном или безвозмездном характере исполнения государственной функции или предоставлении государственной услуги должны быть изложены в строгом соответствии с законодательством со ссылкой на конкретный нормативный акт, которым определен порядок установления платы за выполнение государственной функции или оказание услуги, а также размер этой платы (пошлина, платеж и т.п.). Если законодательством предусмотрена плата за предоставление информации, то в административном регламенте делается ссылка на нормативный акт, закрепивший возмездный порядок предоставления информации, а также указывается размер платы. В противном случае исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги, а также информации должно осуществляться безвозмездно, о чем делается запись в административном регламенте.

Таким образом, следует признать очевидность позиции:органы исполнительной власти, осуществляя свою деятельность, должны подчиняться единым правилам, установленным законом. Недопустима передача на ведомственноеусмотрение вопросов регламентации таких важных вопросов, как процедуры (правила): принятие административных актов; заключение административных соглашений; совершение распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений, предписаний, контрольно-надзорных, регистрационных, координационных и иных полномочий; совершение иных юридически значимых действий (выдача справок, свидетельств и др. документов); совершение организационных действий; выполнение материально-технических действий, не влекущих правовых последствий.

Это предопределяет потребность повышения качества законодательного регулирования административных процедур, вызывает необходимость вывести их из сферы фрагментарного ведомственного регулирования и поставить на прочный фундамент закона. Административные процедуры, как представляется, должны найти свое законодательное закрепление в целом пакете других федеральных законов об организации и функционировании исполнительной власти: «О федеральных органах исполнительной власти»; «О регулировании отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления»; «Об обращениях граждан»7; «О праве доступа к информации»8, а также в ведомственных актах, предусматривающих специфику рассмотрения жалоб и заявлений в функциональном аспекте.

Но основным нормативным актом должен стать федеральный закон об административных процедурах, несколько вариантов проектов которого уже подготовлено. В пользу этого решения свидетельствует анализ практики разработки регламентов, выявивший целый ряд проблем, эффективное решение которых надлежит осуществлять в форме законов. В 2004 г. были разработаны проекты федеральных законов «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных

услуг». Следует признать верной логику, согласно которой предлагается существенно ускорить процесс разработки и общественного обсуждения проекта федерального закона «Об административных регламентах», одновременно продолжая анализ целесообразности и перспектив принятия отдельного федерального закона «О стандартах государственных услуг»9.

Формирование целостной системы регламентов предстает не только в качестве инструмента регулирования деятельности органов исполнительной власти, но и преследует цель изменения самоготипа администрирования. Мы можем в исторически короткое время изменить структуру государственной власти и систему государственного управления. Значительно труднее изменить управленческую менталь-ность, утвердить в сознании чиновника восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (это в лучшем случае, в худшем — как дополнительного источника денежного довольствия), а как потребителя услуг, которые он обязан предоставить данному гражданину.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 47. Ст. 4933.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 30. Ст. 3046.

3 Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов//Журнал российского права. 2006. № 10. С. 18.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 4. Ст. 305.

5 См.: Административные регламенты федеральных органов государственной власти: вопросы методологии// Журнал российского права. 2006. № 10. С. 29.

6 См., напр.: Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30; Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

7 Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060 — устанавливает общий порядок рассмотрения обращений граждан (ст. 10) и специфику рассмотрения отдельных обращений (ст. 11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства РФ. 2006. 31 (1 ч.). Ст. 3448 — в ст. 8 закрепляет право на доступ к информации, которое распространяется на граждан (физических лиц) и организации (юридических лиц) и включает право осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

9 Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал российского права. 2006.№10. С. 27.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *